Биография
Наталья Павленкова — российская театральная и киноактриса. Если в молодости она отдавала себя театру, то в зрелом возрасте завоевала любовь поклонников кино и признание критиков как в России, так и за рубежом. Наталья Николаевна проявила себя и в преподавательской деятельности, передав накопленный опыт будущим поколениям артистов.
Детство и юность
Павленкова родилась в сентябре 1960 года в городе Горьком (современный Нижний Новгород). С детских лет ее привлекала творческая профессия, связанная с искусством перевоплощения. Еще школьницей она попробовала силы на съемочной площадке, что окончательно убедило девушку в том, что сцена — ее призвание. Поэтому в старшие классы Наташа не пошла, а поступила в Горьковское театральное училище, которое окончила в 1979 году.
Затем в биографии артистки появилось Высшее театральное училище имени Бориса Щукина, где она училась у знаменитого педагога Юрия Катина-Ярцева. Сыграв мятежную афинянку Лисистрату из древнегреческой комедии в дипломном спектакле, молодая выпускница получила предложение в труппу Нового московского драматического театра.
Театр
Еще в молодости Павленкову удостоили премии фестиваля «Московская театральная весна». С 1988 года Наталья Николаевна радовала почитателей в постановках Театра имени К. С. Станиславского (ныне «Электротеатр Станиславский»), Театра наций и других.
На подмостках исполнительница сыграла огромное количество ролей. Например, в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина артистка работала с немецким режиссером Георгом Жено в постановке «Сексуальные неврозы наших родителей».
Павленкова занималась и преподавательской деятельностью в родном Щукинском училище.
«Студенты продолжали быть моими учителями, мобилизовывали, организовывали — надо читать, смотреть и знать не только то, что было при царе Горохе. Педагог обязан быть человеком современным, и, если ты что-то не принимаешь в сегодняшнем спектакле, будь любезен мотивируй неприятие и умей защитить вечные ценности в новых условиях», — делилась с журналистами артистка.
Стараниями Натальи Николаевны мастерством игры овладели такие российские актеры, как Владимир Яглыч, Ирина Горбачева, Дарья Урсуляк и многие другие звезды кинематографа и сцены.
Помимо прочего, Павленкова проводила эксперимент и в 2013 году выпустила студентов в рамках целевого курса при Театре имени К. С. Станиславского. За вклад в искусство Наталья Николаевна получила звание заслуженной артистки России, а как педагог добилась должности доцента.
Сама себя артистка называет «человеком, ударенным театром». Из спектаклей, над которыми ей довелось трудиться, Павленкова выделяет «Вакханок» Теодороса Терзопулоса. Наталья Николаевна утверждала в интервью, что режиссер донес до труппу смысл трагедии Еврипида. В 2021 году актрису пригласили в жюри онлайн-фестиваля кино и театра «Дубль дв@».
Фильмы
Кинодебют актрисы пришелся на тот период, когда она еще была подростком. Юная Наталья сыграла главную героиню в музыкальной комедии «Не плачь, девчонка», после чего сосредоточилась на учебе. Только после окончания горьковского и московского театральных учебных заведений она вновь появилась на экране в драме «Зерно риса» и комедии «Не ходите, девки, замуж».
Затем в фильмографии Павленковой случилась пауза протяженностью свыше 20 лет. Лишь в XXI веке артистка начала периодически мелькать в телевизионных картинах, таких как боевик «Бешеная» и историческая драма «Борис Годунов» 2011 года. Интересно, что в обновленном варианте трагедии Александра Сергеевича Пушкина над костюмами работала художница, которая ранее трудилась над «Годуновым» в 1986-м.
Свои главные работы Наталья Николаевна сыграла у молодого режиссера Ивана Твердовского. Творческий дуэт начался с короткометражной ленты «Снег» — артистка снялась в дипломной работе студента ВГИКа. В интервью она призналась, что «никогда и ни от какой работы не отказывалась, в том числе и в кино».
Их сотрудничество продолжилось в школьной истории о детях-инвалидах «Класс коррекции». Дебютная полнометражная игровая работа Твердовского получила 54 приза на российских и международных фестивалях. Павленкова восхищается проектом:
«До этой работы не было такого, чтобы осталась всем довольна. Там не стыдно ни за одну секунду своего существования».
Режиссер не менее восторженно отзывался о работе Натальи Николаевны:
«Многие вещи, которые я раньше не чувствовал, например работу с артистом, открыла мне именно Павленкова. Очень многому меня научила».
В следующей социальной драме Ивана, «Зоология», артистка сыграла женщину, у которой неожиданно вырос хвост. Так режиссер в очередной раз поднял проблему людей, отличающихся от общества. За блестящую игру в фильме Наталью Николаевну удостоили приза за лучшую женскую роль на кинофестивалях «Кинотавр» и BIAF в Батуми. Кроме того, картина участвовала во многих престижных МКФ — в Торонто, Сан-Себастьяне, Лондоне, а Павленкову номинировали на азиатский «Оскар» — премию Asia Pacific Screen Award.
Павленкова называет Твердовского «своим» режиссером, которого она ждала 30 лет. При этом работать в его проектах непросто: от актера требуется способность к импровизации, поскольку съемки ведутся без прописанных заранее диалогов. У Ивана также особенное отношение к актрисе — роль «Зоологии» была написана специально для нее.
Осенью 2020 года творческую биографию Павленковой пополнила еще одна режиссерская работа Твердовского — драма «Конференция» о теракте во время мюзикла «Норд-Ост». Лента сразу обратила на себя внимание публики, а артистка оказалась номинирована на ряд наград за лучшую женскую роль, среди которых «Ника», и получила премию «Белый слон».
Личная жизнь
Наталья Николаевна ведет аккаунт в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где делится с подписчиками рабочими фото и запечатленными моментами личной жизни.
Мужем Павленковой был доктор медицинских наук Григорий Райвичер (1950–2014). Актриса живет на окраине Москвы. Она не стремится к роскоши, но любит путешествовать по миру, узнавать новые места и новых людей. Впечатления для Натальи Николаевны приоритетнее материальных благ.
У актрисы двое детей. В 1993-м родился сын Михаил Райвичер, который работает в творческой команде Esthetic Joys. Проект специализируется на организации вечеринок, экспедиций и модных показов. Младшая дочь Яна (1997 г. р.) выбрала продюсерскую стезю и поступила в ГИТИС.
Наталья Павленкова сейчас
Сейчас Павленкова продолжает творческую карьеру. В 2023-м театральный репертуар артистки составили постановки «Вакханки», «О любви и дружбе» и другие.
Фильмографию Натальи Николаевны пополнил мини-сериал «Кристина от А до Я» режиссера и сценариста Дениса Виленкина. На съемочной площадке вместе с актрисой работали Елизавета Шакира, Евгения Евстигнеева, лента стала актерским дебютом режиссера Бориса Акопова. Необычный формат проекта с хронометражем серий не более семи минут обусловлен обусловлен показом на платформе «VK Видео».
В марте Наталье Павленковой был посвящен выпуск программы «Мой герой», где она рассказала ведущей Татьяне Устиновой о своей карьере в театре и успехе в большом кино.
Фильмография
- 1976 — «Не плачь, девчонка»
- 1984 — «Зерно риса»
- 1976 — «Не ходите, девки, замуж»
- 2007 — «Бешеная»
- 2008 — «Защита»
- 2012 — «Сила сердца»
- 2013 — «Зимний путь»
- 2013 — «Класс коррекции»
- 2015 — «Идеальная жертва»
- 2016 — «Зоология»
- 2017 — «Близкие»
- 2018 — «Звоните ДиКаприо!»
- 2018 — «Ненастье»
- 2019 — «Одесский пароход»
- 2020 — «Конференция»
- 2021 — «Вне себя»
- 2021 — «Сказки Пушкина. Для взрослых»
- 2022 — «Первый Оскар»
- 2023 — «Кристина от А до Я»
Интересные факты
- Наталья Николаевна оптимист. В жизни женщина не допускает достоевщины: «Почитать Достоевского — да, но жить надо в радости: в небо смотреть, солнышку радоваться, со студентами заниматься, в театре играть».
- Артистка редко ходит в кино, предпочитая фильмам чтение книг. А если уж хочет отдохнуть и расслабиться, то выбирается к морю, которое считает местом силы.
- Любимыми актрисами Павленкова называет Нонну Мордюкову и Марину Неёлову. А Мерил Стрип Наталья Николаевна считает доказательством того, что «женский ум — прекрасная эрогенная зона».
- Поклонники отмечают внешнее сходство Павленковой и актрисы Ларисы Гузеевой.