Джон Уильямс

John Williams
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
92 года
Место рождения
Семейное положение
женат
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Джон Уильямс – американский дирижер и композитор. Его неоромантический стиль, базирующийся на симфонических традициях Рихарда Вагнера, Антонина Дворжака и Рихарда Штрауса, вдохновил на творчество целые поколения музыкантов более позднего периода. Сейчас его называют самым успешным автором киномузыки в истории, подтверждением служит множество наград и номинаций на престижные премии.

    Детство и юность

    Биография Джона Уильямса началась 8 февраля 1932 года в Нью-Йорке, США. Он родился в семье джазового барабанщика и перкуссиониста, и первые уроки музыки ему давал отец. Всего в семье было четверо детей, помимо будущего композитора, в ней воспитывались старшая дочь Джоан и младшие сыновья Дон и Джерри, ставшие впоследствии знаменитыми музыкантами.

    Embed from Getty Images
    Джон Уильямс в молодости

    С ранних лет Джон демонстрировал исключительные способности, когда, услышав мелодию, мог тут же ее воспроизвести. Уильямс вырос в Лос-Анджелесе, где после окончания средней школы поступил в Калифорнийский университет. Музыкальное образование он совершенствовал под руководством знаменитого композитора и пианиста Марио Кастельнуово-Тедеско. Свою первую сонату для фортепиано юноша написал в 19 лет.

    Затем была служба в армии, где Уильямс исполнял обязанности дирижера в духовом оркестре. Параллельно с этим он получил возможность посещать музыкальные курсы в Университете Аризоны. Завершив службу, Джон вернулся в Нью-Йорк и поступил в престижную Джульярдскую школу, где обучался игре на фортепиано у знаменитой пианистки Розины Левиной.

    Музыкант и дирижер

    В молодости Уильямс хотел стать концертирующим пианистом, но изменил планы, услышав выступления Джона Браунинга и Вана Клиберна. Осознав, что ему никогда не достигнуть того уровня успеха, о котором мечтал, он переключился на сочинение музыкальных произведений. Однако артист нуждался в деньгах, поэтому поработать пианистом ему все же пришлось. Несколько лет он давал концерты в джаз-клубах Нью-Йорка и даже выпустил несколько альбомов под именем Джонни Уильямс.

    Embed from Getty Images
    Дирижер Джон Уильямс

    Еще одна страница творчества Джона – дирижерская деятельность. В течение 13 лет, с 1980-го по 1993-й, он руководил Бостонским поп-оркестром, специализирующимся на классической и популярной музыке. Специально для концертов Уильямс написал много оркестровых и симфонических произведений.

    В 2004-м Джона впервые пригласили к сотрудничеству руководители Нью-Йоркской филармонии, где он выступал в качестве дирижера на благотворительных мероприятиях. Ажиотаж среди публики был так высок, что билеты продали в кратчайшие сроки. В дальнейшем в этих стенах еще неоднократно проходили концерты с участием кинокомпозитора. Также Уильямс дирижировал оркестрами Берлинской и Венской филармоний.

    Джон Уильямс и музыка к фильмам

    Дорогу к профессиональной карьере молодому таланту открыл композитор Генри Манчини, с которым у него сложился творческий союз. Вместе они написали музыку к черному-белому драматическому фильму «Дни вина и роз» с Джеком Леммоном и романтическому детективу «Шарада» с Одри Хепберн и Кэри Грантом.

    Уильямс оказался универсальным композитором: одновременно с симфоническими произведениями он сочинял джазовую и фортепианную музыку. В 1967 году он получил первую номинацию на премию «Оскар» за музыку к фильму «Долина кукол», основанному на одноименном романе писательницы Жаклин Сюзанн. Тогда Джон награду не получил, уступив Альфреду Ньюману и Кену Дэрби (мюзикл «Камелот»).

    Музыка к фильмам о Гарри Поттере композитора Джона Уильямса

    Американская киноакадемия отдала ему должное в 1972-м, присудив дебютную статуэтку за адаптацию партитуры к музыкальному кинофильму «Скрипач на крыше». Однако славу композитору принесло сотрудничество с режиссером Стивеном Спилбергом. Их творческий ансамбль начался с драмы «Шугарлендский экспресс», которая стала первой работой уроженца Цинциннати на большом экране.

    Вспоминая первую встречу со Стивеном, Уильямс делился, что тот выглядел очень юно и показался ему подростком. Но при этом Джон сразу отметил гениальность режиссера, который знал о музыке к фильмам даже больше, чем он сам.

    Дебют получился настолько удачным, что не прошло и года после премьеры, как Спилберг предложил Уильямсу сочинить музыку для своего следующего фильма, который планировал снять по роману «Челюсти» Питера Бенчли.

    Саундтрек к нему остается одним из самых узнаваемых хитов композитора. Тем не менее поначалу больших надежд на него не возлагалось, а Спилберг и вовсе списал все на шутку, когда впервые услышал простейшую мелодию из двух нот.

    Автор музыки сумел убедить режиссера использовать ее и не прогадал: зловещее остинато, символизирующее приближение опасности, стало визитной карточкой «Челюстей», а сам он получил второго «Оскара». При создании мелодии Джон вдохновлялся творчеством Клода Дебюсси и Игоря Стравинского.

    Спилберг порекомендовал Уильямса другу и коллеге – режиссеру Джорджу Лукасу, который искал автора музыки для эпического космического фильма «Звездные войны». Композитор написал симфоническую партитуру в стиле оркестровой сюиты «Планеты» Густава Холста. Вдохновением для него также послужили произведения Рихарда Штрауса и Антонина Дворжака. И фильм, и музыка к нему имели огромный успех, а Джон получил еще одну премию «Оскар» за оригинальный саундтрек.

    В последующие годы Уильямс работал и над другими частями киноэпопеи, создавая оригинальные мелодии для каждого из персонажей. При этом изначально автор думал, что продолжение не планируется, и, опираясь на личное впечатление о сюжете фильма «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда», написал любовную тему для Леи и Люка Скайуокера, после чего с удивлением узнал, что они задуманы как брат и сестра. Примечательно, что саму франшизу Джон никогда не смотрел.

    Композитору также посчастливилось приложить руку к созданию последнего фильма Альфреда Хичкока. Хотя криминальная комедия «Семейный заговор» ему не понравилась, он согласился создать музыку к ней, поскольку не хотел отказываться от возможности сотрудничать с культовым режиссером.

    Знание законов инструментовки и тонкое чувство формы позволили Уильямсу работать над картинами разных жанров. В его творческой копилке – музыка ко франшизе «Супермен», к экранизации романа Брэма Стокера «Дракула» и многим другим.

    Написал Джон и музыкальные темы к серии фильмов об археологе-авантюристе Индиане Джонсе. В интервью режиссер Стивен Спилберг подчеркивал, насколько мелодии были важны для сюжета, ведь они словно были путеводной нитью героя в его приключениях.

    Среди совместных работ со Спилбергом выделяется также фантастическая драма «Инопланетянин», принесшая Уильямсу четвертую статуэтку Американской киноакадемии, а также «Золотой глобус», «Сатурн» и премию BAFTA.

    Тяжело далась Джону работа над исторической драмой «Список Шиндлера». После просмотра черновой версии фильма он остался под большим впечатлением и усомнился в собственном таланте. Однако на слова Уильямса о том, что ленте нужен композитор более высокого уровня, Спилберг заявил, что все остальные давно умерли. Заручившись поддержкой режиссера, автор музыки пригласил для записи заглавной темы скрипача Ицхака Перлмана. За эту работу он удостоился пятого «Оскара».

    Embed from Getty Images
    Джон Уильямс и Стивен Спилберг

    В новом тысячелетии Уильямс написал музыку к первым трем экранизациям популярной серии книг Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. Планировалось, что Джон будет работать и над «Дарами смерти», но после того, как книгу разделили на 2 части, продюсеры сочли затраты на услуги композитора непомерно высокими и отказались от сотрудничества.

    Работа со Спилбергом продолжилась в последующих картинах режиссера, за исключением «Шпионского моста». Лента «Приключения Тинти́на: Тайна "Единорога"» стала первой анимационной работой в фильмографии Уильямса.

    Среди дальнейших работ Джона – заглавная тема для мини-сериала «Оби-Ван Кеноби», показ которого стартовал в конце мая 2022-го. Он также написал музыку к пятой картине в цикле об археологе Индиане Джонсе. Премьера фильма с Харрисоном Фордом в главной роли состоялась в следующем году.

    Незадолго до этого композитор, отметивший юбилей 90 лет, объявил, что уходит на пенсию и больше не планирует писать музыку к фильмам. Но, к радости поклонников, Уильямс вскоре изменил решение и сообщил, что, как только поступит интересное предложение, особенно от Спилберга, сразу примется за работу.

    Личная жизнь

    В первый раз Уильямс женился в 24 года на актрисе и певице Барбаре Руик. Она стала матерью его троих детей – двух сыновей и дочери. В браке супруги прожили 18 лет, до смерти женщины в 1974-м. Она скончалась от инсульта на съемках фильма «Калифорнийский покер». Ей было всего 43 года.

    Embed from Getty Images
    Джон Уильямс на премии «Золотой глобус»

    Безутешный вдовец долго горевал, но нашел успокоение в работе, отодвинув личную жизнь на второй план. Только в 1980 году он женился повторно на Саманте Уинслоу, занимающейся фотосъемкой, с которой вновь обрел семейное счастье.

    Джон Уильямс сейчас

    Сейчас музыку Уильямса продолжают использовать во многих фильмах и передачах, а проекты, для которых он выступил в качестве композитора, с удовольствием пересматривают киноманы. О биографии легендарного автора мелодий и дирижера сняли документальную ленту «Музыка Джона Уильямса», вышедшую в 2024 году.

    Фильмография

    Интересные факты

    1. Уильямс – поклонник творчества одного из наиболее известных современных японских композиторов, Ёко Канно. Она пишет музыку к аниме, сериалам и компьютерным играм.
    2. Любимым инструментом музыканта является фортепиано, при этом произведения он записывает по старинке – при помощи карандаша и бумаги.
    3. Немецкого композитора Ханса Циммера нередко называют новым Джоном Уильямсом. В Сети популярен видеоролик, авторы которого одновременно сыграли мелодии к культовым кинолентам. При этом первый музыкант исполнил проведения Уильямса, а второй – Циммера. А зимой 2022 года эстрадно-симфонический оркестр Краснодарской филармонии под управлением московского дирижера Арсена Бадерхана выступил с концертом, на котором сыграл саундтреки авторства обоих композиторов.
    4. Единственный фильм, для которого Джон не только написал музыку, но и сыграл в нем небольшую роль, – «Звездные войны: Скайуокер. Восход».