Грета Гарбо — история жизни знаменитой актрисы: факты о знаменитости
Факты
2 октября 2023 г. 6:35
Время чтения: 11 минут

Грета Гарбо — история жизни знаменитой актрисы: факты о знаменитости

Грета Гарбо – американская актриса шведского происхождения. Отвечая на вопрос о ее роли в развитии кинематографа, режиссер Федерико Феллини сказал: «Она была основательницей нового религиозного ордена под названием "Кино"». Подробнее о жизни и творчестве знаменитости – в материале 24СМИ.

Детство и юность актрисы

Грета Гарбо родилась в Стокгольме 18 сентября 1905 года в бедной семье. Ее мать – швея, а отец – рабочий. Условия жизни ухудшились после того, как в 1918-м ее отец тяжело заболел испанкой и через время скончался.

Девушке пришлось устраиваться на работу сначала помощницей парикмахера, а затем продавщицей в магазин шляп. В 1921 году Грета начала сниматься в рекламных роликах этого магазина. Один из них увидел режиссер Эрик Артур Петчер и пригласил девушку в свою комедию «Питер бродяга».

Сегодня о фильме и режиссере мало кто помнит. А универмаг PUB, в котором актриса трудилась в молодости, существует и сегодня. Кроме Габо, он «помнит» Владимира Ульянова. В апреле 1917-го Ленин был в Стокгольме и заходил сюда вместе со шведским писателем Туре Нерманом и политиком Отто Фредериком Стрёмом. Они покупали костюм. В 2015-м владельцы закрыли последнюю секцию универмага полностью, переделав его под отель.

Универмаг PUB в котором работала актриса. Главное здание (https://en.wikipedia.org/wiki/PUB_(Stockholm)#/media/File:PUB_2007_1.jpg)
Универмаг PUB в котором работала актриса. Главное здание / Фото: Wikipedia.org

Начало творческой биографии

Снимаясь в фильме Петчера, Грета настолько естественно держалась перед кинокамерами, что ей посоветовали поступить в Королевскую академию драматического искусства в Стокгольме. Там она проучилась два года, пока не встретила своего первого наставника Морица Стиллера. Девушка снялась в ряде его картин.

«Сага о Йёсте Берлинге»

Зрители заметили молодую актрису в «Саге о Йёсте Берлинге», экранизации романа шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, снятой Стиллером.

Шведский институт кино очень трогательно относится к своей истории. Поэтому сегодня «Сагу» можно назвать фильмом-музеем, хотя такого термина официально и нет. Картина вышла на экраны 10 марта 1924 года. Для собственного пользования, показа в Финляндии и Норвегии она состояла из двух частей, а для экспорта в другие страны смонтировали сокращенный вариант из одной части.

В начальном варианте фильм был немым. В 1933-м ему добавили звук. Перемонтировали и сократили. Через 20 лет вырезанные части нашли в архиве. Отреставрировали и снова показали зрителям. По мере того, как в архивах находили очередной кусок ленты, изъятый из начального варианта, реставрации повторялись.

В 2008-м «Сагу» представили на DVD с пятью вариантами субтитров: французскими, португальскими, английскими, немецкими и испанскими. В феврале 2018 года было объявлено о завершении новой комплексной реставрации.

Камера и постер на киностудии "Филмштаден"  (https://en.wikipedia.org/wiki/The_Saga_of_Gosta_Berling#/media/File:Filmstaden_2008g.jpg)
Камера и постер на киностудии «Филмштаден» / Фото: Wikipedia.org

Появление псевдонима

Настоящее имя актрисы – Грета Густавссон. Стиллер посоветовал ей взять псевдоним Гарбо. В переводе с испанского он означает «элегантность» и намекает на стиль, придуманный режиссером для восходящей звезды.

Внешность

Экранный типаж Гарбо – томная красавица с правильными чертами лица. Он как нельзя лучше удовлетворял запросы моды 1920-х: прямые платья, длинные жемчужные ожерелья, украшения в стиле ар-деко в волосах. Одри Хепберн принесла в кинематограф маленькое черное платье, а Грета Гарбо – плащи и шляпы.

Встреча с Голливудом

Мориц Стиллер считал, что Голливуд как нельзя лучше соответствует карьерному росту актеров. Поэтому приехал в США вместе с Гарбо и в качестве ее агента. Но его карьера в Голливуде не сложилась, а Гарбо стала звездой.

О том, что думал о шведской актрисе следующий режиссер в ее жизни, Луис Барт Майер, мнения расходятся. В одних источниках говорится, что она понравилась режиссеру, а в других – о том, что Майер назвал ее «нордической коровой» и посоветовал сесть на диету для похудения, а также изменить имидж.

Якобы ее внешность – результат выполнения указаний режиссера. Чтобы доказать свой потенциал, актриса начала работать над собой и вскоре стала самой высокооплачиваемой звездой с зарплатой $250 тыс. за один фильм.

Сценический образ

Продюсер Metro Goldwyn Mayer Ирвин Тальберг решил формировать из нее образ молодой, но умной женщины. Грета не соглашалась, считая, что ей, малообразованной девушке из народа, это не сыграть. Она всю жизнь стеснялась своего недостаточного образования. Но Тальберг настоял, и все получилось.

Эпоху Тальберга называют временем пересъемок. Все, что не нравилось тестовой аудитории на предпоказе, он заставлял переснимать, невзирая на размер фрагментов. Кассовый успех картин каждый раз доказывал его правоту. Вскоре весь процесс «выпуска готовой продукции» студия передала Тальбергу. Кроме Гарбо, он создавал сценические образы Кларка Гейбла, Джоан Кроуфорд, Спенсера Трейси и других актеров.

Грета Гарбо (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Greta_Garbo#/media/File:Greta_Garbo_Ross-Verlag_4527.jpg)
Грета Гарбо / Фото: Wikimedia.org

Карьера в немом кино

Фильмография Греты Гарбо насчитывает 31 фильм. Из них на долю немых приходится 18, снятых между 1920 и 1930 годами. Гарбо покоряла публику тонкой эротичностью, пластикой поз и выразительной мимикой. В 3 фильмах, сделавших ее знаменитостью в Америке, ее партнером стал популярный в то время актер Джон Гилберт. Они снялись в «Плоти и дьяволе», «Любви», «Женщине дела».

«Плоть и дьявол» – их первый общий фильм. Любовь на съемочной площадке вскоре переросла в большой роман вне сцены. По слухам, Гилберт и Гарбо даже собирались сочетаться браком, но актриса в последний момент отказалась. Вторым фильмом стала экранизация «Анны Карениной» Льва Толстого.

Фильмы с Гилбертом оказались отправной точкой для зрительских симпатий. Публика восторгалась любовными сценами в их исполнении. Прибыль от третьей ленты сделала актрису лидером кассовых сборов, отодвинув с сторону «первую леди американского кино» Лиллиан Гиш. В 1929-м New York Telegraph писала, что Гарбо привлекательна для зрителей обоих полов и что актрис, равных ей, еще не было на экране.

Ее последней немой картиной стал «Поцелуй», снятый в 1929 году. Сегодня лента может быть интересна дизайнерам интерьеров как обучающая по стилю ар-деко. Ее декорации разрабатывались модным в то время художником-постановщиком Седриком Гиббонсом. Кроме ряда картин и оформления кинозалов 1930-х, Гиббонс навсегда увековечил себя дизайном статуэтки «Оскар».

Эра звука

С появлением звука кинематограф изменился. Никто не понимал, как он будет выглядеть в кадре в звуковой картине. В этот момент некто решил, что актеры должны подражать идеальной дикции. Если попробовать повторить этот опыт, то станет понятным, что некоторые люди начинали выглядеть в кадре под такой озвучкой нелепо и чувствовали себя точно так же. Публика тоже хихикала.

Нам кажутся неестественными эмоции актеров немых фильмов, а тогда, в 1930-х, им казалась смешной показушная идеальная дикция, добавленная к отснятым сценам. Некоторые звезды вынужденно завершили карьеру. В их числе был Джон Гилберт. Грета Гарбо осталась. Оказалось, что ее голос еще одна уникальная «фишка». Зрители полюбили его не меньше, чем ее сценический образ.

Мир кинематографа 1-й половины XX века удивителен. Фильм «Анна Кристи», вышедший на экраны в 1930 году, был первым, в котором Гарбо заговорила. Его рекламная кампания шла под лозунгом «Грета Гарбо говорит!». Ее первая фраза, прозвучавшая на 16-й минуте фильма, «Дайте мне виски и добавьте имбирный эль» стала знаменитой.

Грета Гарбо в фильме "Анна Кристи" (https://en.wikipedia.org/wiki/Greta_Garbo#/media/File:Greta_Garbo_in_a_publicity_image_for_%22Anna_Christie%22.jpg)
Грета Гарбо в фильме «Анна Кристи» / Фото: Wikipedia.org

В 1934-м на экраны выходит «Разрисованная вуаль». Ее рекламируют под лозунгом «Грета Гарбо улыбается!». Прошло еще 5 лет, и наконец на экране появился фильм, который рекламировали: «Грета Гарбо смеется!» Это была картина «Ниночка».

Читайте такжеМэрилин Монро — незабытая кинолегенда: жизнь и смерть знаменитой актрисы

Личность и характер

Грета Гарбо считается одной из величайших звезд немого кинематографа. Киножурналист Дэвид Денби дал очень поэтичное описание ее игре: «Миры вращаются от ее движений». Ему вторил Тальберг, прокомментировав «Даму с камелиями»: «Актеры не должны создавать ситуации на экране. Драма проявляется в том, как актер это переживает».

На съемочной площадке Гарбо требовала установить темные экраны. Технический персонал и остальных участников съемки, которые не в кадре, – убрать за экраны. «Если я одна, мое лицо сделает это, но иначе я не смогу сыграть». Не согласиться с требованиями актрисы режиссер не мог, независимо от того, какими они были. Она отклоняла протест классическим женским способом: сообщала, что уедет обратно в Швецию.

В фильме «Королева Кристина» Гарбо должна была играть с другим актером, но потребовала пригласить Гилберта. Из-за конфликта со студией и перехода на звуковое кино актер ушел из кинематографа. Студия считала, что его голос звучит плохо и это повлияет на кассовые сборы.

Актриса настаивала, и ее партнера вернули. Фильм стал самым прибыльным по кассовым сборам 1933 года. Но студия соглашалась с требованиями актрисы не только из-за характера. В 1925–1926-м фильмы с Гретой Гарбо приносили ей 13% годового дохода.

Грета Гарбо и Джон Гилберт в фильме "Плоть и дьявол" (https://en.wikipedia.org/wiki/Flesh_and_the_Devil#/media/File:Flesh_and_the_Devil_with_John_Gilbert.jpg)
Грета Гарбо и Джон Гилберт в фильме «Плоть и дьявол» / Фото: Wikipedia.org

Другие виды деятельности

Биографы упоминают, что в годы Второй мировой войны Грета Гарбо была одной из актрис, работавших на Управление стратегических служб (УСС), предшествовавшее появлению ЦРУ. Управление занималось шпионажем и слежкой за нацистами. Актриса помогала спасать евреев от преследования в Дании.

Шпионские фильмы – популярный жанр в кинематографе. Поэтому на экране со шпионами она столкнулась намного раньше, чем в жизни.

«Ниночка»

Фильм «Ниночка» – политическая сатира и одновременно романтическая комедия. По сюжету трое советских агентов Министерства торговли приезжают в Париж, чтобы продать 40 ювелирных изделий, конфискованных у аристократов во время Октябрьской революции. Драгоценности собирается тайно приобрести их бывшая владелица. Граф Леон пытается отвлечь эмиссаров и отправляется знакомить их с прелестями «разлагающегося Парижа». Наверное, ему бы все удалось, но из СССР приехала еще и непреклонная революционерка Ниночка, которую играет Грета Гарбо.

Цитаты из фильма заставляют улыбнуться даже сегодня, несмотря на то, что экранные шпионы немого кино интеллектом не блистали:

  • «Помещение устроит вас по комфорту, но сомневаюсь, что соответствует вашим убеждениям. Это королевский люкс» – реплика управляющего отелем «Кларенс», сказанная эмиссарам.
  • Сцена между Ниночкой и носильщиком на вокзале: «Позвольте понести ваши сумки мадам». – «Зачем?» – «Я носильщик. Это моя работа» – «Это не работа, а социальная несправедливость». – «Все зависит от размера чаевых, мадам».

Фильм номинировался на «Оскар» в 4 категориях: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший сценарий» и «Лучшее повествование». Однако статуэтки не получил. Лучшей на 12-й церемонии награждения в 1940 году признали картину «Унесенные ветром» режиссера Виктора Флеминга, а лучшей актрисой – Вивьен Ли, сыгравшую в нем роль Скарлетт О’Хара. Статуэтку за лучший сценарий получил сценарист Сидни Ховард из той же команды.

Мата Хари

Кроме революционерки Ниночки, Гарбо сыграла и знаменитую шпионку Мату Хари в одноименном фильме, вышедшем в 1931 году. Ее партнером стал Рамон Новарро, один из самых известных актеров немого кино.

После успеха «Маты Хари» актриса снялась в фильме «Гранд-отель», где играла танцовщицу в депрессии, находящуюся на грани самоубийства. Затем в картинах «Какой ты меня желаешь», «Королева Кристина», «Покорение», «Анна Каренина».

"Анна Каренина" с Гретой Гарбо. Постер (https://en.wikipedia.org/wiki/Anna_Karenina_(1935_film)#/media/File:Anna_Karenina_1935.jpg)
«Анна Каренина» с Гретой Гарбо. Постер / Фото: Wikipedia.org

Ее последней работой стала «Двуликая женщина». Она планировала сняться в еще одном фильме, но США объявили о вступлении в войну, и киностудия отменила съемку.

Гарбо и Дитрих

Соперничество Греты Гарбо и Марлен Дитрих – рекламная стратегия Paramount Studios. В борьбе с Metro Goldwyn Mayer, открывшей для зрителей Гарбо, компании требовалась актриса такого же плана. Поиски начались в Европе.

В апреле 1929 года крупная берлинская газета опубликовала статью, сравнивавшую Гарбо и Дитрих. Возможно, публикация обратила на себя внимание продюсеров Paramount, и они решили использовать именно эту пару и не искать другую актрису. Женщины относились к одному поколению, выросли в похожих условиях и окончили Шведскую академию драматического искусства. В дальнейшем у студий пересекались даже сюжетные линии картин, в которых снимались актрисы. MGM выпускает «Королеву Кристину», а Paramount в ответ снимает фильм о Екатерине Великой. Он вышел с названием «Распутная императрица».

По информации биографов, обе звезды были бисексуалками и даже имели общую любовницу – писательницу Мерседес де Акоста. Для обеих художники-постановщики придумали андрогинный сценический образ. Но сегодня уже трудно сказать наверняка, какая часть актерских образов была рекламой, привлекающей зрителей, а какая – частью жизни. После окончания Второй мировой войны Дитрих и Гарбо пошли разными путями.

Жизнь после войны

Грета Гарбо считала, что Вторая мировая война навсегда изменила мир. Она решила оставить сцену и больше не снялась ни в одном фильме. В 1951 году актриса получила американское гражданство. Купила квартиру в Нью-Йорке, в которой прожила до конца жизни. Она старалась не контактировать с прессой. Иногда ее видели на прогулке. Гарбо всегда надевала большие темные очки, чтобы оставаться неузнанной.

Известно, что она продолжала дружить со многими знаменитостями, но не позволяла прессе вмешиваться в частную жизнь. Путешествовала по Швеции. Ее видели на борту яхты Аристотеля Онассиса, а затем в Австрии в компании барона Эрика де Ротшильда. Постепенно друзья уходили. Сама актриса умерла 15 апреля 1990-го. Ей было 84 года. Причиной смерти стала почечная недостаточность, обострившаяся из-за пневмонии.

Гарбо и Шарль Бойер в фильме «Покорение» (https://en.wikipedia.org/wiki/Greta_Garbo#/media/File:Modern_Screen_1937_Conquest.jpg)
Гарбо и Шарль Бойер в фильме «Покорение» / Фото: Wikipedia.org

Исполняя последнюю волю, Гарбо кремировали, а прах захоронили в Стокгольме, на знаменитом лесном кладбище. Это уникальный похоронный комплекс, вписанный в лесной массив. Между рядами могил произвольно, как в лесу, растут деревья, но трава и кустарники убираются. Ландшафт стокгольмского кладбища вдохновил на создание похожих в других странах мира. Скугсчюркогорден входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из самых посещаемых мест в столице.

Читайте такжеМарлен Дитрих — звезда кинематографа родом из Берлина: путь к славе

Грета Гарбо уникальна. Она ушла с экранов не в старости, а в 36 лет, хотя могла сыграть еще в десятках фильмов. Актриса не объяснила причин ухода. Возможно, устала или решила, что уже подарила зрителям все, что могла.

Размышляя над феноменом, режиссер Роберт Земекис придумал этому факту свое объяснение в фантастической комедии «Смерть ей к лицу». Гадалка, сыгранная Изабеллой Росселлини, продает героине Мерил Стрип эликсир бессмертия и красоты. Выпив его, женщина будет блистать в обществе 10 лет, но потом должна уйти в тень, произнеся фразу «Я хочу побыть одна». Эту реплику Грета Гарбо произносит в картине «Гранд-отель».

Читайте также