Луи де Фюнес — факты о жизни и творческом пути выдающегося комика
Луи де Фюнес – французский актер, запомнившийся зрителям забавной мимикой и темпераментными персонажами. Он вырастил троих сыновей, купил и восстановил родовой замок, вырастил розы. Но самое главное, что де Фюнес подарил зрителям, – это смех. Подробнее о жизни и творчестве актера – в материале 24СМИ.
Родители актера
Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года в не совсем обычной семье. Отец Карлос Луис был известным адвокатом в Мадриде. Его будущая жена Леонор Сото Регера – дочь влиятельного испанского политика Теолиндо Сото Баро, и тот выступал против этого брака. Следуя канонам романтического жанра, жених похищает невесту и отплывает с ней во Францию в 1904 году.
Что послужило причиной недовольства родителя – неизвестно. Парень хорошо зарабатывал и происходил из аристократического рода де Галарса. Возмущенному отцу пришлось простить влюбленных, хотя Карлос Луис оказался действительно необычным персонажем. Он решил бросить адвокатуру и заняться ювелирным делом.
За 50 лет до описываемых событий француз Жак Жозеф Эбельман создал первые синтетические изумруды. На дворе шел 1848 год, а Эбельман был директором знаменитой Севрской мануфактуры. Синтетические камни по химическим свойствам не отличаются от настоящих. Просто лаборатория позволяет воспроизвести природные условия и ускорить процесс их кристаллизации. То, на что природа тратит миллионы лет, происходит за считанные годы и месяцы. Это удешевляет процесс производства драгоценностей, а значит, увеличивает рынок сбыта.
Эбельман не смог или не пытался коммерциализировать собственное открытие. Карлос Луис де Фюнес понял потенциал синтетических камней и вложил все накопления в развитие бизнеса по продаже синтетических изумрудов, но время оказалось неподходящим. Люди еще не прониклись доверием к таким драгоценным камням и опасались покупать. Карлос разорился. Изумрудный бум в мире начнется только в 1950–1960-х годах.
Де Фюнес-старший инсценирует самоубийство и сбегает в Венесуэлу от жены и детей. Чем он планировал заниматься в Южной Америке – неизвестно, но истинная испанка Леонор нашла мужа и вернула домой. К этому моменту он уже заболел туберкулезом и вскоре умер по-настоящему.
Поэтому детей де Фюнесов воспитывала мать. У пары родились старшая дочь Мария Теолинда Леонора Маргарита де Фюнес де Галарса и двое сыновей Карлос и Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарса. Второго из них зрители знают по имени Луи де Фюнес.
Актер всегда повторял, что мать вдохновила его на большинство ролей. Она была вспыльчивой, часто разражалась истериками и угрозами. Гонялась за напроказничавшим сыном вокруг стола гостиной с криками «Я тебя убью!». Так, сама того не подозревая, Леонор стала первым учителем комедийного мастерства для собственного ребенка. Черты характера темпераментной матери присутствуют во многих персонажах, сыгранных де Фюнесом.
На все руки мастер
Учитывая финансовое положение семьи, Луи не пришлось много учиться. Он окончил школу. Поступил в колледж с довольно суровыми правилам для учеников. Молчаливому и недисциплинированному ребенку здесь нравилась только возможность рисовать, ловить рыбу и смешить одноклассников.
Первый театральный опыт он получил, когда начал играть в муниципальном театре в 1926 году. Здесь впервые проявилась его комическая жилка. Он мог мимикрировать под любого персонажа. Уморительно корчил рожицы и великолепно передавал эмоции, сопровождая их жестикуляцией.
В 1930-м 16-летний Луи поступает на работу к меховщику. В молодости ему часто придется менять род занятий. Побывает бухгалтером, декоратором, оформителем витрин. Дольше всего в своей ранней биографии Луи пробыл пианистом в ночном кабаре.
Неверный муж — никогда
За время актерской карьеры Луи де Фюнес воплотит на экране большинство человеческих недостатков. Его персонажи вспыльчивые, скупые, эгоистичные, излишне экспрессивные и т. д. Единственный недостаток, который Луи отказался играть, – супружеская неверность. Ни в одном из фильмов его персонаж не изменяет жене.
Предположительно, это связано с католической верой, осуждающей прелюбодеяние. Но в личной жизни все оказалось не так гладко. Его первой женой в 1936-м становится Жермен Луиза Элоди Карройер. В браке с ней родился сын Даниэль. Спустя три года пара рассталась, но официально они развелись только в 1942-м.
Второй женой стала Жанна Бартелеми де Мопассан в 1943-м. В это время де Фюнес работал джазовым музыкантом в кабаре. Супруга вспоминала, что Луи «играл джаз как бог» и она влюбилась в эту игру. В браке с Жанной родились двое сыновей: Патрик и Оливье. Сын Оливье де Фюнес станет актером, как отец, и некоторое время будет работать пилотом. Еще одним родственником, который пойдет по стопам комика, окажется его внук Лоран де Фюнес, сын Даниэля.
Жанна стала заботливой женой и хорошей матерью, но жутко ревнивой. Она запретила мужу общаться с сыном от первого брака, и Луи де Фюнес встречался с ним тайно. Даже о смерти отца Даниэль узнал из газет. Жанна не желала видеть его в своем доме. Должность жены она совмещала с карьерой секретарши мужа. Сегодня ее назвали бы импресарио. Женщина давала согласие на сценарии, подбирала актрис, которые по сценарию должны играть в фильме роль жены ее супруга.
Комичность актера
В отличие от сыгранных персонажей, де Фюнес был скромен в реальной жизни. За подвижную мимику друзья и коллеги называли его «человек 40 лиц в секунду». В сочетании с невысоким ростом (1,64 м) комический эффект усиливался. Чтобы еще больше подчеркнуть комичность, режиссеры создали дуэт Бурвиль – де Фюнес. Первый – большой, добродушный и медлительный, а второй – юркий и быстрый.
В 1980 году Луи сыграет в комедийной экранизации пьесы Мольера «Скупой». По роли ему положено оставаться серьезным, но комичность все равно прорывается наружу. Он отклонял несколько предложений по экранизации Мольера и согласился только тогда, когда проблемы с сердцем сделали невозможной игру на сцене театра. Киносъемки позволяют сниматься пару часов в день и подстраивать работу на площадке под состояние здоровья.
Темная сторона трикстера
Комические персонажи де Фюнеса оптимистичны согласно требованиям жанра, но актер оптимистом не был. О его темной стороне можно узнать из книги, написанной сыновьями «Не говорите обо мне много, дети».
Годы войны и голода сделали Луи скуповатым. Он покупал товары на рынке, потому что там дешевле. Всегда торговался с продавцами, выбивая скидки. Продукты хранились в кладовой, как в древние времена, а ключи от нее вместе с ключами от остальных помещений де Фюнес носил с собой на большой связке. Но это не патологическая жадность, а страх того, что семье придется голодать. Ему хотелось запастись ресурсами на черный день.
Еще одна психологическая травма военного времени – мания преследования. Он боялся незнакомцев. Купил пистолет для обороны и носил его с собой в кармане везде, в том числе в собственном поместье.
Дети пишут, что отец был злопамятным. В книге приводится пример, как княгиня Монако и бывшая актриса Грейс Келли пригласила его выступить в княжестве на благотворительном вечере. Актер отказался. Причиной оказалась обида. Якобы за 8 лет до этого события Келли проезжала в автомобиле мимо съемочной площадки, на которой снимался де Фюнес, но не остановилась поздороваться.
Сквайр и садовник
В 1967 году Луи де Фюнес купил для жены замок ее детства – Клермон. Он стоил 830 тыс. франков, что соответствует 1,16 млн евро в современных ценах.
В 1861 году замок Клермон приобрел Леон де Мопассан. Родство Леона с новеллистом Ги де Мопассаном не установлено, считается, что они вообще не родственники. Внучка Леона – Мари Бартелеми – приходится тетей жене де Фюнеса. В 1940-х влюбленные Жанна и Луи приезжали в Клермон на отдых. После смерти тети Жанна наследовала половину замка и на протяжении 6 лет вела переговоры с другими сонаследниками о выкупе. Как это бывает, договориться с родственниками женщине не удалось. В результате в январе 1967-го они решили выставить замок на аукцион. Луи выкупил его для жены.
Исторически Шато-де-Клермон очень древний. В 845 году норманны разрушили монастырь Мон-Клер и на его месте построили замок. Чтобы провести тщательную реставрацию, актер продал загородный дом на Иль де Франс и летнюю квартиру на Лазурном берегу.
Руководить работами в замке оставил жену, а сам занялся садами. Неизвестно, увлекался ли актер ботаникой в детстве, но теперь начал. Он создает розарий, запрещает любую охоту на своих землях и вводит органическое земледелие на полях. Всем этим Луи занимается до 1976 года, когда у него случится первый сердечный приступ. Потом он будут чередовать пребывание в поместье и лечение. После его смерти семья окажется не в состоянии содержать такое большое землевладение и продаст его летом 2009-го.
Путь к славе
Знаменитым Луи де Фюнес стал не скоро. Он начал карьеру в 1945 году с эпизодических и второстепенных ролей. В фильме Жана Стелли «Барбизонское искушение» актер появляется в кадре в роли портье. Сцена, где он приветствует входящего в дверь героя, длится всего 40 секунд.
За 20 лет Луи сыграет 130 ролей. Из них больше 80 – второстепенные, где участие комика можно и не заметить. Очевидно, что этого недостаточно, чтобы чувствовать финансовую безопасность. Поэтому вскоре сложился определенный рабочий график актера:
- утро – работа в студии звукозаписи по озвучке фильмов;
- обед – съемочная площадка;
- вечер – игра в театре.
Слава пришла к комику в 1963 году после картины Жана Жиро «Пик-Пик». Звездой международного класса его сделал фильм «Жандарм из Сен-Тропе», снятый тем же режиссером. Сегодня в здании жандармерии, где велись съемки, открыт музей кино. Он посвящен фильму, актеру и городу.
Во французском прокате картина заняла первое место. С этого момента Жиро стал считать де Фюнеса своим идеальным актером, а образ подхалимского и смешного жандарма – потенциально прибыльным. За первым фильмом последовало еще шесть:
- «Жандарм в Нью-Йорке»;
- «Жандарм женится»;
- «Жандарм на прогулке»
- «Жандарм и инопланетяне»;
- «Жандарм и жандарметки».
Говорят, что когда снимался «Жандарм в Нью-Йорке», де Фюнес в перерывах между съемками развлекал коллег и публику, пародируя американских полицейских. Им пародии тоже понравились, и актеру вручили комплект настоящей полицейской формы.
Для съемок «Жандарма на прогулке» Луи пригласил съемочную группу в замок Клермон. Сцены из жизни пожилых героев Людовика и Жозефы сняты в его поместье. Жозефу играет актриса Клод Жансак. Это одна из немногих женщин, к которым не ревновала Жанна. Вместе с Люи де Фюнесом Клод сыграла семейную пару в десятке фильмов. Среди них ленты «Оскар», «Замороженный».
Что касается замков, то во второй половине XX века для съемок приходилось выезжать на местность. Действие фильма «Мания величия», в котором Луи де Фюнес сыграл дона Саллюсто, происходит в Испании XVII века. Съемочной группе пришлось арендовать дворец Альгамбра в Гранаде, что сказалось на бюджете картины. На нее выделили 18 млн франков. Комику казалось это расточительством. Поэтому ради удобства и экономии он мог предложить снимать в собственном замке.
Желание сэкономить исчезло только в конце жизни. В фильме «Скупой» в завершающих кадрах скупец бредет по пустыне. Чтобы снять это, съемочная группа отправляется в Тунис. Когда сын актера Патрик служил там, отец приезжал навестить его и встретил чудесный оазис. Де Фюнес непременно желал видеть тунисский оазис в кадре. Старый и больной актер отправился со съемочной группой в пустыню. Финальная сцена, длящаяся 26 секунд, стоила 260 тыс. франков.
Самый кассовый актер
В промежутке между 1964 и 1979 годами фильмы с де Фюнесом в главной роли оказываются семь раз на первой строке рейтинга популярности. Следующим после жандарма популярным образом в фильмографии актера становится его роль в «Фантомасе».
Злодей в маске придуман в 1885 году писателем Марселем Алленом в соавторстве с Пьером Сувестром. Трилогия, снятая Андре Юнебелем, отходит от романов. Последние были детективами, а режиссер делает из них комедию. Неуловимого злодея, сыгранного Жаном Маре, преследует полюбившийся зрителям инспектор Жюв, которого играет де Фюнес. Всего режиссер снял три фильма о Фантомасе, а потом прервал начатую франшизу, хотя планировалось снять до 10 картин.
Причины отмены неизвестны. Среди них называют:
- Жан Маре устал и отказался от съемок.
- Кассовые сборы третьего фильма показывали снижающуюся динамику интереса, и режиссер не стал снимать то, что могло провалиться в прокате.
- Поклонники оригинальной серии о «Фантомасе» сильно критиковали Юнебеля за выбранный формат и отход от канона.
- У режиссера кончились деньги.
По слухам, в СССР «Фантомас» был так популярен, что четвертым фильмом Юнебеля планировался «Фантомас в Москве», но эти планы не реализовались.
Зато трилогия породила интерес производителей к образу злодея в синей маске. В мире до сих пор продаются маски Фантомаса к Хеллоуину, снимаются ремейки и пишется музыка. В 1976-м по мотивам трилогии в СССР сняли собственного зелено-серого злодея в пародийном фильме «Волшебный фонарь», где комиссаром стал Геннадий Хазанов, а Фантомасом – Эммануил Виторган.
Отношения с другими актерами
Де Фюнес работал с разными людьми. В фильме «Большая прогулка» он снимается с другим знаменитым комиком, Бурвилем (Андре Робер Рембур). Но Луи не только актер. В картине «Ресторан господина Септима» он еще соавтор сценария и человек, который подбирал актерский состав и руководил артистами на площадке.
Он мог веселить партнеров по съемочной площадке в перерывах, а иногда бывал невыносим. Больше всего доставалось гримерам и оператору. Комик требовал усилить голубизну его глаз. Поэтому его лицо так запоминается даже в черно-белом варианте. На съемках «Татуированного» он заставил гримеров убирать из кадра красные щеки Жана Габена, страдавшего куперозом.
Как попасть в будущее
Зрители часто критикуют продюсеров за несоответствие сценария описанию в книге. При этом забывают, что именитые режиссеры пытаются работать с «инвестициями в будущее». Фильм «Суп с капустой», снятый по фантастическому роману Рене Фалле в 1981 году, критиковали за несоответствие книге и не только.
По сюжету картины два старика-друга живут во французской деревушке. По вечерам пьют вино, едят суп из капусты и соревнуются в пускании ветров. Услышав эти звуки, пролетающий мимо инопланетный корабль принимает их за сигнал SOS и приземляется. Пришелец голоден, поэтому друзья накормили его супом и так далее до финала, в котором старики улетают с инопланетянином к звездам. Кроме несоответствия канону, ленту критиковали за юмор ниже плинтуса.
Но в честь 40-летия после выхода картины (в 2018 году) в деревне, где шли съемки, провели фестиваль. Реконструкторы воспроизводили сцены из фильма. Для гостей устроили дегустацию французского капустного супа. С 2010 года по местам съемок «Супа» проходит автопробег. Костюм инопланетянина и летающая тарелка демонстрируются в музее. Отель, в котором велись съемки, отреставрировали и открыли для посетителей. Так через годы выяснилось, что места, где шли съемки, превращаются в центры туризма, независимо от того, насколько точно сценарист придерживался сюжета романа-исходника.
Несыгранные роли
В фильмографии комика были не только успешные картины. Однако особенно жаль те, которые не были сыграны. В начале 1980-х с де Фюнесом велись переговоры о съемках в фильме «Дедушка сопротивляется» (Papy fait de la Résistance), там комик сыграл бы сводного брата Адольфа Гитлера. На другие роли уже пригласили Жерара Жюньо, Кристиана Клавье. Но, увы, незадолго до начал съемок Луи де Фюнес умер. Причиной смерти стало состояние здоровья после двух инфарктов.
Еще у актера была мечта сыграть Астерикса, национального героя Франции. Об этом рассказал в 2014 году сценарист Альбер Удерзо. Комик предлагал снять «мелкого Астерикса» и верил, что он понравится зрителям. Режиссер настаивал, чтобы де Фюнес нацепил легендарные усы маленького галла для роли. Актер сопротивлялся и боялся, что в них его не узнают зрители. Пока спорили, де Фюнес уехал на другие съемки, и маленький комичный Астерикс так и не появился на экранах.
Дубляж фильмов
В молодости актера приглашали для дубляжа фильмов. Он дублировал комика Антонио де Кертиса, известного под псевдонимом Тото. В СССР французские фильмы с де Фюнесом дублировали разные актеры. Среди них – Михаил Черняк, Владимир Кенигсон, Михаил Глузский, Артем Карапетян.
Существует биографическая легенда. Однажды Луи де Фюнес увидел фильм, продублированный Кенигсоном. Увиденное понравилось, и комик выразил восхищение передачей интонаций и смыслов, сказав: «Не знал, что я такой замечательный актер».
Итоги творчества
Луи де Фюнес соединил в актерской игре пять комических форм: комедию жестов и положения тела, языка и характера, а также комедию повторения. Его мимика была близка к мультяшной, что особенно заметно в фильме «Оскар» в знаменитой сцене с нервным срывом. И это принесло ему славу среди зрителей.
При этом комик избегал сентиментальности в кадре. За всю карьеру зрители увидели в его исполнении всего лишь три поцелуя – с актрисами Лин Норо, Ноэль Адам и Анни Жирардо. Его лучший актерский дуэт создан с комиком Бурвилем. Пресса сравнивала его с Чарли Чаплином.
Кроме Франции, он был популярен в других странах. В СССР его фильмы пользовались особенным успехом. Актер высмеивал буржуазное общество, поэтому его работы демонстрировали во всех кинотеатрах.
Даже в современной Франции Луи де Фюнес по-прежнему интересен людям. С ним сравнивали президента Николя Саркози. Садоводческая компания Meilland назвала в его честь розу, а в замке Клермон, в оранжерее, установили статую актера. В городах, где проходили съемки популярных фильмов с участием де Фюнеса, создаются музеи и устраиваются экскурсии для туристов.