Биография
Коронную фразу героини Елизаветы Никищихиной о высоких отношениях в «Покровских воротах» запомнили все поклонники этого киношедевра. И мало кто знает, что творческая биография у актрисы могла и вовсе не сложиться. Вчерашняя выпускница студии театра имени Константина Станиславского сразу стала первым кандидатом на вылет из труппы. Разглядел в девушке артистку гениальный Борис Львов-Анохин, но и он же, по воспоминаниям дочери Никищихиной, нанес ей незаживающую рану.
Детство и юность
Детство Елизаветы Никищихиной прошло практически без отца и матери. Родители по окончании Великой Отечественной войны уехали восстанавливать разрушенную Германию и взяли с собой только сыновей Александра и Владимира. Маленькую Лизу оставили на воспитание у бабушки в Ярославле. Никищихина тогда восприняла поступок отца как предательство. С родными она встретилась только спустя 7 лет, когда они вернулись в СССР. И вновь между ними возникло недопонимание из-за увлечения дочери.
Театр
Едва теплившуюся связь почти разорвало решение Елизаветы после 9-го класса поступить в студию при театре Станиславского. Для отца девушки профессия актрисы считалась синонимом распущенности и вседозволенности. Гордая Лиза ушла из дома, в молодости жила на одну стипендию в общежитии. Примирение состоялось много позже, когда артистка сама стала матерью.
В театре Елизавета Никищихина начинала во втором составе, рядом с Майей Менглет, Евгением Урбанским и Владимиром Кореневым. Со временем Елизавета Сергеевна заочно окончила ГИТИС. В самом начале творческого пути ее коллега и партнер по спектаклю «Антигона» Евгений Леонов предупредил, что с таким сложным амплуа — наружностью клоунессы и темпераментом трагедийной актрисы — будет сложно.
Поначалу творческая жизнь в театре складывалась успешно. Это были роли Герды в «Снежной королеве», Луизы в «Коварстве и любви», Лиззи в «Продавце дождя». Но прежнего ажиотажа, который вызывал спектакль «Антигона», уже не было. Тогда в дни выхода постановки на улицах Москвы дежурила милиция, так зрители стремились увидеть эту работу. Позднее артистка столкнулась с недопониманием с художественным руководителем.
Режиссер Анатолий Васильев, в спектакле которого Елизавета Никищихина сыграла Вассу Железнову, пытался протянуть ей руку помощи. Он хотел забрать актрису с собой в Театр на Таганке. Но руководство нового коллектива отметило, что жене диссидента в их труппе не место.
Тем не менее в театре Станиславского ее ждало еще несколько значительных ролей, в том числе Агафья Тихоновна из спектакля «Женитьба», который поставил Владимир Мирзоев. В новой драме актрисе уже не хотелось появляться — отвращали нецензурная лексика, человеческая деградация и уродство. Никищихина привыкла заниматься творчеством, и не потакать веяниям моды.
Фильмы с Елизаветой Никищихиной
Первые кинороли Елизаветы Сергеевны оказались проходными. И только в 1966 году Никищихина повстречала на своем пути творческий тандем Александра Алова и Владимира Наумова и снялась в экранизации сатирического рассказа Федора Достоевского «Скверный анекдот».
До широкой публики фильм дошел только в 1987-м, и не случись так, возможно, судьба актрисы сложилась бы по-другому. Да и амплуа Никищихиной оказалось несколько однобоким. И молодой девушке, и женщине средних лет доставались героини по большей части нестандартные, отличающиеся чрезмерной простоватостью, даже экзотичностью.
Особым удовольствием Елизавета Никищихина называла детский репертуар. Ее игра в лентах «Пеппи Длинныйчулок» и «Расмус-бродяга» отличается обдуманной, тонкой передачей характера. Кикимора из сказки «Там, на неведомых дорожках» в исполнении актрисы вовсе не выглядела страшным персонажем. Еще одним заметным проектом исполнительницы стала многосерийная картина «Приключения Электроника», где она воплотила образ наивной, но такой заботливой помощницы профессора Громова — Марии.
В «Покровских воротах», снятых Михаилом Козаковым, Никищихина превратилась в интеллигентную особу из 50-х годов. В лирической комедии ее персонаж достойно выглядел на фоне игры Олега Меньшикова и Анатолия Равиковича, Инны Ульяновой и Елены Кореневой.
В знаменитой киносказке «Чародеи» вместе с Евгением Весником и Павлом Винником артистка перевоплотилась в члена комиссии, которой предстоит проверить действие волшебной палочки. Кинематографической удачей в карьере Никищихиной считается роль жены Собакевича в картине Михаила Швейцера «Мертвые души».
Последняя работа Елизаветы Никищихиной на экране — сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Премьера фильма состоялась через 3 года после смерти исполнительницы роли камер-фрау Крамер.
Личная жизнь
В середине 60-х Елизавета Сергеевна познакомилась с музыкантом Алексеем Познанским, собиралась выйти замуж. Жених после службы в армии стал инвалидом, актриса заботилась о любимом, а вскоре забеременела.
И тут женщине предложили роль в «Антигоне». Режиссер Львов-Анохин поставил ультиматум — спектакль или ребенок. Никищихина выбрала искусство, избавилась от первенца. Алексей не простил, и пара рассталась.
Первым мужем актрисы считался Анатолий Агамиров, по профессии — музыкальный критик. Но дочь Елизаветы Сергеевны полагала, что, возможно, имел место лишь небольшой роман, поскольку почти в этот же период мать встретила ее отца Эрнеста Лейбова. И опять перед артисткой встал выбор — Катерина в «Грозе» Александра Островского или личная жизнь. Никищихина поняла, что, если опять убьет ребенка, вообще не выйдет на сцену. Дочери дали имя несостоявшейся героини.
Супруг в 1975 году уехал в Америку, Никищихина осталась, сказав, что русской актрисе в чужом мире делать нечего. Семейное счастье застало Елизавету Сергеевну в браке с писателем Евгением Козловским. Творческие люди понимали друг друга с полуслова, в доме витал дух свободы и диссидентства, за что Козловский, публикуемый на Западе, на полгода попал в тюрьму.
Смерть Елизаветы Никищихиной
Пресса много писала о том, что причина смерти Елизаветы Никищихиной крылась в алкоголизме. Дочь Екатерина считала, что все гораздо глубже. Пить актриса начала после того, как перестала играть в театре, который она ставила выше кинематографа. А ходить и выпрашивать роли было не в ее характере.
Отправной точкой стал приход в труппу нового режиссера Александра Товстоногова, сына легендарного педагога и постановщика Георгия Товстоногова. Руководитель игнорировал Елизавету Сергеевну, не давал работу, а та не собиралась выяснять отношения. Не выдержав очередного срыва жены, Козловский ушел из семьи. После конфликта с дочерью актриса отправила Катю в Америку к отцу. Когда Екатерина вернулась, то не узнала обстановку в доме — «запах валидола и уныния».
Позднее, когда дочь обзавелась семьей, Елизавета Сергеевна разменяла квартиру и поселилась в коммуналке поближе к театру. Потом на Никищихину напали в собственном доме, пытались ограбить и задушить, из-за чего у артистки развилась астма.
В октябре 1997 года близкие обнаружили актрису мертвой — женщина подавилась яблоком. Предположения о том, что причиной смерти стал самовольный уход из жизни, Екатерина отвергает. Елизавета Сергеевна была верующим человеком, крестила дочь и никогда не пошла бы на такой шаг.
Вопросы с похоронами решил театр. Последним пристанищем Елизаветы Никищихиной стало Востряковское кладбище. В той же могиле в 2005 году похоронили мать актрисы Надежду Павловну.
Фильмография
- 1966 — «Скверный анекдот»
- 1970 — «Расплата»
- 1970 — «Вас вызывает Таймыр»
- 1976 — «Все дело в брате»
- 1978 — «Расмус-бродяга»
- 1978 — «Шла собака по роялю»
- 1979 — «Приключения Электроника»
- 1982 — «Покровские ворота»
- 1982 — «Там, на неведомых дорожках»
- 1983 — «Торпедоносцы»
- 1984 — «Мертвые души»
- 1984 — «Пеппи Длинныйчулок»
- 1990 — «Очарованный странник»
- 1993 — «Раскол»
- 1997 — «Принцесса на бобах»
- 2000 — «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII»
Интересные факты
- Соседом родителей Елизаветы по коммунальной квартире был эстрадный чтец Сурен Кочарян. Именно его сын Левон Кочарян с юными товарищами Андреем Тарковским и Владимиром Высоцким застали в коридоре общей жилплощади сцену скандала будущей актрисы и ее отца, который не сдержал эмоций после того, как дочь объявила о поступлении в актерскую студию к Михаилу Яшину. Будущим звездам пришлось заступиться за соседку и успокоить ее родителя.
- В последние годы жизни актриса весила 42 кг.
- Уход из жизни Никищихиной сравнивают с трагической смертью Елены Майоровой, которая погибла также при загадочных обстоятельствах за несколько месяцев до этого. Несмотря на разницу в возрасте, актрисы были схожи по мироощущению и внешне, судя по фото.