Мэрилин Монро — незабытая кинолегенда: жизнь и смерть знаменитой актрисы
Мэрилин Монро – икона поп-культуры, актриса, модель. Картина мастера, созданная из отдельных образов. Можно спорить об их правдивости или о личных качествах звезды, но невозможно отрицать, что Голливуд сформировал новый элемент культуры. Подробнее об этом – в материале 24СМИ.
От иконы к женщине
Слово «икона» (εἰκόνα) в переводе с греческого языка означает «образ». В раннем христианстве изображения святых служили прозаической цели. Прихожане не умели читать и писать, и тогда иконопись стала средством пересказа библейских писаний. Вместе с тем она:
- напоминала о событии;
- разъясняла, что случится с «правильными» и «неправильными» прихожанами;
- задавала стандарт поведения.
Прошли две тысячи лет. Люди стали образованнее, а церковные витражи утратили роль обучавшего пособия и передали ее искусству. Новая реальность основывалась на науке. Люди переосмысливали свое место в мире, но тяга к сказке никуда не исчезла. Девушке по-прежнему хотелось стать красавицей и выйти замуж за принца, а мужчине – завоевать любовь прелестницы.
Голливуд начал создавать новые интерпретации старых сказок. Кассовые сборы наглядно показывали, чего хочется зрителю. Так две разные иконы объединились. Религиозная или культурная, они задают модель, к которой стремится человек. Только одни люди подражают «иконе», другие ищут в ней скрытые тайны, третьи получают удовольствие от ее развенчания. Мэрилин Монро самая удачная из них.
Раннее детство актрисы
Эту часть биографии Норма Джин Мортенсон (таково настоящее имя звезды) часто корректировала. Добавляла новые факты, убирала старые. Неправда и полуправда помогают создавать легенды, хотя и не относятся к достоинствам личности.
Семья несколько раз переезжала в поисках лучших заработков, но Мэрилин Монро родилась в Лос-Анджелесе 1 июня 1926 года. Парой месяцев раньше в этом же году в Великобритании появилась на свет будущая королева Елизавета II. Сложись обстоятельства иначе, актриса тоже прожила бы долгую жизнь.
Ее мать, Глэдис Перл Бейкер Мортенсен Монро, работала редактором в кинолаборатории. Мартин Эдвард Мортенсен, официальный отец, был вторым мужем Глэдис. Они сочетались браком в 1924-м. Прожили вместе полгода, потом жили раздельно и развелись в 1928-м. Норма Джин никогда с Мартином не общалась и не считала его отцом.
Мать новорожденной страдала послеродовой депрессией или просто не интересовалась детьми. Через две недели после родов она отдала дочь в приемную семью Иды и Уэйна Болендер, которые жили неподалеку от дома бабушки Мэрилин. Ида – религиозная и заботливая домохозяйка с двумя детьми. Она хорошо справлялась с воспитанием. Что касается Глэдис, то женщина навещала дочь в выходные. Иногда брала ее на ночевку в голливудскую квартиру.
От первого брака у Глэдис тоже были дети, которых женщина отдала на воспитание ранее. Мэрилин узнает об их существовании уже взрослой.
В приемной семье она чувствовала себя неплохо. Ида даже думала удочерить девочку, но этому мешала Глэдис, не дававшая разрешения. Когда ребенку исполнилось 7 лет, а разрешение так и не было получено, Ида вернула дочь матери. Тем более что однажды Глэдис пыталась похитить ее. Сунула ребенка в большую спортивную сумку и пыталась бежать.
Подростковый возраст
Возвращение домой – несчастливый момент в биографии Монро. Глэдис поставили диагноз «шизофрения с параноидальным бредом» и поместили в больницу. Норме Джин назначили опекуншу, которая отправила ее в следующую приемную семью.
Девочка была несчастна. Она, предположительно, подвергалась сексуальному насилию в семье. В школе ее высмеивали из-за высокого роста и худобы. Сложно набрать вес, если живешь в приемных семьях. Ее любимым занятием стал просмотр фильмов. Мэрилин говорила одноклассникам, что станет актрисой. Восхищалась образами Джин Харлоу, Греты Гарбо.
Ранняя биография – это классическое начало истории о Золушке. Ее все обижают: буллинг в школе, сексуальные домогательства. Услышав начало, слушатель подсознательно переходит в режим ожидания следующей главы, где все закончится хорошо и Золушка выйдет замуж за принца. Вместе с тем актриса привлекает внимание общества к проблемам жизни детей в приемных семьях.
Если переходить от «картинок» к фактам, то домогательства ни разу не конкретизировались. Предположительно, обидчиком мог стать Док Годдар, живший с Грейс Макки, опекуншей Нормы Джин. Однажды пьяный Годдар якобы схватил и поцеловал девушку в «интимной манере». Эту историю подтверждал первый муж актрисы Джеймс Догерти. Эпизод послужил причиной ухода Монро из семьи, но некоторые биографы утверждают, что мотив – бедность. Кроме Нормы в доме росли трое детей, и будущая звезда отправилась искать более сытую жизнь.
Единственное, что не менялось в версиях биографии, – легенда об отце. Мэрилин Монро говорила, что он выглядел как Кларк Гейбл. Таким его описывала мать.
История отношений матери и ребенка обыгрывается в разных фильмах: в биографической картине Саймона Кертиса «Моя жизнь с Мэрилин», мини-сериале «Тайная жизнь Мэрилин Монро» режиссера Лори Коллайера. Критики фильма Кертиса отмечают, что у ленты нет психологической глубины.
В 2021 году французский режиссер-документалист Франсуа Помес заказал исследование образцов ДНК актрисы, чтобы установить, кто был отцом. Учитывались мужчины, с которыми Глэдис Монро общалась в период зачатия. Им оказался Чарльз Стэнли Гиффорд, но тот никогда не признавал связь с матерью Мэрилин.
Первый брак
Первый муж кинолегенды – Джеймс Догерти. Он работает на заводе и встречается с Нормой. Планирует переезд на Восточное побережье, так как нашел лучшую работу, но не может взять с собой любимую девушку. Ее мать и закон не разрешают. Тогда влюбленные вступают в брак, переезжают, и молодая жена начинает карьеру модели.
Первые фото
Первые профессиональные фото актрисы сделаны на заводе 26 июня 1945 года. Фотограф популярного журнала Yank готовил материал о женщинах в годы войны. Задача издания заключалась в повышении боевого духа солдат. Основным материалом для этого становились фото звезд кино и театра в соблазнительных позах. В этот раз для фотосессии требовались девушки с хорошей фигурой в рабочей обстановке. На снимке будущая звезда позирует с пропеллером в руке. Фотография подписана: «Норма Джин Догерти».
Модельный бизнес
В 1948 году Мэрилин позирует для настенного календаря в пляжных образах. Тогда это приравнивалось к фото топлес. Приобретя известность, актриса станет жертвой шантажиста, который угрожает обнародовать снимки. Немного подумав над предложением, Мэрилин Монро сама объявляет прессе, что в молодости испытывала финансовые трудности и поэтому начала сниматься.
Владелец журнала Playboy выкупил часть фотографий из пляжной серии для журнала по $500 за штуку. Считается, что это резко повысило продаваемость «Плейбоя».
В 1945–1956 годах Норма Джин продолжает карьеру модели. Сотрудничает с агентством Blue Book, берет уроки модельного мастерства, снимается в рекламе купальников. Меняет прическу, начинает осветлять волосы. По легенде, хозяйка агентства, глядя на Норму, сказала: «Если ты собираешься преуспеть, то придется выпрямить волосы и осветлить».
Девушке от природы досталось крупное, почти квадратное лицо. Чтобы сделать «квадрат» более фотогеничным, рекомендуется визуально превратить его в «прямоугольник» при помощи прически.
Начало легенды
Первые шаги актера в Голливуде 1940-х проходили по устоявшимся правилам. Агенты по поиску новых талантов искали их в журналах для мужчин и популярной рекламе. Если студию заинтересовала кандидатура, но подходящей роли не было, то актерам предлагали контракт на полгода. По его условиям требовалось сыграть две роли. Фильмы заранее не оговаривались. Зарплата начинающего равнялась $75 в неделю.
Актер и руководитель 20th Century Fox Бен Лайон посоветовал Норме сменить имя на Мэрилин. Так звали популярную звезду 1930-х Мэрилин Миллер. Настоящее имя Миллер – Мэри Эллен Рейнольдс. Псевдоним Мэрилин оказался удачным и уже запомнился публике. Режиссер решил не придумывать ничего нового и использовать «хорошее старое».
Осталось избавиться от мужа. Компания, а точнее, ее директор, считает, что замужняя женщина в кинематографе не может состояться как звезда. Мужчина получает доход. Большинство женщин – это домохозяйки, не имеющие дохода. За их поход в кино тоже платит муж, что делает кинематограф ориентированным на мужскую аудиторию.
Плательщик желает видеть на экране свою воплощенную мечту. Если окажется, что это чья-то чужая мечта, интерес пропадет, доходы от продажи билетов снизятся. Поэтому актрисе нужно выбирать: развестись или отказаться от идеи стать кинозвездой.
В рамках первого контракта Мэрилин снимается в фильмах «Опасные годы» и «Драка за блондинку». В «Драке» она даже не указана в титрах. В «Опасных годах» упоминается, но ее роль второстепенная – официантка в кафе, где главный герой встречает героиню. 20th Century Fox не продлила контракт. Монро перешла в Columbia на такой же шестимесячный договор и те же условия.
Единственный примечательный момент в Columbia – новая смена внешности. Гримеры решили сделать из новенькой актрисы подобие Риты Хейворт. Так Монро стала платиновой блондинкой с красиво уложенными волнами локонов.
Работа в рекламе
После окончания контракта с Columbia девушка возвращается в модельный бизнес. Становится любовницей Джонни Хайда, агента по поиску талантов. Он находит ей роль в фильмах «Асфальтовые джунгли» и «Все о Еве». Договаривается об операции по исправлению формы носа актрисы и коррекции овала лица. Так завершается формирование культового образа Монро.
Мэрилин на 30 лет младше Хайда. У него жена и четверо сыновей от двух браков. По слухам, он предлагал красавице руку и сердце, но та отказалась. Актриса отрицала этот момент и подчеркивала, что их отношения были платоническими.
Снятые картины оказались успешны. Режиссер Джозеф Манкевич отзывается о ней как о девушке с талантом. Журнал Photoplay Magazine публикует посвященную ей статью «Как рождается звезда». Тогда студия «20 век Фокс» внезапно усматривает талант в девушке и предлагает заключить новый контракт.
Звезда экрана
Первый фильм, сделавший Монро знаменитой, – «Ниагара». Это один из наиболее кассовых фильмов студии в 1953 году. В нем снимались Джозеф Коттен, Джин Питерс, Макс Шоуолтер. Издание The New York Times хвалит работу, отмечает, что, кроме существующих семи чудес света, кинокомпания изобрела еще два – Ниагарский водопад и цветной фильм. Также отметили, что, помимо водопада, в фильме еще есть Мэрилин Монро, поэтому его стоит смотреть.
Фильм определил первое из сценических клише актрисы – роковая женщина. Соблазнительная, в облегающем платье. Сочетающая страстность с лицемерием и пренебрежительностью к партнеру.
Для образа роковой красотки визажист Аллан Снайдер разработал новый макияж: черные изогнутые стрелки на верхнее веко, легкий румянец на скулах и ярко-красная помада на губах. Для получения эффекта «лисьих глаз» добавлялись накладные ресницы на внешний уголок глаза. Эффект пухлых губ достигался окрашиванием в несколько оттенков: от темного контура к светлому центру. В сочетании с белой кожей у визажиста получается сказочная Белоснежка-блондинка. Актриса так часто использует этот стиль, что вскоре его начнут называть «макияжем Монро».
Следующая картина фильмографии – «Джентльмены предпочитают блондинок», где закрепляется типаж «глупая блондинка». Она играла вместе с Джейн Рассел двух охотниц за богатством. Розовое платье Монро вдохновило более 30 поп- и кинозвезд на создание подобных образов. Среди них Николь Кидман, Мадонна, Бейонсе, Марго Робби и другие.
Культовый музыкальный номер «Лучшие друзья девушек – бриллианты» вошел в список лучших треков XX века по версии Американского института киноискусства. Фильм собрал в прокате $5,3 млн, став седьмым по кассовым сборам 1953 года. Монро и Рассел удостоились чести оставить отпечатки рук и ног во дворе театра Граумана на «Алее славы» в Голливуде.
Конфликт со студией
Конфликт Монро со студией начинается в 1954-м. Причина – возросшая популярность актрисы. Теперь она звезда мирового уровня, но условия не поменялись с момента подписания соглашения, т. е. с 1950-го. Она не может выбирать роли. Ей нельзя сниматься в фильмах вне студии 20th Century Fox. Зарплата почти как у начинающего актера.
Конфликт усугубляется безупречной логикой студийных боссов. Они получили солидный доход на демонстрации «глупой блондинки» и «роковой красотки» и теперь решили, что ничего менять не будут, пока эти образы приносят такую же прибыль.
Название следующей картины – «Девушка в розовом трико». Мэрилин отказалась сниматься, назвав сценарий чушью. Новость попала на первые полосы газет, а через пару дней актриса вступает в брак с бейсболистом Джо Ди Маджо. Предположительно, чтобы наглядно продемонстрировать публике, кто в конфликте является положительным героем. После свадебного круиза звезда вернулась на родину, где студия уже была готова к переговорам и изменению условий контракта.
В 1950-х годах в США женщины, работавшие на студиях Голливуда в качестве сценаристок и писательниц, составляли только 5%. Контракт Монро предполагал, что ей заплатят $1500 в неделю, а ее партнеру по фильму – $5000. Голливуд был миром мужчин.
То, что женщине удалось добиться согласия с ее условиями, свидетельство ума и бойцовских качеств актрисы. Она не спорила, пока не оказалась в сильной позиции. А значит, образ «блондинки» всего лишь сценическая роль, как и образ жертвы домашнего насилия.
«Зуд седьмого года»
Вершина сотрудничества со студией «Фокс» – картина «Зуд седьмого года». До сих пор кадр из этого фильма с девушкой в белом платье, которое приподнимается воздухом из вентиляционной решетки метро, остается популярнейшим. Кассовый успех ленты укрепил руководство студии в правильности выбранных образов. Поэтому, несмотря на протесты и желание актрисы снять что-то более серьезное, с ней не согласились. Тогда Монро разрывает контракт.
Отправляется в Нью-Йорк и создает собственную студию Marilyn Monroe Productions. В 1954 году она записывает первый диск и разводится со вторым мужем. Бейсболист не смог пережить большую популярность жены (по одной версии легенды). По другой версии, причиной конфликта стал культовый образ во взлетающем белом платье. Супруги ссорились и в конце концов расстались.
Новый контракт
В течение года студии 20th Century Fox удалось заключить с Монро новый контракт о сотрудничестве. Речь шла о более солидной зарплате, возможности влиять на сценарий, контролировать режиссера и выбирать картины. Первым фильмом по новому соглашению стала «Автобусная остановка», где Мэрилин играла девушку, которая работает певицей в баре, но стремится стать звездой.
В картине появляется характерный «призрачный грим». Он делает кожу актрисы похожей на фарфоровую статуэтку. Монро настояла на этом, так как сотрудница кабаре ведет ночной образ жизни, и ее кожа не может быть загорелой. Фильм номинирован на несколько наград, но не получил ни одной, хотя критики высоко оценили игру актрисы.
Картина «Принц и танцовщица» снята ее собственной студией. Монро играет танцовщицу, которая влюбляется в принца. Продюсером выступил Лоуренс Оливье. Съемки сопровождались трудностями. Красавица выглядела взъерошенной, опаздывала, забывала реплики. Появились слухи о том, что Мэрилин выпивает и поэтому такая несобранная. Отношения между ней и Оливье ухудшились. Фильм не принес кассового успеха по сравнению с предыдущими работами и привел к разрыву между ними.
Кстати, во время съемок картины «Принц и танцовщица» артистка посещала психоаналитика Анну Фрейд, дочь знаменитого Зигмунда Фрейда. В благодарность за содействие актриса включила фонд Анны в завещание, оставив ему 25% своего состояния и будущие гонорары от продажи прав на использование имени Монро. Этот бизнес до сих пор приносит компании до 10 млн евро в год – очевидный показатель успеха Голливуда в создании кинолегенды.
Зависимости актрисы
Актриса создает экранный образ счастливой женщины, но сама страдает от проблем. Споры с киностудией, расставание с третьим мужем Артуром Миллером, три неудачно закончившиеся беременности. Возможно, организм требовал отдыха. Но для киноиндустрии актер – исполнитель. От него требуется прийти и выступить, как требует контракт. Также актриса осознавала свою роль иконы кинематографа и якобы боялась разочаровать аудиторию.
Сегодня считается, что врачебная помощь в 1950-х была некачественной. Чтобы быстро привести себя в норму человек прибегал к лекарствам. Их выписывали по рецепту, но это не влияло на суть происходящего. Когда лекарство не помогало, врач рекомендовал увеличить дозу. В результате быстро развивалось привыкание и зависимость. Поэтому актеры и музыканты умирали от передозировки. Среди известнейших смертей – Мэрилин Монро, Элвис Пресли.
В сентябре 2022 года студия Netflix выпустила на экраны фильм «Блондинка» с Аной де Армас в роли Монро. Момент ее брака с Миллером – один из самых романтичных в картине. Мужчина окружает возлюбленную любовью, восхищается ее интеллектом. Они заключают брак, и вскоре Монро обнаруживает, что беременна. После трех выкидышей их отношения портятся. Она начинает злоупотреблять алкоголем и наркотиками. В конце концов брак распадается. Неизвестно, какая «картинка» правдивее, но объяснения от Netflix выглядят красивее.
Предполагаемый роман с Джоном Кеннеди
История любви президента и актрисы – финальная часть сказки о Золушке. Без нее никак не обойтись, хотя достоверных доказательств романа никогда не было.
Сторонники легенды приводят такие аргументы. В 1954 году президент и актриса познакомились на балу в отеле Waldorf-Astoria. Но там присутствовало 1000 гостей. Джона Кеннеди сопровождала супруга Жаклин, а Мэрилин была в сопровождении мужа Артура Миллера. Они могли даже не увидеть друг друга в толпе.
Второе «доказательство» – воспоминания массажиста Монро. Якобы актриса рассказывала ему, что такой роман был, но она решила, что Кеннеди не тот человек, с которым она связала бы жизнь. Этот момент описывается в книге, изданной массажистом. Третье «доказательство» – Монро приглашена на вечеринку в честь 36-летия президента. Она пришла в эффектном кремовом платье со стразами и спела знаменитую «С днем рождения, мистер президент».
За 70 лет, прошедших с момента «знакомства», сказка поизносилась, и Netflix решил ее обновить. В «Блондинке» Кеннеди попросту изнасиловал пьяную Монро. Вероятно, по задумке режиссера этот момент должен показать зрителю, что образ Мэрилин постоянно кем-то эксплуатируется.
Заработать на истории о любви пытаются не только режиссеры. В 1997 году в прессу попадают документы, доказывающие роман между Монро и Кеннеди. Некий Лоуренс Кьюсак, сын адвоката, занимавшегося делами Глэдис Монро, опубликовал бумаги из «архива отца».
Лауреат Пулитцеровской премии журналист Сеймур Херш посчитал их подлинными и собирался снять документальный фильм. Через месяц экспертиза доказала подделку. Договора напечатаны на пишущей машинке, которую начнут выпускать через 7–8 лет после даты, указанной на бумагах. Полиция арестовала Кьюсака по обвинению в мошенничестве и подделке документов. Обвинение предъявлено по 13 статьям. Мужчина также утверждал, что его отец занимался делами Джона Кеннеди в 1960-х годах, но семья президента это опровергла.
Смерть актрисы
Через 3 месяца после зажигательного исполнения «С днем рождения, мистер президент» Мэрилин Монро найдут мертвой у нее дома. Врачи констатировали передозировку барбитуратов. Причиной смерти считают несчастный случай или самоубийство, хотя есть несколько теорий заговора, где говорится об убийстве, замаскированном под несчастный случай. Актрисе было 36 лет. Год спустя, 22 ноября 1963-го, в Далласе будет застрелен президент Кеннеди. Ему было 46 лет.
Похороны состоялись на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе. Умершая актриса похоронена в склепе № 4. Соседний с ней склеп зарезервировал для себя Хью Хефнер, владелец Playboy. Он умер в 2017-м и был погребен здесь в соответствии с последней волей. В 2020-м на этом же кладбище почил еще один знаменитый актер, Кирк Дуглас. Он родился на 10 лет раньше Мэрилин Монро и прожил на 67 лет больше, т. е. 103 года.
Посмертие
После смерти актрисы легенда, созданная Голливудом при ее участии, продолжила жить собственной жизнью. Психологи говорят о «синдроме Мэрилин Монро». Это состояние, при котором «человека все любят, но никто не пытается узнать поближе, и он умирает, убитый одиночеством». Научных работ, посвященных исследованию феномена нет, но «практикующим психологам» они необязательны.
Писатели пишут книги, а соцсети тиражируют «цитаты». Впервые версию об убийстве актрисы и заговоре с целью сокрытия улик описывает в книгах «Последние дни Мэрилин Монро» и «Убийство Мэрилин Монро» писатель Дон Вулф. Книги вышли в 1998 и 1999 годах. Позже Вулф признавался, что все было выдумкой, созданной для получения прибыли. Хотя слухи об убийстве появились сразу после смерти красавицы. Их подхватили биографы и узаконили. Первым стал Норман Мейлер, написавший в 1974-м книгу «Мэрилин – биография».
Желание откусить свой кусок дохода от славы звезды не иссякает. В 2019-м на экраны выходит документальный фильм «Скандал: смерть Мэрилин Монро», сюжет которого строится вокруг посмертных фотографий актрисы, сделанных фотографом Ли Винером в день, когда труп привезли в морг. Пройти внутрь ему удалось за бутылку виски, но он долгие годы не публиковал снимки, и вот теперь его сын Девик Винер решил это сделать.
Крупные бренды используют память о мертвой актрисе более корректно. Через 50 лет после смерти Монро становится лицом самого знаменитого из ароматов Chanel – No. 5. Бренд использует знаменитое фото Эда Файнгерша, на котором актриса распыляет на себя духи. В архивах нашли интервью поп-звезды журналу Marie Claire, где она говорит: «Мне часто задают вопрос: "Что ты надеваешь в постель: пижаму, рубашку?" – и я отвечаю: "Шанель № 5"».
Культовым образом актрисы Голливуд завершил эпоху постмодернизма. Проанализировал желания зрителей и создал новую икону стиля. Смерть Мэрилин Монро выявила уникальную способность феномена. Если бесконечно возвращать к жизни элементы легенды, то можно создавать новые истории. И теперь красавица Золушка из доброй сказки начала превращаться в опасного полиморфа.