Биография
Александр Марин получил мировую известность как режиссер, актер театра и кино, педагог и писатель. За годы творческой карьеры он создал десятки спектаклей и сыграл ряд запоминающихся ролей. Сейчас деятель искусств живет и работает то на родине, то за границей, в зависимости от востребованности. Представитель культурной элиты уверен, что его призвание — радовать людей.
Детство и юность
Биография Александра Валентиновича Марина началась в конце сентября 1958 года в Красноярске. Он рос и воспитывался в семье инженеров: отец строил по всей территории СССР атомные станции и ГЭС, а мама занималась проектированием тепловых сетей. Неудивительно, что жизнь семьи была связана с переездами.
До того как автор спектаклей получил диплом о высшем образовании, он посещал общеобразовательную среднюю школу. О том, что именно в этот период у него возникла идея посвятить жизнь творчеству, пару раз упоминалось в опубликованных интервью.
Чтобы в будущем попасть в общество кинематографистов и театралов, Саша сначала стал посещать драмкружок при воронежском Доме пионеров. В дальнейшем, благодаря природным способностям, развитым в подростковом возрасте, необычной внешности и внутренней харизме, юноша поступил в Государственный институт театрального искусства, где его педагогами были такие выдающиеся личности, как Анатолий Дмитриевич Папанов, Петр Наумович Фоменко, Марк Анатольевич Захаров и Олег Павлович Табаков.
Театр и фильмы
Профессиональная карьера Марина стартовала в начале 1980-х. Выпускник ГИТИСа в молодости набирался опыта, снимаясь в массовке и эпизодах разножанровых кинолент.
Первая значимая роль актеру досталась в картине «Еще люблю, еще надеюсь» Николая Лырчикова. Это был второстепенный герой — студент Володя. Конечно, основное внимание зрителей было приковано к центральным персонажам, ведь их сыграли Евгений Евстигнеев и Тамара Семина.
Затем Марин удостоился чести сыграть главную роль — бывшего воина-интернационалиста Павла Завьялова в криминальной драме Аркадия Кордона «Приговоренный». Воспитаннику мэтров советского кинематографа удалось подметить все тонкости характера представителя русского «потерянного поколения», не нашедшего места в мирной жизни и оказавшегося на Колыме.
В 1990-х в фильмографии Александра Валентиновича появились два заслуживших внимание проекта: комедия «Казус импровизус» Аллы Суриковой и Евгения Каменьковича и фантастическая картина Сергея Ломкина «Роковые яйца». Критики и киноэксперты отмечали, что уроженцу Красноярска несказанно повезло с партнерами по съемочной площадке, в числе которых были Олег Янковский, Нина Усатова, Амалия Мордвинова, Семен Фарада, Мария Миронова и Владимир Машков.
Дальнейший период жизни актера по большей части был связан с театральной сценой. Марин вместе с учителем Олегом Табаковым основал творческое объединение «Табакерка». Когда утряслись все организационные моменты, Александр совмещал участие в спектаклях «Ревизор», «Затворенная бочкотара» и «Преступление и наказание» с функциями помощника режиссера.
Работая за кулисами, актер продемонстрировал ранее нераскрытые грани таланта и обнаружил, что новая профессия по-своему интересна. Чтобы развиваться, россиянин переехал в Канаду. Обосновавшись в Монреале, он создал и возглавил творческий коллектив Théâtre Deuxième Réalité и выступил режиссером таких постановок, как «Мастер и Маргарита», «Гамлет», «Зимняя сказка», «Палата № 6» и других.
С рядом авторских проектов Марин появлялся на международных фестивалях и благодаря этому достиг мировой известности. Помимо престижных премий, ученик и коллега Олега Табакова удостоился чести сотрудничать с зарубежными грандами. В процессе создания «Мамаши Кураж» и «Антония и Клеопатры» для японского театра россиянин познакомился с азиатской звездой Комаки Курихарой. Репетируя спектакли Macbeth.com., «KNOCK: путешествие в странную страну» и «Чайка 22 88», режиссер тесно общался с ведущими артистами из США.
Московская сцена также не осталась неосвоенной талантливым деятелем культуры. В 2000-х в столичных театрах шли такие спектакли Марина, как «Утиная охота», «Песочный человек», «Идиот» и «Трамвай “Желание”». Родная «Табакерка» заполнялась зрителями до отказа, когда там давали пьесы «Сестра Надежда», «Аркадия», «Сублимация любви» и «Брак 2.0».
В 2010-х российский кинематограф испытывал кадровый голод. Тогда Марин пришел на помощь коллегам и украсил собственным участием ряд телевизионных и полнометражных проектов. Экранизация романа Федора Абрамова «Две зимы и три лета» погрузила зрителей в военное и послевоенное время. Александр Валентинович исполнил в саге хоть и второстепенную, но запоминающуюся роль слабохарактерного и безвольного мужичка Митрия Репишного, любящего и заботливого мужа.
Мастеру перевоплощения интересно изображать героев с диаметрально противоположными характерами. Так, в «Гурзуфе» ему прекрасно удалось построить образ криминального авторитета Корнея.
В 2021 году русскоговорящая аудитория увидела сразу два кинопроекта с участием Марина.
Актер сыграл главную роль в многосерийном фантастическом фильме Евгения Емелина «Выжившие: Иона» и стал одним из героев детективного сериала Нурбека Эгена «Самка богомола».Участвуя в последнем, Александр Валентинович проникся подходом Эгена к съемкам и увлекся хитросплетениями сюжета. Ему понравился собственный герой — следователь Баженов, которому выпал шанс исправить прошлое, словно сделать работу над ошибками.
Личная жизнь
В интервью российским изданиям, проиллюстрированных фото актера, Марин изредка рассказывает о личной жизни. Читая статьи в газетах и журналах, поклонники узнали, что с будущей женой, актрисой Пушкинского театра Марией Монаховой, актер и режиссер познакомился сразу после окончания ГИТИСа. Со временем супружеская пара обзавелась детьми, Федором и Дмитрием.
Когда Александр Валентинович решил работать за границей, семья последовала за ним в Канаду. Избранница стала частью творческого коллектива, для которого режиссер ставил спектакли. Сыновья получили образование, один занялся музыкой, а другой — строительством домов.
Впоследствии старший связал себя узами брака с бразильянкой и вышел из-под опеки родителей. Младший сыграл свадьбу с латвийской артисткой Яной Сексте и нашел работу в российской столице. В качестве композитора и аранжировщика он время от времени сотрудничал с отцом.
Александр Марин сейчас
Сейчас карьера Марина полна проектов. Он занят в спектакле Константина Богомолова «Карамазовы», поставленном на подмостках МХТ имени А. П. Чехова, и продолжает играть в кино. Осенью 2022 года закончились съемки сериала «Не дождетесь». Авторы решили собрать ансамбль из звезд советского кинематографа под одной крышей — по сюжету это крыша дома престарелых. Помимо Александра Валентиновича, в картине задействованы Наталья Варлей, Эммануил Виторган и Евдокия Германова.
В начале 2023 года вышел выпуск передачи «Мой герой» с режиссером Александром Мариным, приглашенным в качестве гостя.
Фильмография
- 1983 — «Среди тысячи дорог»
- 1984 — «Еще люблю, еще надеюсь»
- 1989 — «Приговорённый»
- 1991 — «Казус импровизус»
- 1995 — «Роковые яйца»
- 2010 — «Сны старого отеля»
- 2011 — «Первый русский»
- 2014 — «Две зимы и три лета»
- 2018 — «Гурзуф»
- 2018 — «Война за мечту»
- 2019 — «Воскресенье»
- 2019 — «Юморист»
- 2020 — «Хороший человек»
- 2021 — «Самка богомола»
- 2021 — «Выжившие: Иона»
- 2022 — «Домашнее поле»
- 2023 — «Не дождетесь»
Интересные факты
- Марин и члены его семьи имеют российское и канадское гражданство.
- Актер и режиссер пошел по стопам наставников из ГИТИСа и занялся преподавательской деятельностью. Он работал в колледже Гарвардского университета, театральном учебном центре в Монреале, Школе-студии МХАТ и других российских и зарубежных учреждениях, готовящих представителей творческой профессии.
- Александр Валентинович является автором пьес «Евангелие от Саломеи», «Молчание-2» и «28-28».
- В 1993 году Марин удостоился звания заслуженного артиста России.
- Сценические постановки театрального режиссера получили ряд престижных международных наград и премий, в том числе специальный приз жюри фестиваля «Амурская осень», а также статусы лучших спектаклей сезона в Монреале и Балтиморе и лучших постановок на английском языке.