Биография
Российский режиссер с киргизскими корнями Нурбек Эген начинал снимать кино, чтобы запечатлеть чувства людей и поделиться теми проблемами, которые его волновали. Сейчас он предпочитает жанры детектива и исторической драмы, однако главным в его творчестве, как и прежде, остается человек с большим сердцем и важной целью.
Детство и юность
Биография будущего режиссера, киргиза по национальности, началась 3 декабря 1975 года в небольшом селе Кырккол, затерянном в глубинке Ошской области Киргизской ССР. В детстве Нурбек не думал о кино и даже не подозревал о существовании подобной профессии. К искусству он приобщился, когда учился в Оше в школе-интернате с математическим уклоном. Тогда восьмиклассник впервые оказался на спектакле и с тех пор постоянно бывал в Ошском музыкально-драматическом театре, где чувствовал себя как дома.
Примерно в то же время одаренный подросток начал писать стихи. Толчком для усердных занятий поэзией послужила первая юношеская любовь к однокласснице. Нурбек рос тихим, задумчивым и скромным молодым человеком, не блистал успехами в школе. Среди товарищей он не пользовался авторитетом, над ним смеялись, особенно над его неуклюжими попытками заниматься творчеством.
Желая доказать окружающим, что он способен на большее, Эген решил стать актером и написал свою первую пьесу, которая представляла собой отсылку к популярным в те годы боевикам с Джеки Чаном и Брюсом Ли. В школе начинающего писателя встретили насмешками, но он не собирался сдаваться и даже предложил произведение Ошскому драмтеатру.
Подростку, конечно, отказали, но он уже не мог остановиться: забыл про математику и физику и только и делал, что писал одну пьесу за другой. В театре он неизменно получал отказ, пока не добился своего. Правда, оказалось, что постановка пьесы — дело не быстрое, на это требовалось несколько лет. Так что пришлось довольствоваться школьной сценой, но зато спектакль имел успех и стал триумфом для Нурбека.
После этого проблема выбора профессии перед молодым человеком вообще не стояла. Поставив перед собой цель, Нурбек неуклонно шел к ней. Ему пришлось нелегко, потому что в него никто не верил и не поддерживал его стремление стать актером. Когда юноша собрался поступать во Всероссийский государственный институт кинематографии, родители наконец смирились и позволили ему набивать собственные шишки. Эген выдержал вступительные испытания, но в Москву он по ряду причин не попал и два года проучился на актерском отделении Института искусств в Бишкеке.
«Начали мы учиться, я хожу на занятия. Месяц хожу, второй, третий, и кажется мне, что какой-то ерундой мы там занимаемся. Вы даже не представляете, чем мы занимались. Сидим, например, все полукругом, смотрим друг на друга, какие-то упражнения выполняем, читаем мысли, отзеркаливаем, повторяем за человеком», — позднее вспоминал режиссер.
Учеба на актера разочаровала Эгена, поэтому он задумал снять собственный фильм «Жолукчан» и предложил главную роль известному в то время исполнителю Беку Борбиеву. Когда картину показали на телевидении, молодой человек, к тому времени уже отбивший собственные вложения и даже немного подзаработавший на кинопрокате, окончательно поверил в свое призвание стать режиссером. Он поступил во ВГИК, попав в мастерскую Владимира Хотиненко. За годы учебы ему также посчастливилось перенимать мастерство у таких знаменитых кинематографистов, как Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Юрий Норштейн, Кшиштоф Занусси.
Фильмы Нурбека Эгена
Творческая судьба киргизского режиссера с самого начала складывалась вполне благополучно. Еще во время учебы во ВГИКе он снял свои первые короткометражные фильмы «На день старше» и «Закрытый космос», получил похвалу из уст самого Никиты Михалкова за постановку пьесы Антона Чехова. Дипломная работа Эгена «Санжыра» (2001) получила приз на фестивале Young Artist Award в Лос-Анджелесе и сделала его перспективным молодым кинематографистом. Правда, после выпуска из института Нурбек столкнулся с грустной реальностью: никто не хотел брать его на работу, хотя он был готов даже таскать доски на съемочной площадке.
Постепенно дела талантливого режиссера начали налаживаться. В этот период его фильмографию пополнили такие знаковые ленты, как «Сундук предков» и «Пустой дом». Обе киноработы отметили наградами на различных кинофестивалях в Казахстане, США, Германии. Кроме того, они были выдвинуты от Киргизии на соискании премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (правда, в шорт-лист так и не попали).
Важной составляющей творчества режиссера является обращение к родной культуре и традициям. Ярким примером тому стал документальный фильм «Рождение Манаса как предчувствие», в котором Эген попытался переосмыслить знаменитый киргизский героический эпос и насытить его современным содержанием.
Новая ступень творчества кинематографиста наступила в 2018 году, когда он начал сотрудничать с продюсерской компанией «Среда» Александра Цекало. Одной из самых ярких работ режиссера стал детективно-приключенческий сериал «Шерлок в России». Главные роли в многосерийной киноленте, созданной по мотивам рассказов Артура Конана Дойла о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе, исполнили Максим Матвеев, Владимир Мишуков и Ирина Старшенбаум.
В интервью Эген рассказывал, что сначала отнесся скептически к проекту о великом сыщике, понимая, что ему не удастся превзойти культовую экранизацию Игоря Масленникова с Василием Ливановым.
«Наш фильм — фантазии на тему Шерлока Холмса, где можно было похулиганить и более свободно рассказать историю легендарной личности. Тем более у сэра Артура Конан Дойла упоминание о России всплывает максимум раз. Когда я понял, что есть большая доля условности, то перестал бояться и, наоборот, загорелся работой», — подытожил режиссер.
Следом копилка мастера пополнилась еще несколькими популярными проектами. В их числе долгожданный «Мажор-4» с Павлом Прилучным в главной роли, детективный сериал «Порт», в котором первый план доверили Роману Маякину и Вильме Кутавичюте. Зрительского внимания также удостоился многосерийный детектив «Переговорщик» с Кириллом Пироговым и Лянкой Грыу, вышедший в ноябре 2022 года на стриминговом сервисе KION.
В начале 2023 года зрителям был представлен новый проект Нурбека Эгена — мини-сериал «Фандорин. Азазель», созданный по мотивам знаменитого романа писателя Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина. События в многосерийном детективе происходят в альтернативной Российской империи. В главных ролях появились Владислав Тирон, Мила Ершова, Милена Радулович, Уршула Малка и другие.
Также режиссер продолжил работу над историческим фильмом «Империя» об императоре Николае II.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера сложилась счастливо. С будущей женой Ириной, телепродюсером по образованию, он познакомился во время учебы во ВГИКе. В институте Нурбек был местной звездой: уже снял несколько фильмов, за которые получил награды на кинофестивалях. Однако привлекательная второкурсница не знала, кто он такой и чем занимался. Этим заявлением она поразила и сильно заинтересовала молодого человека. Они начали общаться и подружились, а потом поженились. По словам режиссера, все как-то само собой случилось. Ирина сумела стать хорошей невесткой и быстро нашла общий язык с родственниками мужа.
В крепком и счастливом браке супруги, живущие сейчас в Санкт-Петербурге, воспитали двоих детей: сына Данияра и дочь Каныкей. Девочка унаследовала литературный талант отца: она с ранних лет пишет рассказы, весной 2022 года вышла в свет ее первая книга сказок.
У режиссера есть личная страница в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где он периодически выкладывает семейные фотоснимки, делится анонсами предстоящих премьер, общается с поклонниками.
Нурбек Эген сейчас
Один из самых плодотворных постановщиков сериалов представил интересную новинку — «Калимба» с Федором Бондарчуком в главной роли. Пилотная серия была показана на фестивале ORIGINAL+, где «Калимбу» признали самым ожидаемым проектом года.
Актерский каст, действительно, заслуживал внимания. Кроме Бондарчука, зрители увидели на экранах звезду «Короля и Шута» Константина Плотникова, злодея из «Майора Грома: Чумной доктор» Сергея Горошко, легендарного Сергея Гармаша. Режиссер отметил, что, прочитав сценарий, не сомневался в его успехе. Слияние детектива и триллера, истории людей с пихологичесиким недугами и шикарный сюжет, — все эти факторы вкупе с талантом постановщика позволили поставить «Калимбу» в список самых ожидаемых лент весны 2024 года.
Фильмография
- 2006 — «Сундук предков»
- 2020 — «Шерлок в России»
- 2021 — «Самка богомола»
- 2021 — «Алиби»
- 2022 — «Мажор – 4»
- 2022 — «Порт»
- 2022 — «Переговорщик»
- 2023 — «Фандорин. Азазель»
- 2023 — «Контакт – 2»
Интересные факты
- Когда уроженец Киргизии приехал поступать во ВГИК, он практически не понимал по-русски. Поэтому с собой он привез шесть томов киргизско-русских словарей, при помощи которых худо-бедно смог ответить на вопросы приемной комиссии.
- В студенческие годы будущий режиссер работал дворником, жил в трехкомнатной квартире, которую делил с соотечественниками и их семьями.
- В детстве Нурбек мечтал научиться играть на комузе — киргизском народном музыкальном инструменте, но отец быстро пресек эту идею.