Биография
Даг Лайман начинал путь в кинематографе с независимых авторских проектов, а в итоге перешел к съемке блокбастеров, которые известны большинству жителей планеты. Режиссер оперирует многомиллионными бюджетами и снимает у себя звезд первой величины, при этом стремится, чтобы его фильмы были не просто горой спецэффектов, а строились в гармоничном соотношении экшена, юмора и реалистичности.
Детство и юность
Даг родился 24 июля 1965 года в Нью-Йорке в семье, принадлежащей к привилегированному классу. Известие о помолвке его родителей, еврейского адвоката Артура Лаймана и художницы Эллен Фогельсон, в 1959 году было опубликовано на соответствующей полосе газеты The New York Times.
Лайман вырос в Верхнем Вест-Сайде Манхэттена, а затем на Пятой авеню, где жила его большая семья, включавшая двоюродных братьев и сестер родителей. В их числе была и тетя режиссера Джоан Гамбург, которую называли народной звездой нью-йоркского радио. Кстати, ее сын Джон, кузен Дага, тоже связал биографию с кинематографом, снял несколько фильмов и работал штатным сценаристом у Бена Стиллера.
Огромное влияние на Дага оказала личность отца, недаром манхэттенский дом режиссера украшен дюжиной его фотографий и даже большим живописным портретом. Лайман уверен, что его родитель работал на благо общества: обслуживая интересы корпораций, он параллельно создавал юридические фонды для бедных и защищал права заключенных, которые подвергались расовой дискриминации и содержались в плохих условиях.
А еще Артур Лайман работал прокурором по скандальному делу «Иран-контрас», благодаря чему его сын заболел шпионской темой и ездил в вашингтонский офис отца, чтобы узнавать про сбор разведданных, устройство контрразведки, работу прослушивающих устройств и тому подобное. Недаром эти мотивы потом нашли такое яркое освещение в его творчестве — от трилогии о Джейсоне Борне до «Мистера и миссис Смит».
Большим удивлением для Дага стало то, что сотрудники спецслужб не обладают эффектностью Джеймса Бонда — напротив, они сплошь люди непримечательные. У парня не укладывалось в голове, что эти аскеты выполняют в других странах авантюрные секретные миссии, а потом спокойно возвращаются к своим семьям и ведут тихую жизнь.
«Я жил в мире голливудских фильмов, и для меня было немыслимо, чтобы кто-то, например, остановил ядерное оружие, а потом никому об этом не рассказал», — с улыбкой говорил режиссер.
Увлекаться киносъемкой Лайман начал еще в школьные годы, когда снял пару короткометражек. Образование он получал в Нью-Йоркском международном центре фотографии, а затем в Университете Брауна. В студенческие годы Даг основал в альма-матер кабельное телевидение и с успехом им управлял. Позднее он закончил аспирантуру университета Южной Калифорнии.
Поддержки от родителей в своем увлечении Лайман не получал. Те, наоборот, отговаривали сына от необдуманного пути и предлагали получить более стабильную профессию. Ему указывали на пример старшего брата Льюиса, окончившего юридическую школу в Йелле, и сестры, получившей докторскую степень по неврологии в Гарварде. Правда, в итоге отец смирился с выбором Дага и даже дал ему денег на первый фильм.
Фильмы Дага Лаймана
В молодости Даг работал в нише независимого кино. Например, его комедия «Тусовщики» с Винсом Воном и Джоном Фавро в главных ролях была снята в 1996 году всего за $ 200 тыс., что не помешало ей стать хитом проката. Кстати, режиссер был удостоен за эту работу премии MTV как лучший дебютант.
Дальнейшая карьера Лаймана складывалась по восходящей, и точкой взлета в ней стал шпионский боевик «Идентификация Борна», премьера которого состоялась в 2002 году. Бюджет фильма оказался несопоставим с дебютным: теперь у режиссера было $ 60 млн и лучшие производственные мощности Голливуда, включая вполне себе взошедшую звезду Мэтта Дэймона, для которого трилогия о Борне превратилась в бенефис.
В 2005 году Даг пополнил фильмографию еще одним шпионским блокбастером — «Мистер и миссис Смит». Картина с главной голливудской парой — Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли — собрала в мировом прокате $ 487 млн, что в 4 раза превзошло бюджет фильма, снятого с размахом. Неплохо зрители приняли и фантастический боевик «Телепорт» (2008), правда, сам режиссер к тому моменту уже пресытился развлекательными коммерческими продуктами и мечтал снять серьезное кино.
Такой работой для него стал политический триллер «Игра без правил», снятый по книге сотрудницы ЦРУ, работавшей при администрации Джорджа Буша – младшего. Здесь вместо вымышленных шпионских приключений Лайман наконец заговорил о противостоянии власти и спецслужб, интригах в Белом доме и сенсационных фактах о войне в Ираке. Главные роли в картине Даг доверил Наоми Уоттс и Шону Пенну.
В 2014 году режиссер взялся за очередной блокбастер — фантастический боевик «Грань будущего», где осуществил свою мечту поработать с Томом Крузом, которого считает одним из самых харизматичных актеров современности. Боевую пару ему составила обворожительная Эмили Блант, вместе с которой главный герой старается найти ключ к победе над инопланетными захватчиками.
Еще одним фантастическим боевиком в декорациях будущего стал фильм «Поступь хаоса» с Томом Холландом, снятый Лайманом в 2021 году. В отличие от большинства предыдущих работ режиссера, он стал коммерческим провалом, собрав в мировом прокате $ 26,5 млн при вложенных $ 125 млн.
Личная жизнь
О личной жизни режиссера рассказывают его соцсети, где он делится фотографиями с работы, из будней и путешествий. Оттуда становится известно, что Даг обожает своих племянников, любит купаться в зимнем океане и разводит свиней. А еще он печет блинчики по семейному рецепту, играет в теннис, ходит в снежные горы на лыжах и пилотирует самолет.
Даг Лайман сейчас
Лайман продолжает карьеру режиссера и продюсера. В 2024 году состоялась премьера его фильма «Дом у дороги», снятого в жанре криминального триллера. В боевике о противостоянии вышибалы с провинциальной бандой главные роли сыграли Джейк Джилленхол, Даниэла Мелшиор и звезда ММА Конор Макгрегор.
А тем временем в работе у постановщика находятся еще две ожидаемых картины: биографическая драма об альпинисте «Эверест» и продолжение нашумевшего боевика с Томом Крузом и Эмили Блант «Грань будущего – 2».
Фильмография
- 1996 — «Тусовщики»
- 1999 — «Экстази»
- 2002 — «Идентификация Борна»
- 2003–2004 — «Одинокие сердца»
- 2005 — «Мистер и миссис Смит»
- 2008 — «Телепорт»
- 2010 — «Игра без правил»
- 2014 — «Грань будущего»
- 2017 — «Стена»
- 2017 — «Сделано в Америке»
- 2021 — «Поступь хаоса»
- 2021 — «Локдаун»
- 2022 — «Рекрут»
- 2024 — «Дом у дороги»
Интересные факты
- Идея стать режиссером пришла к Лайману после встречи с Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом, с которыми его познакомил отец.
- В последний день съемок фильма «Сделано в Америке» произошла трагедия: двое пилотов-каскадеров, попав в зону густого тумана, разбились на самолете в горах. За 10 минут до трагедии по тому же маршруту и в тех же условиях пролетал вертолет с Томом Крузом, но актер остался невредим.
- Первую видеокамеру Даг получил в подарок от отца на день рождения. Ему тогда исполнилось 6 лет.
- Предки Лаймана прибыли в США из России и Польши.