Биография
В советском кинематографе трудно найти другого столь многожанрового режиссера, как Самсон Самсонов. Фильмография постановщика включает истерны и детективы, экранизации классических произведений и комедии, мелодрамы и авангардное кино. Одни ленты Самсонова («Одиноким предоставляется общежитие») еженедельно демонстрируются на телевидении, другие («Арена») известны лишь узкому кругу любителей кинематографа.
Детство и юность
Режиссер родился в 1921 году в городе Новозыбкове Гомельской губернии. Сейчас малая родина постановщика входит в состав Брянской области России. Одни источники называют днем рождения кинематографиста 23 марта, другие — 23 февраля.
Самсон — четвертый ребенок Иосифа Самуиловича и Гени Самсоновны, его и старшего брата Самуила назвали в честь дедушек. Настоящая фамилия Самсонова — Эдельштейн. У режиссера, экранизировавшего чеховскую пьесу «Три сестры», действительно было три сестры, старшие Ася и Серафима и младшая Берта.
Когда Самсону было 13 лет, умерла его мать. Поскольку родители на момент смерти Гени Самсоновны были в разводе, мальчик жил то в детском доме, то под опекой старшего брата в Москве. Отец умер в 1942 году в Ташкенте. Причиной смерти Иосифа Самуиловича стал тиф.
Самсон ходил в театральный кружок Дома пионеров. После окончания школы юношу приняли в труппу Московского театра транспорта. Гастроли и репетиции молодой актер совмещал с учебой в Московском областном художественно-педагогическом училище и со съемками в эпизодах на «Мосфильме».
Когда началась война, театр Самсонова гастролировал на Урале. Актер имел очень плохое зрение, и его не мобилизовали. Парень объездил с гастролями все крупные сибирские города и побывал даже в Монголии.
В 1943 году Самсон стал студентом режиссерского факультета ВГИКа. Учеба в советской кузнице кинематографических кадров подарила Самсонову дружбу со студентом Сергеем Бондарчуком и наставничество Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Дипломную практику Самсон проходил в картине своего педагога «Молодая гвардия».
Личная жизнь
Самсон Иосифович трижды вступал в брак, и каждая из жен подарила режиссеру по дочери. В молодости мужчина женился на Эмилии Борц, которая через 11 лет брака родила дочь Женю. Когда девочка была совсем малышкой, ее отец влюбился в студентку ВГИКа Маргариту Володину и бросил ради красавицы семью.
В 1957 году Самсонов снял Риту в картине о Гражданской войне «Огненные версты» и взял девушку замуж. Через 4 года у Маргариты и Самсона родилась дочь Маша. На совместных фото видна любовь, которую режиссер испытывал к своей музе.
13 лет брака личная жизнь постановщика была неразрывно связана с творческой: режиссер снял супругу в шести фильмах, в том числе с благословения вдовы Всеволода Вишневского в экранизации пьесы «Оптимистическая трагедия». А потом Маргарита ушла от Самсона Иосифовича. Причины развода режиссер и актриса никогда не упоминали.
В картине Владимира Басова «Время и семья Конвей» Маргарита и Мария Володина сыграли одну и ту же героиню в юности и зрелом возрасте. Особенностью ленты было то, что во взрослых персонажей перевоплощались известные актеры, а в тех же героев в молодости — их дети. Например, роль юного Алена Конвея исполнила будущая звезда «Папиных дочек» Андрей Леонов, а того же героя 20 лет спустя — его отец Евгений Леонов, подаривший голос мультипликационному Винни Пуху.
В третьем браке с Татьяной Рудановской у Самсонова родилась дочь Екатерина. Однако и этот союз режиссера распался.
Постановщику приписывают романы со многими известными артистками, а эстонка Эве Киви в интервью утверждала, что лишилась роли в детективе «Чисто английское убийство» из-за того, что отвергла домогательства Самсона Иосифовича. По словам композитора Евгения Доги, написавшего музыку к таким фильмам Самсонова, как «Восьмое чудо света», «Одиноким предоставляется общежитие» и «Танцплощадка», режиссеру особенно нравились женщины баскетбольного роста.
Фильмы
Самсонов начинал режиссерскую карьеру в качестве театрального постановщика, и его дебютному фильму «Попрыгунья» предшествовала инсценировка этого чеховского рассказа на подмостках Театра киноактера, в которой, кроме Лидии Сухаревской и Константина Барташевича, блистал Марк Бернес. Кинокритики отмечают театральность всех фильмов Самсона Иосифовича за исключением «Огненных верст».
В качестве исполнителей главных ролей в экранизации «Попрыгуньи» Самсонов выбрал Людмилу Целиковскую и Сергея Бондарчука. Против кандидатуры Сергея Федоровича возражал директор «Мосфильма» Иван Пырьев, утверждавший, что актер со столь грозным лицом не может играть такого тихого и скромного персонажа, как Дымов. Но Самсонов и Герасимов отстояли Бондарчука. Успех на Венецианском кинофестивале доказал правоту режиссера: лента о жене, не разглядевшей героя в муже-ученом, удостоилась «Серебряного льва».
Лишь два последующих фильма Самсонова получили такое же признание, как кинодебют. «Оптимистическая трагедия» стала лидером советского кинопроката в 1963 году и завоевала приз Каннского фестиваля. А картина о современной свахе «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой и Александром Михайловым в главных ролях на фестивале в Киеве была награждена как лучшая кинокомедия 1983 года.
Ранняя комедия Самсонова «За витриной универмага» не имела подобного успеха, хотя в ней играли такие асы кинематографа, как Иван Дмитриев и Борис Тенин. Лента интересна наличием детективных элементов. Впоследствии Самсон Иосифович снял ставшие классикой камерные детективы «Чисто английское убийство» и «Мышеловка». Экранизация пьесы Агаты Кристи стала кинодебютом пародистки Елены Степаненко и вторым фильмом в биографии сына Владимира Высоцкого Никиты.
Две картины Самсонова подверглись резкой критике. Это «Арена», рассказывающая о цирке за колючей проволокой, и перестроечная мелодрама «Танцплощадка», созданная, как и легендарная лента «Одиноким предоставляется общежитие», в сотрудничестве со сценаристом Аркадием Ининым. Не очень удалась постановщику и экранизация «Трех сестер».
Смерть
В последние годы жизни режиссер был одинок. Самсонова периодически навещали его младший коллега Юрий Кушнерев с супругой, наводившие порядок в квартире постановщика на Чистых прудах. На праздновании 80-летнего юбилея Самсон Иосифович сидел и, казалось, не мог встать. Но когда из-за технических неполадок прервался показ фрагмента его картины «Казино», Самсонов вскочил и с гневной речью обрушился на организаторов праздника.
Сердце режиссера перестало биться в последний летний день 2002 года. Могила Самсонова находится на Троекуровском кладбище.
Через 10 лет после кончины Самсона Иосифовича на канале «Культура» вышел фильм Вячеслава Реброва о классике советского кино «Самсон неприкаянный». Название ленты апеллирует к поздней картине уроженца Новозыбкова «Неприкаянный», в которой режиссер попытался через повествование о дирижере женского хора рассказать о самом себе.
Фильмография
- 1955 — «Попрыгунья»
- 1955 — «За витриной универмага»
- 1957 — «Огненные версты»
- 1960 — «Ровесник века»
- 1963 — «Оптимистическая трагедия»
- 1964 — «Три сестры»
- 1967 — «Арена»
- 1969 — «Каждый вечер в одиннадцать»
- 1973 — «Много шума из ничего»
- 1974 — «Чисто английское убийство»
- 1976 — «Бешеное золото»
- 1981 — «Восьмое чудо света»
- 1983 — «Одиноким предоставляется общежитие»
- 1985 — «Танцплощадка»
- 1990 — «Мышеловка»
- 1996 — «Милый друг давно забытых лет»
Интересные факты
- Российский политик Владимир Жириновский практически однофамилец Самсонова. До 18 лет будущий депутат Госдумы носил отцовскую фамилию Эйдельштейн, которую затем сменил на фамилию матери.
- «Огненные версты» — первый в постсталинском кинематографе фильм в жанре истерна. Впоследствии картина Самсонова послужила Никите Михалкову ориентиром при съемках ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих». Композитора михалковского шедевра Эдуарда Артемьева открыл для кинематографа именно Самсон Иосифович.
- Галина Логинова, сыгравшая главную женскую роль в самсоновской экранизации комедии Уильяма Шекспира «Много шума из ничего», — мать звезды Голливуда Миллы Йович.
- По легенде, в которую верил Самсон Иосифович, Федерико Феллини обрел свой фирменный кинематографический почерк после просмотра фильма Самсонова «Арена».
- В ленте режиссера «Милый друг давно забытых лет» Вячеслав Тихонов и дочь актера Анна сыграли отца и дочь, Федора Федоровича и Машу. За 12 лет до самсоновской экранизации рассказа Алексея Николаевича Толстого «Любовь» Тихоновы исполнили роли папы и дочки в политическом триллере Игоря Гостева «Европейская история».