Биография
Николай Симонов с рождения обладал двумя яркими талантами — живописца и актера. В юности он метался между этими огнями, в итоге выбрал искусство перевоплощения. Впрочем, мужчина до самой смерти пронес в душе художника, что помогало ему творить на сцене в полную мощь.
Детство и юность
Николай Константинович родился 4 декабря 1901 года в городе на Волге — Самаре. Отец был родом из Рыбинска, работал управляющим мукомольной компанией, а мама, уроженка Саратова, занималась домом.
Биография актера с детства была связана с искусством и литературой. Родители хотели, чтобы трое детей — Сережа, Коля и Оля — выросли образованными, интеллигентными людьми. В доме имелась хорошая библиотека, ребятишек обучали музыке. Часто у Симоновых проходили творческие вечера. Гости слушали музыку или наслаждались «живыми картинами» — родители устраивали сказочные театральные представления. По выходным семья посещала самарский театр.
Во время учебы в гимназии Николай наконец стал актером. В школьном драмкружке он играл в спектакле по пьесе Александра Островского «Бедность не порок». У мальчика обнаружился еще один талант — природа наделила его даром рисования. Уже в первых работах угадывались смелость и мощь живописца.
Страсть к рисованию взяла верх, и в 1918 году Симонов влился в ряды учеников художественно-промышленной школы. А спустя три года отправился в Петроград, где поступил в мастерскую при Академии художеств. Учителями юноши стали именитые художники Аркадий Рылов и Кузьма Петров-Водкин.
Несмотря на успехи в живописи, в какой-то момент Николай вдруг решил попробовать силы в актерстве. 19-летний самарец попал сразу на второй курс Петроградского института сценических искусств, в течение года совмещая учебу с художественной академией, но в итоге выбрал сцену. В дальнейшем Симонов стал ведущим актером и режиссером Ленинградского государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр), несколько лет возглавлял Самарский краевой драматический театр (Самарский театр драмы имени М. Горького).
Уже в молодости, с первым появлением на театральной сцене, о Николае Симонове сразу же заговорили как о гениальном артисте, при этом весьма колоритном. Могучий богатырь, словно рожденный специально для того, чтобы иллюстрировать человека нового века, новой жизни после революции. До поступления в труппу артист год служил в РККА и великолепно вживался и в партизанского лидера, и в председателя исполкома.
Фильмы
В кинематографе Симонов дебютировал в 1924 году — это был расцвет немого кино. В СССР на экранах кинотеатров доминировали иностранные ленты, но и среди советских были достойные. Уже в 1927-м артист появился на экране в главной роли в картине Чеслава Сабинского «Катерина Измайлова» по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Несколько частей немого черно-белого фильма не сохранились, но картина и сейчас вызывает интерес. Она была показана в 2011-м на Открытом российском кинофестивале «Кинотавр». Критики ставят эту ленту выше цветной костюмной драмы «Леди Макбет Мценского уезда» Романа Балаяна, снятой 60 годами позже.
В следующем году вышла еще одна картина с Николаем Константиновичем в главной роли — «Кастусь Калиновский». Режиссер Владимир Гардин доверил Смирнову образ вожака восставших крестьян. Партнерами по съемочной площадке стали Борис Ливанов, Николай Комиссаров, красавица Софья Магарилл. Этот эпохальный проект вместе с «Его превосходительством» Григория Рошаля был приурочен «Белгоскино» к 10-й годовщине Октябрьской революции.
Вышедший в 1934-м звуковой биографический фильм «Чапаев» с Симоновым, Борисом Бабочкиным, Георгием Жженовым стал известен далеко за пределами СССР, где его посмотрели 30 млн зрителей. Картина братьев Васильевых вызвала ажиотаж с первых дней проката, его демонстрировали одновременно в нескольких кинотеатрах, а в ленинградском «Сатурне» показ шел ежедневно на протяжении двух лет. Лента открыла 1-й Московский МКФ, где завоевала Гран-при. Иосиф Сталин считал картину лучшей в советском кинематографе и за два года просмотрел ее больше 30 раз. «Чапаева» назвал своим любимым фильмом президент РФ Владимир Путин.
За рубежом драму увидели зрители в Италии, Дании, Польше, Германии, она завоевала награды на Всемирной выставке в Париже, МКФ в Венеции, Лидо-дельи-Эстензи, приз Национального совета кинокритиков США и другие.
В 1938 году на экраны вышла двухсерийная эпопея по роману Алексея Толстого «Петр Первый», ее посмотрели 24 млн зрителей. Все сыгранные ранее роли Симонова померкли перед новой работой — актер предстал перед зрителем в образе самого Петра Великого. Лента объединила весь цвет кинематографа. Князя Александра Меншикова сыграл Михаил Жаров, Екатерину I — Алла Тарасова, в графа Петра Толстого преобразился Владимир Гардин. В картине снялся еще десяток известных в те времена актеров. Лента удостоилась награды на Всемирной выставке в Париже и в XXI веке продолжает фестивальный прокат (фестиваль исторических фильмов «Вече», фестиваль русского кино в Ницце и другие).
В советско-болгарском проекте «Герои Шипки» (1954) Симонов воплотил еще одного известного исторического персонажа — немецкого политика Отто фон Бисмарка. Картина Сергея Васильева, посвященная событиям русско-турецкой войны 1877–1878 годов, получила приз за лучшую режиссуру на МКФ в Каннах.
Экранизацию романа Этель Войнич «Овод», где, помимо Симонова, блистали Олег и Марианна Стриженовы, Владимир Этуш, посмотрели 39 млн зрителей. Драма Александра Файнциммера в 1955 году вошла в топ-3 лидеров проката, обойдя французскую премьеру приключенческой комедии «Фанфан-Тюльпан» с Жераром Филипом и Джиной Лоллобриджидой.
Еще одна знаковая роль в фильмографии Николая Константиновича — доктор Сальватор из фантастической драмы «Человек-амфибия». Критики называли приключенческое кино третьесортным жанром, но экранизация романа Александра Беляева стала лидером советского кинопроката 1962 года — кинотеатры продали 65 млн билетов. Через три года после премьеры число зрителей превысило 100 млн. Фото артистов печатали в советских СМИ. По опросу журнала «Советский экран», исполнители главных ролей Владимир Коренев и Анастасия Вертинская вошли в топ-10 лучших актеров года. Оценили кино и за рубежом — оно получило призы на фестивале фантастических фильмов в Триесте.
Личная жизнь
Николай Константинович отличался постоянством в личной жизни: вне театра и киностудий был домоседом, трогательным, нежным и любящим семьянином. Говорят, дом был той тихой пристанью, где он находил покой.
Жена Анна Григорьевна Белоусова, в прошлом актриса Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр), бережно хранила домашний очаг. Участвуя в съемках документального фильма о звездном супруге, женщина рассказывала:
«Когда Николай Константинович уходил в театр утром, я стояла у окна и махала ему рукой, а он непременно отвечал. Однажды не помахал, я даже растерялась. Потом он позвонил с работы и извинился».
В семье родились двое детей — дочь Екатерина и сын Николай, который в будущем стал известным врачом-онкологом. Наследников Симонов очень любил, старался посвящать им все свободное время.
Смерть
В последний раз актер появился на экране в начале 70-х. Детективный телефильм «Последнее дело комиссара Берлаха» повествует о швейцарском полицейском, который разыскивает нацистских преступников. Главный герой болеет раком и в финале умирает. По иронии судьбы та же болезнь подкрадывалась и к Николаю Симонову, но о ней актер и родные еще не догадывались.
На съемках фильма актер стал закашливаться. Лето стояло жаркое, удушливое, поэтому никто не обращал внимания на кашель. Только когда Николаю Константиновичу стало тяжело глотать, жена забила тревогу. В начале зимы сделали рентген, снимок показал опухоль пищевода, которая впоследствии и стала причиной смерти артиста. Для операции время было упущено. Затем потянулись месяцы тяжелого лечения, при этом больному о диагнозе так и не сказали.
Николай Константинович умер в апреле 1973 года. Похоронили великого артиста в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. Спустя семь лет могилу украсил бронзовый бюст на высоком постаменте. Скульптор Карэн Саркисов сумел передать гордую осанку актера, ставшую при жизни его визиткой.
Фильмография
- 1924 — «Красные партизаны»
- 1925 — «Девятое января»
- 1926 — «Катерина Измайлова»
- 1927 — «Кастусь Калиновский»
- 1928 — «Сын рыбака»
- 1929 — «Родной брат»
- 1932 — «Парень с берегов Миссури»
- 1934 — «Чапаев»
- 1938 — «Петр Первый»
- 1946 — «Остров Безымянный»
- 1949 — «Сталинградская битва»
- 1955 — «Овод»
- 1962 — «Человек-амфибия»
- 1965 — «Рабочий поселок»
- 1971 — «Последнее дело комиссара Берлаха»
Интересные факты
- Актер до седой старости продолжал рисовать: писал маслом, работал карандашом. Живопись стала своего рода второй его натурой. Критики говорят, что именно это занятие помогало Симонову находить краски драматургических образов.
- Помимо театра, Николай Константинович занимался концертной деятельностью, его партнерами были Рудольф Фурманов, Анатолий Папанов и другие.
- Константин Симонов и Николай Симонов были однофамильцами и не имели родственных связей.