История персонажа
Джон – персонаж телесериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Музыкант, участник вокально-инструментального ансамбля. Его роль сыграл актер и музыкант Иван Макаревич.
Создание персонажа
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» посвящен «казанскому феномену». Так называют повышенную активность молодежных банд в Казани в период позднего СССР. За основу фильма взят роман Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», но сценаристы обошлись без заимствования прототипов и создали собственных персонажей. В фильме также не используются фамилии. Таким способом авторы подчеркнули типичность образов.
Молодежные банды делили город на улицы и районы, за которые «отвечали». Занимались разбоем, мелкими кражами, сборами «дани» с подконтрольной территории. Жили и дружили по специальному кодексу. За нарушение «слова пацана» жестоко карали.
К группе бандитов принадлежит большая часть персонажей:
- Андрей – главный герой, школьник; его роль сыграл Леон Кемстач;
- Марат – друг Андрея, учится в той же школе (Рузиль Минекаев);
- Вова по прозвищу Адидас – брат Марата (Иван Янковский).
Все они – члены банды «Универсам», которой руководит Кащей (Никита Кологривый). Пока брат Марата служил в Афганистане, власть над его пацанами перешла под контроль Кащея, но, вернувшись, он оспорил лидерство. Владимир не без основания считал, что Кащей нарушил неписаный «пацанский кодекс».
Тех, кто не входит в банду, называют «чушпанами». Вероятно, это большая часть одноклассников Марата и Андрея. Кроме них, в фильме представлены взрослые – родители главных героев, учителя. По замыслу сценаристов, музыка – элемент, который объединяет таких разных жителей Казани конца 1980-х.
Но между музыкой и ее носителем (исполнителем, автором) есть разница. Поэтому история создания персонажей-музыкантов началась с поиска образа, который бы олицетворял типичного представителя профессии, но не указывал на конкретный вокально-инструментальный коллектив.
По сюжету участники ансамбля были приглашены на квартирник к участковому милиционеру Ирине. Ее роль сыграла актриса Анастасия Красовская. Джон – один из музыкантов и, предположительно, руководитель коллектива. Базовая визуальная характеристика его персонажа: мужчина среднего роста в джинсовом костюме.
Биография Джона из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»
Музыканты, в том числе и Джон, участвуют в эпизодах, но не в сквозной сюжетной линии длиной в 8 серий. Поэтому сценаристы не тратили время на изобретение подробностей их биографий. В то же время их поступки заставляют зрителя задуматься над тем, влияет ли музыка на жизнь слушателя и важна ли при этом личность музыканта.
Внешность и характер Джона
Внешность Джона ассоциируется с образами участников вокально-инструментальных ансамблей периода 1986–1989 годов, но не копирует конкретных исполнителей. Его прическа выполнена в стиле Владимира Преснякова – младшего (тех лет) и Владимира Кузьмина. Из зарубежных исполнителей похожую носил солист группы Modern Talking – Дитер Болен.
Сценаристы также не выделяют отдельные треки или жанр, в котором работает коллектив Джона, но для основных фоновых саундтреков выбрали группу «Ласковый май» с популярными хитами Юрия Шатунова. Зрители в комментариях уже раскритиковали этот выбор, справедливо отметив, что «Ласковый май» не был популярен среди пацанов.
Возможно, авторы создали два музыкальных плана:
- поверхностные элементы в виде прямо прозвучавших мелодий;
- «скрытые отсылки».
Например, усы Вовы Адидаса напоминают аналогичное украшение Фредди Меркьюри в клипе 1986 года A Kind of Magic (группа Queen). Фигуры обоих мужчин, линия скул и нижней челюсти похожи. Но есть и разница: актер Иван Янковский на 44 года моложе знаменитого музыканта и играет очень худого солдата, недавно вернувшегося из армии.
Песня группы Queen была написана Роджером Тейлором. По сюжету клипа призрак бывшей звезды театра приходит туда, где когда-то играл. Видит обшарпанные стены и бомжей (бывших музыкантов), негодует и возвращает им и театру прежний «звездный» облик. Интересно, что то же самое делает Вова Адидас – пытается вернуть банду пацанов к идеальным или «правильным пацанским понятиям», смещая Кащея.
Клип Меркьюри заканчивается тем, что ночное волшебство развеивается и все возвращается к исходному состоянию.
Отношения с окружающими
Отношения между людьми – важная тема, которую затрагивает режиссер. Крыжовников хотел погрузить зрителей в атмосферу исторического периода, а ее создают люди. Через образы музыкантов, участковой Ирины, директора школы режиссер демонстрирует бесполезность и беспомощность социальных институтов.
Так, по возможностям группа Джона – это дворовые музыканты, играющие для развлечения друзей и девушек. Давать концерт в квартире как раз элемент подобного уровня. Однако на следующий день по просьбе Ирины Джон прослушивает Андрея и отказывается принять парня в группу, т. к. «его уровень» не соответствует «нашей известности». Это выглядит и глупо, и жалко.
Если бы Андрей оказался старше (согласно сценарию), то можно было бы говорить о ревности. Однако парень – пионер, и ему 14–15 лет. Возраст Ирины, которая окончила пединститут и работает в милиции, 21+. Джону должно быть столько же или больше.
Ирина не менее странный персонаж. Она идет в кино с подростком и думает, что «дружеские» отношения с ней заставят Андрея порвать с бандой и вернуться в общество «приличных людей». Понимая, что ей не хватает влияния, она ищет помощников, которые могли бы повлиять на парня. Складывается впечатление, что режиссер специально наградил героев такими странными чертами характера, чтобы подчеркнуть собственное мнение о причинах молодежного бандитизма – из-за непонимания со стороны взрослых и потому, что они не нашли способов влияния.
Интересные факты
- Музыкальный продюсер Денис Дубовик в интервью сказал, что музыку сознательно делали главным связующим элементом телесериала. Она объединяет людей любого возраста и разных взглядов.
- Сидя в кинотеатре, Ирина и Андрей вместе проговаривают слова песни Виктора Цоя «Перемен». Впервые она прозвучала в финальной сцене фильма «Асса» в 1987 году. Картину снимал режиссер Сергей Соловьев. Изначально он отверг кандидатуру Цоя, так как певец показался ему недостаточно ярким для кадра. Музыкант Сергей Бугаев, настаивавший на кандидате, посоветовал Соловьеву сходить на концерт группы «Кино», что и сделал режиссер, после чего утвердил музыканта на роль.
- В интервью 2011-го, спустя 24 года после выхода фильма, Сергей Соловьев охарактеризовал ситуацию с песней как странную. Он сказал, что сам был в толпе, скандировавшей в Парке Горького «Мы хотим перемен», но «готов дать расписку кровью» в том, что ни один из кричавших не знал и не понимал, каких именно перемен хочет. Просто в воздухе витало предчувствие, и Виктор Цой, как гениальный композитор, его ощутил.
- В конце 1980-х песня «Перемен» Цоя стала главным саундтреком перестройки.
- Чаще всего в фильме звучат композиции группы «Ласковый май».
- Продюсеры и исполнители тех лет тоже жили в бандитском мире. Только создавали его без помощи уличных банд. В июне 2022-го солист Юрий Шатунов подал в суд на возвращение ему права собственности на хиты группы «Ласковый май». 17 июля 2022 года в своем последнем интервью прессе он сказал, что в 1992-м композитор Сергей Кузнецов подписал контракт с Андреем Разиным, по которому продюсер становился единоличным владельцем хитов. Участники группы в прошлом были сиротами и детдомовцами. В суде выяснилось, что оригинал контракта никто никогда не видел, а подпись Кузнецова на представленных документах экспертиза признала поддельной. Юрий Шатунов умер 23 июня 2022 года от инфаркта миокарда. Он похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.