Биография
Финская группа Apocalyptica не просто коллектив, а полноценный музыкальный бренд, прославившийся благодаря каверам на Metallica. Критики долго спорили, к какому жанру музыки отнести творчество Apocalyptica, говорили, что, хотя рокеры играют на классических инструментах, они не являются последователями симфонического рока из-за камерности. Музыканты придумали направление специально для себя — cello-metal, что буквально означает «метал, исполненный на виолончелях». Apocalyptica стали не только прародителями, но и самыми яркими представителями этого жанра.
История создания и состав
В начале пути в состав Apocalyptica входили 4 виолончелиста: Эйкка Топпинен, Макс Лилья, Пааво Лётьёнен и Антеро Маннинен. Ребята учились вместе в главном музыкальном вузе Финляндии — академии имени Сибелиуса в Хельсинки и часто встречались в летних лагерях для инструменталистов.
Во время очередной поездки в лагерь в 1993 году друзья решили сыграть на одном из вечерних концертов «нечто особенное». Каждый из квартета любил «тяжелую» музыку, особенно группу Metallica. Именно их творчеством в струнной обработке виолончелисты поделились с «юными музыкантами с классическим образованием». Макс Лилья вспоминает, что «тогда мы повеселились на славу, более того — даже имели определенный успех!».
Хиты Metallica так гармонично ложились на струны, что ребята решили всерьез заняться созданием каверов. Их первые труды слышали лишь в стенах академии. На одной из репетиций родилось имя квартета — Apocalyptica. Оно образовано в результате сложения слова «апокалипсис» с названием любимой группы. Лишь после приобретения имени музыканты решились выйти на настоящую сцену. В 1995 году они стали завсегдатаями рок-клубов Хельсинки.
На одном из выступлений Apocalyptica заметил продюсер местной звукозаписывающей компании Zen Garden Record. Он оценил новое звучание Metallica и предложил виолончелистам выпустить альбом с каверами. Сначала те отказались — посчитали, что никто не будет слушать уже знакомые треки, но продюсер настоял. Так в 1996 году родился дебютный альбом с незатейливым названием «Plays Metallica by Four Cellos» (от англ. «играем Metallica на четырех виолончелях).
Музыка
В плей-лист «Plays Metallica by Four Cellos» ожидаемо вошли только композиции Metallica в виолончельной аранжировке. Это были «сливки», собранные со всей на тот момент выпущенной дискографии рокеров: «Enter Sandman», «Master of Puppets», «The Unforgiven», всего 8 хитов. В переиздании 2016 года Apocalyptica добавили бонус-треки: «Battery», «Seek and Destroy» и «Nothing Else Matters».
250 тыс. экземпляров альбома разлетелись за пару месяцев. Это заставило Apocalyptica задуматься о серьезности своего дела. Под легким нажимом Mercury Records ребята взялись за запись второго альбома «Inquisition Symphony» (1998).
В трек-лист «Inquisition Symphony» вошли 11 песен: каверы на Metallica, Faith No More, Pantera и Sepultura, а также три авторские песни, созданные лидером Apocalyptica Эйкком Топпиненом. Еще одним нововведением альбома стало добавление в некоторые композиции ударных — прежде участники квартета создавали музыку исключительно с помощью виолончелей. Ход оказался выигрышным, поскольку «Inquisition Symphony» попал в топ-10 национального музыкального рейтинга.
В поддержку альбома виолончелисты сняли клипы на авторскую песню «Harmageddon» и «Nothing Else Matters» Metallica. Ролики не несли смысловой нагрузки, преимущественно демонстрировали навыки игры квартета. Способствовали раскрутке и 2-летние гастроли по Греции, Польше, Болгарии, Литве и Мексике, ради которых вчерашние студенты забросили учебу и работу. Каждый концерт собирал не менее 2 тыс. человек, что значительно для скромного финского коллектива.
В 1999 году Антеро Маннинен покинул группу, вместо него пришел Пертту Кивилааксо, который выступал с Apocalyptica еще до того, как те стали известными.
Виолончелисты выпустили следующий альбом «Cult» в октябре 2000 года. Он считается переломным в творчестве Apocalyptica, поскольку в плей-лист из 13 треков входили всего 3 кавера: два на Metallica и один на сюиту Эдварда Грига «В пещере горного короля». Кроме того, музыканты увеличили количество инструментов до 80 виолончелей, чтобы достичь размаха.
Спустя год Apocalyptica выпустили специальное издание «Cult», на котором содержались в том числе продолжения треков «Path» и «Hope» и live-версия «Harmageddon». Кстати, «Path Vol. 2» — это первая композиция группы, в которой присутствует голос. Женский вокал принадлежит вокалистке рок-группы Guano Apes Сандре Насич.
В 2002 году Макс Лилья покинул Apocalyptica, и в коллективе назрел кризис. Музыкантам стоило немалых усилий уговорить Антеро Маннинена вернуться в состав. Преодолев кадровые сложности, в 2003 году музыканты выпустили четвертый студийник «Reflections», который полностью состоял из авторских композиций, сочиненных преимущественно Топпиненом.
«Reflections» — это первый альбом виолончелистов, в котором на полную мощность используются ударные. В 5 песнях за установкой сидел Дэйв Ломбардо из Slayer, остальное время — сессионный барабанщик Сами Куоппамяки. Позже Сами заменили Микко Сиреном, который сейчас присоединяется к Apocalyptica только во время гастролей.
Казалось, больше удивлять нечем, но тут Apocalyptica добавили своим преимущественно «немым» композициям вокал. В записи их одноименного пятого альбома 2005 года участвовали Вилле Вало из HIM и Лаури Юлёнен из The Rasmus («Bittersweet»), Эммануэль Моне из Dolly («En Vie») и Марта Яндова из Die Happy («How Far» и «Wie Weit»).
Тур в поддержку «Apocalyptica» впервые открыл для виолончелистов США и Южную Америку, всего в программу вошли более 150 шоу, в том числе в России. С этой страной музыкантов связывает и запись саундтрека для спортивной драмы «Бой с тенью». Это не авторская композиция финнов, музыку написал Алексей Шелыгин.
Количество звезд, приглашенных к дуэтам с Apocalyptica, неуклонно росло. В записи альбома «Worlds Collide» (2007) приняли участие Тилль Линдеманн из Rammstein («Helden»), Кори Тейлор из Slipknot и Stone Sour («I'm Not Jesus»), экс-гитарист Three Days Grace Адам Гонтье («I Don't Care»).
Иронично, что трек виолончелистов с Адамом Гонтье расположился в чарте Billboard's Hot Mainstream Rock Tracks на 2-м месте — между AC/DC и их кумирами Metallica. А еще песня возглавила Billboard rock, сделав Apocalyptica первыми финнами, которые вошли в британский рейтинг.
К истории создания «7th Symphony» (2010), седьмого студийного альбома, приложили руку еще больше вокалистов. В «Not Strong Enough» пригласили сразу двух солистов: сначала ее спел Брент Смит из Shinedown, а в американской версии — Даг Робб из Hoobastank.
Apocalyptica отменили часть турне в поддержку «7th Symphony», чтобы подготовиться к 200-летию со дня рождения композитора Рихарда Вагнера. Результатом стали два концерта в Лейпциге и live-альбом «Wagner Reloaded-Live in Leipzig» (2013).
Песни с пластинки «Shadowmaker» (2015) исполнил лишь один вокалист Фрэнки Перес. По словам Топпинена, «этот факт делает альбом более солидным». Предполагалось, что Перес займет место среди участников Apocalyptica, но виолончелисты отметили, что «2-летние гастроли обнажат его роль в нашей биографии». В 2016 году виолончелисты отправились в турне в честь 30-летия дебютного альбома «Plays Metallica By Four Cellos». К концу 2018 года количество шоу превысило отметку 250.
Apocalyptica сейчас
4 марта 2019 года Apocalyptica опубликовали на официальной странице в «Инстаграме» коллективное фото с подписью:
«Начинаем! Записываем 9-й студийный альбом! Мы очень взволнованы и одновременно напуганы! Ура!!».
С тех пор виолончелисты вели трансляцию из студии буквально в прямом эфире, сообщали поклонникам о каждой готовой песне. В мае того же года музыканты выпустили кавер на песню Sabaton «Fields of Verdun», а в конце месяца сообщили, что новый альбом почти готов. Ориентировочная дата релиза — начало 2020-го, а первый сингл был представлен осенью 2019 года.
Запись пластинки Apocalyptica совмещали с туром «Plays Metallica By Four Cellos». Музыканты выступили в городах США, Финляндии, Франции, Испании, Чехии, Сербии, Японии, Великобритании. Финальное шоу состоялось 9 октября 2019 года в столице Филиппин — Маниле.
Дискография
- 1996 – «Plays Metallica by Four Cellos»
- 1998 – «Inquisition Symphony»
- 2000 – «Cult»
- 2003 – «Reflections»
- 2005 – «Apocalyptica»
- 2007 – «Worlds Collide»
- 2010 – «7th Symphony»
- 2015 – «Shadowmaker»
Клипы
- 1996 – «The Unforgiven»
- 1998 – «Harmageddon»
- 2000 – «Path»
- 2001 – «Path Vol.2»
- 2004 – «Bittersweet»
- 2005 – «Repressed»
- 2007 – «I'm Not Jesus»
- 2008 – «I Don't Care»
- 2010 – «Not Strong Enough»
- 2015 – «Cold Blood»
- 2016 – «Battery»