Биография
Елена Владимировна Метёлкина — советская и российская киноактриса, манекенщица, неземная красота которой стала причиной выбора ею профессии. Карьера должна была развиваться легко — слава и восхищение зрителей упали к ее ногам уже после первого появления на экране. Но эпоха, которая породила подобный идеал женственности, вскоре закончилась, мечты о светлом будущем сменились нестабильными 80-ми и лихими 90-ми. Метёлкина все невзгоды в своей жизни приняла с честью — она не изменила своему стилю и самой себе.
Детство и юность
Елена Метёлкина родилась 23 октября 1953 года в Москве в семье военного инженера. Девочка росла послушной и тихой, много времени проводила дома за чтением, была покладистой и спокойной. Отец Елены прошел всю войну, был участником битвы под Сталинградом, имел семь изобретений в сфере строительства и инженерии.
В начале 80-х годов Владимира Метёлкина втянули в скандал с растратой средств, и он ушел из жизни, ударив себя в сердце кортиком. После смерти отца Елена стала постоянно проживать вместе с матерью, приняв на себя обязанности главы семьи.
Фильмы с Еленой Метёлкиной
Елена Метёлкина дважды пробовала поступить в театральный вуз. Мечта стать актрисой преследовала ее с ранней юности, когда из гадкого утенка девушка вдруг превратилась в привлекательную молодую особу. Первую попытку Елена сделала в 1972 году, когда пришла на прослушивание в «Щуку». Поступить в театральный институт у девушки не получилось, но ее заметили и предложили сняться в кино в эпизодической роли. Так состоялся дебют Метёлкиной в кино. Ей досталась эпизодическая роль в картине 1973 года под названием «Берега».
Елена не теряла надежды получить актерское образование и через год попробовала поступить во ВГИК. Девушка снова провалила пробы, после чего решила поработать в качестве манекенщицы. В 1980 году на экраны вышел фильм «Через тернии к звездам», в котором у Метёлкиной была главная роль. В кадр она попала благодаря внешности.
В то время, когда создатели фильма искали актрису на роль инопланетной девушки, фото Елены были украшением модных каталогов одежды. За несколько лет красавица стала успешной манекенщицей. Ее необычную внешность заметили и пригласили на пробы. Модель получила роль Нийи, которая принесла ей известность. Фильм посмотрело больше 20 млн человек, а молодую актрису стали узнавать в метро, на улице, в магазине.
По воспоминаниям Метёлкиной, сниматься оказалось легко — руководил работой режиссер Ричард Викторов, педагог по образованию. У него хватало терпения возиться с неопытными артистами. Другой начинающей актрисой в фильме стала Людмила Нильская, которая к этому времени уже ярко дебютировала на экране.
Манекенщица стала прообразом фигур погибших инопланетян, которых создали по ее слепку. Форму заполнили жидким пенопластом. Перед участием в проекте модели пришлось побриться налысо, но художественный совет не пропустил такой образ. Кинематографисты вышли из положения, сделав для всех инопланетных существ белые парики. Но бриться все равно приходилось по 2-3 раза в неделю.
Несмотря на отсутствие волос, Метёлкина все равно вызывала восхищение у мужчин. Одну ее не выпускали с площадки на прогулки, особенно тщательно оберегали исполнительницу в Таджикистане, где снимали сцены с другой планеты. Здесь находилась разрушенная теплостанция, которая подходила под декорации ранее произошедшей техногенной катастрофы. Пещеры планеты Дессу снимали в центре Москвы под землей. Невесомость пришлось воссоздавать под водой. Сложная сцена в бассейне была создана вопреки всем трудностям. Актеры погружались в воду вниз головой, чтобы пузырьки из аквалангов уходили к ногам.
На съемках Елена подружилась с Игорем Всеволодовичем Можейко, который больше известен под именем Кира Булычева. Через 3 года после выхода картины «Через тернии к звездам» Метёлкина снова получила роль в экранизации произведений знаменитого советского писателя.
Елена сыграла Полину, сотрудницу Института времени, в ленте «Гостья из будущего». Она была той самой далекой и недосягаемой красавицей, которая появилась, чтобы забрать Алису в ее время. В кинофильме блеснула еще одна маленькая звездочка на тот момент — Инна Гомес, которая впоследствии сделала карьеру в кино. Поклонники ее часто путали с Метёлкиной, предполагая, что это ее дочь или сама актриса.
Картина «Гостья из будущего» вышла в 1984-м, в том же году у Елены была еще одна заметная работа в кино. Она снялась в комедии режиссера Евгения Герасимова «Очень важная персона». Актриса работала на одной съемочной площадке с Юрием Назаровым, Ниной Руслановой, Вячеславом Невинным и Николаем Парфеновым. Интересно, что Герасимов тоже снимался в эпизодической роли в ленте «Гостья из будущего», он играл робота Вертера.
Карьера модели
Елена была успешной моделью и манекенщицей середины 70-х. Фотографии в каталогах вязаной и сшитой одежды стали ее пропуском в мир кино. Отец Метёлкиной был против того, чтобы дочь становилась манекенщицей, но после нескольких неудачных попыток поступления в театральный институт Елена устроилась в Общесоюзный дом моделей одежды.
В то время девушка работала библиотекарем, но ее рост и вес соответствовали модельным параметрам, а внешность была оригинальной. Красавицу заметили и пригласили поработать моделью для журнала «Модели сезона» внештатно, что повлияло на развитие ее творческой биографии. Девушка быстро вошла во вкус и подыскала себе место манекенщицы в демонстрационном зале ГУМа.
После перестройки Елена Метёлкина перешла работать в шоурум Милы Надточий, но проект оказался коммерчески невыгодным. За время работы манекенщицей Елене часто приходилось сниматься для журналов и книг по вязанию и шитью. Ее фото в молодости можно найти в многократно переизданной советской книге «Азбука вязания».
Елена Владимировна могла бы всю жизнь работать манекенщицей, но ее профессия изжила себя по причине массового появления магазинов готовой одежды. Модельную карьеру женщина окончила в возрасте 46 лет.
После завершения карьеры
Елена Владимировна работала секретарем-референтом, продавщицей одежды и обуви, воспитателем в школе-интернате, менеджером по работе с клиентами и даже уборщицей. Сейчас Метёлкина трудится в иконной лавке и поет в приходском хоре в одной из московских церквей.
Личная жизнь
Во время съемок в 1980 году Елена познакомилась в Крыму с молодым человеком по имени Сергей. Она была очарована галантными ухаживаниями и очень скоро влюбилась. В Москву после окончания съемок девушка вернулась с кавалером. Родителей поставила перед фактом, что собирается выйти замуж.
Елена и Сергей расписались. Молодой муж имел дочь от прежних отношений и был недоволен, когда Метёлкина забеременела. Елена ответила отказом на предложения сделать аборт, и в семье начались разногласия. Беременность была сложной, женщина одно время лежала на сохранении. За это время муж подыскал себе новую возлюбленную. После рождения сына Александра супруг окончательно ушел из семьи.
Расставание с мужем усугублялось тем, что он оказался брачным аферистом и пытался отсудить у Метёлкиных их квартиру. В этот период отца манекенщицы втянули в скандал с растратой средств, и он, не выдержав давления, покончил с собой. Судебные разбирательства шли несколько лет, но в конечном итоге квартиру удалось отстоять, а брак был признан недействительным.
Тяжелые жизненные испытания приводили знаменитость в уныние и подтолкнули к поискам ответов на извечные вопросы. Метёлкина стала очень религиозным человеком. Сначала она посещала храм, потом ездила в паломничество по святым местам, позднее обрела духовного наставника в лице отца Михаила Титова.
Сын Елены Метёлкиной окончил институт международных отношений, но работе по специальности предпочел карьеру автослесаря, мечтая о создании собственного дела.
Елена Владимировна считает, что личная жизнь пока не является законченной главой в книге ее жизни и она еще встретит христианина, с которым будет счастлива.
Елена Метёлкина сейчас
Сегодня «главная инопланетянка Советского Союза» ведет закрытый образ жизни. Однако в 2024 году она согласилась прийти на ток-шоу «Жизнь и судьба» с Борисом Корчевниковым. В разговоре с телеведущим Елена Владимировна вспомнила о том, как шла подготовка к съемкам кинохита «Через тернии к звездам». Актриса призналась, что получала множество писем от поклонников, которые уговаривали ее не появляться на экранах в других амплуа.
В интервью звезда рассказала и о своем единственном неудачном замужестве, о том, сколько боли принес ее семье Сергей. Сейчас она вычеркнула его из жизни, посчитав, что этот человек недостоин эмоций, даже негативных. Знаменитость подтвердила, что работает при храме свечницей и из-за не сложившейся личной жизни не унывает.
Фильмография
- 1973 — «Берега»
- 1981 — «Через тернии к звёздам»
- 1984 — «Очень важная персона»
- 1984 — «Гостья из будущего»
- 1992 — «Прикосновение»
- 2002 — «Война»
- 2011 — «Простое женское счастье»
Интересные факты
- Для съемок в фильме «Через тернии к звездам» актриса увольнялась из ГУМа, но впоследствии с легкостью восстановилась там в прежнем статусе.
- Метелкина следит за жизнью бывших коллег. Так, однажды она обмолвилась журналистам о Наталье Гусевой, которая после второго замужества вновь обрела радость материнства.
- Консервативные взгляды влияют на быт Елены Владимировны. Более 50 лет она не решалась на ремонт в квартире, но преображение ее жилища все же произошло в 2018 году благодаря сотрудничеству с авторами проекта «Идеальный ремонт». Наталья Барбье и команда передачи учли пожелания владелицы апартаментов и воссоздали интерьер в стиле советского периода начала 70-х годов.