Жан-Поль Бельмондо — великолепный и неповторимый: факты о легенде французского кино
- «Новая волна»
- Без «Оскара»
- Детство и семья актера
- Бокс в жизни Бельмондо
- Профессиональное образование
- Театральный дебют
- Роли второго плана
- Переход к главным ролям
- Знакомство с Аленом Делоном
- «На последнем дыхании»
- Первые звездные рейтинги
- Фильмография 1960-го года
- Как сняться дважды в одном фильме: французский путь
- Актер случайного эпизода
- По мотивам комиксов
- Интеллектуальное кино в творчестве
- Характер
- Мастера импровизаций
- Романтические герои Бельмондо
- Дружба с Делоном
- Кассовый успех
- Главные темы в творчестве
- Личная жизнь
- Смерть актера
- Наследие
Жан-Поль Бельмондо – французский актер и продюсер, ставший олицетворением «новой волны» в кинематографе 2-й половины XX века. Он снялся в 90 картинах, которые посмотрело 160 млн зрителей, и написал о себе книгу «30 лет и 25 фильмов» опубликованную в 1965 году. Подробнее о жизни и творчестве знаменитого актера – в материале 24СМИ.
«Новая волна»
Название получило движение 1960-х годов, разделившее кинематограф на два периода: старый и новый. Старый представлял собой развлекательные фильмы, снятые голливудскими студиями. Они не поднимали спорных тем и не заставляли зрителя нервничать. Актер старого кинематографа зависел от студии. Его обязанностью было точное выполнение всех действий, прописанных в сценарии. В какой-то степени он был говорящей куклой, точно отыгрывающей задумку студийных боссов.
«Новую волну» начали кинокритики и режиссеры, работавшие во французском киножурнале Cahiers du Cinéma: Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер. Они выступали за такое кинопроизводство, в котором контроль из рук студии переходит к режиссеру. Альфред Хичкок – первый из продюсеров, отобравший контроль у студии, и кинодеятели добивались разрешения такого же подхода для других.
Также они выступали за отказ от жесткого сценария и усиление роли импровизации на съемочной площадке. Актерская индивидуальность может сделать сюжет более увлекательным, и все от этого только выиграют. Режиссеры, над которым не довлеет контроль, принесут в повествование дополнительные смыслы, которые появятся из творческого процесса на площадке.
Примеры фильмов «новой волны»:
- «Четыреста ударов» режиссера Франсуа Трюффо, снятый в 1959 году;
- «Лифт на эшафот» Луи Маля (1958).
Важный побочный эффект «новой волны» – уменьшение финансирования и зависимость от зрительского интереса. Студия не обязана платить за то, что не контролирует, а значит, каждый участник съемочного процесса должен измениться и взять ответственность за результат на себя. У плохого фильма не будет зрителей. Съемочная бригада потерпит убытки и больше уже ничего не снимет.
Без «Оскара»
Жан-Поль Бельмондо – кинозвезда «новой волны». Его путь в кинобизнес не был безоблачным. Но потом актер царил на экранах несколько десятилетий наравне с Луи де Фюнесом и Аленом Делоном.
Отличительные черты актера:
- обаятельная и теплая улыбка;
- самостоятельное выполнение трюков;
- сочетание основного действия с комическими вставками.
Он отказывался играть в голливудских фильмах, независимо от того, кто его туда приглашал. Поэтому ни разу не номинировался на получение кинопремии «Оскар».
Франция отметила заслуги актера кинопремией «Сезар». В 1989-м Бельмондо получил ее за лучшую мужскую роль. В 2017-м, когда актеру было 84 года, он получил почетную награду за заслуги в кинематографе. Ее вручили на ежегодной церемонии награждения премией «Сезар».
Детство и семья актера
Жан-Поль Бельмондо родился незадолго до Второй мировой войны – 9 апреля 1933 года – в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, расположенном на правом берегу реки Сены. Его родители – творческие люди. У отца, Поля Бельмондо, была скульптурная мастерская, а мать рисовала картины. Всего у пары появились трое детей: двое сыновей и дочь.
Дом, в котором родился Жан-Поль, существует и сегодня. Это вилла Сен-Жак, 4. Район был удобен отцу. Во дворе стояли старые конюшни, и отец приспособил их под художественную мастерскую. В годы войны и немецкой оккупации семья жила сложно, а после войны ситуация усугубилась. Отец остался без заказов, поэтому Бельмондо жили впроголодь.
Жан-Поль ходил в школу, но учился неохотно. Ему нравился спорт. В старших классах будущий актер стал вратарем школьной команды. Ему было 15 лет, когда французский боксер Марсель Сердан победил американца Тони Зейла. Мальчишки пришли в восторг, и каждый, включая Жан-Поля, захотел стать боксером.
Бокс в жизни Бельмондо
Сердан был таким же уличным мальчишкой, как и друзья Жан-Поля. Любил футбол и происходил из небогатой семьи. Но, почитав биографию Сердана, Бельмондо передумал быть боксером. Марсель начал заниматься боксом, потому что его отец привлекал посетителей в свое кафе, организовывая боксерские бои с участием сыновей.
Тем не менее он попробовал свои силы в этом виде спорта. Дебют состоялся 10 мая 1949 года в Париже. Жан-Поль победил, нокаутировал соперника в первом раунде и после трех побед завершил боксерскую карьеру. Бельмондо объяснял это так: «Однажды утром я посмотрел в зеркало и понял, что мое лицо меняется».
Профессиональное образование
Еще в школе он начал играть комедийные скетчи. В 20 лет стал студентом Консерватории драматического искусства. Во время первого поступления в 1951 году провалился на вступительных экзаменах и стал вольным слушателем. На следующий набор в январе 1952-го снова попробовал поступить и потерпел новую неудачу. Студентом Бельмондо стал только с третьей попытки.
Актер и режиссер Пьер Дюкс, учеником которого он стал, объяснил проблему, сказав: «Ну вы только посмотрите на это лицо. Он же не сможет взять на руки женщину! Никто не поверит». Дюкс считал, что максимум, что сыграет Бельмондо, второстепенную роль.
Параллельно учебе Жан-Поль участвует в театральных постановках. Вместе с другом-комиком он играл в кабаре юмористические скетчи. Эти выступления послужили причиной двух важных событий. Жан-Поль встретил танцовщицу Рене Констан (Элоди Константен), которая стала его первой женой и родила ему дочь Патрицию. А также выступил с пародией на альма-матер. Там по-прежнему считали его актером второго плана. Из-за популярности пародии поднялся скандал. Его собирались лишить диплома, что спровоцировало бунт студентов. Инцидент попал на первые полосы газет.
Театральный дебют
Большинство актеров до прихода в кино играли в театре. Жан-Поль Бельмондо дебютировал в 1953 году в двух постановках Андре Барсака. Публика встретила их прохладно, поэтому вскоре он ушел из театра ради кинокарьеры.
Роли второго плана
Он сыграл в фильме режиссера Анри Айснера «Воскресные друзья», вышедшем на экраны в 1957 году, но это тоже оказался неудачный опыт. Сначала бастовал профсоюз продюсеров, и из-за их требований прокат отменили. На следующий год разрешили показ, но только в производственных советах и бесплатно. Производственный совет – это упраздненный на данный момент орган, выполнявший функцию собрания от членов коллектива при руководящем органе предприятия.
Жана-Поля Бельмондо все это не устраивало. По условиям контракта со студией, его доходом был процент от того, что лента заработает в прокате. Непонятная возня лишила его доходов.
В 1957-м Марсель Карне мог снять Бельмондо в фильме «Мошенники». Но он колебался между несколькими кандидатурами и в конце концов выбрал Лорана Терзиеффа. Требовался актер с интеллектуальным лицом, а Бельмондо, по его мнению, больше напоминал гангстера.
Переход к главным ролям
«Двойной поворот ключа», фильм совместного производства Франции и Италии, снятый Клодом Шабролем в 1959 году, принес Бельмондо роль главного героя. До этого актер уже снялся в шести картинах на второстепенных ролях.
Знакомство с Аленом Делоном
Годом ранее французы увидели «Будь красивой и молчи». Фильм интересен тем, что здесь впервые на съемочной площадке встречаются Жан-Поль и Ален Делон. Они оба молоды и еще только начинают карьеру. Делону исполнилось 23 года, Бельмондо – 25. Актриса Милен Демонжо, сыгравшая главную роль, вспоминала: «На площадке было много хороших актеров и два таких разных новичка, каждый хорош в своем жанре: Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон».
Здесь Делон получил свой знаменитый шрам на подбородке. Молодой актер одолжил авто у второго помощника режиссера прокатиться в перерыве и в туннеле Сен-Клу попал в аварию. От удара Renault 4CV даже перевернулся и восстановлению не подлежал, но актер, к счастью, выжил.
«На последнем дыхании»
Звездой Жан-Поль стал после картины «На последнем дыхании», представленной зрителям в марте 1960 года. Фильм можно рассматривать как пример «новой волны» в действии, что особенно заметно по высказываниям и воспоминаниям съемочной группы:
- Продюсер Жан-Люк Годар: «Я снимал гангстерский фильм. Когда увидел его (впервые в готовом виде), то понял, что сделал что-то совсем другое» (Круглый стол «Кинополитика», Лос Анжелес, 1968 год).
- Актриса Джин Сиберг в письме Пэтону Прайсу: «Это потрясающий опыт. Ни грима, ни звука. Это настолько не по-голливудски, что я веду себя естественно».
- Фотограф-постановщик Раймон Коштье: «Все было импровизацией или почти все. Годар писал диалоги на столе в бистро и предлагал реплики актерам во время дублей. Полный бред, с точки зрения сторонников классического кино».
По жанру это гангстерская сага. Молодой бандит Мишель угоняет машину в Марселе чтобы добраться до Парижа. По дороге убивает полицейского на мотоцикле, который начал его преследование после пересечения сплошной линии. В Париже герой находит Патрицию. Ранее у них был роман, и теперь он пытается добиться ее согласия на секс, но девушка не соглашается. В финале смертельно раненый при попытке задержания Мишель умирает.
Когда фильм впервые вышел в прокат во Франции, он демонстрировался с пометкой 18+ из-за юмора Бельмондо и эстетики образа, который он создал. Его посмотрели 2 млн человек. Режиссер Годар стал символом кинореволюции, а Бельмондо – главным лицом «новой волны» в международном кинематографе. Хотя когда актеру задали вопрос, то он ответил, что не знает, какое значение люди вкладывают в этот термин.
Первые звездные рейтинги
По итогам года «На последнем дыхании» не попал в топ-20 по количеству просмотров. Его обогнало «Полное солнце» с Аленом Делоном, набравшее 2 437 874 против 2 080 760 просмотров.
Критики и рецензенты начали дискуссию, какой фильм лучше. Эта тенденция будет сохраняться на протяжении всего творческого пути Бельмондо и Делона. Их фильмы и успех кинокритики и журналисты будут постоянно сравнивать и вычислять, кто же оказался лучше или круче на этот раз.
О картине Годара говорили, что это экранизация нового типа. Она имеет историческое значение для кинематографа и противопоставляет новое кино Голливуду, а «Полное солнце» Рене Клемана хорошее, но оно локального значения.
Фильмография 1960-го года
Первый звездный год в карьере Бельмондо был результативным. Он снялся еще 6 фильмах: «Взвесь весь риск», «Модерато кантабиле», «Письма послушницы», «Чочара», «Француженка и любовь», «Развлечения».
«Чочара» – первая картина, где Бельмондо сыграл с Софи Лорен. За лучшую женскую роль актриса получила кинопремию «Оскар» в 1962 году и приз Каннского кинофестиваля.
Как сняться дважды в одном фильме: французский путь
Франко-итальянский фильм «Месть Марсельца» представляет собой адаптацию романа Жозе Джованни L'Excommunié. Действие разворачивается в послевоенной Франции.
Эта картина – интересный пример того, как «новая волна» изменила кинематограф. Режиссер Жан Беккер получил согласие автора на экранизацию, а также договорился о том, что Жозе Джованни напишет диалоги для фильма. Однако, посмотрев конечный вариант картины, автор романа остался недоволен и через 10 лет снял собственный фильм «Клан марсельцев» по тому же роману. На главную роль опять позвал Бельмондо, а остальных главных героев заменил. Вместо Кристины Кауфман и Пьера Ванека пригласил Клаудию Кардинале и Мишеля Константена.
Команда отправилась снимать на остров Корсика к Форт-де-Бельгарду. Прекрасная природа в кадре и тот факт, что героиню Клаудию Кардинале только ранили, а не убили, как в предыдущем варианте, принесли «Клану марсельцев» 1,9 млн просмотров. Музыку, написанную композитором Франсуа де Рубе, долгое время использовали на канале «Франс-Интер» в заставке. Казалось бы, больший успех экранизации № 2 очевиден. Но нет, критики и рецензенты долго обсуждали, какая картина лучше. В результате не пришли ни к какому выводу.
Актер случайного эпизода
Немецкий фильм «Рассказ Ривьеры» вышел на экраны в 1961 году. Здесь Бельмондо снимался в коротком эпизоде. С ним связана интересная легенда.
Режиссер Вольфганг Беккер снимал на Лазурном берегу и случайно увидел Бельмондо, проезжавшего мимо на собственном автомобиле. Беккер поздоровался и пригласил актера проехаться в его машине: «Буквально пять минут, и вы можете ехать дальше по делам». Бельмондо улыбнулся, но просьбу режиссера выполнил. Так он стал автогонщиком в «Рассказе Ривьеры».
По мотивам комиксов
Жан-Поль Бельмондо снимался не только в полнометражных картинах. Он экспериментировал и соглашался на необычные предложения. «Знаменитые любовные истории» сняты по мотивам комиксов Поля Гордо. Это четыре отдельные истории о любви, которые относятся к разным векам и не зависят друг от друга. Такой формат получил название «скетч-фильм».
Интеллектуальное кино в творчестве
Режиссеры «новой волны» часто предлагали обществу темы, над которыми требовалось поразмышлять. В юности актера его учителя считали, что в интеллектуальных фильмах Бельмондо не будет смотреться в кадре, но все оказалось иначе.
В 1961 году на экраны выходит «Бездорожье». Он повествует о молодом человеке, который приезжает из деревни во Флоренцию к дяде, так как в деревне нет работы. Знакомится с Бьянкой. Девушка работает проституткой в борделе. Для встреч с возлюбленной ворует у дяди деньги, и тот его выгоняет. В главных ролях – Клаудиа Кардинале и Жан-Поль Бельмондо.
Режиссер поднял темы распада патриархальной семьи, конфликта между городом и деревней. Французские зрители находили в нем отсылки к романам Эмиля Золя, новеллам Ги де Мопассана. Художник по костюмам Пьеро Този говорил, что они ездили в деревни, чтобы сделать костюмы героев максимально соответствующим эпохе и моде конкретной местности.
Зрители хорошо встретили фильм. Так опытным путем режиссеры «новой волны» показывали, что интеллект должен быть не на лице актера, а внутри картины.
Характер
Несмотря на отличное чувство юмора, Жан-Поль мог быть принципиальным. Во время съемок фильма «Старший Фершо» (1963) режиссер чересчур яростно набросился на актера Шарля Ванеля. Тот вместе с Бельмондо играли главные роли.
Бельмондо толкнул режиссера и забрал Ванеля со съемочной площадки. Больше в фильм они не вернулись, что поставило режиссера перед необходимостью как-то закончить картину без главных действующих лиц. Этот инцидент описывает режиссер Ив Буассе в книге воспоминаний «Жизнь – это выбор».
Мастера импровизаций
Фильм «Обезьяна зимой» тоже яркое проявление «новой волны». Режиссер Анри Верней не собирался его снимать. Планировалось экранизировать роман Роже Верселя о мятеже на острове Ньюфаундленд. Для съемок зарезервировали лодку. Приехали на место, и тут продюсер Жак Бар понял, что она пахнет рыбой, а его мутит от запаха. Снять другую не вариант, там тоже пахнет. Тогда продюсеры решили снимать другую картину, выбрав роман Антуана Блондена «Обезьяна зимой».
Бельмондо был актером и каскадером. Ему нравилось выполнять все трюки самому. В прокате картину встретили восторженно. Режиссер Франсуа Трюффо писал, что Бельмондо, как всегда, был великолепен и он не отказался бы посмотреть и иные варианты этого фильма, где Жан-Поль сыграл бы роли других актеров. Жаль только, что сам Бельмондо ремейки не приветствовал.
Минздрав Франции оказался менее восторжен. Чиновники раскритиковали режиссера за то, что персонажи много курят и часто сидят в баре. Это можно интерпретировать как скрытую рекламу алкоголя. Чтобы не вырезать сцены с баром (их слишком много), фильму поставили маркировку 18+.
Картина лидировала по кассовым сборам на протяжении двух недель. Ее посмотрели 2 млн зрителей и по результатам включили в «15 лучших фильмов 1962 года». К 60-летнему юбилею фильма в 2022-м в Виллервиле, где шли съемки, проводились выставки и другие праздничные мероприятия. Точно так же французы отмечали 50-летие картины в 2012-м.
Романтические герои Бельмондо
Жан-Поль Бельмондо также играл романтических героев в приключенческих фильмах.
«Картуш» – франко-итальянский фильм о приключениях разбойника, терроризировавшего богатых во времена короля Людовика XIV. Картуш – французский вариант Робин Гуда, хоть он и был историческим персонажем.
В фильме актер получил возможность блистать остроумием. К нему присоединился и сценарист, создав ряд интересных отсылок. Имя главного злодея – это имя режиссера, снимавшего картину, Филиппа де Брока де Ферруссака.
Героиня Клаудии Кардинале погибла, спасая возлюбленного. Сцена скорбящих разбойников у ее могилы – одна из самых лирических в кинематографе 1960-х.
Тремя годами ранее Бельмондо играл д'Артаньяна в телефильме «Три мушкетера». Но тогда он был совсем молодым и никому не известным актером. Фильм прошел незаметно и остался единственным опытом работы Жан-Поля на телевидении.
Дружба с Делоном
«Борсалино» – одна из самых успешных работ в фильмографии актера. Фильм снят в 1970 году Жаком Дере по роману Эжена Саккоманно «Бандиты в Марселе». Он собрал в прокате 4,8 млн просмотров. В картине рассказываются о двух молодых бандитах, которые пытаются стать ворами в марсельском преступном мире. Роли исполнили Жан-Поль Бельмондо и Ален Делон. Актеры дружили и по сходству характеров дополняли друг друга. Это хорошо прослеживается по описанию атмосферы, царившей на съемочной площадке и в съемочной группе.
Бельмондо предпочитает делать трюки сам, но у съемочной группы был и специальный постановщик. В одной из первых сцен, где происходит драка между двумя героями, режиссер захотел сцену, похожую на драку из американского фильма «Тихий человек». Каскадер-постановщик протестует и пытается объяснить, что нынешние фигуры Бельмондо и Делона не те, что в молодости. Сцена будет выглядеть плохо. Но режиссер настаивает. В итоге снятый материал Делон отправляет в корзину, так как каскадер оказался прав.
Музыку пишет Клод Боллинг. Делон желает перезаписать модные треки 1930-х. Композитор протестует и просит оставить мелодию на его усмотрение. Делон соглашается, и это оказывается правильным решением. В год выхода фильма было продано 60 тыс. копий сингла, написанного к фильму.
«Борсалино» получил противоречивые оценки критиков. Все соглашались, что актеры сняли добротный детектив, но считали, что он отходит от канонов «новой волны», а это неправильно. Бельмондо улыбался и отвечал, что зрителям как раз все нравится.
Кассовый успех
Не все фильмы французского актера оказались успешны. В 1977-м на экраны выходит «Чудовище», собрав 3,15 млн просмотров. Он занял пятое место по кассовым сборам 1977-го. «Частный детектив» и «Труп моего врага», экранизированные годом ранее, набрали только 1,5 и 1,8 млн просмотров.
Оценки критиков по неудачным фильмам, как всегда, оказались противоположными. Журналист и критик Генри Шапиро написал о «Трупе моего врага», что «это хорошо снятое романтическое кино». Французский киножурнал Positif высказался противоположно: «Фальшивое кино, снятое профессионалами».
Главные темы в творчестве
Чаще всего Бельмондо снимали в детективах и гангстерских сагах. Не все из них воспринимались успешно.
Детектив «Стависки», снятый в 1974-м, нельзя назвать провальным. Он набрал более 1 млн зрителей во Франции. После этого шел в кинотеатрах Италии, США, Японии, Финляндии и Западной Германии. Но критики давали ему отрицательные рецензии.
«Полицейские и грабители» 1979 года заслужил более благосклонные оценки и стал первым фильмом Бельмондо, просмотры которого в Париже превысили 1 млн. Еще один детектив, «Маргинал», стал третьим фильмом по кассовым сборам 1983-го. Фильм «Одиночка», вышедший в 1987-м, стал последней лентой в фильмографии, где актер играл супердетектива.
Еще одна большая тема в творчестве – шпионские фильмы. В 1973 году на экраны выходит «Великолепный». Это смесь шпионского фильма и саги о Джеймсе Бонде. «Профессионал» – боевик об агенте французской спецслужбы. Во Франции его посмотрело более 5 млн человек, в Германии – 3,2 млн.
Личная жизнь
Актер впервые связал себя узами брака еще в молодости. Свадьба с танцовщицей Элоди Константен состоялась 4 декабря 1952 года. У них родились трое детей: Патриция, Флоренс и Поль-Александр.
После развода актер состоял в отношениях с несколькими партнершами, но новый брак оформил только в 2002-м, женившись в последних числах декабря на Натти Тардивель. До регистрации брака они состояли в отношениях 13 лет и развелись через 6 лет после свадьбы. Натти родила актеру четвертую дочь Стеллу.
Никто из детей Бельмондо не выбрал кинематограф в качестве будущего творческого пути, но сын снялся в эпизодической роли в фильме «Баловень судьбы».
Смерть актера
В 2001 году у Жан-Поля внезапно случился инсульт и у него парализовало половину лица. Бельмондо долгое время не появлялся на публике, пока не вернулся на экраны в фильме «Человек и его собака». Он с трудом передвигался и говорил, но так как играл такого же персонажа с ограниченными возможностями, то это хорошо вписывалось в кадр.
Знаменитый актер скончался 6 сентября 2021 года. Причины смерти не сообщались. Жан-Полю Бельмондо было уже 88 лет. Похороны состоялись на кладбище Монпарнас. Среди людей, пришедших попрощаться с легендой французского кино, был его друг Ален Делон в сопровождении сына Энтони.
На национальную церемонию, которая состоялась в Доме инвалидов 9 сентября, Делон не приезжал. BFM TV сообщило, что великий актер находится в сильном эмоциональном расстройстве и предпочитает переживать горе в одиночестве. Реагируя на смерть кинозвезды, режиссер Эдгар Райт отметил, что кино уже никогда не будет таким крутым, как раньше.
Наследие
Бельмондо считается влиятельным французским актером и лицом «новой волны». Его фильмы собирали миллионы зрителей. Некоторые из его ролей стали легендарными. В Париже 12 апреля 2023 года открыли променад Жан-Поля Бельмондо. Это крытая часть улицы, напоминающая сцену из фильма актера «Страх над городом», где он выполняет эффектный трюк над крышей надземного метро.
В современном кинематографе дань уважения выражают, размещая в новых фильмах отсылки к картинам и героям прошлого. Художник манги Буити Тэрасава – большой поклонник актера. Создавая мангу «Кобра», он поместил в выдуманный футуристический мир супергероя-авантюриста, который стал собирательным образом из персонажей, созданных Бельмондо.
Разработчики игр Castlevania тоже обратились к личности великого француза. Суть игры заключается в противостоянии добра и зла. С одной стороны вампир Дракула, а с другой – род истребителей вампиров – Бельмонтов. Когда игру переводили для западных игроков, просто не слишком правильно транскрибировали с японского языка фамилию Бельмондо.
В июле 2017 года американская компания Netflix сняла мультсериал «Кастлвания». Тревор Бельмонт собрал в себе черты, присущие экранным персонажам актера: любовь к выпивке, приключениям и выполнение головокружительных трюков. Фамилия героини Сифы Белнадес тоже неправильно транскрибирована. Ее зовут Сифа Фернандес. Это отсылка к французскому комику и актеру Фернанделю.
Кроме вдохновения и фильмов, Жан-Поль Бельмондо оставил зрителям ряд новых слов. Бельмондизм – стиль, выражающийся в бесцеремонном поведении. Бельмонт – новый архетип, харизматичный супермен, брюнет с насмешливой ухмылкой и слегка деформированным носом.