Биография
Уэс Андерсон — культовый американский режиссер, сценарист и продюсер, работы которого настолько уникальны, что теоретики киноискусства разложили их по полочкам и изучают творчество режиссера в университетах. А ведь Уэс самоучка. Яркие палитры, любовь к симметрии, неимоверно детализированная картинка — неотъемлемые элементы стиля Андерсона, благодаря которым на выходе получается фильм, узнаваемый с первого кадра.
Детство и юность
Будущий культовый режиссер Уэсли Мортимер Уэльс Андерсон родился 1 мая 1969 года в техасском городе Хьюстоне. Отец, Мелвер Леонард Андерсон, трудился в рекламном бизнесе, а затем организовал собственное дело. Мать, Тексис Энн Берроуз, сначала была археологом, но после рождения детей нашла скромную работу агента по недвижимости. Кроме Уэсли, в семье есть еще два сына — Мел и Чейз. Младший брат Уэса Эрик Чейз Андерсон стал писателем и иллюстратором. Так что полиграфические и художественные детали в фильмах Андерсона — это его работа.
Когда Уэсли было 8 лет, брак родителей распался. Пытаясь справиться с потрясением от развода, парень стал озорничать в школе, пытаясь привлечь к себе внимание. Со временем, однако, обратился к творчеству: в детстве Уэс снимал на 8-миллиметровку короткие фильмы о себе и братьях. Задатки режиссера проявились уже тогда.
После учебы в школе Св. Иоанна, где Андерсон отличился, ставя на сцене большие и сложные пьесы, Уэс поступил в Техасский университет в Остине. Там, изучая философию, юноша познакомился с будущим актером Оуэном Уилсоном, которого позже стал снимать в собственных картинах. В конце концов они стали соседями по комнате и совместно написали сценарий для фильма, который получил название «Бутылочная ракета». В 1991 году Андерсон получил степень бакалавра искусств в философии, однако свое призвание Уэс уже видел в другой области.
Фильмы
Короткометражка «Бутылочная ракета», снятая режиссером в молодости с Оуэном и Люком Уилсонами, предполагалась изначально как серьезный фильм, однако в итоге переросла в полнометражную смесь комедии и криминала и была неплохо встречена рецензентами. За нее Андерсон даже получил премию «Новый лучший режиссер» на MTV Movie Awards.
После первой попытки Уэс почувствовал себя увереннее и приступил к работе над вторым фильмом — «Академия Рашмор» с Джейсоном Шварцманом в главной роли. Фильм получил восторженные критические отзывы и стал предметом широкой рекламной кампании. И хотя картина заслужила множество наград, Академия не номинировала картину ни в одной из категорий «Оскара».
Следующие работы в биографии Андерсона — «Семейка Тененбаум» (2001) и «Водная жизнь» (2004) — принесли Уэсу признание и долгожданный успех. Обе картины блистали звездным составом: Гвинет Пэлтроу, Билл Мюррей, Анжелика Хьюстон, Кейт Бланшетт, Джин Хэкмен и неизменные братья Уилсоны. «Семейке» отдали номинацию на «Оскар» за лучший сценарий, но это было только начало для гениального режиссера.
Следующим фильмом Андерсон решил исследовать Индию. «Поезд на Дарджилинг» сняли в пустыне Тар в Раджастане, самом большом штате Индии. Критические отзывы были неоднозначными, но неповторимый почерк режиссера обозначился как никогда точно: любовь к крупным верхним планам, дополнительные рамки в виде окон и других проемов, энергичное отдаление и приближение камеры и, конечно, любимый финт режиссера — следящая съемка, благодаря которой создается эффект кукольного домика. А разделение каждого фильма на главы подчеркивает театральность, создавая у зрителя ощущение отстраненности.
Вскоре Андерсон решил, что наиболее полно поможет реализовать его идеи мультипликационная анимация, и в 2009 году выпускает мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», основанный на одноименной книге Роальда Даля. Смелый проект о борьбе семейства лис против злого фермера приносит картине две номинации на «Оскар».
Через три года Уэс порадовал критиков очередным шедевром в своем фирменном стиле — «Королевство полной луны», в котором затронул проблему детства и взросления. Дети Сэм и Сьюзи в этом фильме преувеличено серьезные, взрослых же, наоборот, Андерсон делает инфантильными, таким образом меняя отцов и детей ролями. Стараясь себе не изменять, режиссер насытил каждый кадр сочными деталями и декорациями, которые в его фильмах являются полноценными рассказчиками истории. Команда Андерсона прочесывала сотни антикварных магазинов, брала напрокат вещи у членов съемочной группы или же у знакомых пожилых людей. Уэс искал необходимый реквизит всегда и везде, даже отправляясь на прогулку.
Следующей с восторгом встреченной критиками работой Уэса стал «Отель "Гранд Будапешт"», которая принесла в копилку наград режиссера Золотой глобус и 9 номинаций на «Оскар». Статуэтку за лучшую режиссуру Андерсон не взял, но не расстроился из-за этого, ведь заслуженное внимание от критиков киноакадемии он все же получил.
2018 год добавил в фильмографию мэтра еще один анимационный фильм — «Остров собак». Мультфильм стал самым большим открытием в карьере режиссера и номинировался на высшую награду киноакадемии как лучший анимационный фильм.
Уэса Андерсона частенько путают с другими двумя режиссерами — Полом Андерсоном, который подарил миру «Обитель зла», и Полом Томасом Андерсоном, известным по фильму «Нефть». Это разные люди, и они не являются родственниками.
Личная жизнь
Личная жизнь Уэса Андерсона хоть и проходит «под грифом "совершенно секретно"», но кое-что все-таки просачивается в прессу. С 2013 года Уэс состоит в крепких отношениях с Джуман Малуф — дизайнером, художником по костюмам, иллюстратором и писателем.
В 2015 году гражданская жена подарила Уэсу дочь Фрею. Джуман по национальности ливанка, появилась на свет в 1975 году. В самом начале гражданской войны семье удалось эмигрировать из Бейрута в Лондон. Там Уэс с Джуман и познакомились через общих друзей.
В социальных сетях Уэс не зарегистрирован. Но в «Инстаграме» можно найти любопытные странички, посвященные творчеству режиссера. Поклонники включились в игру цветов и форм, навязанную Уэсом: пытаются смотреть на реальность глазами Андерсона, разыскивая оттенки и симметрию его фильмов на фото или представляя, как бы снял «Форреста Гампа» или «Людей Икс» именно этот режиссер.
Уэс Андерсон сейчас
В 2021 году в конкурсной программе Каннского кинофестиваля была заявлена очередная работа Уэса Андерсона. Долгожданный фильм «Французский вестник» с американскими актерами первой величины режиссер анонсировал еще до пандемии. Фильм, задуманный как ода еженедельнику The New Yorker, образцу качественной журналистики старой школы, повествует о буднях редакции парижской газеты. По традиции режиссер снял в картине давних коллег: Сиршу Ронан, Билла Мюррея, Тильду Суинтон, Эдварда Нортона и других.
После показа фильма кинокритик Антон Долин в своей рецензии отметил:
«В своем королевстве неизменно полной луны режиссер творит что пожелает, законы сценарного ремесла или здравого смысла ему давным-давно не указ. Важнее быть верным себе и любезным публике, любовь которой с годами становится все более массовой и страстной».
Фильмография
- 1996 — «Бутылочная ракета»
- 1998 — «Академия Рашмор»
- 2001 — «Семейка Тененбаум»
- 2004 — «Водная жизнь»
- 2007 — «Поезд на Дарджилинг»
- 2009 — «Бесподобный мистер Фокс»
- 2012 — «Королевство полной луны»
- 2014 — «Отель "Гранд Будапешт"»
- 2018 — «Остров собак»
- 2018 — «Французский вестник. Приложение к газете "Либерти. Канзас ивнинг сан"»
Интересные факты
- Уэс Андерсон обожает вельветовые костюмы, в которые одевается сам и одевает своих персонажей.
- Любимый сериал Уэса — «Лучше звоните Солу», который является спин-оффом «Во все тяжкие».
- По признанию Андерсона, он решил стать режиссером, когда в 16 лет посмотрел на кассете дебютную работу Франсуа Трюффо «Четыреста ударов».
- Фильм «Водная жизнь» посвящен работам Жак-Ива Кусто, именно к французскому океанологу отсылают красные шапочки на головах членов команды Стива Зиссу.
- Над всеми фильмами Уэс работает в тандеме с оператором Робертом Йоменом.