Биография
Актриса Фаина Раневская покорила старую Россию и весь Советский Союз. Ее называли скандальной особой, язвительной дамой с искрометным юмором и философом с сигареткой в зубах. Ее боялись и боготворили одновременно, одни искали с ней встреч, а другие избегали. Такой всем запомнилась артистка, которая, прячась за незаурядной личностью, была одинокой и ранимой.
Детство и юность
Фаина Раневская (настоящие имя и фамилия — Фанни Гиршевна Фельдман) родилась в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года, по знаку зодиака Дева. На то время семейство Фельдман жило в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины, подрастали еще четверо детей: сестра Изабелла Фельдман и трое братьев (один умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой — воспитывала наследников. Папа был влиятельным фабрикантом, владел производственным предприятием, имел магазин, дома и пароход.
Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей, напротив, она страдала от одиночества. В детстве была робкой и неуверенной в себе, отчасти из-за того, что заикалась. Иногда это происходило и во взрослом возрасте в минуты волнения, но исключительно в обычной жизни — и никогда на сцене.
Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать ее из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.
После 10 лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на нее увиденный в 13 лет спектакль «Вишневый сад». Оно было настолько большим, что девочка экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-м Фанни Фельдман уехала в Москву.
Театр
В Первопрестольную Фанни приехала налегке: отец не дал дочери на проживание ни копейки, ведь считал ее желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу почувствовала себя счастливой и свободной. В эти годы будущая актриса познакомилась с легендарными личностями, сверхпопулярными уже в то время поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским. Тогда же встретилась с артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.
К сожалению, Фаину не приняли в московские театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть девушке известная артистка Екатерина Гельцер. Она похлопотала, чтобы Фельдман взяли в один из театров Подмосковья. Но, когда сезон летних представлений закончился, молодой актрисе пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.
Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными — семейство Фельдман эмигрировало. Но был и счастливый момент — девушку приняли в Театр актера. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась со спектакля «Роман», где она сыграла роль Маргариты.
Потом последовали постановки, где артистка воплощала более заметных героинь. В спектакле «Вишневый сад» она примерила на себя образ Шарлотты Ивановны. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом перешла в более известный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».
В самом начале 50-х Фаина Раневская стала актрисой Театра имени Моссовета, где ее пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант артистки часто превосходил дарования постановщиков. У Раневской было собственное видение игры, и оно время от времени не совпадало с режиссерским.
Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала ее и представила на свой лад. При этом Фаина Георгиевна затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих артистов, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с Юрием Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Раневской. Тем не менее на этой сцене артистка появлялась четверть века.
Здесь она сыграла заметные роли. Зрители с удовольствием наблюдали за миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя ее Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина». В 1978 году вышла телевизионная версия постановки. Вместе с Раневской главную роль исполнил Ростислав Плятт, он сыграл Барклея Купера.
Окончилась театральная биография Фаины Георгиевны в Театре имени А. С. Пушкина, бывшем Камерном, в 1963 году.
Фильмы с Фаиной Раневской
Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Михаила Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший постановку.
В самом конце 30-х Раневская сыграла в трех картинах, которые сделали ее узнаваемой. Артистка воплотила в кадре образы жен. Самая популярная супруга появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемое и теперь уже крылатое выражение:
«Муля, не нервируй меня!»
Впоследствии этой фразой артистку дразнили дворовые мальчишки, а однажды, награждая кинодиву, ее вспомнил Леонид Брежнев.
В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Исидора Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Пуговкиным. А в 1945-м она появилась в военной музыкальной комедии «Небесный тихоход», где исполнила роль врача, профессора медицины. И вновь своим образом попала в самое яблочко.
В 1947 году фильмография артистки пополнилась знаменитой комедией «Весна», в которой Раневская сыграла Маргариту Львовну. Любовь Орлова и Николай Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых. Сценарий киноленты пролежал на полке несколько лет: авторы закончили работу над ним за 2 дня до начала войны. Впервые в «Весне» советский кинематограф опробовал спецэффекты: съемки главной героини и ее двойника в одном кадре.
В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке». Сценарист картины Евгений Шварц обожал Раневскую. Он позволил артистке вставлять бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей в карьере Фаины Георгиевны.
В 1964-м она появилась в комедии «Легкая жизнь» вместе с Юрием Яковлевым. Сатирическую ленту снимал режиссер Вениамин Дорман. В ней Раневской удалось феноменально изобразить спекулянтку Маргариту Ивановну, которую называли Королева Марго. В итоге фильм занял 17-е место в списке самых кассовых картин того года.
Последняя роль Раневской в кино — лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссеру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже известной, то, конечно же, режиссер согласился на все, лишь бы заполучить звезду в фильм.
Личная жизнь
Личная жизнь Фаины Раневской оказалась несчастной. Она не была замужем. Знаменитость избегала мужчин из-за психологической травмы, полученной в молодости. Фанни влюбилась в актера труппы. Как ей казалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришел, но не один, а с женщиной, и попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли причинить боль.
Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-х годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти мужа с родным человеком. Но вскоре она заболела и умерла.
В СМИ писали об отношениях Раневской и маршала Федора Толбухина, в одних источниках пару называли возлюбленными, в других — просто друзьями. Знакомство пары произошло в Тбилиси, где актриса гастролировала с театром, а Толбухин командовал Закавказским военным округом. Артистку тогда впечатлила деликатность и скромность ее нового друга, с которым она старалась не расставаться ни на минуту. Отношениям не суждено было перерасти в нечто большее: спустя 2 года после первой встречи избранник кинодивы скончался.
Фаина Раневская осталась одна. Единственной любовью она называла Павлу Вульф. Русская актриса не поступила в Московский художественный театр, поэтому работала в нижегородском и рижском театрах. Знакомство женщин состоялось в Ростове-на-Дону после революции, Вульф на долгие годы стала для Фаины Георгиевны учителем и верным другом.
Еще одной близкой подругой артистки была Татьяна Пельтцер. Советская актриса театра и кино никого к себе не подпускала, но с Раневской сразу нашла общий язык и интересы. При этом Фаина Георгиевна жила не одна, при ней был друг, скрашивавший одиночество, — собака Мальчик. После смерти актрисы на ее надгробии установили металлическую фигурку любимца.
В молодости внешностью Раневской восхищались (рост 180 см, пронзительный взгляд, каре темных волос). Держать горделивую осанку, представляя себя как особу со статусом, ей удавалось и в старости, что хорошо видно на фото, за это женщину продолжали любить, несмотря на взбалмошный характер.
Смерть Фаины Раневской
Коллеги Фаины Георгиевны вспоминали, что у актрисы было слабое здоровье. Она часто ходила к врачам и лежала в больнице. Чтобы не падать духом и не дать болезням взять над собой верх, женщина шутила над заболеваниями и медперсоналом, который ее обслуживал.
Скончалась великая Фаина Раневская в июле 1984 года в Москве, причиной смерти стал инфаркт, отяжеленный пневмонией. Современники называют Раневскую королевой второго плана и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.
Похороны и прощание прошли на Новом Донском кладбище. Перед смертью актриса с присущим ей сарказмом завещала высечь на памятнике: «Умерла от отвращения». Но делать этого не стали, Фаина Георгиевна похоронена под обычным надгробием в могиле ее сестры Изабеллы. Поклонники творчества постоянно приносят на могилу свежие цветы.
Память
В 2016 году 120-летие знаменитой актрисы отметили драматической комедией «Одинокая насмешница». В постановке Льва Шимелова зрители увидели королеву эпизодических ролей в ее московской квартире. Фрагменты постановки взяты из жизни Раневской.
Пару раз в Таганроге планировалось открыть музей в честь актрисы в квартире, где она жила. Там сохранились интерьер и даже некоторые личные вещи. Однако дом по-прежнему заселен жильцами. Но в городе установлен памятник звезде советского экрана в образе Ляли. Правда, зонтик из рук монумента все время стараются отпилить вандалы.
На телевидении имя великой исполнительницы увековечено рядом документальных фильмов. В 2009 году на экраны вышла лента «Красота — страшная сила», в названии которой отображена крылатая фраза Раневской, произнесенная ею в комедии «Весна». В 2015 году на Первом канале был показан сериал «Орлова и Александров», повествующий о творческом и любовном союзе Любови Орловой и Григория Александрова. Естественно, в нем была показана и современница и подруга главной героини Фаина Раневская, ее сыграла Юлия Рутберг.
В 2019 году на канале ТВ-3 была представлена программа «Интервью», в ходе которой Фаина Раневская дала интервью телеведущей Татьяне Лазаревой. Естественно, вместо актрисы в кресле напротив Лазаревой сидела женщина, похожая на нее, но озвучивала факты из жизни советской звезды.
Большой киноработой, посвященной великой актрисе, стала биографическая драма «Раневская», вышедшая на экраны в 2023 году. Режиссером проекта, съемки которого велись в Таганроге и Ростове-на-Дону, стал Дмитрий Петрунь. В фильме помимо исторических личностей есть и вымышленные персонажи, присутствие которых в повествовании полнее раскрывает особенности характера и поступков артистки.
Для главной роли подбирали актрису, лицо которой не примелькалось на экране. Ею стала Мариэтта Цигаль-Полищук. Много времени режиссер и исполнительница уделяли репетициям, поэтому образ получился многогранным и живым. По признанию постановщика, в проекте ушли от цитирования Фаины Георгиевны: не хотелось превращать сюжет в анекдот. Но в ряде сцен присутствуют высказывания народной артистки.
Цитаты
Высказывания и цитаты острой на словцо Фаины Георгиевны превратились в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причем доставалось от нее всем, без учета рангов и должностей. Шутила она и над собственной непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:
«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга “Судьба-шлюха”».
И такая книга все-таки родилась, но написал ее другой автор — Дмитрий Щеглов, основываясь на записках и дневниках артистки. В этом издании не встретить ее популярных ныне цитат, там описывается скорее одинокая и трудная жизнь женщины, которая так и не построила счастливую семью.
Что касается творческого и сценического псевдонима Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время фирменная манера актрисы подшучивать во всех ситуациях, юмор был спутником Фаины Георгиевны. А мат в речи знаменитость и вовсе использовала повсеместно. На упреки современников она отвечала так:
«Как бы разъяснить… Мата я не стесняюсь, свободно им пользуясь при всех. Лучше ругаться матом и быть хорошим человеком, чем тихой, воспитанной тварью».
Нередко Раневская высказывалась и о женщинах, ее крылатые фразы теперь пользуются популярностью, разлетаясь по интернету в виде картинок с цитатами. Вот пара из них:
«Почему женщины столько времени и средств тратят на внешность, а не на развитие интеллекта? — Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных».
«Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот».
Фаина Георгиевна не упускала возможности высказаться и о мужчинах в присущей ей манере:
«Настоящий мужчина — это мужчина, который помнит день рождения женщины и не знает, сколько ей лет. Мужчина, который не помнит дня рождения женщины, но знает, сколько ей лет, — это ее муж».
Фильмография
- 1934 — «Пышка»
- 1939 — «Ошибка инженера Кочина»
- 1939 — «Подкидыш»
- 1941 — «Мечта»
- 1944 — «Свадьба»
- 1945 — «Слон и верёвочка»
- 1945 — «Небесный тихоход»
- 1947 — «Весна»
- 1947 — «Золушка»
- 1949 — «Встреча на Эльбе»
- 1949 — «У них есть Родина»
- 1960 — «Осторожно, бабушка!»
- 1964 — «Лёгкая жизнь»
- 1966 — «Сегодня новый аттракцион»
- 1978 — «Дальше – тишина…»
- 1980 — «Комедия давно минувших дней»
Интересные факты
- Псевдоним актрисы родился во время прогулки по Керчи. Артистка неловко выронила денежные купюры, которые подхватил ветер. Ее фраза: «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» — произвела впечатление на спутника — трагика из местного театра. Он в восхищении предположил, что такие слова могла произнести только чеховская героиня.
- Вокруг дружбы Раневской и Любови Орловой, тесно общавшихся между собой 40 лет, было много домыслов. Их даже подозревали в нетрадиционной сексуальной ориентации и приписывали любовные отношения. И это неудивительно, ведь обе играли в одних и тех же фильмах, выступали на одной сцене, были одного возраста и одинаково пользовались всесоюзной народной любовью.
- Часто в работе Раневская сталкивалась с молодыми актерскими дарованиями. Не стала исключением и Марина Неёлова. Когда артистка только начинала, Фаина Георгиевна уже рассмотрела ее способности. Она отметила, что таланту нужна забота режиссера, товарищей по сцене и тех, кто отвечает за театральное искусство, «ибо талант — драгоценность».