Гарри Гаррисон — творческий путь знаменитого американского фантаста
- Начало эпохи
- Ранние годы
- Юность
- Золотой век комикса
- Закат эпохи комиксов и теории заговора
- «Билл — герой Галактики»
- «Две повести и восемь завтра»
- Новый герой — Стальная Крыса
- Новый тип литературного произведения — серия
- Гаррисон и история
- Временные парадоксы и личные предпочтения
- Эрик Рыжий и путешествия викингов
- Романы и экранизации
- Последние годы жизни
Гарри Гаррисон – американский писатель-фантаст. Его карьера началась в 1950-х в качестве иллюстратора комиксов, а затем он написал около 120 рассказов, 60 романов и 30 антологий. Некоторые из произведений стали бестселлерами. Подробнее о жизни и творчестве автора – в материале 24СМИ.
Начало эпохи
Гарри Гаррисон родился в американском городе Стэмфорде в начале XX века – 12 марта 1925 года. Это удивительное время, когда изменения в социуме происходили быстро, удивляя людей и стимулируя творчество фантастов. Их представления об окружающем мире способны поразить и современных читателей, хотя прошло меньше чем 100 лет.
В год рождения Гаррисона в США идет судебный процесс, получивший название «Суд над обезьянами». 21 марта 1925-го в штате Теннесси принимают закон Батлера, запрещающий преподавание теории эволюции в школах. Учитель Джон Скоупс нарушил его и 5 мая предстал перед судом за преподавание запрещенной темы.
21 июля Скоупса признали виновным и оштрафовали на $100. Защита пыталась обыграть версию о неконституционности ограничения академической свободы учителя, но потерпела поражение. Через два года судебных заседаний Верховный суд штата признал решение конституционным. Рассказывать детям об эволюции в Теннесси разрешат только в 1967 году, когда отменят закон Батлера.
Ранние годы
Настоящее имя писателя – Гарри Максвелл Демпси. Чем «Демпси» не нравилось отцу мальчика – неизвестно, но он сменил фамилию. Мужчина якобы решил перейти на фамилию отчима, но это не точно. Так Гарри стал Гаррисоном вскоре после рождения. Два года семья проживала в Стэмфорде, после чего переехала в Бруклин в поисках лучшей жизни. Затем был Куинс, где Гарри пошел в школу.
В детстве Гаррисон не планировал становиться писателем. Он увлекался рисованием и живописью. Время от времени читал романы и научно-фантастические журналы. Считается, что с миром фантастики сына познакомил отец, когда принес ему первый фантастический роман из библиотеки.
Юность
Школу будущий писатель окончил в 1943 году, и его сразу же призвали в армию. Он прошел базовую военную подготовку, а затем стал следить за техническим состоянием вычислительных устройств на базе. Его должность – специалист по механическим и вычислительным процессам.
Он служит в Лоури-Филде в Денвере, где занимается наладкой сверхсекретного компьютера Sperry Mark 1. Здесь парень приобретает навыки, которые помогут ему в написании научной фантастики. В комплекте с ними получены нелюбовь к бюрократии и военной машине как общественному явлению.
Когда война закончилась, Гаррисон уволился из армии и в 1946 году вернулся к живописи. Окончил художественную школу, работал иллюстратором комиксов в двух журналах, а после начал издавать их сам.
Золотой век комикса
Середина XX века считается пиком популярности такого литературно-газетного жанра, как комиксы. Супермен стал первым супергероем. Он появился в 1938 году и до сих пор остается самым узнаваемым персонажем. Затем на листках газетного формата начали печатать приключения Бэтмена и Робина, Чудо-женщины.
Продажи росли. Супергерои отражали ценности и события эпохи. В годы Второй мировой войны Капитан Америка в звездно-полосатом наряде сражался с Адольфом Гитлером. Взрослые и дети расследовали преступления вместе с детективом в маске, который ловит злодеев, ускользнувших от полицейских. Вскоре на страницах комиксов появляются пришельцы из других миров, что популяризирует интерес к фантастике.
Гарри Гаррисон соприкоснулся с миров комиксов после войны, тогда, когда жанр терял популярность, а его золотой век сменялся упадком. Поэтому будущий писатель-фантаст не так много времени провел в должности иллюстратора, переключившись на написание рассказов.
Закат эпохи комиксов и теории заговора
Если с комиксами в биографии Гаррисона все понятно, то тема «комиксы в социуме» не так проста, как кажется. К началу войны они продавались тиражом до 1 млрд экземпляров в год. Их читали взрослые и дети. Люди брали рассказы в иллюстрациях с собой в дорогу, чтобы не скучать. Комиксы были легкими по весу, простыми по изложению текста и легко запоминающимися.
Когда США вступили в войну, их начали рассматривать как удобное средство пропаганды. Во-первых, комиксы возникли до того, как появилась необходимость продвигать нарративы, связанные с войной (представлять союзников в виде хороших персонажей, а противников – в виде злодеев). Поэтому они не ассоциировались с пропагандой. А во-вторых, они не воспринимались такой кричащей агиткой, как сталинские плакаты в СССР или пафосные речи Адольфа Гитлера в Германии.
Согласно теории мирового заговора, США продвигали государственную пропаганду под прикрытием комиксов. Военный совет писателей, объединивший основных авторов страны, официально дистанцируется от правительства, но тайно получает деньги. Владельцы издательств не подчиняются Военному союзу писателей напрямую, но всегда можно прийти в издательство и попросить создать комикс на заданную тему.
Для продвижения идеи в массы герою комикса не нужно аргументированно доказывать позицию. Достаточно сказать: «Не бывает хороших мутантов», – и все. Аргументы читатель придумает самостоятельно и никогда не подумает, что дешевый газетный листок – средство пропаганды. Возможно, когда детские темы наполнились политическим подтекстом, роль комиксов в обществе стала падать. Вот и Гаррисон, пришедший в отрасль в 1950-х, надолго там не задержался.
«Билл — герой Галактики»
Гарри Гаррисон – участник войны, соприкоснувшийся с бюрократией военной машины, которая делает человека винтиком механизма. Эмоции «винтика» он опишет в сатирическом фантастическом романе «Билл – герой Галактики».
Герой романа – житель захолустного мира Фигеринадон-2, занимающийся сельским хозяйством вместе с матерью. Он счастлив и верит в светлое будущее рядом с любимой девушкой, но появляется сержант-вербовщик и забирает Билла в учебный лагерь. Новобранцев обучают вести войну с людьми-ящерами. Потом герой оказывается на флоте, получает медаль за храбрость и т. д.
Пересказ сюжета не способен отобразить юмор диалогов или ситуаций, в которых оказывается Билл. Поэтому на примере книг Гаррисона можно говорить о делении работ и авторов на две группы. Одних продолжают печатать и читать, как произведения американского фантаста, но их мало анализируют. Другие, как романы Льва Толстого, все время «анализируют», но мало кто читает.
Терри Пратчетт однажды сказал: «Самым смешным научно-фантастическим романом из когда-либо написанных был "Билл – герой Галактики"».
Эта серия романов получила 6 сиквелов, написанных между 1989 и 1992 годами другими авторами в соавторстве с Гаррисоном. В 2012-м, незадолго до смерти, он дал режиссеру Алексу Коксу разрешение на создание студенческого фильма по произведению. Колорадский университет в Боулдере завершил съемки в 2014-м. Премьера прошла там же в декабре 2014-го.
«Две повести и восемь завтра»
Гаррисон был юмористом с самых первых произведений. Считается, что он черпал вдохновение в специфическом юморе Вольтера.
Его первый рассказ, «Улицы Ашкелона», написан в 1958 году. В нем повествуется об атеисте-торговце Джоне Гарте, который ведет торговлю на планете мыслящих амфибий. У местных жителей нет идей о Боге или религии, и Гарт обучает их научному методу познания мира. Вскоре на планету прибывает священник, который пытается обратить амфибий в христианство. Заканчивается рассказ грустно. Местные жители распяли священника, чтобы научным способом проверить темы воскресения и искупления грехов.
Найти издателя долго не удавалось, пока в 1962-м рассказ не опубликовало издательство Макларена. Через три года в печать выходит сборник из ранних рассказов под названием «Две повести и восемь завтра». Сегодня эти работы переведены на 14 языков мира, а «Улицы Ашкелона» стали самым публикуемым рассказом.
Сборники или антологии – новшество в мире литературы. Они знакомят читателя с работами разных людей. Рассказы становятся «пробником товара». Если стиль и манера повествования нравятся, то читатель запоминает и в будущем ищет другие произведения автора в библиотеке или магазине. Автор, с свою очередь, не тратит время на написание длинных произведений и сразу узнает, стоит ли ему «писать еще». Тот факт, что Гаррисон издается отдельными сборниками, – свидетельство его популярности в 1960-е годы.
Новый герой — Стальная Крыса
Имя этого героя прочно ассоциируется с фамилией автора. Кажется, что именно персонаж по прозвищу Стальная Крыса сделал Гаррисона популярным. На самом деле первый из романов серии написан в 1961 году, когда автор уже был известным. Последний, 11-й, роман этого цикла создан в 2010-м.
«Стальная Крыса» или «Крыса из нержавеющей стали» – сага о приключениях в космосе, но ее герой необычен для 1960-х. Джеймс Боливар ди Гриз – вор, эксперт по взлому. Преступник, но не тот, которого нужно ловить и уничтожать, следуя традициям комиксов. Он человек, чьи жизнь и преступления развлекают общество. Робин Гуд нового века, ворующий в учреждениях, у которых есть страховка, покрывающая убытки от ограбления.
Название серии объясняет сам герой: «Мы крысы в обшивке общества – мы действуем вне барьеров и вне правил. Теоретически мы не можем существовать, но существуем. Чем мягче правила, тем больше крыс. В старых деревянных домах их больше, чем в бетонных».
Новый тип литературного произведения — серия
Гарри Гаррисон одним из первых начал писать романы сериями. Возможно, после того, как первое произведение оказывается интересным читателям, его автор отваживается написать следующее, и так появились первые многотомники.
«Мир смерти», созданный в 1960-х, стал первой серией, в которую вошли 3 книги:
- «Неукротимая планета»;
- «Специалист по этике»;
- «Конные варвары».
В первом романе рассказывается о попытке героя выяснить причины неприятия человека всеми формами жизни на далекой планете. Против людей ополчились животные, растения и даже природные катаклизмы.
Впоследствии миры Гаррисона создали еще одно новое направление – франшиза. В серии «Возвращение в мир смерти» действие происходит во вселенной американского фантаста, но она написана российскими авторами Михаилом Ахмановым и Антом Скаландисом (Антоном Молчановым) во второй половине 1990-х. В аннотации указывается, что «в сотрудничестве с Гарри Гаррисоном». На английском языке эта часть серии не публиковалась. Степень участия Гаррисона в написании неизвестна.
Гаррисон и история
Часть романов писателя — это альтернативная история и рассуждение о том, что было бы, если бы не произошли те или другие события. Серия «Эдем» включает три романа. Первый из них «Запад Эдема» повествует о цивилизации разумных динозавров. 65 млн лет назад на полуостров Юкатан не упал метеорит, и динозавры не вымерли.
Они создали цивилизацию, развивавшуюся миллионы лет на одной части планеты – в Евразии, а на другой в это время развивалась цивилизация обезьян. Две цивилизации встречаются, когда первая находится на этапе упадка и деградации, а вторая только доросла до каменного века. Трилогия включает в себя два других романа – «Зима в Эдеме» и «Возвращение в Эдем».
В серии «Молот и крест» автор представляет читателям мир, в котором викинги успешно сопротивляются внедрению христианства. В «Трансатлантическом туннеле» США проиграли Войну за независимость и Джорджа Вашингтона казнили, а Испания не объединилась, проиграв битву с маврами на Пиренейском полуострове при Лас-Навас-де-Толосе.
Временные парадоксы и личные предпочтения
Некоторые произведения основаны на «загадках истории» и личном желании разгадать их.
В 1967 году Гаррисон пишет роман «Фантастическая сага» (The Technicolor Time Machine). Ее герой – режиссер-неудачник Барни Хендриксон. Его корпорация на грани разорения, поскольку Хендриксон снимал не слишком кассовые фильмы, а его босс регулярно изымал прибыль, не вкладывая в развитие.
Чтобы спастись от банкротства, Барни планирует снять исторический фильм об основании викингами поселения в Винланде. В первую поездку на Оркнейские острова он приезжает с потомком викингов Оттаром. Снимает часть фильма. Остается снять еще часть в следующем сезоне, но он не успевает, так как вскоре придут кредиторы. Профессор Хьюитт говорил ему, что построил машину времени. Барни видит в этом шанс и договаривается, чтобы его отправили чуть-чуть в прошлое доснять фильм.
После ряда перипетий и путешествия режиссер успешно сдает фильм, и его компания рассчитывается с кредиторами. Теперь у него остался один вопрос. Если в Винланде (Исландии) был он, то где настоящие викинги, экспедицию которых возглавлял Торфинн Карлсефни. На это Оттар сообщает, что по документам его зовут Торфинн Карлсефни.
Теперь у Барни новый вопрос: он снял фильм потому, что викинги совершили путешествие, или это они плавали и поэтому он снимал фильм. Тем более что его имя тоже осталось в саге, и его относительно легко узнать — Бьярни Херьюльфссон. Роман завершается тем, что босс пытается убедить Барни снять фильм в Иудее в I веке о распятии Иисуса Христа.
Эрик Рыжий и путешествия викингов
Кстати, сага об Эрике Рыжем, которая относится к числу исторических источников, упоминаемым в связи с именем главного героя в произведении Гаррисона, появилась в XIII веке. Она повествует об экспедиции викингов в Гренландию.
Бьярни Херьюльфссон путешествует между своим старым поселением в Норвегии и новым, созданным отцом в Исландии. Однажды приехав туда, он обнаруживает пустое селение. Понимает, что отец отплыл в Гренландию, и решает следовать за ним. Через 3 дня корабли сбиваются с курса и выходят к неизвестным лесистым берегам. Но берег непохож на описание родителем точки прибытия. Бьярни плывет дальше и открывает еще две земли, пока наконец не попадает в Гренландию.
Через время по следам экспедиции Бьярни отправилась флотилия Лейфа Эрикссона. Путешественники находят все те же земли, но в обратном порядке: Хеллуланд (Земля каменных плит), Маркланд (Лесистая земля) и Винланд (Земля винограда). В конце Лейф прибывает в Норвегию. Так в Европе и узнали о путешествиях своих соотечественников.
Романы и экранизации
По информации некоммерческой организации WordsRated, занимающейся статистикой и аналитикой, фильмы, снятые по книгам, составляют 70% самых кассовых экранизаций. Они приносят владельцам киностудий на 53% больше дохода, чем новые сценарии. При этом произведения, ставшие частью серии, более успешны, чем отдельные романы.
Самые кассовые фильмы по книгам:
- «Мир Юрского периода», собравший $1,67 млрд в прокате по всему миру;
- «Гарри Поттер и дары смерти» – $1,32 млрд;
- «Мир юрского периода: павшее королевство» – $1,31 млрд.
Учитывая информацию WordsRated, невольно можно задаться вопросом: отчего «Стальная Крыса» Гарри Гаррисона до сих пор не экранизирована? Автор говорил, что за 22 года с момента написания первой книги он видел сценарий не раз. Некоторые переписывались по несколько раз, но съемки так и не начались. «Они просто никак не могут понять это правильно», – сказал Гаррисон.
Он остановил франшизу на 11-м романе и прекратил принимать сценарии на одобрение, отметив, что продолжать нет смысла. За это время его персонаж уже превратился в «пенсионера из нержавеющей стали». Единственный экранизированный роман автора – «Зеленый сойлент», снятый в 1973 году режиссером Ричардом Флейшером по мотивам «Подвиньтесь! Подвиньтесь!».
Последние годы жизни
Гарри Гаррисон прожил 82 года. В своей жизни он часто переезжал. После смерти жены Джоан Мерклер в 2002-м он безвыездно жил в Лондоне. Умер 15 августа 2012 года. Причина смерти – рак. Писатель-фантаст Кристофер Прист написал в некрологе: «Гаррисон был чрезвычайно популярной фигурой в мире научной фантастики, известной своей любезностью, откровенностью и бесконечным юмором».