Биография
«Я еврей по крови, русский по культуре, советский по воспитанию», — говорил о себе шестой чемпион мира в истории шахмат Михаил Ботвинник. Он оставил след не только как великий мастер и теоретик игры, но и как ученый, приложивший руку к разработке программ, с помощью которых компьютеры впоследствии смогли обыграть человека.
Детство и юность
Шахматист родился в августе 1911 года в дачном поселке Куоккала на Карельском перешейке. Сейчас малая родина Ботвинника называется Репино в честь своего известного жителя — русского художника Ильи Репина.
В первых десятилетиях XX века в поселке жил (или гостил) цвет российской интеллигенции: Корней Чуковский, Максим Горький, Федор Шаляпин, Владимир Маяковский. Если у знаменитостей начинали болеть зубы, за помощью они обращались к родителям будущего гроссмейстера: мать Шифра (Серафима) Самойловна Рабинович работала стоматологом, а отец Моисей Гиршович Ботвинник изготавливал зубные протезы. В семье рос также старший брат Михаила Исаак.
Родителей шахматиста объединяла не только профессия, но и революционное прошлое, а также национальность. Однако отец запрещал матери разговаривать с детьми на идише, поскольку хотел, чтобы сыновья успешно ассимилировались.
Перед революцией родители развелись, но предусмотрительно скупленное золото зубной техник оставил бывшей жене. Новый брак Моисея Гиршовича подарил Михаилу и Исааку единокровную сестру Марию.
С шахматами будущий гроссмейстер познакомился только в 12 лет, до этого мальчик интересовался фотографией и гимнастикой. Высшее образование по специальности инженера-электрика Ботвинник получил в Ленинградском политехническом институте имени Михаила Калинина.
Личная жизнь
Все знавшие Михаила Моисеевича характеризовали знаменитого советского шахматиста как однолюба. Счастье в личной жизни мужчина обрел с балериной кировского театра Гаянэ Анановой. В 1933 году, после ничьей с гроссмейстером Саломоном Флором, Ботвиннику на банкете довелось танцевать с коллегой будущей жены — знаменитой Галиной Улановой. Шахматист утверждал, что искусством одновременного вращения двумя ногами в фокстроте владел лучше, чем партнерша.
Молодые люди поженились в 1935-м. За год до свадьбы Хосе Рауль Капабланка охарактеризовал Гаянэ словами из снятого спустя 34 года фильма «Кавказская пленница» — «и умница, и красавица». Возможно, эта характеристика, данная девушке знаменитым соперником, придала Михаилу уверенность в правильности выбора невесты, и он предложил танцовщице руку и сердце.
Единственная дочь талантливой пары Ольга родилась в 1942 году в Перми: в город, тогда называвшийся Молотовым, эвакуировали Кировский театр. В эвакуации семья из семи человек (включая состарившуюся Серафиму Самойловну, няню Оли и разнообразных родственниц) ютилась в единственной комнате, а после войны получила двухкомнатную сталинскую квартиру в Москве на нынешнем проспекте Мира.
В детстве родители пытались приобщить дочку к искусствам, которые их прославили. Сохранилось фото Михаила Моисеевича, обучающего Ольгу передвигать фигуры на доске. Однако ни шахматы, ни хореография девочку не заинтересовали.
Среди нешахматных увлечений Ботвинника были лыжи и байдарка. Михаил Моисеевич любил петь оперные партии и рассказывать анекдоты. Однако главной страстью была дача на Николиной Горе.
Гроссмейстер лично разработал проект загородного дома, а чтобы раздобыть дефицитные стройматериалы, дал сеанс одновременной игры на деревообрабатывающем предприятии в Карелии. На даче у Ботвинника были и привезенные из-за границы стиральная и посудомоечная машины, и приемник, по которому шахматист слушал радиостанцию Би-Би-Си, и мечта детства — финские сани.
Михаил Моисеевич и Гаянэ Давидовна прожили вместе полвека, хотя по характеру были совершенно разными. Жена — мягкая и общительная, дружившая со всеми соседками, включая супруг композитора Тихона Хренникова и авиаконструктора Андрея Туполева, а муж — очень избирательный в общении. При внешней строгости Ботвинник помогал семьям погибшего на войне брата и единокровной сестры.
Гроссмейстер отличался независимостью суждений и принципиальностью — не подписал ни одного коллективного письма, осуждавшего шахматистов-невозвращенцев (в частности Виктора Корчного), и ни одного воззвания, разоблачавшего агрессивную политику Израиля, что делали многие советские знаменитости еврейской национальности. Ботвинник, родившийся при императоре Николае II, последние годы биографии прожил при Борисе Ельцине, но, в отличие от многих членов КПСС, не вышел из партии.
Шахматы и наука
Уже через полгода после знакомства с шахматами Михаил добился первой победы на чемпионате школы № 157, в которой учился, а через год имя юного повелителя ферзей и пешек впервые упомянул журнал «Шахматный листок». В ноябре 1925 года во время сеанса одновременной игры Капабланки в Ленинграде быстро прогрессировавший подросток нанес поражение чемпиону мира. На следующий год Михаил разделил 2-е и 3-е места на чемпионате Ленинграда по шахматам с Ильей Рабиновичем.
В 20 лет Ботвинник впервые стал чемпионом СССР, а в августе 1933-го получил титул вторично, подтвердив, что первый успех не был случайным. За спортивные достижения, сочетавшиеся с ценной научной работой, в 1935 году по распоряжению наркома промышленности Серго Орджоникидзе он был премирован личным автомобилем. С началом войны Михаил передал машину на нужды обороны.
Звание сильнейшего шахматиста мира уроженец Куоккалы завоевал лишь в 1948 году: помешала не только война, но и защита Михаилом Моисеевичем диссертации. Гроссмейстер работал над синхронизацией электрических генераторов, входящих в Единую энергетическую систему Советского Союза. Ботвинник — автор ряда изобретений по совершенствованию управления силовыми электрическими машинами.
В целом Михаил Ботвинник умел навязывать сопернику неприятный для него стиль игры. Особенно этот дар проявился в матче-реванше за шахматную корону с Михаилом Талем в 1960-м.
В историю вошла партия 1963 года между Ботвинником и молодым американским шахматистом Бобби Фишером, закончившаяся вничью. На перерыв американец уходил с преимуществом в одну пешку и был уверен в победе. Однако за ночь тренерская бригада Ботвинника во главе с Ефимом Геллером придумала вариант, приводивший эндшпиль к ничьей. После матча Фишер рыдал, оплакивая выскользнувшую из рук победу.
В том же 1963 году Тигран Петросян сменил Михаила Моисеевича на шахматном олимпе. Постепенно Ботвинник отошел от игровой деятельности и сосредоточился на воспитании молодых игроков и разработке алгоритма игры для компьютера. В США ту же проблему решал отец «теории информации» Клод Шеннон.
Экономические идеи, с которыми Михаил Моисеевич после смерти Иосифа Сталина обращался в ЦК КПСС, заключались как в использовании компьютеров для управления народным хозяйством, так и в конвергенции, то есть объединении сильных сторон социализма и капитализма. Функционеры вначале хотели исключить рационализатора из партии, однако с учетом статуса Ботвинника передумали.
Смерть
Шестой чемпион мира по шахматам скончался 5 мая 1995 года. Причиной смерти Ботвинника стал рак поджелудочной железы. За 3 месяца до кончины Михаил Моисеевич дал последнее интервью, в котором негативно отозвался о быстрых шахматах, за неделю до ухода посетил любимую дачу, а в последние часы отдал распоряжения по организации похорон.
По желанию гроссмейстера гражданская панихида не проводилась, и проститься с покойным смог только Василий Смыслов. После кремации урну с прахом Михаила Моисеевича поместили в колумбарий Новодевичьего кладбища, где уже 8 лет покоились останки Гаянэ Давидовны.
Память о Михаиле Ботвиннике
В память о великом шахматисте в главном здании Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (бывший Ленинградский политехнический институт), где учился Ботвинник, установлена мемориальная доска. С начала 2000-х проводится гроссмейстерский шахматный турнир «Мемориал Ботвинника».
В 2010 году мемуары и письма мастера игры были опубликованы в книге «Шах XX веку», а год спустя в его честь выпущена коллекционная серебряная монета «100-летие со дня рождения шахматиста М. М. Ботвинника» номиналом два рубля. Именем Михаила Ботвинника также назван самолет «Боинг-737» авиакомпании «Аэрофлот».
В декабре 2024 года в российских кинотеатрах состоялась премьера спортивно-психологической драмы «Роковая партия», сюжет которой выстроен вокруг событий матча на звание сильнейшего шахматиста мира 1951 года. Это было первое главное противостояние двух советских мастеров — заслуженного действующего чемпиона Ботвинника и молодого новатора Давида Бронштейна, и встреча получилась необычайно напряженной и с крайне неожиданной развязкой, что постарались отразить создатели картины.
Примечательно, что в Михаила Моисеевича на экране перевоплотились два актера, сыграв его в молодости и зрелом возрасте, — соответственно Максим Линников и Андрей Ильин. А его оппонента, который поставлен в центр событий, изображали целых три исполнителя: юный Егор Щербаков, Павел Рассомахин и Даниил Спиваковский.
Награды
- 1936 — Орден «Знак Почета»
- 1945 — Второй орден «Знак Почета»
- 1945 — Заслуженный мастер спорта СССР
- 1957 — Орден Ленина
- 1961 — Орден Трудового Красного Знамени
- 1971 — Заслуженный работник культуры РСФСР
- 1981 — Орден Октябрьской Революции
- 1991 — Заслуженный деятель науки и техники
Библиография
- 1934 — «Матч Флор — Ботвинник»
- 1938 — «Избранные партии 1926–1936 годов»
- 1939 — «Матч-реванш Алехин — Эйве на первенство мира»
- 1949 — «Избранные партии 1926–1946 годов»
- 1951 — «Советская шахматная школа»
- 1960 — «Асинхронизированная синхронная машина»
- 1968 — «Алгоритм игры в шахматы»
- 1975 — «Три матча Анатолия Карпова»
- 1975 — «О кибернетической цели игры»
- 1978 — «Полвека в шахматах»
- 1978 — «К достижению цели»
- 1979 — «От шахматиста — к машине»
- 1979 — «О решении неточных переборных задач»
- 1979 — «Защита Грюнфельда»
- 1983 — «Эпизоды шахматных баталий»
- 1989 — «Шахматный метод решения переборных задач»
- 1997 — «У цели: Воспоминания»
Интересные факты
- Название поселка, в котором началась биография первого советского чемпиона мира по шахматам, происходило от финского слова koukku — рыболовный крючок.
- Михаил Ботвинник упоминается в новелле «Шляпа гроссмейстера», а Михаил Таль — в истории «Ничего изменить нельзя» из книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы».
- Учениками мэтра были чемпионы мира по шахматам Гарри Каспаров* (внесен Росфинмониторингом в список лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму и Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) и Владимир Крамник.
- Михаил Моисеевич, как правило, безошибочно предсказывал спортивный рост и грядущие успехи воспитанников. Единственный неверный прогноз Ботвинник сделал в 1963 году относительно судьбы Анатолия Карпова. По воспоминаниям Бориса Злотника, гроссмейстер сказал о будущем 12-м обладателе мировой шахматной короны: «Жаль, но из Толи ничего не выйдет».
- Спортивных комментаторов долго мучил вопрос, что отхлебывал гроссмейстер из термоса, с которым приходил на каждый турнир. Радость побед и горечь поражений он запивал черносмородиновым морсом, сваренным женой.
*Признан иноагентом на территории РФ по решению Минюста