Биография
Природа наградила актрису Мирдзу Мартинсоне поистине голливудской внешностью: большие голубые глаза, ослепительная улыбка, пухлые чувственные губы. Кажется, что в ней причудливо скрестились знакомые черты признанных красавиц Софи Лорен и Брижит Бардо, за что ее и прозвали секс-символом советского кино.
Детство и юность
Родители будущей актрисы встретили друг друга в Латгалии, откуда была родом мать Мирдзы Моника. Отец в то время проходил службу в погранвойсках и на танцах в увольнении познакомился с будущей супругой. 16 августа 1951-го в Риге у них родилась дочь, которую нарекли красивым и звучным именем, в переводе с греческого означающим «мир», а с латышского — «сияющая».
Позднее, когда Мирдза подросла, танцевальные мероприятия стали доступны и ей. Поначалу, когда приглашали вальсировать, она стеснялась и убегала, а позднее полюбила музыкальные вечера всей душой. Лето неизменно проводилось в деревне у бабушки, баловавшей любимую внучку историями прошлых лет.
Школьные знания усваивались легко, дневник девочки пестрил хорошими оценками, особенно по точным наукам — математике и химии. Параллельно с этим ученица Мартинсоне, в отличие от одноклассников, охотно участвовала в самодеятельности, лелея мечту блистать на сцене в роли актрисы или певицы.
В положенный срок выпускница выбрала химфак политехнического вуза. Однако учитель алгебры Вернер Страупе, увлекавшийся нумерологией и астрологией и старавшийся привлечь к этому своих подопечных, предупредил ученицу, что она сделала неверный выбор. Послушавшись совета наставника, девушка поступила в Народную студию киноактера.
И здесь ей снова повезло: одним из педагогов был главный режиссер рижского театра, позже получившего название «Дайлес». Он сначала отправил талантливую студентку на театральный факультет в то время государственной консерватории, а затем принял ее в труппу собственного театра, где Мартинсоне задержалась на долгие годы.
Театр
Сценический дебют молодой актрисы состоялся еще в молодости. Впервые Мартинсоне вышла на сцену в 1973 году в спектакле «Ночь игуаны» по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса. Ей досталась роль Шарлотты, а ее партнером стал Харий Лиепиньш.
В дальнейшем на счету Мартинсоне стали появляться и другие роли в постановках произведений Уильяма Шекспира, Антона Чехова и Бернарда Шоу. По воспоминаниям исполнительницы, пока была жива ее мама, она с гордостью хранила все заметки о спектаклях с участием дочери, вырезала рецензии из газет.
Все это время актриса активно гастролировала с труппой своего театра, выступая перед представителями разных национальностей. Успела она побывать и на сцене российского МХАТа, где актеры показали «Женитьбу» Николая Гоголя. Это событие осталось почти незамеченным, но журналистам все же удалось побеседовать со знаменитой рижанкой.
С возрастом ролей у Мартинсоне стало меньше, но она успела поработать над спектаклем по пьесе «Преступления сердца». В пандемию коронавируса возрастных актеров отправили на карантин. А в 2022 году Мирдза призналась, что новых предложений от руководства труппы не последовало.
Начало карьеры Мирдзы Мартинсоне в кино
Кинематографическая страница в биографии актрисы началась в 70-е. Еще будучи студенткой, она снялась в эпизоде фильма «Стреляй вместо меня», повествующего о том, как война превратила киномеханика в воина. Мирдзе досталась небольшая роль Акулинушки. Затем последовало участие в создании киноповести «Клав — сын Мартина», где коллегами артистки стали Лилита Озолиня и Юрис Каминскис.
Уже после выпуска исполнительница появилась в приключенческой картине «Стрелы Робин Гуда». После премьеры она заняла 11-е место в советском прокате. Помимо Мартинсоне, сыгравшей леди Анну, в фильме были задействованы Борис Хмельницкий, Вия Артмане и Юрий Каморный.
Первую в карьере главную роль артистка получила в детективе «Смерть под парусом». Лента была снята по мотивам одноименного романа британского писателя Чарльза Перси Сноу. Мирдза воплотила Тони Гилмор, девушку сына судостроительного магната.
«Мираж»
Однако популярность пришла к молодой актрисе только после съемок в криминальной драме «Мираж». Мартинсоне предстала в образе рыжеволосой красавицы-авантюристки Джинни Гордон, решившейся на ограбление банка. Озвучивала героиню Ирина Губанова.
На съемочной площадке актрисе приходилось тяжело. Режиссер оказался строгим и требовал от всех участников процесса полной отдачи. Им с партнером Мартиньшем Вилсонсом даже пришлось прыгать со скалы, но не той, что показана в фильме, а поменьше. К ногам актеров привязывали веревки, а внизу стелили маты.
По словам Мартинсоне, во время съемок она не знала, что это будет ее звездным часом. Актриса получала куда меньше своих партнеров, но ничуть не переживала об этом. Зато после премьеры на нее обрушилась всенародная любовь. Мирдза пачками получала письма с признаниями и восхищенными отзывами о ее игре, а на улицах ей не давали прохода, прося автограф. Исполнительнице доводилось оставлять подпись на фото, белых рубашках и почти на всех частях тела.
Фильмы с Мирдзой Мартинсоне
Снявшись в «Мираже», Мартинсоне начала регулярно получать приглашения на площадки латышских кинолент. Вскоре зрители смогли оценить ее работу над фильмом «Когда сдают тормоза» Гунара Цилинского. В нем она сыграла Лигиту Гулбе.
В последующие годы фильмография исполнительницы продолжала пополняться. 1985-й ознаменовался выходом детектива «Малиновое вино», снятого на основе повести Виктора Лагздиньша «Ночь на хуторе Межажи». Критики похвалили игру Мирдзы, представшей в образе Дины.
Скандальным вышло участие актрисы в драме «Фотография с женщиной и диким кабаном», где она воплотила учительницу Юдиту Жираку. В кадре Мартинсоне предстала полностью обнаженной, из-за чего потом получала письма от разгневанных педагогов за то, что порочит профессию. Но артистка не стала принимать критику близко к сердцу.
В 90-е звезда почти перестала сниматься, а в начале 2000-х появилась в российском триллере «Дама в очках и с ружьем в автомобиле». В России Мирдзу задействовали еще в нескольких проектах, включая комедию «Мамы-3» и драму «Сын».
Личная жизнь
В детстве Мирдза не считала себя красивой. Она переживала из-за высокого роста, который, согласно некоторым источникам, в итоге достиг 172 см, пухлых губ и формы носа. Но поклонников у актрисы все равно хватало. Еще в детском саду влюбленный мальчишка решился ради нее на безумный поступок: он выбежал на дорогу и лег на асфальт перед идущим троллейбусом. К счастью, обошлось без жертв.
В интервью актриса делилась, что в юношеские годы была влюбчивой, причем настолько, что могла крутить несколько романов одновременно. И хотя отношения зачастую были только платоническими, Мирдза разбила немало сердец.
Когда она стала актрисой, внимания только добавилось. Поклонники заваливали любимицу подарками, посвящали ей научные публикации, а некоторые даже угрожали убить себя и ее, если она не ответит на чувства взаимностью.
Замечала Мартинсоне интерес и со стороны партнеров по площадке. Но еще в начале карьеры она послушалась совета опытного актера и решила избегать служебных романов. По слухам, однажды исполнительнице все же не удалось устоять перед обаянием Ремигиюса Сабулиса, который был ее коллегой по мини-сериалу «Богач, бедняк…».
Единственным мужем артистки был Мартиньш Вердиньш. Они вместе снимались в картине «Мираж», где он сыграл полицейского. В браке родились двое детей: дочь Мадара и сын Мартиньш Матыс. С их воспитанием помогали родители Мартинсоне, поскольку она была занята на съемках.
С супругом звезда прожила почти двадцать лет, но решила расстаться с ним. По ее словам, этому способствовало усилившееся пристрастие мужа к алкоголю, с которым ему помог справиться их сын. Но любовь к тому времени прошла, они официально не разведены, но редко общаются. Вердиньш посвятил Мирдзе книгу «Актриса».
После разрыва исполнительница оставила надежды наладить личную жизнь. Больше всего она ценит свободу, поэтому решила не заходить дальше флирта. Главное в жизни артистки — дети. Дочь специализируется на народной медицине и астрологии, сын занят туристическим бизнесом.
Мирдза Мартинсоне сейчас
Сейчас Мирдза живет в Латвии. Она остается любимицей публики. В 2024 году поклонники с удовольствием пересматривали фильмы с ее участием. Но новые предложения сниматься поступают гораздо реже, и, по словам Мартинсоне, она скучает без любимой работы. Освободившееся время актриса тратит на прогулки и чтение.
Фильмография
- 1970 — «Стреляй вместо меня»
- 1975 — «Стрелы Робин Гуда»
- 1976 — «Смерть под парусом»
- 1982 — «Красные колокола»
- 1983 — «Мираж»
- 1983 — «Богач, бедняк»
- 1985 — «Малиновое вино»
- 1987 — «Фотография с женщиной и диким кабаном»
- 1989 — «Тапёр»
- 1997 — «Жернова судьбы»
- 2001 — «Дама в автомобиле в очках и с ружьем»
- 2012 — «Единственный мой грех»
- 2013 — «Тетушки»
- 2014 — «Мамы – 3»
- 2014 — «Сын»
- 2015 — «Алёшкина любовь»
- 2015 — «Рождённая звездой»
Интересные факты
- На многочисленные просьбы раскрыть секреты сохранения стройной фигуры и молодости Мирдза отвечает, что никакими специальными диетами никогда не пользуется, питается исключительно по лунному календарю, и это позволяет держать вес в норме, а при создании масок для лица отдает предпочтение народным рецептам.
- Мартинсоне увлекается астрологией и нумерологией, обожает русскую классику, предпочитает отдыхать на латгальских озерах и наслаждается советскими комедиями.
- Изначально актриса пробовалась на главную роль в картине Сергея Бондарчука «Красные колокола». Но поскольку она оказалась выше Франко Неро, пришлось довольствоваться второстепенной.