«Тысячелетие России» — история и значение памятника в Великом Новгороде
Факты
4 октября 2023 г. 6:35
Время чтения: 14 минут

«Тысячелетие России» — история и значение памятника в Великом Новгороде

«Тысячелетие России» — самый дорогой памятник Российской империи, установленный при императоре Александре II. Обычно скульптуры увековечивают героев прошлого, но те, что созданы недавно, способны поведать больше. Они предлагают взглянуть не только на людей, но также на традиции и знания, которыми пользовались строители монумента. Подробнее об этом – в материале 24СМИ.

В честь памятной даты — памятник «Тысячелетие России»

Официальные рассказы о памятниках начинаются с цели и даты создания:

  1. В 1862 году страна готовилась праздновать круглую дату – 1000-летие с момента воцарения Рюрика и возникновения государственности.
  2. Министр внутренних дел Сергей Ланской пожелал установить памятник в честь памятного события и объявил конкурс.

Дату (862) придумал не Ланской, а определил автор «Повести временных лет». Он сообщил потомкам, что славянские племена погрязли в междоусобных войнах и для их прекращения пригласили иноземного правителя на княжение. В 862 году из-за моря пришли три брата: Рюрик, Синеус и Тувор и стали княжить каждый на выбранной земле. Рюрик – в Ладоге, т. е. в новгородских землях.

Следовательно, 1862 год – рубеж тысячелетий и круглая дата. Есть мнение, что в самом первом варианте проекта предполагалось поставить памятник Рюрику, а новый концепт придумали уже в процессе работы. Также считается, что император Александр II мечтал оставить потомкам символ величия Российской империи. Поэтому формой монумент напоминает колокол, т. е. подразумевается, что он несет благую весть, а фигуры «Тысячелетия России» и есть слова этого послания.

Но если от легенд перейти к фактам, то проявится более сложная картина. Император, конечно, мог пожелать, но тогда пишут: «Император решил / начал / издал указ». А здесь в тексте фигурирует целый министр внутренних дел, которому памятник, наверняка, был нужнее.

Александр II в своём кабинете в Зимнем дворце. Фотограф С. Л. Левицкий (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_II#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_II.jpg)
Александр II в своём кабинете в Зимнем дворце. Фотограф С. Л. Левицкий / Фото: Wikipedia.org

Жить в России XIX века было сложно: Александр II провел множество реформ, гораздо больше, чем другие императоры. В перечень входят военная и финансовая реформы, земская и судебная, образовательная и, конечно, отмена крепостного права в 1861 году. Реформы правителя до революции называли не иначе, как «великими», но они не спасли ситуацию. В стране начался экономический кризис. После шести неудачных покушений в 1881-м царя-реформатора все-таки убьет народоволец Игнатий Гриневицкий, но до убийства еще осталось время.

Сергей Ланской в 1861-м был не только министром, но и одним из авторов крестьянской реформы. Реформаторы обещали, что внедрение изменений повысит урожайность, решит проблему голода и люди заживут счастливо. Урожайность расти не хотела, а народ бунтовал, и вряд ли это нравилось правителю.

О министре пишут как о человеке слабохарактерном, полагавшемся на мнения помощников. Иногда люди стараются представить себя такими: слабыми и наивными. Особенно если к ним накопились претензии со стороны вышестоящего руководства. Сегодня нельзя знать наверняка все о ситуации прошлого, но Ланской инициировал создание монумента века и в 1861-м получил титул графа. Возможно, он успешно справился с переключением внимания императора с промахов реформаторов на приятные эмоции и глобальные проекты.

Памятник установили в Великом Новгороде и открыли 20 сентября 1862 года.

Он состоит из трех ярусов:

  1. Верхняя часть представлена ангелом, благословляющим женскую фигуру. Это – Россия. Они оба стоят на державе.
  2. Центральную композицию собрали вокруг державы, представляющей собой земной шар и символизирующий власть монарха над всей Землей. Фигуры вокруг иллюстрируют важные моменты в истории государства, начиная от прихода Рюрика и заканчивая Петром I, провозгласившим создание империи.
  3. На фриз нижнего яруса поместили людей, поддерживающих государственность: писателей, просветителей, чиновников и военных.

Всего на памятнике «Тысячелетие России» изображено 128 фигур, включая персонажей на нижнем ярусе и заканчивая ангелом и Россией на верхнем. Среди них есть реальные личности (князья, писатели) и символические (Россия, побежденный татарин или ливонцы). Основание монумента выполнено в колоколообразной форме.

История создания

Министерство объявило конкурс проектов. Участвовать мог кто угодно. Поданные работы оценивали академики Императорской академии художеств. Конкурс длился полгода. За это время комиссия рассмотрела 52 проекта.

Параллельно объявили о сборе пожертвований на строительство, но удалось собрать около 150 тыс. рублей. Проектная стоимость составляла 500 тыс. рублей, и Александр II согласился профинансировать недостающую сумму из государственной казны.

"Тысячелетие России" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C_%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D1%82%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8E_%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8.jpg)
«Тысячелетие России» / Фото: Wikipedia.org

25 ноября 1859 года комиссия определила троих победителей. Согласно интернет-источникам, это были архитекторы:

  • Петр Антипов;
  • Иван Горностаев;
  • Михаил Микешин.

Но не все так просто. В 2019 году журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета» опубликовал научную статью Ольги Владимировны Калугиной о том, что удалось выяснить о процессе работы над монументом «Тысячелетие России».

1. Подробной информации о том, какие проекты подавались на конкурс, нет. В воспоминаниях и мемуарах представлены разрозненные сведения.

Так, Василий Стасов критиковал проект Антипова и считал его «жалким подражанием Мюнхену». Якобы тот был почти копией мюнхенской «Баварии». Это статуя древней германки в звериной шкуре, надетой поверх туники, увенчанной лавровым венком. У ее ног сидит геральдический лев. Архитектор Лео фон Кленце задумывал «Баварию» как памятник баварским государственным деятелям. Но сегодня изображения проекта Антипова не существует.

2. Качество работ было сомнительным.

К конкурсу допускались все люди, русские и иностранцы, в том числе без архитектурного и художественного образования. Исследователи предполагают, что отсутствие рисунков и описаний – свидетельство того, что большинство поданных работ были низкого качества или выражали странные идеи.

Например, архитектор Александр Ладан предлагал проект «Благодарной России». Он представлял собой четырёхугольный постамент с четырьмя трубящими ангелами на углах. На постаменте стоял Петр I, одетый как плотник. Одну руку он поднял вверх, а другую прижал к сердцу. Лицом император повернулся в сторону Голландии, что означает «Петр благодарит голландцев». Фриз был украшен фигурами других «благодарных потомков» – императоров и императриц в окружении народов, которым они должны сказать спасибо за просвещение. Александр II, посмотрев проект, якобы собственноручно написал на обложке, что это полная чушь.

3. Микешин не совсем победитель.

За проект Антипова проголосовало 10 академиков, а за Горностаева – 11. Если за другие работы не отдали ни одного голоса, тогда у победителя Микешина получилось 17. Это первое место, если сравнивать арифметическое значение чисел 17, 11, 10. Но не большинство голосов среди членов совета – 21 против 17. Значит, точку в вопросе поставил император, и тогда условия и количество набранных голосов не имеют значения.

4. Михаил Микешин не автор памятника, а автор рисунка.

Исследователи сомневаются и в талантах Михаила Микешина. Он был знаком с императорской семьей и рисовал картинки для альбома великой княгини Марии Николаевны в 1854 году, а также занимался рисованием с ее дочерьми. Княгиня в то время была президентом Академии художеств. А это свидетельствует о социальной традиции – пользоваться благоволением членов царской семьи. Прибавляем честолюбие и получаем великого скульптора.

Портрет художника и скульптора Михаила Осиповича Микешина. Худ. Илья Репин (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%BD,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Mikeshin_by_Repin.jpg)
Портрет художника и скульптора Михаила Осиповича Микешина. Художник Илья Репин / Фото: Wikipedia.org

В жизни Микешин – художник, писавший батальные сцены, но не скульптор. Он вообще ничего не лепил, хотя и брал уроки лепки. Архитектор Василий Стасов (основоположник русского ампира) прямо пишет, что памятник Микешина – это поверхностная копия идеи, позаимствованной у монумента, установленного Фридриху Великому в 1854 году. Автор – архитектор Христиан Даниель Раух.

Критические замечания Стасова в адрес Микешина не единственные. Итоговый проект с большой долей вероятности вобрал в себя несколько идей разных людей, чьи имена остались в истории, но не как авторы. Они стали соавторами, создавшими отдельные скульптуры:

5. Проект Микешина отличается от итогового памятника.

Представить первый проект Микешина можно по сохранившимся источникам. В Русском музее есть рисунок, описанный Андреем Захаренко в книге «Ученые записки» (1957). На нем изображена полусфера, на вершине которой стоят женщина и ангел с крестом. Нижнюю часть полусферы украшают барельефы с батальными сценами и ниши. Вероятно, они предназначались для фигур исторических деятелей.

Открытие

Памятник решили установить в Великом Новгороде, так как именно там начал править Рюрик. Местом установки выбрали Кремлевскую площадь. На этом месте уже стоял другой монумент, установленный в память о Новгородском ополчении периода войны с Наполеоном, но его перенесли на другое место.

Датой закладки краеугольного камня стало 16 мая 1861 года. В камне сделали специальную нишу, в которую установили памятный ящик с записью о времени закладки монумента. Также в капсулу времени вложили памятные предметы: монеты и медали 2-й половины XIX века.

Сначала рабочие создали массивный фундамент глубиной 10 м. Он представляет собой стену из камня, по форме напоминающую усеченный конус, полый внутри. На фундамент установили пьедестал, повторяющий его форму. Затем на нем собрали фигуры из бронзы, отлитые на заводах Петербурга. Облицевали пьедестал серым гранитом.

На торжества в Великий Новгород прибыл император со свитой, временно увеличив население города почти вдвое. Его приветствовали залпы пушек. Программа торжеств была рассчитана на 3 дня. По случаю открытия монумента провели военный парад, а священнослужители организовали крестный ход. Он шел от Софийского собора к памятнику.

В городских церквях служили праздничные литургии. Народ молился и славил государя. Празднество завершили салютом. К празднику позаботились и об основателе главного собора – князе Владимире Ярославиче. Его мощи торжественно перенесли в новую серебряную раку вместо обветшавшей старой.

Открытие памятника 1000-летию России. Сентябрь 1862 года (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4._%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_'%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8'_._IX-1862%D0%B3_big_ojQ_e1t3.jpg)
Открытие памятника 1000-летию России. Сентябрь 1862 года / Фото: Wikipedia.org

На момент постройки «Тысячелетие России» было самым дорогим памятником в Российской империи. Сегодня это объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Вопрос о том, числятся ли за ним еще какие-либо рекорды, никто не исследовал.

Описание монумента

Геометрические характеристики:

  • итоговая высота от подножия – 15,7 м;

из них:

  • пьедестал с фризом составляет 6 м;
  • фигуры на пьедестале – 3,3 м;
  • высотка креста почти равна фигурам – 3 м;
  • высота шара – 4 м;

диаметр:

  • памятника – 26,5 м;
  • постамента – 9 м;
  • державы – 4 м.

Общий вес бронзы – 100 тонн.

Скульптурная группа, стоящая на державе, – ангел и коленопреклоненная Россия, которую он благословляет. Фигуры выполнены Иваном Шредером. Ангел символизирует православие. Державу украшает надпись: «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862». Щит, на который опирается Россия, украшен датой открытия памятника.

Фигуры у подножия державы олицетворяют этапы государственности и направлены в ту сторону, где простирались эти интересы:

  • князь Рюрик, опирающийся на остроконечный щит с датой «лета 6370» – это дата основания государства по византийскому календарю;
  • крещение Руси представлено князем Владимиром с крестом в руке в окружении людей, которых он крестил;
  • князь Дмитрий Донской, попирающий ногой татарина, символизирует победу над Золотой Ордой;
  • создание Московского царства олицетворяет царь Иван III в окружении побежденных ливонцев;
  • начало правления Романовых представлено группой из царя Михаила Романова с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским;
  • создание империи представлено императором Петром I, которого сопровождает ангел.

Фриз нижнего яруса состоит из четырех сцен:

  • летописцы, просветители и священнослужители – 31 фигура;
  • императоры и сенаторы – 26 фигур;
  • полководцы – 36 фигур;
  • писатели – 16 фигур.

Интересные факты о мемориале

Если говорить о том, кто есть и кого нет на памятнике, то нужно понимать, что между утверждением проекта и конечным результатом концепция менялась. Поэтому самый правильный ответ на любой вопрос «почему?»: «Потому что так получилось». Это легко доказать примерами из популярных легенд.

1. Иван Грозный и его место на памятнике

Этот миф встречается во всех статьях о монументе. Якобы Ивана Грозного исключили из скульптурной группы потому, что он разгромил Великий Новгород и устроил резню. Пролетавший мимо голубь присел на главный городской шпиль, увидел происходящее внизу, ужаснулся и навеки закаменел. Так рассказывает новгородская легенда о масштабах убийств.

Скульптурная группа "Государственные люди"  (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:1000_Gos_cheloveki.jpg)
Скульптурная группа «Государственные люди» / Фото: Wikipedia.org

Царя, конечно, на фризе «Государственные люди» нет, но есть странная скульптурная группа, состоящая из:

  • жены Ивана Грозного – царицы Анастасии (Романовой);
  • царского воеводы Алексея Адашева;
  • протопопа Сильвестра.

Сильвестр и Адашев фактически правили государством при молодом Иване, хотя и были низкого происхождения. Когда тот заболел и думал, что близится смерть, то потребовал от бояр присягнуть на верность сыну – царевичу Дмитрию.

Сильвестр отказался, планируя поддержать царского кузена Владимира Старицкого. Адашев присягнул, но сказал, что не желает повиноваться родне Анастасии, которая будет править при малолетнем наследнике. Когда Иван выздоровел, то сильно осерчал на бывших друзей. Анастасия, наверное, тоже не была в восторге. Фактически царица стоит в скульптурной группе с людьми, которых считала врагами.

Сильвестр с Адашевым не единственные люди, находившееся в опале, но изображенные на памятнике. Афанасий Ордин-Нащокин – человек, создавший первый корабль русского флота «Орел» в 1669 году, во времена царя Алексея Михайловича. В конце жизни он тоже пребывал в опале, а флот построил Петр I, так что объективных причин для его присутствия на монументе не так много.

Вторая скульптурная группа, которая заставляет сомневаться, что новгородцев кто-то спрашивал, расположена на фризе «Военные люди и герои». Это скорбящая Марфа Посадница. Она отстаивала суверенитет Новгорода и, соответственно, боролась против Ивана Грозного. Если его нет из-за расправы над новгородцами, то почему изображен воевода Даниил Щеня, руководивший войском в том самом походе, неизвестно.

2. Горельеф «Писатели»

Итоговая концепция нижних барельефов очень нестандартная для монархии. С помощью 4 групп автор сообщает, что государство создают:

  • правители и государственные деятели;
  • полководцы и герои;
  • священники и просветители;
  • интеллигенция (художники, поэты, ученые).

Добавление интеллигенции было новинкой. Здесь она представлена писателями, учеными, художниками и музыкантами. Среди них Михаил Лермонтов, Николай Карамзин, Михаил Ломоносов, Карл Брюллов, Иван Крылов.

Но ни на одном другом памятнике, посвященном государству, в конце XIX века не было представителей интеллигенции. Знаменитый Уголок поэтов в Вестминстерском аббатстве изначально был местом захоронения, а не памятником вкладу поэтов в развитие государства. Поэтому искренне жаль, что информация об авторе идеи, реализованной в новгородском монументе, не сохранилась.

Скульптурная группа "Писатели и художники" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:1000_Art_cheloveki.jpg)
Скульптурная группа «Писатели и художники» / Фото: Wikipedia.org

Главная легенда горельефа «Писатели» гласит, что Микешин хотел добавить туда Тараса Шевченко, с которым дружил, и Николая Гоголя, но Александр II утвердил только Гоголя. Это можно рассматривать как историю, сочиненную самим Микешиным. Ее нельзя проверить. Нет первоначального рисунка, неизвестно, кто составлял композицию. Возможно, ее сначала нарисовали, а потом император с чем-то согласился, а с чем-то нет. А может, в Академии художеств голосовали по каждой фигуре отдельно. Скульптурные группы намекают на второй вариант.

3. Петр Клодт и его вклад в создание памятника

Считается, что Петру Клодту поручили создание шести нижних барельефов. Но мастерскую посетил император и первый вариант забраковал. Этот факт описан в разных источниках. В воспоминаниях Микешина причина императорского недовольства крылась в фигурах. Те, что в нижней части, присутствовали и в верхней. И тогда «талантливый скульптор» якобы предложил то, что мы видим сегодня. Но Петра I, к примеру, все равно «и там и тут показывают».

Рассказ свидетельствует о том, что Клодт не видел рисунок монумента, и никто не сообщал ему, кто будет изображен на нижних барельефах. Вероятно, эскиз не показали, т. к. еще не нарисовали, предъявив императору только устные описания.

4. Странные герои

Выбор фигур для памятника, олицетворяющего тысячелетнюю историю, не могли доверить одному человеку, даже если он гений. Значит, выбирали академики, но к результату остаются вопросы.

За создание барельефа с полководцами «Военные люди» отвечал якобы архитектор Александр Любимов. Сегодня о нем ничего не известно – нет ни биографии, ни других работ.

Фриз начинается князем Новгородским и Киевским Святославом Игоревичем. Это образцовый князь-воин, и его присутствие логично. Через десяток фигур от него стоит Марфа Посадница. Она не воин.

Допустим, Александр II решил таким образом почтить тех новгородцев, кто боролся против Московского княжества. Но в ряду между Святославом и Марфой стоит великий князь Литовский Кейстут. Это еще один образцовый рыцарь, но только из чужих хроник. Он воевал с тевтонскими и ливонскими рыцарями. Причины выбора этого героя автором сегодня неочевидны.

5. Члены императорской семьи

Следующая легенда касается появления на памятнике Николая I. Якобы сначала его не было, но император поинтересовался, а где же его батюшка, и тогда пришлось добавить. Первоисточник легенды – все те же мемуары Микешина.

Учитывая все, что сообщает о его таланте в своей работе Ольга Калугина, в легенду с трудом верится. Не мог такой человек получать привилегии из рук Александра и при этом «забыть» вставить в барельеф его батюшку. А придумать историю, в которой выступает заботливой няней для правителя посреди других неумелых слуг, вполне мог.

6. Памятник при большевиках

Большевики не любили «Тысячелетие России» и закрывали его деревянными щитами в праздничные дни. Так гласит следующая легенда. Но они выпустили брошюру «Памятник тысячелетию самодержавного гнета». Т. е. смотреть на фото было можно, но близко подходить нельзя.

Читайте такжеПетропавловская крепость — история старейшего архитектурного памятника Санкт-Петербурга

Подводя итог, стоит отметить, что если Александр II действительно хотел установить памятник, глядя на который потомки узнают об истории, то, наверное, его идея провалилась. Не все послания автора понятны сегодня. Памятник «Тысячелетие России» красив, насыщен декором и, несомненно, 160 лет назад вызывал восхищение. Однако сегодня ему не хватает интерактивного табло рядом и мнений специалистов о причинах того или иного выбора.

Читайте также