Биография
Пол Томас Андерсон — американский режиссер, сценарист, продюсер и актер. Его называют гением своего времени и одним из наиболее динамичных постановщиков мирового уровня. Его работы с восторгом принимаются публикой и вызывают восхищение у кинокритиков, а фильмография состоит из штучных экземпляров — лент, которые мастер выпускает редко, доводя до ювелирного совершенства.
Эксперты отмечают, что все картины Андерсона отличает неповторимый почерк, уникальными особенностями которого являются многослойность и внимание к деталям.
Детство и юность
Родился Пол Томас Андерсон в США, в Студио-Сити (штат Калифорния), 26 июня 1970 года. Отец Пола, Эрнест, работал диджеем и телеведущим канала в жанре ужасов «Гоуларди». В семье Эдвины Гоугх и Эрнеста Андерсона было девять детей, шестым из которых стал Пол. Отношения матери с сыном были непростыми, его увлечение она всерьез никогда не воспринимала. А вот отец, наоборот, поддерживал Пола в его желании стать кинорежиссером или писателем.
Именно Эрнест подарил мальчику первую видеокамеру. Это было его 12-летие. Учеба в школе не привлекала Пола и раньше, но теперь он был полностью поглощен съемками. Мальчик сменил множество школ, в выпускном классе параллельно подрабатывал в зоомагазине. Там ему приходилось убирать клетки животных. Уже тогда Пол вовсю писал сценарии и мечтал о съемках своего первого полноценного фильма. По этой причине он и пошел работать, чтобы накопить средств.
Его первой работой стала лента, которая была выполнена в жанре мокьюментари (документалистики с элементами вымысла и фальсификации) и имела название «История Дирка Дигглера». Картина была посвящена биографии представителя порнофильмов, прототипом которого послужил реальный актер из фильмов «для взрослых» 70-80-х годов Джон Холмс. Позднее он же вдохновил режиссера на съемки еще одной картины — «Ночи в стиле буги».
Андерсон никогда не имел никаких особых устремлений к образованию, в киношколе при Нью-Йоркском университете задержался ровно на два дня. Туда его отправил отец. Он дал ему $ 10 тыс. и благословил. В итоге эти деньги Андерсон пустил на фильм. Так в 1992 году вышла короткометражная кинолента «Сигареты и кофе», представленная в 1993 году на американском национальном кинофестивале независимого кино «Сандэнс», где получила признание критиков и зрителей.
Так и не получив образования, Андерсон стал работать помощником на съемочных площадках. Участвовал в создании фильмов, клипов и телевизионных шоу в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.
Фильмы
В 1996 году Пол Андерсон снял уже полноценную киноленту «Роковая восьмерка» (рабочее название «Сидни»), представленную на кинофестивале в Каннах. В главных ролях сыграли Филип Бейкер Холл, Джон Рейли и Гвинет Пэлтроу.
В 1999 году была представлена наиболее удачная, по мнению автора, работа под названием «Магнолия», посвященная самоубийству вымышленного персонажа Роналда Опуса и взаимоотношениям между жителями родного городка режиссера. Фильм получил главный приз кинофестиваля в Берлине. Кроме того, Тому Крузу вручили «Золотой глобус» за лучшую второстепенную роль, а сам фильм был номинирован на «Оскар», в том числе за лучший сценарий.
В 2002 году свет увидела романтическая комедия «Любовь, сбивающая с ног» с комиком Адамом Сэндлером в главной роли. На Каннском кинофестивале Пол получил второй приз за лучшую режиссерскую работу.
Андерсон не был слишком плодотворен и не каждый год радовал поклонников очередным шедевром. В 2007-м Пол представил вольную адаптацию романа Эптона Синклера, назвав ее библейской цитатой «И будет кровь». В российском прокате фильм появился под названием «Нефть». Картина собрала сумму в $ 76 млн, втрое превышающую бюджет. Всего фильм выдвигался в восьми номинациях на премию «Оскар» и победил в двух: призы получили актер Дэниел Дэй-Льюис, исполнитель главной роли, и оператор Роберт Элсуит.
Премьера фильма «Мастер» состоялась на кинофестивале в Венеции, где Пол получил премию «Серебряный лев» за режиссуру. В главной роли предстал Филип Сеймур Хоффман, большой друг Андерсона. Он снялся во всех фильмах режиссера кроме тех, которые вышли уже после смерти Хоффмана. Актер скончался в феврале 2014 года.
В том же году Андерсон экранизировал произведение Томаса Пинчона «Врожденный порок». Профинансировала работу дочь американского миллиардера Меган Эллисон. Комедийная драма получила две номинации на премию «Оскар» — за адаптированный сценарий Андерсона и дизайн костюмов Марка Бриджеса.
Пресса сравнивает Пола Андерсона с Квентином Тарантино, которого он, кстати, считает другом. Тарантино тоже не получил специального образования, но это не помешало ему стать одним из лучших режиссеров современности.
Индивидуальный режиссерский стиль Пола заключается в особенном визуальном стиле, задержке планов и развернутом изложении. Действие кинолент развивается, как правило, в окрестностях родного города режиссера, а характеры героев отражают всевозможные человеческие пороки.
В июле 2015 года стало известно, что Пол Андерсон присоединился к новому проекту Warner Bros. «Пиноккио». Сообщалось, что он напишет сценарий к экранизации классической сказки и, возможно, займет режиссерское кресло. Но уже осенью того же года режиссер проект по неизвестным причинам покинул.
С 2015 года Андерсон снимался в сериале «Документалистика сегодня» — пародии на серьезные документальные картины.
Кроме режиссуры, Андерсон стал сценаристом, продюсером, актером и даже оператором кинофильма «Призрачная нить». Местом съемок послужил Лондон, так как сюжет ленты разворачивается в послевоенной британской столице.
Она рассказывает о жизни талантливого кутюрье Рейнольдса Вудкока, работающего для королевской семьи Великобритании. В главной роли снялся сэр Дэниел Майкл Блэйк Дэй-Льюис, известный зрителям по фильмам «Банды Нью-Йорка» и «Линкольн». Это единственный актер в истории американской киноакадемии, трижды удостоенный премии «Оскар» за лучшую мужскую роль. Андерсон уже работал с Дэниелом ранее, он сыграл главную роль в его картине «Нефть».
Фильм посвящен перфекционизму — черте, крайне важной и для самого Пола Томаса Андерсона. Создание этой картины началось с неожиданного увлечения Андерсона: сначала его заинтересовала жизнь и творческий путь испанского модельера Кристобаля Баленсиаги, а вскоре и вся эпоха высокой моды 1950–1970-х годов. Пол перечитал множество книг по теме, изучил мировые музеи и ателье, а потом зажег этой идеей и Дэниела Дэй-Льюиса. Кстати, эта роль стала последней для актера. Летом 2017 года он заявил, что уходит из кино.
Сам же Андерсон в интервью подчеркнул, что ни за что не будет тем, кто бросает громкие заявления об уходе на пенсию. По его словам, если анонсировать какую-то работу как последнюю, то это будет слишком большая, неподъемная ответственность.
В 2018 году фильм «Призрачная нить» был номинирован на премию «Оскар» сразу в шести категориях, среди них номинации «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», но стал победителем только в номинации «Лучшие костюмы».
Клипы
В перерывах между работой над кинолентами режиссер снимал видеоклипы. Так, в 2016 году он работал с музыкальной рок-группой из Великобритании Radiohead, сняв ролики на композиции Daydreaming и Present Tense. Дело в том, что знакомство и сотрудничество Пола с гитаристом Radiohead Джонни Гринвудом исчислялось годами. Гринвуд — тот человек, который написал саундтреки к большинству картин Андерсона.
В мае 2017 в соцсетях Андерсон презентовал клип группы Haim на композицию Right Now, режиссером которого стал.
В честь выхода сольного альбома Anima Тома Йорка, вокалиста Radiohead, Пол снял одноименный 15-минутный фильм, в котором прозвучали три композиции с пластинки: Not The News, Traffic и Dawn Chorus. Многие зрители были восхищены картинкой, потому что к проекту был привлечен талантливый оператор Дариус Хонджи, работавший с Вуди Алленом и Бернардо Бертолуччи. Название ленты основано на архетипах Карла Юнга и обозначает женскую сущность психики человека.
Интересно, что премьера ленты в кинотеатрах IMAX состоялась в день рождения режиссера, а женскую партию в короткометражке исполнила будущая жена, а на тот момент девушка Йорка, Даяна Рончионе.
Двумя клипами для Haim ознаменовался для режиссера 2020 год, он снял ролики на The Steps и Man From the Magazine.
Личная жизнь
Голливудская знаменитость не радует папарацци скандалами и бурной личной жизнью. Он удивительно постоянен. Гражданская жена Пола Майя Рудольф работает телеведущей вечерней музыкально-юмористической передачи «Субботним вечером в прямом эфире». Майя также является актрисой и певицей, но у Андерсона не снималась никогда. Звездная пара воспитывает четверых детей — трех дочерей и сына.
Дети Андерсона интересуются творчеством отца. Дочь Люси попросила его однажды, чтобы одна из историй оказалась светлой в отличие от предыдущих картин. Пол пообещал ей снять добрый семейный фильм или даже сказку.
До Майи Пол имел романтические отношения с Фионой Эппл, американской певицей. Для нее он в свое время снял несколько музыкальных видеоклипов.
Пол Андерсон не особо активен в социальных сетях, но его фото там регулярно появляются благодаря фан-страницам поклонников, которых у знаменитости немало.
Пол Андерсон сейчас
Поклонники очень ждут работ таких культовых режиссеров, как Пол Томас Андерсон, особенно если они выходят довольно редко. Поэтому премьера «Лакричной пиццы» в декабре 2021 года тоже была долгожданной. Российские зрители увидели фильм в январе 2022-го. Название ленты изначально было «Согги Боттом», но его заменили практически в последний момент — за два месяца до старта.
Режиссер любит работать с одними и теми же коллегами. Долгое плодотворное сотрудничество с Филипом Сеймуром Хоффманом вдохновляло Пола, поэтому он пошел на нестандартный шаг и привлек в каст его сына. Для 18-летнего Купера Хоффмана лента стала дебютной. Еще одним новым лицом стал Брэдли Купер, которому досталась роль Джона Питерса, продюсера Барбары Стрейзанд. Алана Хаим — участница группы Haim, для которой Андерсон снял ряд клипов, — тоже получила роль в его новом проекте.
На этот раз режиссер решил погрузить героев в атмосферу 70-х годов, а музыкой к картине занимался неоднократно сотрудничавший с ним Джонни Гринвуд из Radiohead.
Фильмография
- 1988 — «История Дирка Дигглера»
- 1993 — «Сигареты и кофе»
- 1996 — «Роковая восьмерка»
- 1997 — «Ночи в стиле буги»
- 1998 — «Особенный флагшток»
- 1999 — «Магнолия»
- 2000-2001 — «Субботним вечером в прямом эфире»
- 2002 — «Любовь, сбивающая с ног»
- 2003 — «Диван»
- 2003 — «Реклама «Человек-матрас»»
- 2003 — «Цветы и кровь»
- 2007 — «Нефть»
- 2012 — «Мастер»
- 2014 — «Врожденный порок»
- 2017 — «Призрачная нить»
- 2021 — «Лакричная Пицца»
Клипы
- 1997 — «Майкл Пенн: Попробуй»
- 1998 — «Фиона Эппл: Через вселенную»
- 1999 — «Фиона Эппл: Как можно быстрее»
- 1999 — «Эйми Мэнн: Спаси меня»
- 2000 — «Фиона Эппл: Хромота»
- 2000 — «Фиона Эппл: Бумажный пакет»
- 2013 — «Фиона Эппл: Горячий нож»
- 2015 — «Джоэнна Ньюсом: Табачное поле»
- 2015 — «Джоэнна Ньюсом: Дайверы»
- 2016 — «Radiohead: Мечтания»
- 2019 — «Том Йорк: Анима»
Интересные факты
- В свободное от работы время Андерсон увлекается бейсболом.
- У режиссера есть традиция: перед каждой премьерой своей работы он бреется налысо.
- В июне 2018 года портал Metacritic опубликовал список самых успешных режиссеров, на счету которых нет неудачных фильмов. Пол Томас Андерсон попал в этот заветный топ-30. Наряду с ним в список вошли Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе и Джей Джей Абрамс.