Биография
Биография театрального продюсера Дмитрия Богачёва достойна целого фильма: он мог стать талантливым пианистом или заниматься научными исследованиями в США, но вместо всего этого предпочел развивать в России культуру мюзикла. Тогда в его успех не верил никто — слишком авантюрным был замысел, однако постепенно ему удалось приблизить Бродвей к Москве.
Детство и юность
11 апреля 1969 года Людмила и Альберт Богачёвы, проживавшие в Минске, принимали поздравления с пополнением — у них родился сын Дима. Кроме него, в семье было еще двое детей. Природную одаренность мальчика заметили еще в детстве: он рано овладел искусством игры на фортепиано, которое совершенствовал под чутким руководством педагогов школы искусств. В начальных классах юный пианист неоднократно получал призы на конкурсах и не мыслил себя никем иным, кроме как музыкантом.
Окончив школу, подающий надежды исполнитель неожиданно для самого себя предпочел научное поприще. Правда, в физико-технический институт в Москве он не поступил, и ему пришлось пойти учиться в институт стали и сплавов, откуда его призвали в армию. Вторая попытка получить образование оказалась более удачной: Дмитрий поступил в МИФИ, окончив который стал работать в Курчатовском институте в лаборатории электронной микроскопии.
Творчество
Хотя профессией Богачёв выбрал физику (дома у него до сих пор хранится приглашение в американский университет), лирика его не отпускала. По вечерам он посещал вечернюю школу при консерватории, а в студенческие годы проводил концерты авторской песни, где выступал в составе трио, с которым отметился участием в Грушинском фестивале.
На первых продюсерских ошибках Дмитрий учился вместе с дипломированными географами Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым. Вскоре сольные концерты бардовского дуэта «Иваси» превратились в масштабное шоу «Песни нашего века», которое даже во время дефолтного 1998-го собирало полные залы, обогнав по популярности Филиппа Киркорова и Аллу Пугачеву.
Однако денег на жизнь не хватало, поскольку заработная плата молодого ученого была очень низкой. И тут поступило предложение заняться продвижением первого российского мюзикла по роману Вениамина Каверина «Два капитана». Вдохновившись успехом бродвейских постановок и пройдя стажировку в Великобритании у знаменитого театрального продюсера Камерона Макинтоша, Иващенко и Васильев написали либретто и музыку. Так родился мюзикл под названием «Норд-Ост», которому суждено было войти в новейшую российскую историю в связи с печальными событиями — террористическим актом на Дубровке.
Вместе с тем трагедии, унесшей жизни 130 человек, предшествовал невиданный успех, хотя поначалу в авантюру не верил никто, кроме самих создателей. Несколько месяцев постановка с бродвейским размахом (бюджет составил немыслимые по тем временам $ 4 млн) собирала полные залы. Все изменилось 23 октября 2002 года. По счастливой случайности в тот злополучный день у коммерческого продюсера выдался выходной, но зато работала его мать. Она уже была на пенсии, но сидеть дома не хотела, поэтому устроилась капельдинером службы зала. Ее смерть стала для Богачёва огромной личной трагедией, но подтолкнула продолжить заниматься любимым делом.
«Я решил, что, коль скоро все отшатнулись от жанра мюзикла, как от прокаженного, от жертвы, от символа трагедии, нужно, чтобы кто-то продолжил этим заниматься, чтобы все, что было сделано за предыдущие годы, было не зря. Я подхватил эту историю. У меня была огромная мотивация еще работать, чтобы каким-то образом отвлечься от моей потери. У меня до сих пор лежит письмо, которое написала моя мама, она все эти три дня провела в зале, и она знала, что не выживет. Она оставила письмо, которое было написано ее рукой, что-то перечеркнуто. Она прощалась со всеми нами, со мной, с моими двумя братьями, со своим мужем — моим папой. Это письмо со мной всегда, я его не оставляю нигде, оно всегда в моем портфеле лежит. Это своего рода завещание, и я его прочитал только один раз — спустя несколько дней после трагедии, и с тех пор не читаю, потому что боюсь его перечитывать. Я не знаю почему, но вот боюсь», — рассказывал продюсер.
После «Норд-Оста» Богачёв отправился в Лондон, чтобы познать секреты коммерческого театра. Вернувшись на родину, он поставил новый мюзикл «12 стульев», над которым работал вместе с Тиграном Кеосаяном и Александром Цекало. Тем не менее постановка потерпела сокрушительный провал. Казалось бы, продюсер имел полное право считать себя неудачником, но отчаиваться он не думал и предложил знаменитому голландскому продюсеру, главе «Стейдж Энтертейнмент» Йопу ван ден Энде выйти на новый рынок. Так в 2004-м Богачёв возглавил российское отделение театрального холдинга.
Первой постановкой стали легендарные «Кошки», которые не имели особого успеха, но зато положили начало зарождению популярности зрелищных спектаклей в России. Несколько лет спустя состоялась громкая премьера мюзикла «Красавица и Чудовище», ставшего самым продаваемым музыкальным спектаклем в Европе.
В 2011 году Богачёв задумал поставить вымышленную историю о княжне Анастасии — младшей дочери императора Николая II, которая по легенде выжила и обрела личное счастье. В будущем успехе продюсер не сомневался: в 1956-м вышла одноименная мелодрама, за роль в которой шведская актриса Ингрид Бергман удостоилась премии «Оскар», а спустя четыре десятилетия — мультипликационный фильм, озвученный Мег Райан, Джоном Кьюсаком и Кристофером Ллойдом. Обе ленты добились любви и признания зрителей. Аналогичная судьба ждала и мюзикл «Анастасия», который после премьеры на Бродвее удостоился ряда престижных номинаций, в том числе на премию «Тони».
Важным этапом в карьере знаменитого постановщика стал 2017-й, когда он возглавил основанную им театральную компанию «Московский Бродвей» (через два года она была переименована в «Бродвей Москва») и стал художественным руководителем Театра МДМ. В 2020-м Богачёв представил новый проект — российскую версию легендарного бродвейского мюзикла «Шахматы», который мечтал поставить не одно десятилетие. Спектакль стал событием в театральном мире, его по достоинству оценили как зрители, так и профессиональное сообщество: в 2022-м он получил три премии «Золотая маска».
Личная жизнь
Известный постановщик устроил личную жизнь еще в молодости. С женой Анастасией, выпускницей физтеха МГУ, он познакомился в студенческие годы. Дома у Богачёвых и сейчас хранится пожелтевшая газета с фотоснимком молодой семьи ученых. Тогда они еще искренне верили, что их призвание — фундаментальная наука.
В крепком браке супруги воспитали трех дочерей (известны имена только двух — Полина и Антонина). Старшая в детстве играла в спектакле «Норд-Ост», а когда выросла, получила продюсерское образование в английском колледже. Младшая также пошла по стопам родителей, но предпочла научную стезю и поступила на физико-математическое отделение лицея «Воробьевы горы».
Дмитрий Богачёв сейчас
Среди новых проектов, к которым приложил руку продюсер, — мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» по хитам легендарной советской группы «Секрет», в составе которой выступали Николай Фоменко, Максим Леонидов, Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. Презентация оригинального музыкального спектакля состоялась в начале сентября 2022-го, а большая премьера — 3 декабря. В постановке были задействованы Антон Лобан, Алексей Фалько, Артемий Соколов-Савостьянов, Анастасия Стоцкая, Юлия Ива, Юлия Довганишина, Дарья Январина, Митя Федоров, Влад Ташбулатов и другие актеры.
Постановки:
- 2001 — «Норд-Ост»
- 2003 — «12 стульев»
- 2006 — Mamma mia!
- 2008 — «Красавица и чудовище»
- 2010 — «Снежная королева»
- 2011 — «Спящая красавица»
- 2012 — «Русалочка»
- 2013 — «Чикаго»
- 2013 — «Волшебник Страны OZ»
- 2014 — «Призрак Оперы»
- 2014 — «Аладдин и Повелитель огня»
- 2015 — «Поющие под дождем»
- 2015 — «Синдбад и принцесса Анна»
- 2016 — «Золушка»
- 2017 — «Анастасия»
- 2018 — «Очень смешная комедия о том, как ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК»
- 2019 — «Комедия о том, как БАНК ГРАБИЛИ»
- 2019 — «Первое свидание»
- 2020 — «Шахматы»
- 2022 — «Ничего не бойся, я с тобой»
Интересные факты
- Особую нежность Богачёв испытывает к Минску, где прошло его детство, в числе других любимых городов — Нью-Йорк и Москва. Если отдыхать, считает он, то в Альпах у горного озера, чтобы зимой кататься на лыжах, а летом на велосипеде.
- Продюсер мечтает поработать с Аль Пачино, Леонардо Ди Каприо, Робертом Де Ниро, Мерил Стрип и Джулией Робертс, из российских исполнителей — со звездой «Аритмии» Ириной Горбачевой.
- Себя Дмитрий называет сентиментальным человеком, который может расплакаться, слушая красивую музыку.
- В 2015 году продюсер выступил инициатором создания аллеи звезд мюзиклов по аналогии с голливудской «Аллеей славы». Изначально памятные знаки планировалось устанавливать в честь конкретных артистов, работавших над постановками, но позже решено было выдавать звезды самим мюзиклам.