Биография
Фэй Данауэй — американская актриса, пик популярности которой пришелся на 1970-е годы. Исполнительница стала лауреатом премии «Оскар», а также обладательницей трех «Золотых глобусов», статуэтки «Эмми» и приза Британской киноакадемии. Фильмография артистки состоит из ролей в крупных полнометражных проектах и телевизионных сериалах.
Детство и юность
Дороти Фэй Данауэй родилась в городке Бэском, расположенном в штате Флорида, 14 января 1941 года. Мать была домохозяйкой, а отец — унтер-офицером армии США. Он погиб во время Второй мировой войны во время американской кампании в Европе.
В молодости Фэй демонстрировала творческий потенциал, увлекалась танцами, музыкой и вокалом. Окончив школу Леона в Таллахасси, Данауэй поступила в Университет Флориды, а затем получила степень по театральному делу в Бостонском университете.
В 1962-м девушка брала уроки драматического мастерства в студии при Национальном театре. Она привлекла внимание актера и постановщика Ллойда Ричардса, который рекомендовал артистку Элиа Казану, руководителю труппы Линкольн-центра.
Сценический дебют Фэй состоялся на Бродвее в постановке «Человек на все времена года», а первое появление в кадре — в ленте Артура Миллера «После грехопадения».
Личная жизнь
В 1962 году Фэй стала встречаться со стендап-комиком Ленни Брюсом. Пара пробыла вместе год. С 1967-го по 1968-й Данауэй находилась в статусе невесты фотографа Джерри Шацберга, но построить крепкие отношения влюбленным не удалось.
На съемках картины «Место для влюбленных» в 1968 году актриса влюбилась в Марчелло Мастрояни, итальянца по национальности. Девушка планировала семью, в то время как женатый избранник не торопился с тем, чтобы узаконить отношения. Артистка ушла от него. В автобиографии Данауэй вспоминала этот роман с тоской по прошлому, а Мастрояни в интервью называл бывшую избранницу своей самой большой любовью.
В 1974 году Фэй Данауэй вышла замуж за Питера Вульфа, вокалиста музыкального коллектива The J. Geils Band. Личная жизнь пары не сложилась из-за частых гастролей мужа. Творческие люди не нашли компромисс и в 1979-м оформили развод. Новым супругом актрисы оказался фотограф Терри О’Нилл. Свадьба состоялась в 1983-м. К тому моменту супруги уже воспитывали 3-летнего сына Лиама.
После расставания со вторым мужем среди поклонников Данауэй был писатель Фредерик Форсайт. Позднее она стала избранницей Уоррена Либерфарба и в течение трех лет встречалась с президентом одного из направлений в Warner Bros. Последней романтической связью, о которой было известно публике, оказался роман с актером Бернардом Монтьельем, случившийся в середине 1990-х.
Рост артистки составляет 170 см, а вес — 65 кг.
Фильмы
Начало карьеры Фэй Данауэй ознаменовалось эпизодическими ролями и образами второго плана. Ей предложил контракт кинорежиссер Отто Премингер. Согласно договоренности артистка должна была участвовать в шести проектах постановщика. Но она вскоре отказалась от сотрудничества, понимая, что эти фильмы не принесут карьерного развития и реализации творческого потенциала.
В 1967 году актриса прошла кастинг на участие в ленте «Бонни и Клайд» и получила роль Бонни Паркер. Партнером Данауэй стал Уоррен Битти.
В 1968-м состоялась премьера ленты «Афера Томаса Крауна», в создании которой были заняты Фэй и Стив Маккуин. В этом же году она работала над картиной «Место для влюбленных», которая не обрела кассового и зрительского успеха. Затем последовали съемки в «Маленьком большом человеке» режиссера Артура Пенна. Фэй воплотила в кадре комедийного персонажа и стала партнершей Дастина Хоффмана. Фильм оказался успешным в прокате.
В 1970 году на экраны вышла картина «Загадка нерожденного ребенка» Джерри Шацберга. Публика восприняла фильм прохладно, но эксперты номинировали Данауэй на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
Находясь в романтических отношениях с Мастрояни, актриса взяла краткосрочный перерыв, а затем снялась в фильмах DOC и «Смертельная ловушка». Проекты не привлекли внимания зрителей и критиков. Затем артистка была занята в картинах «Оклахома, как она есть» и «Три мушкетера». В последнем она воплотила образ Миледи. Параллельно Фэй принимала приглашения к работе на театральных подмостках, так как считала работу на сцене более сложной, чем в кадре. Одной из запоминающихся постановок этого периода для нее стал спектакль «Трамвай “Желание”».
Новым витком в карьере актрисы было сотрудничество с Романом Полански в ходе съемок фильма «Китайский квартал». На площадке партнером Данауэй стал Джек Николсон. Фильм получил 11 номинаций на «Оскар», а исполнительницу выдвинули на соискательство «Золотого глобуса» и BAFTA.
В этот период Фэй совмещала съемки в сериалах с работой над лентами крупного формата и завоевала статус одной из лучших голливудских актрис. Фильмография артистки пополнилась картинами «Три дня Кондора», «Путешествие проклятых», «Дорогая мамочка», в которой Данауэй изобразила Джоан Кроуфорд, а также фильмом «Доказательство невинности» и сериалом «Эвита Перон». За работу в картине «Телесеть» исполнительницу номинировали на «Золотой глобус» и вручили «Оскар».
В 1980-е Данауэй много выступала в театре, а также снялась в лентах «Злодейка», «Супердевушка», мини-сериалах «Остров Эллис» и «Христофор Колумб».
В 1987 году Фэй была задействована в создании фильма «Барфла» вместе с Микки Рурком. Картина получила похвалы киноэкспертов, а Фэй — номинацию на «Золотой глобус». Следом состоялись премьеры лент «Пьянь», «Казанова» и «Жгучая тайна». В 1990-м знаменитость сотрудничала с Робертом Дювалем в работе над фильмом «История служанки».
В 1993 году актриса появилась в кадре с Джонни Деппом в ходе съемок картины «Аризонская мечта». Режиссером проекта выступил Эмир Кустурица. В том же году на экраны вышел фильм «Коломбо» с участием артистки. Спустя 2 года исполнительница вновь сотрудничала с Деппом на съемках «Дон-Жуана де Марко», изображая жену персонажа Марлона Брандо.
В 1998-м Данауэй появилась в кадре драмы «Джиа», главную роль в которой исполнила Анджелина Джоли. Затем последовали участие в создании ремейка «Афера Томаса Крауна» и работа над картиной «Жанна д’Арк».
2000-е принесли знаменитости участие в выпуске сериалов и полнометражных лент. Артистка была занята в проектах «Анатомия страсти» и «C.S.I. Место преступления». В 2010-х Фэй Данауэй продолжала появляться на съемочных площадках и театральных подмостках, но уже не имела былого успеха.
Самое страшное, что может произойти в биографии знаменитой голливудской актрисы, по мнению Фэй, — это съемки в старости. Американка удивлялась тому, что с возрастом ей стали предлагать роли тетушек и бабушек, в то время как мужчины аналогичного возраста воплощали персонажей, пользующихся вниманием юных красоток.
Фэй Данауэй сейчас
Артистка имеет авторитет в профессиональном сообществе, и сейчас ее часто приглашают к участию в награждениях и вручении престижных премий для объявления номинантов и лауреатов.
В 2020 году фото Данауэй стали появляться в СМИ в рейтинге звезд, сделавших пластику. Поклонники актрисы начали замечать злоупотребление филлерами в погоне за омоложением.
Фильмография
- 1967 — «Бонни и Клайд»
- 1968 — «Афера Томаса Крауна»
- 1970 — «Маленький большой человек»
- 1973 — «Оклахома, как она есть»
- 1973 — «Три мушкетёра: Подвески королевы»
- 1974 — «Китайский квартал»
- 1975 — «Три дня Кондора»
- 1976 — «Телесеть»
- 1980 — «Первый смертный грех»
- 1981 — «Дорогая мамочка»
- 1984 — «Доказательство невиновности»
- 1987 — «Пьянь»
- 1993 — «Аризонская мечта»
- 1995 — «Дон Жуан де Марко»
- 2005 — «Хроника ворона»
- 2007 — «Пандемия»
Интересные факты
- В 2003 году бывший супруг Фэй Терри О’Нилл заявил, что их совместный с актрисой сын был усыновлен.
- Сценарий для телефильма «Коломбо», в котором Данауэй изобразила сыщика, написал Питер Фальк, известный по роли детектива в одноименном популярном сериале.
- В 2011 году правительство Франции сделало артистку офицером ордена Искусств и литературы.