Александр Твардовский — знаменитый поэт и его произведения
Факты
23 июня 2023 г. 15:15
Время чтения: 13 минут

Александр Твардовский — знаменитый поэт и его произведения

Александр Твардовский известен как автор военных поэм о Василии Теркине. Но в 1950–1960-х поэт возглавлял журнал «Новый мир», который познакомил читателей с лейтенантской прозой, деревенскими писателями, творчеством диссидентов. Владимир Лакшин отмечал острый ум Твардовского, который при всей проницательности был «по-детски доверчивым», верил в справедливость и ждал ее от жизни. Поэт завоевал народную любовь, руководствовался своими принципами, не писал хвалебные стихи о власти и СССР, сотрудничал с Александром Солженицыным и Юрием Домбровским. Интересные факты из биографии Твардовского – в материале 24СМИ.

«Шурилка»

Фамилия Твардовский – польская. Родословная по отцу ведет к шляхте, знатность которой из поколения в поколение мельчала. На Смоленщине жил Илья Тарасович Иванов, который проходил военную службу в Варшаве. Здесь он познакомился с артиллеристом Гордеем Твардовским, который был уроженцем белорусского города Бобруйска. Иванов после службы убедил товарища перебраться на Смоленщину и выдал замуж за него свою дочь. С тех пор история рода Твардовских связана с Россией.

Гордей Васильевич был дедом поэта. Он родился в 1821 году, когда Твардовские уже превратились из дворян в крестьян. Дед литератора рос в бедности. По семейному преданию, отправляя Гордея исполнять рекрутскую повинность, его вдовствующая мать разорвала свой фартук на портянки сыну. Предок поэта оказался незаурядной личностью: самостоятельно освоил грамоту, умел красиво выражать мысли на бумаге и помогал боевым товарищам сочинять письма домой.

Гордей Васильевич застал рождение внука 21 июня 1910 года, а потом называл его «Шурилкой-Мурилкой». Дед, которому было за 90 лет, рассказывал Александру истории из солдатской жизни, что оставило след в детской памяти Твардовского. Это впоследствии нашло отражение в «Василии Теркине», в главе «Два солдата». Старый боец с высоты большого военного опыта нахваливает «суконные портянки», отдавая им предпочтение перед валенками.

Предприимчивый отец

Незаурядной личностью был и отец поэта. Трифон Гордеевич занимался сельским хозяйством и добился определенных успехов. Но начинал отец Твардовского с нуля: накопил на землю, которую приобрел у потомка флотоводца Павла Нахимова, выкорчевал пни, кустарники, распахал участок, разбил сад. Трифон Гордеевич имел предпринимательскую жилку и не упускал возможность заработать больше.

В годы Первой мировой войны толпы беженцев покидали Смоленщину. Большинство было на лошадях, что привело к нехватке сена. Власти решали возникающие проблемы разными путями. Специально уполномоченные лица от правительства выдавали бумагу тем, кто мог заготовить сено по «большим дорогам». Трифон Гордеевич с энтузиазмом принялся за работу. Особенно вдохновляли его пять слов в специальной бумаге: «Поставщик двора его императорского величества». В этом статусе Твардовский-старший пробыл полтора месяца и, как подмечал его сын Константин, отец скорее потерпел неудачу, чем «опустил в карман что-нибудь».

Хутор Загорье, где вырос Александр Твардовский
Хутор Загорье, где рос Александр Твардовский / Фото: wikimedia.org

Но Трифон Гордеевич обладал одной чертой, которая оказала влияние на формирование личности его сына-поэта. Мысли отца занимала не только выгода. Он владел грамотой, был начитанным, свободно высказывал мнение на разные темы и анализировал прочитанные художественные произведения. Долгие зимние вечера редко проходили без чтения творений русских литераторов XIX века.

Так состоялось знакомство Александра с «Полтавой» и «Дубровским» Александра Пушкина, «Тарасом Бульбой» Николая Гоголя, стихотворениями Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Алексея Толстого, Ивана Никитина. Трифон Гордеевич по памяти читал «Бородино», «Василия Шибанова» и почти всего «Конька-Горбунка».

Первое стихотворение

Взросление Твардовского выпало на тяжелый период истории России. Сначала Первая мировая, потом революция и Гражданская война. Поэт родился в зажиточной семье, но нестабильность в стране привела к финансовым проблемам, из-за чего Александру пришлось оставить школу и перейти на домашнее обучение.

Литературная деятельность подростка началась из-за желания помочь семье наладить материальное положение. В 14 лет Твардовский написал первую заметку для газеты «Смоленская деревня». Здесь же опубликовали его дебютное стихотворение «Новая изба». Но первые строчки поэт начал сочинять еще до того, как обучился грамоте. Влияние на становление Твардовского оказал автор слов к песням «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» Михаил Исаковский, который в 1926-м работал редактором газеты «Рабочий путь».

Коллективизация

В 18 лет Твардовский безуспешно пытался закрепиться в литературном мире. Поссорившись с отцом из-за идеологических вопросов, Александр перебрался в Смоленск, а затем пробовал прижиться в Москве. В конфликте с родителем не последнюю роль играл крутой нрав Трифона Гордеевича, который не избегал рукоприкладства.

Твардовского-старшего не жаловали и односельчане, которые считали кузнеца напыщенным и корыстным. Коллективизация нанесла удар по семье Твардовского: родственников раскулачили и выслали в Зауралье, а в личном деле литератора стояла пометка «сын кулака». Накануне масштабной реформы деревни отец поэта заключил сделку, которая казалась выгодной, но в перспективе она и принесла проблемы. Трифон Гордеевич за бесценок купил большой дом, прежний владелец которого спешил покинуть село.

Однажды глава семейства сбежал из места ссылки и добрался до Смоленска. Он пришел в Дом Советов, где находилась редакция журнала «Западная область». Здесь Александр работал секретарем. Трифон Гордеевич разыскал сына и попытался объяснить, что семья неминуемо погибнет в ссылке. Выслушав родителя, Твардовский посоветовал ему вернуться в спецпоселение с покаянием и пригрозил, что вызовет милицию.

Власти признали ошибку и отменили наказание для Твардовских в 1936 году. В возвращении родителей поэта участвовал писатель Александр Фадеев. Важную роль в этом сыграла поэма Твардовского о крестьянине, который ищет лучшую долю и становится социалистом.

«Страна Муравия»

В 1934-м Твардовский взялся за написание поэмы, посвященной коллективизации. Она рассказывает историю крестьянина Никиты Моргунка, который не хочет вступать в колхоз, оставляет семью и отправляется на поиски легендарной страны Муравии (аналог земли обетованной в крестьянской мифологии). В поэме Твардовский показал трансформацию Моргунка из человека старых взглядов в социалиста.

Над «Страной Муравией» литератор работал 2 года. На протяжении этого времени злопыхатели донимали молодого автора из-за кулацкого происхождения. На самом деле товарищей по перу бесил его независимый характер и талант. Поддержку стихотворцу оказывал Исаковский, который поспособствовал публикации поэмы в журнале «Красная новь». Позже произведение переделали цензоры, и появилось отдельное издание, которое тепло приняли московские читатели и критики. За поэму Твардовский получил в 1941-м Сталинскую премию – 50 тыс. руб., которые отдал на нужды фронта.

Примечательный факт: «Страну Муравию» включили в университетскую программу, когда Александр учился в Московском институте истории, философии и литературы. Сдавая экзамен, поэт мог вытащить билет по собственному произведению.

Военкор

Твардовский сопровождал Красную армию с 1939 года. Во время Финской кампании поэт придумал образ находчивого, отважного и добродушного бойца Васи Теркина. В разработке персонажа участвовали сотрудники газеты «На страже Родины»: художник Вениамин Брискин, поэты Николай Тихонов, Цезарь Солодарь, Самуил Маршак.

В 1941 году литератор на второй день после 31-летия получил назначение на Юго-Западный фронт военным корреспондентом. Твардовский следовал за солдатами, как поется в знаменитой песне, с фотоаппаратом Leica («Лейка»), блокнотом, а иногда и с пулеметом. Редакция отступала вместе с армией, военкоры погибали наряду с обычными бойцами. Война унесла жизнь автора повести «Танкер “Дербент”» Юрия Крымова. Погиб Аркадий Гайдар, с которым Твардовский подружился незадолго до войны.

Твардовский в 1941 году
Твардовский в 1941 году / Фото: wikimedia.org

В 1942-м поэт опубликовал продолжение «Василия Теркина». Литератор считал свое детище отдельным жанром, поэтому назвал произведение «книгой про бойца». Автор создал персонажа с ярким «народным» характером и живым умом. Поэт ввел его в мир, который создал из фронтовой хроники, рассказов деда и приукрасил все долей художественного вымысла. В итоге получился герой, которого многие солдаты считали реальным человеком.

«Рассказ танкиста»

Твардовский много общался с обычными солдатами, собирая огромное количество историй о подвигах военных, гражданских и детей. Однажды поэту довелось пообщаться с танкистом, который поведал о юном герое, помогшем уничтожить артиллерийский пункт нацистов. На основе этого родилось стихотворение «Рассказ танкиста». Литератор воспел в образе безымянного паренька, совершившего небольшой подвиг в масштабе огромного фронта, отвагу и жертвенность тысяч советских детей и подростков, внесших большой вклад в общее дело.

Читайте такжеПионеры-герои Великой Отечественной войны: дети и их военные подвиги

«Я убит подо Ржевом»

Зимой-весной 1942-го Красная армия проводила Ржевско-Вяземскую наступательную операцию. За четыре месяца боев советская сторона потеряла более 270 тыс. солдат. Шло ожесточенное сражение за Ржев – город, который носил стратегическое значение для обеих сторон как ключевой железнодорожный узел, открывавший путь к Москве. Госпитали были переполнены ранеными.

В один из них заглянул Александр Твардовский. Увиденное на всю жизнь оставило отпечаток в душе поэта, который впоследствии неоднократно мысленно возвращался к этому дню. Стихотворец решил, что священная обязанность живых – увековечить память о павших. Так родился замысел первых строк «Я убит подо Ржевом». Есть история, согласно которой в госпитале Твардовский встретил мать бойца Владимира Бросалова. Женщина рассказала поэту, что сына ошибочно признали погибшим и прислали похоронку.

Полку, в котором служил Бросалов, велели любой ценой занять ключевую высоту. Приказ выполнили и удержали важную позицию, но от полка осталось несколько десятков человек. Тогда немцы вызвали на помощь авиацию. Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов заметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и кинулся туда.

Владимир мчался к укрытию, но рядом разорвался снаряд. Боец потерял сознание, был засыпан слоем глины и оказался фактически закопан заживо. Солдата нашли на второй день. Товарищи заметили торчащий из земли сапог, разрыли слой грунта и обнаружили Бросалова, которого немедленно направили в госпиталь. Но Владимир отказался уезжать. Солдат отлежался несколько дней в расположении и вернулся на фронт.

Потеря сына

Твардовскому довелось пережить личную трагедию. Во второй половине 1930-х литератор попробовал снова покорить Москву. Тогда он уже был женат и воспитывал двоих детей – дочь Валентину и сына Александра, родившегося в 1937-м.

В столице глава семейства поначалу жил один в общежитии. Жена Мария и дети поэта остались в Смоленске. Семья Александра жила с родителями супруги, которые летом 1938 года решили перебраться за город. Здесь они сняли дом, поэтому Мария оставила сына под присмотром своей матери. Но здесь полуторогодовалый Александр заболел дифтерией и умер.

«По праву памяти»

Отец поэта умер в 1949 году. Спустя два десятилетия Александр Трифонович переосмыслил отношения с родителем. В поэмах «За далью – даль» и «По праву памяти» лирик высказался о собственной боли, которая нашла отклик у многих людей, чье взросление и молодость выпали на 1920–1930-е. В произведениях Твардовского есть и тоска по малой родине, и сожаление по поводу неудачных отношений с отцом, чью судьбу искорежила коллективизация.

В 1930-х многие молодые люди покинули деревни и отправились в города навстречу индустриализации и громким лозунгам партии. Спустя годы ударного труда, войны, восстановления народного хозяйства и накопления жизненного опыта ко многим пришло переосмысление принципов, которые еще 20 лет назад казались истинными. Твардовский в «За далью – даль» и «По праву памяти» стал голосом этих людей.

В главе «О памяти» поэмы «По праву памяти» выступил с критикой тех, кто пытался сгладить острые углы сталинской политики. Кампания в защиту Иосифа Виссарионовича развернулась во 2-й половине 1960-х, после десятилетия, когда Никита Хрущев вел противоположную политику в отношении наследия одного из главных лидеров СССР. Твардовский не был яростным критиком Сталина, но считал, что его решения следует судить непредвзято и без попыток скрыть неприятные стороны. «Кто прячет прошлое ревниво, // Тот вряд ли с будущим в ладу…» – две строчки, которые красноречиво говорят о позиции поэта.

«Новый мир»

Отдельной главой в биографии Твардовского идет карьера в литературном журнале «Новый мир». Александр Трифонович стал главным редактором в 1950 году и с перерывом занимал должность до 1970-го. Поэт посвятил журналу 16 лет жизни, отодвинул литературную карьеру на второй план и сосредоточился на помощи молодым и опытным авторам.

Твардовский (второй справа) в ГДР, 1950 год
Твардовский (второй справа) в ГДР, 1950 год / Фото: wikimedia.org

Поэт пережил два «разгрома» редакции. В первый раз его сняли с должности в 1954-м из-за публикации поэмы «Теркин на том свете». Но взгляды Твардовского не изменились. После восстановления в 1958-м он продолжил продвигать труды, которые освещали советскую действительность под разными углами. Но тогда наступила хрущевская оттепель, поэтому цензура стала мягче.

Плохих поэтов Александр Трифонович называл «четырехглазками». Редактор сравнивал их с рыбой, чьи глаза разделены горизонтальной перепонкой. Особенность «четырехглазок» в том, что они могут одновременно оценивать обстановку и под, и над водой. Таким образом, пропитание рыба добывает и наверху, и внизу. Твардовский считал, что поведение некоторых его поэтов-современников напоминает «четырехглазок». Когда в редакцию приходил подлинный талант, то Александр Трифонович громогласно объявлял: «Сегодня у нас в гостях Литература».

Белорус

Твардовский носил польскую фамилию, родился в России, но считал себя белорусом. Когда в 1950-х зашел разговор о присоединении Смоленщины к БССР, поэт радостно объявил супруге: «Скоро мы в родной Беларуси окажемся!» Среди друзей редактора было много белорусских поэтов и писателей. Твардовский поддерживал в непростые времена Василя Быкова, переводил на русский поэта Миколу Засима, оценивал стихи Артура Вольского и просил писать только на белорусском, созванивался с Аркадием Кулешовым.

Рыгор Бородулин оставил в дневнике занимательную запись. Однажды Кулешов позвонил Твардовскому и попросил прислать свою книгу. Поэт удивился, что у Аркадия Александровича ее нет, и с напускной злостью спросил: «Так, может, у тебя и Пушкина нет?»

В поэме «За далью – даль» поэт использовал неологизм «метуситься». Основа этого слова лежит в белорусском «мітусіцца». Любил Твардовский подшучивать над Петрусем Бровкой, который возглавлял белорусский Союз писателей. В этом ему подыгрывал Быков. Однажды Александр Трифонович с иронией посетовал, что в Белоруссии нет умного еврея, который бы возглавил СП. Быков ответил, что в БССР евреи есть, и умные в том числе, но не в руководителях.

Отстранение

Во второй половине 1960-х Твардовский стал частым гостем «высоких кабинетов», где чиновники устраивали ему взбучку за редакционную политику «Нового мира». В итоге Леонид Брежнев не выдержал и решил окончательно отстранить неугомонного поэта.

Некоторые авторы «Нового мира» навещали Твардовского, который после отстранения пребывал в тяжелейшем моральном состоянии. Поэта подбадривал автор повести «Царь-рыба» Виктор Астафьев, яркие представители «деревенской прозы» Василий Белов и Федор Абрамов. Другие члены редколлегии, Юрий Трифонов и Александр Бек, без проблем приняли нового главу. Твардовский ушел из журнала самостоятельно, в знак протеста, но это не освещалось широко.

Белая сирень

Твардовский не собирался занимать пост главреда до глубокой старости. Он и сам неоднократно делился планами на пенсию: освоить пишущую машинку, получить водительские права. Но поэт не успел привыкнуть к жизни после отставки, как судьба нанесла новый удар. Сначала литератора сразил инсульт, который лишил подвижности и речи. Он попал в ту же больницу, где после инфаркта восстанавливался его наставник Исаковский. При дополнительном обследовании у Твардовского обнаружили рак легких с метастазами, которые поразили мозг.

У Александра Трифоновича была традиция – дарить жене на день рождения букет белой сирени. В мае или июне такой подарок не вызовет удивление, но у Марии Илларионовны именины были 28 января. Однако Твардовскому каждый год удавалось удивлять жену. Но до дня рождения супруги в 1972-м поэт не дожил чуть больше месяца. Он скончался 18 декабря 1971-го на даче в Московской области. Литератор в этот момент лежал на диване, а над ним возвышалась репродукция картины «Отдых после боя» Юрия Непринцева.

Читайте такжеРжевская битва — новая старая страница истории Великой Отечественной войны

Шоу Солженицына

На похороны поэта пришел Солженицын, который, по мнению дочери Александра Трифоновича, «устроил себе шоу». Милиционеры хотели задержать писателя, но тот подскочил к вдове и подхватил ее под руку, считая, что правоохранители его не тронут. Валентина Александровна подчеркивала, что прощание с поэтом проходило в морге, куда пришел узкий круг людей: родственники, друзья, авторы «Нового мира». Солженицын отказался прийти, сославшись на занятость.

Но автор «Архипелага ГУЛАГ» заявился на похороны и выложился вовсю: крестил тело покойника, целовал, поминальную речь произнес. Венцом стала книга «Бодался теленок с дубом». Валентина Александровна считает, что писатель оскорбительно изобразил «новомирцев» и Твардовского, которые рисковали из-за него, когда публиковали «Один день Ивана Денисовича».

«Василий Теркин» надолго закрепился в школьной программе. Для старшего поколения Александр Твардовский не только автор поэм, но и руководитель журнала «Новый мир», который в 1950–1960-х, как выразился Евгений Евтушенко, стал «островом правды в мерзлой луже лжи».

Читайте также