Биография
Хотя фильмография Николая Мартона насчитывает десятки ролей в полнометражных картинах и сериалах, пожилой импозантный петербуржец преимущественно театральный актер. Николай Сергеевич стал символом Александринского театра, а его чарующий голос ежевечерне произносит зрителям:
«Убедительная просьба на время спектакля отключить ваши мобильные телефоны».
Детство и юность
Актер, которого коллеги, зрители и критики называют «аристократом духа», родился 10 сентября 1934 года в селе Мотыжин, расположенном в Киевской области. В автобиографической книге «Мне отчаянно везло» Николай Сергеевич сообщил, что в детстве и отрочестве разговаривал на суржике: родным языком отца был русский, а матери — украинский. Когда Коле было шесть лет, его мама умерла от воспаления легких. Мальчик в полной мере испытал и нелюбовь мачехи, и тяжелый крестьянский труд.
В Мотыжине не было даже радио, но однажды (уже после войны) в село приехали с концертом артисты киевского театра имени Ивана Франко, и Мартон навсегда влюбился в волшебство сцены. В школьные годы Коля занимался в кружке художественной самодеятельности.
После окончания семилетки подросток поступил в Киевское ремесленное училище, чтобы получить специальность токаря по металлу. В 15 лет Коля прочел драму «Маскарад» Михаила Лермонтова и, по его словам, «сошел с ума». Когда юноша возвращал книгу в библиотеку, библиотекарь Клавдия Игоревна Дорнер посоветовала юноше сходить в театр. Увидев вновь артистов, которые так восхитили его в детстве (особенно потряс парня Евгений Пономаренко), Николай твердо решил связать биографию со сценой. После окончания училища он днем работал на заводе, а вечером учился в школе и за два года аттестовался за три старших класса.
На пороге 20-летия парень стал студентом Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого. Выпускные спектакли Мартон играл на украинском языке. В «Каменном госте» он перевоплощался в Дон Гуана, а в «Свадьбе Кречинского» — в Ивана Расплюева.
Театр
После получения диплома уроженец Мотыжина четыре сезона прослужил в Крымском русском театре им. М. Горького. На симферопольских подмостках Николай создал 22 образа, включая Ромео в бессмертной трагедии Уильяма Шекспира и Германа в постановке пьесы Алексея Арбузова «Таня». В 1960-м Мартон удостоился медали «За трудовую доблесть», награда была приурочена к Декаде украинской литературы и искусства в Москве.
В 1962 году симферопольская труппа гастролировала в Ленинграде. Художественный руководитель Ленинградского драматического театра имени А. С. Пушкина Леонид Вивьен был потрясен исполнением Мартоном заглавной роли в спектакле «Уриэль Акоста» и предложил молодому артисту перейти в свой театр. Одновременно будущую звезду приглашали в киевский театр им. Леси Украинки и Малый театр Москвы, но Николай выбрал город на Неве, в котором побывал в 1957 году, будучи студентом третьего курса театрального института.
Старики Пушкинского театра восприняли новичка лучше, чем молодые коллеги. Когда Николай Черкасов, с которым Мартон вместе играл в «Скупом рыцаре», оценивал исполнение им роли словом «нормально», уроженец Мотыжина воспринимал это как величайшую похвалу. Сейчас гримерку Николая Сергеевича украшают фото корифеев, с которыми он начинал театральную карьеру в городе на Неве: Черкасова, Бруно Фрейндлиха, Николая Симонова.
После смерти Вивьена Пушкинский театр возглавил Игорь Горбачев. Новый руководитель труппы недолюбливал Мартона и давал ему мало ролей. Однако, когда Николай Сергеевич играл агронома в спектакле «Ивушка неплакучая», за кулисами неизменно собирался аншлаг из сотрудников театра — монтировщиков сцены, осветителей и других технических работников.
Подлинно своего режиссера, Владимира Воробьева, Мартон встретил только в 90-х годах, когда Театру им. Пушкина вернули историческое имя — Александринский. Постановщик и актер вместе сделали ставшие легендарными спектакли «Хозяйка гостиницы» и «Колпак с бубенчиками».
В третьем тысячелетии Николай Сергеевич отлично сработался с режиссерами-новаторами — Валерием Фокиным и Андреем Могучим, считавшим Мартона своим талисманом и не выпустившим ни одного спектакля в Санкт-Петербурге без него. Пожилой актер не побоялся сыграть и в авангардистских спектаклях Теодороса Терзопулоса «Конец игры», «Мамаша Кураж и ее дети», «Маузер». В интервью Мартон говорит, что по-прежнему считает главным в театре Слово, но ему интересно идти в ногу со временем и экспериментировать. Отличительными чертами артиста остаются яркая эмоциональность, музыкальность, выразительность пластики и голоса.
Николай Мартон в кино
В молодости уроженец Мотыжина появлялся на экране преимущественно в фильмах-спектаклях. В образе Альбера в «Скупом рыцаре» Мартон запечатлен в нескольких киноверсиях «Маленьких трагедий», причем в 1966 году его отца играл Николай Черкасов, а в 1971-м — Бруно Фрейндлих. В 1974-м отец Алисы Фрейндлих и бывший актер Крымского русского театра вновь исполнили эти роли на экране — это случилось в телевизионном фильме «Болдинская осень», в котором эпизоды биографии Пушкина переплелись с сюжетами его произведений.
Внешность Мартона неоднократно побуждала кинорежиссеров поручать ему создание образов нерусских (а зачастую даже враждебных протагонистам) персонажей. Так, в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и “катюша”» Николай Сергеевич сыграл штурмбанфюрера СС, в «Интервенции» Геннадия Полоки — французского капитана Симона, в картине «Корпус генерала Шубникова» — фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, а в сериале «Конвой PQ-17» — Дадли Паунда.
Актер пришел к выводу, что кино — это не его стезя, когда Мотыль выбросил из «Звезды пленительного счастья» почти все эпизоды с его персонажем графом Орловым, и в дальнейшем (при наличии выбора) он отдавал предпочтение работе в театре и на радио, озвучиванию иностранных лент и записи аудиоспектаклей (наиболее масштабный из них — «Божественная комедия»). Тем не менее Мартон засветился во множестве сериалов, от «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы» до биографической мелодрамы Виктора Мережко «Сонька Золотая Ручка», а в восьмисерийном детективе «Тени прошлого» исполнил центральную роль букиниста Семена Петровича Львова.
Личная жизнь
С 1976 года Мартон живет в доме № 13 по Бородинской улице. Это здание было построено в 1934–1936 годах по проекту архитектора Александра Оля специально для театральных работников. От дома Николая Сергеевича до Александринского театра 15 минут неспешной ходьбы.
Каждый день актер проходит минимум три километра, а для поддержания в форме голоса и легких ежедневно поет. Три-четыре раза в неделю он посещает бассейн.
В молодости уроженец Киевской области взял в жены коллегу по Театру имени А. С. Пушкина — ассистента режиссера Ларису Павловну. Супруга, подарившая актеру двух детей, сыновей Сергея и Александра, умерла в 2003 году.
Сейчас Николай Сергеевич вновь счастлив в личной жизни. На момент второй женитьбы ему было 72 года, а возраст его избранницы Натальи Ивановны не достигал и 50 лет.
Николай Мартон сейчас
10 сентября 2024 года корифей Александринского театра отпраздновал 90-летие. Мартон продолжает выходить на подмостки, которым отдал более 60 лет жизни: он занят в постановке «Честная женщина», моноспектакле «А. С. Пушкин. Стихи и мысли», а в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» перевоплощается в Смерть.
В день рождения Николая Сергеевича канал «Россия-Культура» показал программу «Линия жизни» с юбиляром, а сам именинник в Александринке в 105-й раз блистал в роли Неизвестного в любимой постановке «Маскарад. Воспоминания о будущем». 15 сентября на том же канале демонстрировался спектакль-концерт Мартона «Вертинский. Русский Пьеро».
19 августа 2024-го актер удостоился благодарности президента Российской Федерации. Также в год Зеленого Деревянного Дракона уроженец Мотыжина получил премию правительства Санкт-Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры». Этой награды Мартон удостаивался и в 2019 году.
Фильмография
- 1964 — «Два брата»
- 1967 — «Женя, Женечка и „катюша“»
- 1968 — «Интервенция»
- 1976 — «Звезда пленительного счастья»
- 1986 — «Прекрасная Елена»
- 1991 — «Дело Сухово-Кобылина»
- 2004 — «Чёрный ворон»
- 2004 — «Конвой PQ-17»
- 2007 — «Сонька Золотая Ручка»
- 2006 — «Тени прошлого»
- 2010 — «Золотое сечение»
- 2013 — «Хуторянин»
- 2018 — «Лачуга должника»
- 2018 — «Довлатов»
- 2020 — «Чувствовать»
Интересные факты
- В один день и год с Николаем Сергеевичем началась биография композитора, автора музыки к фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» Алемдара Караманова.
- На Пионерской площади, у Санкт-Петербургского ТЮЗа, рядом с домом, где живет актер, на «Аллее звезд» есть персональная звезда Николая Мартона. Она «зажглась» в 2022 году.
- Однажды Владимир Этуш рассказал Николаю Сергеевичу, что Владимир Зельдин, который был старше легендарного «товарища Саахова» на восемь лет, называл младшего коллегу «мой мальчик». «Обращайтесь так же ко мне!» — предложил Мартон Владимиру Абрамовичу.