Биография
Песни вокально-инструментального ансамбля «Лейся, песня» не перестают очаровывать слушателей. Удивительная мелодичность композиций, душевные тексты, прекрасное исполнение солистов сделали группу ярким явлением на советской эстраде 70–80-х годов. И сейчас хиты коллектива не теряют актуальности, ведь они просты и понятны каждому.
История создания и состав
История создания команды берет начало в 1974 году. Тогда в Кемеровской филармонии на базе уже действующего проекта «Витязи» был сформирован молодой ансамбль. Первыми художественными руководителями стали музыканты Валерий Селезнев и Михаил Плоткин. С 1976-го изменилось руководство ансамбля — его возглавил Михаил Шуфутинский.
К концу 70-х годов из команды ушли несколько участников, на место которых новый руководитель пригласил вокалистов и музыкантов Владимира Ефименко, Юрия Захарова и других. Появилась и солистка Марина Школьник. Позднее этих исполнителей музыкальные критики назвали золотым составом «Лейся, песня».
Музыкантов не выпускали на гастроли за границу, даже в Болгарию, в то время как другие советские группы выезжали за рубеж. У самого Михаила Захаровича постепенно нарастал конфликт с правящими кругами. Как позднее певец объяснил в интервью, нелюбовь вышестоящих к нему и его коллективу возникла из-за внешнего вида артиста.
В то время Шуфутинский уже носил бороду, а по негласным законам эпохи на телеэкране в СССР так могли появляться только отцы коммунизма Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Остальные бородачи не соответствовали образам строителей светлого коммунистического будущего. В начале 80-х певец вместе с семьей эмигрировал в Штаты.
В 1979-м был выпущен альбом «Шире круг», который имел формат диска-гиганта. В том же году место Михаила Захаровича занял новый руководитель Виталий Кретюк, взявший псевдоним Кретов. К этому моменту музыкант считался одним из лучших пианистов Москонцерта, возглавлял ансамбль «Москвичи», сотрудничал с Аллой Пугачевой — делал для исполнительницы оригинальные аранжировки.
Вместе с приходом Кретова в золотом составе команды произошли изменения. В ансамбль пригласили молодых вокалистов, среди которых был Николай Расторгуев, Валерий Кипелов. Изменилась и стилистика композиций.
Музыка группы «Лейся, песня»
С первых лет появления и до конца 70-х, когда ансамблем руководили Селезнев и Шуфутинский, музыкальная стилистика выдерживалась в жанре советской популярной песни. ВИА того периода создавались как аналоги западных рок-групп. Конечно, о большой схожести с зарубежными рок-командами речь не шла — выступления и репертуар согласовывались с порядками советской идеологии.
Однако элементы прогрессивного рока понемногу включались в музыкальные аранжировки. Так как рок-музыка считалась в Союзе разлагающим явлением, проекты стали называть вокально-инструментальными ансамблями. В «Лейся, песня», как и в других похожих коллективах, в основной состав входили профессиональные музыканты и вокалисты.
Коллектив быстро обрел популярность благодаря ярким хитам 70-х годов «Где же ты была», «Прощай» и другим. Ведущими солистами были выбраны Владислав Андрианов и Игорь Иванов.
С командой музыкантов и вокалистов сотрудничали талантливые композиторы того времени — Вячеслав Добрынин, Давид Тухманов и другие. За десять лет концертной деятельности группы фирма «Мелодия» выпустила более 3 млн пластинок с песнями ВИА.
В 1978 году за песню «Родная земля», созданную композитором Вячеславом Добрыниным и поэтом Леонидом Дербеневым, ансамбль стал победителем Всероссийского вокального конкурса «Сочи-78». Затем этот хит вошел в репертуар Льва Лещенко.
ВИА давал концерты как самостоятельно, так и в качестве сопровождающего выступления популярных эстрадных певцов того времени — Иосифа Кобзона, Анны Герман, Евгения Мартынова и других. Несмотря на то что коллектив собирал в Союзе стадионы, играл при полных Дворцах культуры, власти не баловали его вниманием. По словам Шуфутинского, за время его деятельности ансамбль ни разу не показали по телевизору с ним в кадре.
В 1980 году дискографию группы пополнила песня «Обручальное кольцо», ставшая ее визитной карточкой . Авторами композиции выступили Михаил Шаинский и Михаил Рябинин. Популярным в те годы стал и шлягер «Я так и знал».
С 80-х годов музыкальная политика группы изменилась. Исполнители начали работать в направлении «новой волны», сочетающем мотивы диско, рок-н-ролла, фолка и других стилей. Такая концепция больше соответствовала интересам поклонников — представителей нового поколения молодежи.
После распада
В 1985 году коллектив прекратил официальную деятельность. По одной из версий, это произошло из-за того, что ансамбль не подготовил для художественного совета новую программу, как того требовал приказ Министерства культуры РСФСР, направленный на повышение идейно-художественного уровня репертуаров ВИА.
Согласно другому источнику, деятельность группы завершилась по решению руководства Кемеровской филармонии. Возможно, еще одним фактором для прекращения творчества «Лейся, песня» стал арест Виталия Кретюка. Музыкант попал под следствие из-за незаконной торговли.
После официального прекращения деятельности группа тем не менее продолжала работать под прежним названием. С 1986-го она выступала под руководством Леонида Смилянского (в ряде источников — Смелянского), а после его ухода во главе ансамбля стал бас-гитарист Александр Филаткин. Именно ему удалось через Роспатент добиться права на использование оригинального наименования ВИА.
Филаткин собрал свою команду, с которой начал выступать в разных уголках России. Несмотря на то что параллельно с этим проектом появилось множество других, включивших некоторых экс-исполнителей «Лейся, песни», на официальные мероприятия, концерты приглашали только состав, собранный Александром.
В течение двух десятилетий группа успешно гастролировала, участвовала в сборных концертах, типа «Бессмертные шлягеры 80-х», фестивале «Золотой шлягер» и других проектах. У возрожденной группы появился официальный сайт, где участники представили информацию об истории проекта, фото- и видеоматериалы, альбомы и др.
«Лейся, песня» сейчас
В 2024-м ансамбль под руководством Филаткина продолжил творческую деятельность. Так, весной музыканты выступили в ряде российских городов: Калининграде, Пскове, Кировске и других. В начале мая поклонники увидели группу на большом праздничном концерте «Слышишь, время гудит — БАМ!», прошедшем в Кремлевском дворце и приуроченном к 50-летнему юбилею строительства Байкало-Амурской магистрали. Также на сцене появились Лев Лещенко, Филипп Киркоров и другие звезды эстрады.
Кроме того, поклонники группы «Лейся, песня» с радостью узнали об участии коллектива в новом музыкальном шоу «ВИА Суперстар!» на канале НТВ. Также в программе появились популярные в 80-е и 90-е команды: «Форум», «Божья коровка», «Стрелки» и другие. Ведущими проекта стали Вадим Такменев и Лолита.
Дискография
- 1976 — «Песни Давида Тухманова»
- 1979 — «Шире круг»
- 1982 — «Танцевальный час»
- 1982 — «Сегодня и вчера»
- 1983 — «Радио — лучше всего»
- 1996 — «Песни Вячеслава Добрынина»
Интересные факты
- В интервью Валерий Кипелов, рассказывая о времени работы в «Лейся, песня», отмечал строгость цензуры в отношении не только песен, но и сценических костюмов артистов. Так, после появления певцов в облегающих комбинезонах и кедах им вынесли строгий выговор, после чего они выбирали более консервативные образы.
- Александр Филаткин признавался, что во время выступлений часто получал пожелания от слушателей исполнить песни, ошибочно принимаемые за репертуар «Лейся, песни». В частности, просили спеть «Там, где клен шумит» (шлягер группы «Синяя птица»).