Советская детская литература: как книги воспитывали и формировали характер ребят — от Незнайки до Электроника
Советская детская литература — символ эпохи.

СССР называли самой читающей страной в мире. Любовь к книгам людям прививали еще в дошкольные годы. Одни к первому классу уже умели читать, а других с популярными произведениями знакомили взрослые. Учащиеся успевали прочесть все: журналы, школьную программу, внеклассное чтение. Особое внимание уделялось фаворитам. Были произведения, которые зачитывались до дыр. Подробнее о советской художественной литературе для детей – в материале 24СМИ.
После Октябрьской революции началось строительство нового государства. Обновление ждало все сферы, в том числе культуры и воспитания подрастающего поколения. Через точные науки вряд ли получится передать нужные идеологические установки, а вот через гуманитарные – легко. Но на первых порах составители школьной программы все-таки ориентировались на наработки дореволюционных педагогов и произведения авторов XIX века, ведь советской литературы в 1920-х еще толком не было.
Русский просветитель Константин Ушинский, работая инспектором в Смольном институте благородных девиц, собрал важнейшие классические произведения Александра Пушкина, Ивана Тургенева, Михаила Лермонтова, Василия Жуковского, Федора Тютчева в хрестоматии для чтения «Детский мир». Монументальный труд Ушинского использовали советские чиновники при формировании списка литературы.
Да, новая власть стремилась отгородиться от всего, что ассоциировалось с царским режимом. Но при формировании школьной программы проявлялась некоторая гибкость. Например, в комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина нашли «решительный призыв к крестьянскому освобождению».
Параллельно стали появляться первые послереволюционные произведения для школьников. Советская детская литература строилась на ряде принципов, которые делают ее уникальной. Для произведений характерны ярко выраженный воспитательный характер и отсутствие строгого разделения по возрасту. Сюжет многих рассказов был интересен как дошкольникам, так и учащимся среднего звена.
Через литературу доносили главные идеи: будь честным, самоотверженным, ответственным, смелым, любознательным, подавай пример, не ленись. На страницах книг лепился образ эталонного советского человека, который без лишних сомнений пожертвует всем ради революции (или пятилетки). Кроме того, такая личность ненавидит врагов Родины, презирает дореволюционный уклад и буржуев. Нотки ностальгии по царским временам пресекались, а автора ждало суровое наказание.
На заре СССР фундамент новой литературы для детей и подростков создавали Максим Горький, Самуил Маршак, Борис Житков, Владимир Маяковский. На первый план выносили основы коммунизма, коллективизма, солидарности трудящихся. Ребят знакомили с биографиями Владимира Ленина и их сверстника Павлика Морозова, а также героев Гражданской войны. Хитами стали повесть «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара и роман «Два капитана» Вениамина Каверина. С окончанием ВОВ в детской литературе появились произведения, осмысляющие подвиги юных жителей страны. Классическими примерами считаются «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Сын полка» Валентина Катаева или «Четвертая высота» Елены Ильиной.
Начиная с 1950-х в советской детской литературе выделились две категории: любимые произведения и «обязаловка». Во вторую входили творения с тонной идеологии и скучным сюжетом. Но тогда стали появляться бестселлеры: «Королевство кривых зеркал», «Незнайка», «Денискины рассказы», «Баранкин, будь человеком!», трилогия «Кортик», «Дядя Федор, пес и кот». Отдельно стоит выделить фантастические произведения. Первопроходцем здесь стал Александр Беляев, который в 1927 году написал роман «Человек-амфибия». Известнейшей фигурой стал Кир Булычев, чей цикл «Приключения Алисы» читали все подростки Союза и, конечно, смотрели экранизацию. Еще одна легенда – «Приключения Электроника».
На закате СССР самиздат и произведения зарубежных авторов стали серьезными конкурентами становящейся все более скучной школьной программе. И это при том, что на смену идеологии в литературу пришло воспитание чувств. Душевные качества и поэтичность вышли на первый план, а цензура стала еще мягче.
Для ребят было главным наличие ярких героев (желательно их возраста), увлекательный сюжет и погружение в вымышленный мир. Раздобыть хорошую книгу было не так легко. Даже на продолжение мегапопулярного цикла про Алису приходилось устраивать охоту. С иностранной литературой было еще сложнее. «Однокласснику повезло где-то достать книгу “Три мушкетера”. Он по очереди давал ее читать. За три дня надо было одолеть толстенный том», – рассказывает женщина, выросшая в СССР.
Сегодня это вспоминают с ностальгией, ведь сколько удивительных приключений, волшебства и радости книги приносили ребятам, росшим без интернета, смартфонов и компьютерных игр.
Полезно знать: режиссер Константин Бромберг изначально планировал, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик. Но затем было решено искать близнецов. Одесская киностудия объявила кастинг, но братьев Юрия и Владимира Торсуевых удалось найти не сразу. И, возможно, близнецы бы не прославились, если бы не завуч их школы, который направил их на пробы.
Читайте также по теме:
- «Веселые картинки» для советских ребят: история успеха любимого журнала
- Пионерлагеря СССР: ностальгия по беззаботным летним каникулам
- «Пионер» — всем журналам пример: что любили читать советские дети
- Советское образование без мифов: достоинства и недостатки системы
- Газета «Пионерская правда»: заметный символ советской детской прессы