Биография
Анастасия Вознесенская — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации. За плечами звезды экрана десятки заметных ролей, в которых она успела продемонстрировать всю мощь, силу и красоту актерского таланта. Но сложно представить жизнь и творчество этой замечательной женщины без ее верного спутника — любимца зрителей актера Андрея Мягкова.
Детство и юность
О ранних годах знаменитости детальной информации не найти, что объясняется давней нелюбовью Анастасии Валентиновны к журналистам, излишней суете вокруг ее персоны и нежеланием впускать посторонних в личное пространство.
Прессе известно, что на свет Вознесенская появилась в Москве, год рождения — 1943-й. Окончила столичную общеобразовательную школу и в начале 1960-х поступила в Школу-студию МХАТ. На курсе Василия Маркова юная Анастасия училась вместе с Верой Алентовой, Владимиром Меньшовым, Ириной Мирошниченко и будущим мужем Андреем Мягковым.
О том, кем были родители Анастасии Валентиновны и как приняли решение дочери стать актрисой, история умалчивает. Известно, что Вознесенская не единственный ребенок в семье. У артистки было 2 сестры, с которыми, по неподтвержденным сведениям, она не поддерживала отношений после смерти матери в начале 2000-х годов.
Театр
Школу-студию МХАТ Вознесенская окончила в середине 1960-х. Перспективную выпускницу и обаятельную молодую женщину в труппу «Современника» позвал сам Олег Ефремов, но Анастасия Валентиновна поставила условие: согласна работать только в паре с Мягковым. Художественный руководитель вынужденно согласился и не пожалел.
На подмостках «Современника» актриса не потерялась среди созвездия талантливых коллег. Вознесенская сыграла Марию Шамраеву в чеховской «Чайке», Бабакину в постановке «Иванов» и героинь пьес Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» и «Утиная охота».
Когда Ефремов покинул «Современник», Анастасия Валентиновна и Андрей Васильевич ушли за мэтром в МХАТ, а после раздела труппы в 1987 году снова последовали за Олегом Николаевичем.
В 1980-х Анастасия Вознесенская была примой театра Ефремова. Ведущей артистке доверяли роли всей жанровой палитры — от гротескно-комедийных до драматических. Критики после каждой премьеры разражались хвалебными рецензиями в адрес актрисы, превозносили умение наполнять любой образ психологической достоверностью, не теряя профессиональной формы.
В 90-е актриса появлялась и на театральной сцене, и в фильмах-спектаклях. Особую популярность среди поклонников Вознесенской получили постановки «Молочный фургон не останавливается больше здесь», где артистка примерила на себя колоритный образ маркизы Кондотти, и «Чехов и К°» — масштабный проект, подготовленный к 100-летнему юбилею со дня рождения русского классика и включивший в себя 30 новелл по чеховским произведениям. В эпизоде «В пансионе» Анастасия Валентиновна сыграла мадам Жевузен. В этой же серии появился и Мягков, вжившийся в образ учителя математики Дырявина.
Последними ролями, сыгранными Вознесенской в театре, стали Роза Песочинская в спектакле «Ретро» и Вета в «Белом кролике». Режиссером первого проекта выступил сам Андрей Васильевич, представив вниманию зрителей драматическое повествование о престарелом вдовце и трех пожилых дамах. Во второй постановке по пьесе Мари Чейз супруги сыграли вместе.
Фильмы
Кинематографическая биография Вознесенской складывалась не менее успешно, чем театральная. На экранах звезда появилась сразу после окончания вуза. В 1966 году Анастасия дебютировала в короткометражках «Первая любовь» и «Путешествие», а спустя год режиссер Евгений Ташков доверил ей главную роль в 3-серийной военной драме «Майор Вихрь», в основу которой лег одноименный роман Юлиана Семенова.
Зрители увидели Анастасию Вознесенскую в образе радистки Ани Родионовой. Ее партнерами по съемочной площадке стали Вадим Бероев и Виктор Павлов. Мини-сериал имел громкий успех, а все артисты проснулись знаменитыми.
На первую половину 1970-х годов пришелся пик популярности актрисы. В это время Мягков хотя и снимался, но был на шаг позади популярной супруги. Анастасия Валентиновна, регулярно пополняя свою фильмографию, стремилась выбить для супруга хоть эпизод в картине, где снималась.
Все изменилось в середине 1970-х, когда на экраны вышел сначала один кинохит Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», а затем и другой — «Служебный роман», в котором муж Вознесенской блистал в дуэте с Алисой Фрейндлих. Теперь уже Андрей Мягков искал роли для жены.
Артисту удалось уговорить Рязанова дать работу Вознесенской в комедии «Гараж» (она предстала на экране в образе директора рынка Аллы Кушаковой). Но случались и отказы — например, когда Алексей Коренев захотел снять Мягкова в роли учителя истории Нестора Петровича в комедии «Большая перемена». Андрей Васильевич поставил ультиматум: снимется, если учительницу литературы Светлану Афанасьевну воплотит на экране его жена. Коренев не согласился. В итоге в ролях педагогов появились Михаил Кононов и Наталия Богунова.
Со временем все поменялось местами — если раньше, упоминая Мягкова, говорили «муж Вознесенской», то теперь в прессе чаще звучали обороты «жена Андрея Мягкова». Супругов, впрочем, это совсем не волновало — оба были лишены профессиональной ревности друг к другу.
В конце 1980-х карьера актрисы пошла на спад. Единственным громким проектом, в котором ей доверили эпизод в эти годы, оказалась мелодрама Рязанова «Вокзал для двоих». Анастасии Вознесенской там досталась роль дежурной в «Интуристе», приютившей героя Олега Басилашвили.
Крупную роль артистке в 1983 году доверила режиссер Аида Манасарова в драме «Оглянись». Анастасия Валентиновна сыграла Татьяну Суханову, которая пыталась найти общий язык с сыном-подростком (Дмитрий Щеглов). В фильме также появились Табаков и Мягков. В 1987-м супруги снялись в качестве мужа и жены в детской комедии о жизни большой и веселой семьи «Кувырок через голову». Экранной дочерью актеров стала Аня Мигдал. Сюжет основан на повести Зои Журавлевой.
Следующим фильмом, который и сейчас актуален благодаря проблематике отношений отцов и детей, стала драма Михаила Туманишвили «Авария — дочь мента». Вознесенскую зрители узнали в образе сварливой, но заботливой матери главной героини, которую блестяще сыграла Оксана Арбузова.
В 1990-х годах Анастасия Валентиновна мелькнула на экранах в эпизодах проектов «Виновата ли я», «Завещание Сталина» и «Крестоносец».
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы сложилась счастливо и гармонично. С будущим мужем Анастасия Вознесенская познакомилась в молодости в театральном вузе. Мягков, у которого уже имелся диплом химика-технолога, оказался старшим среди однокурсников. Внимание на очаровательную хрупкую москвичку ленинградец обратил на 1-м же курсе. Вспыхнувший роман со временем разгорался сильнее, и студенческую свадьбу пара сыграла, не откладывая на конец учебы.
Вместе супруги прожили больше половины века, сумев не растерять чувств. Знакомые актерской семьи говорили, что у пары до самого конца сохранялись трогательно-нежные отношения, как в годы зарождения романа. В 2013 году артисты отметили золотой юбилей со дня бракосочетания: вдвоем, без детей. Не став родителями, они «усыновили» и «удочерили» своих учеников, студентов Школы-студии МХАТ.
В 2021-м, уже после смерти Мягкова, вышел выпуск «Прямого эфира» с фрагментами интервью артиста. В нем Андрей Васильевич отметил, что за годы карьеры ему встречалось множество поклонниц:
«И писали, и поджидали». Но такие знаки внимания не расценивались артистом как искушение. Он говорил: «У меня была и есть Анастасия Вознесенская. Так что я легко пережил этот момент».
Состояние здоровья
В конце XX века в обществе заговорили о развивающемся алкоголизме Вознесенской. Коллеги и журналисты полагали, что из-за малой востребованности в театре и кино женщина погрузилась в депрессию и регулярно пьет спиртные напитки. Побороть пагубную привычку помог любящий муж, окружив половинку теплом и заботой.
В конце 2017 года поклонники пары встревожились новостями о госпитализации Андрея Мягкова, попавшего в больницу с сильными головными болями. В СМИ заговорили о звездной чете, о которой давно ничего не было слышно. В театре, где ранее трудились артисты, рассказывали, что в тот период Мягков и Анастасия Валентиновна некоторое время не появлялись за кулисами из-за проблем со здоровьем.
Хотя на короткое время Вознесенская возобновила редкие спектакли, последние годы пожилая женщина посвятила заботе о муже и борьбе с собственной болезнью — сахарным диабетом, который ранее обострился из-за инсульта. Пара сторонилась папарацци, не выкладывала фото в социальных сетях.
В ночь на 18 февраля 2021 года произошла трагедия: Андрей Васильевич скончался в московской квартире в возрасте 82 лет. Анастасия Валентиновна обнаружила супруга без сознания и вызвала врачей, прибывшие медики констатировали смерть.
По данным СМИ, причиной кончины стала острая сердечная недостаточность. Прощание с Андреем Мягковым прошло 20 февраля в здании МХТ имени А. П. Чехова. Могилу для народного артиста государство выделило на Аллее актеров на столичном Троекуровском кладбище.
Смерть
14 января 2022 года, почти год спустя после смерти Андрея Мягкова, из жизни ушла и его вдова Анастасия Валентиновна. Причиной смерти народной артистки стали последствия коронавирусной инфекции. Прощание с Вознесенской прошло, как и с ее супругом, в МХТ. Коллеги вспоминали женщину теплыми словами и отмечали, что она не сыграла роли, достойной ее таланта. Последний покой артистка нашла рядом с мужем, на могилах двух знаменитостей установили одинаковые кресты.
Фильмография
- 1966 — «Путешествие»
- 1967 — «Майор Вихрь»
- 1969 — «Адам и Хева»
- 1979 — «Утренний обход»
- 1979 — «Гараж»
- 1979 — «Старые долги»
- 1982 — «Вокзал для двоих»
- 1983 — «Оглянись»
- 1986 — «От зарплаты до зарплаты»
- 1989 — «Авария — дочь мента»
- 1991 — «Виновата ли я»
- 1993 — «Завещание Сталина»
- 1995 — «Крестоносец»
- 1998 — «Чехов и Ко»
- 2002 — «Ретро»
Интересные факты
- Вознесенская принимала участие в постановках не только на сцене, но и на радио. Голос грубоватой и взбалмошной дочери управляющего Ильи Шамраева слушателям понравился не меньше, чем облик, воплощенный актрисой на театральных подмостках.
- Среди наград и званий Анастасии Валентиновны Вознесенской числятся 2 ордена. В 2009-м звезду удостоили ордена Почета за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства. А через 10 лет россиянка за большой вклад в профессию стала кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- Анастасия Вознесенская сумела стать настоящей музой для мужа, вдохновив на раскрытие многих талантов помимо актерского. Написав портрет жены, Мягков так увлекся живописью, что его картины впоследствии украсили дома Галины Волчек и Михаила Горбачева. А услышав от любимой супруги, перечитавшей все детективы, что читать больше нечего, Андрей Васильевич сел за написание книг и сочинил 3 романа, один из которых экранизирован.