Серафим Саровский — земной путь и деяния русского святого
Серафим Саровский – преподобный, чей день памяти приходится на 1 августа. В 2023 году в этот день также отметили 120-летие его прославления в лике святых РПЦ. Жизнь, служение и почитание одной из самых значимых фигур среди русских духовных деятелей хранят немало тайн и загадок. Здесь и отношение старца к старообрядцам, и трудности канонизации. Факты из биографии преподобного – в материале 24СМИ.
Саровская пустынь
История нижегородского Сарова насчитывает более 300 лет. Это особое место для православных верующих, которые знают и почитают преподобного Серафима Саровского. С его именем связывают Саровскую пустынь, но на самом деле ее история началась примерно за полвека до рождения святого. Основателем считается миссионер Иоанн, который в начале XVIII столетия построил монастырь и выкопал пещеру. У него были ученики, но история закончилась трагически.
Иоанн много общался со старообрядцами, и часть из них согласилась с его доводами. Еще он любил собирать книги, в том числе и те, в которых авторы критично высказывались в адрес Петра Великого. Возможно, личная библиотека Иоанна и осталась только его достоянием, но между двумя монахами Саровской пустыни произошла неприятная история.
Георгий Зворыкин верил, что заключил сделку с дьяволом и обрел магические способности. Ходили слухи, что у монаха проблемы с психическим здоровьем. Иосия отпустил Георгию грехи, но запретил причащаться. Из-за этого Зворыкин поехал к епископу и рассказал о «сделке с дьяволом». Об этом стало известно Иосии, который испугался слухов и решил уведомить Тайную канцелярию. Представители политического сыска приехали в Саровскую пустынь и провели тщательный обыск, обнаружив попутно библиотеку Иоанна.
Основателя лишили сана, пытали и бросили умирать в застенках Тайной канцелярии. Судьба Иоанна закончилась трагически, но его дело продолжил преподобный Серафим. Прохор Исидорович Мошнин родился 30 июля 1759 года (по другой версии, в 1754-м) в Курске. Но стал известным нижегородским святым под именем Серафим Саровский.
Неизвестный Саровский
Жизнь святого полна тайн, загадок, мифов, которые возникли после канонизации. Факты из жизнеописания обросли деталями, появилась информация, которая требует проверки. Например, известна история, что в детстве Серафим едва не погиб, упав с колокольни строящейся церкви в Курске, но чудом выжил. Историографы проверили архивы и выяснили, что колокольню возвели позже. Но полностью опровергнуть факт не удалось: в то время возводили Казанскую церковь, поэтому мальчик мог упасть со строительных лесов.
Бок о бок с именем Саровского идет история о медведе, которого он якобы кормил хлебом с рук. Иконографический образ появился на основе жития преподобного, написанного Иоанном Толстошеевым, который записал рассказ со слов старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой. Серафима она застала, будучи ребенком. Под конец жизни исповедовалась священнику Василию Садовскому, которому призналась, что история с медведем – вымысел.
Однако медведи все-таки были. Игумен Исайя делился с иеромонахом Авелем в письме от 1849 года воспоминаниями о пчельнике Серафима. Сюда регулярно забредали медведи, с одним из которых однажды столкнулся Саровский. Иеромонах достал хлеб и бросил зверю, который схватил краюху и убежал в лес.
Старовер
У историографов не вызывает сомнений факт, что Саровский любил все живое, чтил Бога и при жизни обрел неимоверную популярность среди прихожан православной церкви. Но ходит легенда, что Серафим, как и его родители, лишь формально поддерживал реформу патриарха Никона, а на деле якобы был старообрядцем.
Сторонники версии указывают на характерные атрибуты Саровского: медный литой «староверский» крест и лестовка – особый вид четок. С приверженностью дониконовскому православию связывают строгий аскетизм духовного лидера. Но при этом известно, что старец продолжал работу миссионера Иоанна по переубеждению староверов.
Болезнь
В 1780 году мирянин Саровский тяжело заболел: тело Серафима распухло, но он ждал исцеления не от земных лекарей, а от Иисуса Христа. Три года Саровский боролся и закалял дух. Временами ему являлись апостолы Петр и Иоанн, Богородица.
Когда он излечился, мир приближался к череде революций. Родился Симон Боливар, который стал лидером латиноамериканского движения. Саровский жил на фоне событий, связанных с якобинцами и Наполеоном Бонапартом. Но Серафим всегда сурово отзывался в адрес «бытоулучшателей». Негативно святой относился и к российским, и к иностранным реформаторам. По мнению пустынножителя, они только «льют кровь, как воду, и раздражают слух революционной фразой».
В 1818-м отца Серафима и нескольких саровских монахов наградили наперсным крестом в честь разгрома французов в Отечественной войне 1812 года. Так император Александр I отметил молитвенный подвиг старца за победу России над армией «двунадесяти языков».
1000 дней в молитве
Саровский отринул почти все земное: богатство, власть, семью. Аскет нуждался только в самой простой одежде, которую носил годами, и незамысловатой еде. Например, отшельник три года питался снытью, которую сушил на зиму. Монахи не выпалывали траву, как остальные сорняки, а трепетно ухаживали и регулярно собирали молодые листья.
У Серафима много общего с Сергием Радонежским только в плане духовной жизни. Саровский не имел отношения к политике и военным походам Российской империи, не занимался воспитанием отпрысков знатных особ и не строил храмы. Подвижник с каждым годом все больше отдалялся от людей и мирских забот. В 1804–1808 годах Серафим по 17 часов в день проводил в молитвах, стоя на коленях на камне. Из этой истории родился миф, что Саровский непрерывно молился тысячу дней.
Разбойники
Серафим жил в 5 км от монастыря в Сарове. Монах построил небольшой дом, разбил огород и избегал общения с людьми, вел хозяйство в одиночку и все время посвящал молитвам, соблюдал суровый пост. В сентябре 1804 года подвижник рубил дрова. Звук топора услышали трое крестьян, которые ступили на разбойничий путь. Они подошли к монаху и попытались свалить его на землю и избить. Но Саровский ударил одного из них, а затем захотел применить топор, но отказался, вспомнив слова «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:51).
Разбойники избили Серафима, а затем стали выспрашивать, где он хранит деньги и другие ценности. Крестьяне считали, что Саровский скопил неплохое состояние, помогая людям. К подвижнику в начале XIX века действительно заглядывали паломники и страждущие, просившие совета или исцеления. Серафим не брал деньги, но не отказывался от овощей, фруктов и прочей простой пищи. Бандиты схватили пустынника за шиворот и приволокли в дом, где перевернули все вверх дном, но нашли лишь пару картофелин. Ничего не найдя, разбойники ушли, бросив избитого Серафима на произвол судьбы.
Саровский отправился в монастырь на следующий день. Завидев хромающего и окровавленного Серафима, отец Исайя и духовник выбежали и подхватили под руки подвижника. Они уложили его на кровать и отправили за врачом, который прибыл через несколько дней. Однако пустынник отказался от медицинской помощи.
В монастыре Саровскому вновь явилась Богородица. Когда Серафим очнулся, то полностью положился на волю Бога. Монахи не стали перечить – подвижник обладал твердым характером и решительностью. На 8-й день он исцелился, но с тех пор Саровский стал передвигаться, опираясь на палку, с которой старец изображен на иконах.
Александр I
До нашествия Наполеона Серафим Саровский ушел в затворничество, из которого вышел в 1825-м. По велению Богородицы старец вернулся к людям, прервал обет молчания и вновь стал принимать страждущих. Конец 1-й четверти XIX века стал для России непростым периодом: смерть победоносного императора Александра I в 47 лет и восстание декабристов.
Легенда гласит, как в один из дней 1825-го монахи Саровской пустыни обратили внимание, что отец Серафим ждет некого особого гостя. К вечеру в обитель на тройке прибыл мужчина в военной форме, который старался скрыть свою личность. Старец вышел на улицу и поприветствовал гостя: «Здравствуй, великий государь!»
Беседа батюшки и военного шла за закрытыми дверями три часа. Когда разговор закончился, на улице уже было темно. Серафим проводил гостя и напоследок сказал: «Сделай, государь, так, как я тебе говорил…» Считается, что у Саровского был сам Александр I, который проезжал мимо Нижнего Новгорода по пути в Таганрог. На несколько дней он выскользнул из поля зрения приближенных якобы для встречи с духовным лидером.
Поездка в Таганрог стала последней в биографии императора. По пути правитель простудился и умер 1 декабря 1825 года. Александр всю жизнь провел в дороге и отличался крепким здоровьем, поэтому не все поверили, что император скончался в расцвете сил. Так появились слухи, что государь променял дворцовый блеск на жизнь скитальца Федора Козьмича, который в лаптях обошел всю Россию. Якобы самодержец устал от власти и интриг, поэтому решил последовать совету Саровского.
Малина
Однажды в Саровский монастырь прибыл новый архиерей, который захотел познакомиться с отцом Серафимом и лично стать свидетелем чудес, о которых рассказывают и крестьяне, и бывалые офицеры, и купцы. На дворе стояла зима, снега было по колено, поэтому последний отрезок пути к избе старца архиерей проделал пешком. Хозяин встретил почетного гостя и проводил в дом.
Архиерей сразу сказал, что наслышан о Саровском и хотел бы сам увидеть чудеса. Серафим смиренно склонил голову и сказал, что ни один смертный не может их совершать – во всем заслуга Бога. Серафим отметил, что Господь мир сотворил из ничего: «Он и нам с тобою, батюшка, вот, гляди, благодать-то какую дал…» Саровский указал на угол избы, где внезапно появился куст малины, усыпанный спелыми ягодами. Архиерей обомлел: малина, зимой и на полу в избе.
Всенародная слава
С 1825 года слава о Саровском разошлась по всей Российской империи. Неофициально пустынножителя уже тогда называли святым старцем, а число желающих попасть на встречу к нему исчислялось сотнями. Крестьяне неделями шли к отцу Серафиму, неся на руках больных детей. Офицеры, отправляясь на войну против Персии или Турции, общались со старцем, просили о благословении. 8 лет батюшка Серафим неизменно встречал страждущих словами «Здравствуй, радость моя!». Под конец жизни монах исцелял, поучал, объяснял евангельские истины и не отказывал в помощи.
Весть о восстании декабристов донеслась и до Сарова. Отец Серафим, которому явилась Богоматерь, взялся за укрепление традиционных ценностей. Революционные настроения пришли в Россию из Франции, которая после череды переворотов и свержений утопала в крови. Серафим не мог допустить, чтобы «французский блуд» развратил души русских людей. К слову, с воцарением Николая I стала крепнуть мысль об «особом пути России», который неразрывно связан с Богом.
Смерть
Иеромонах истово молился и наставлял людей до 14 января 1833-го. В этот день он умер в келье на территории Саровского монастыря во время коленопреклоненной молитвы в 73 года (по другим данным, в 78 лет). О канонизации преподобного заговорили через полвека после смерти. С таким предложением Гавриил Виноградов обратился к обер-прокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву в 1883-м. Двумя годами ранее на престол взошел Александр III, поэтому Виноградов предлагал ознаменовать событие открытием мощей благочестивого отца Серафима.
Но с канонизацией не спешили из-за возможной связи Саровского со старообрядчеством. Пока чиновники и духовенство спорили, начали сбываться предсказания отца Серафима. Иеромонах пророчил, что народ восстанет против царя и совершит ряд покушений на Александра II. Старец говорил, что через полвека после его смерти правитель погибнет от рук русских людей. Саровский предсказал появление в России правителя, который прославит его имя. Поэтому, пока духовенство вело дискуссии, все уже было предрешено.
Николай II
Саровского канонизировали при Николае II в 1903 году, накануне Русско-японской войны. Духовенство противилось, но решение самодержца никто оспорить не мог. В императорской семье были четыре дочери. Николай ждал сына, наследника престола. Было пророчество, что желание правителя будет исполнено, если произойдет канонизация отца Серафима.
Далее факты говорят сами за себя. Вопрос оставался открытым 20 лет из-за сопротивления со стороны Победоносцева и части архиереев. Николай выступил против духовенства и добился канонизации, а через год, 12 августа 1904-го, родился цесаревич Алексей. При Николае было прославлено больше святых, чем за весь XIX век. Поэтому за этим может скрываться попытка императора умилостивить Бога и уберечь Россию от испытаний, которые стране уготовил век XX.
Канонизация
В семье Романовых к преподобному Серафиму было особое отношение. Александр I после разгрома Наполеона пребывал в глубоких духовных поисках, поэтому просил совет у старца. По легенде, 7-летнюю дочь Александра II исцелила от тяжелой болезни мантия преподобного. Но самому императору старец предрек гибель от рук мятежников. Николай II дождался рождения наследника, но тоже получил пугающие предсказания.
Отца Серафима канонизировали 1 августа 1903 года в Сарове. В торжественной церемонии участвовала царская семья и 300 тыс. паломников. Событие сравнивали с празднованием Пасхи. Недаром преподобный однажды сказал: «И среди лета запоют Пасху». Мощи святого перенесли из Сарова в Дивеево Нижегородской области.
Место было выбрано неслучайно: при жизни Серафим участвовал в развитии Дивеевского женского монастыря. Впоследствии он вырос в крупнейшую обитель РПЦ, превратился в отдельный мир со своими воззрениями, мифологией, эсхатологией. Монастырь стал частью маршрута паломников. В XXI веке сюда приезжают туристы, которые приобщаются к духовной жизни и русской культуре, наслаждаются красотой природы Нижегородской области и делают фото храмов и монастырей.
Предсказания
За 90 лет до событий Февральской и Октябрьской революций Саровский говорил о скорой гибели Российской империи. Старец предсказывал кризис духовенства в XX веке, массовые убийства священников, закрытие церквей и попытки вытравить христианство с русских земель. Серафим говорил, что в Москве построят Храм Христа Спасителя, а затем разрушат, но впоследствии восстановят.
Саровский предрекал создание нового государства на фундаменте Российской империи. Он говорил, что первая половина истории страны будет связана с голодом и войнами, но вторая часть будет спокойной. СССР на заре пережил Гражданскую войну, Великую Отечественную, ряд локальных конфликтов в Финляндии и Польше, но с 1950-х страна начала путь к стабильным годам правления Леонида Брежнева. Однако Саровский пророчил распад СССР и возрождение православия в России.
В предсказаниях Саровского упоминается пришествие антихриста, который укрепит влияние на землях иноверцев, отринувших Бога. Святой не называл конкретный год, когда это произойдет, но отмечал, что к тому моменту в России будет жить 180 млн человек. Старец говорил, что перед рождением антихриста произойдет переворот, перед которым не сравнятся бунты Степана Разина и Емельяна Пугачева или Великая французская революция.
Два мира
Старцу приписывают десятки случаев исцеления. Саровский избавлял страждущих от врожденных или приобретенных недугов. Более того, слава о преподобном не утихла и через два столетия после его смерти. Многие чудеса связывают с источником отца Серафима Саровского. Сюда люди продолжали приходить и после 1833 года. Например, через 70 лет здесь исцелилась девушка, которая с рождения не могла ходить. Это был очаг духовного мира, куда приходили люди, утратившие надежду.
Многое изменилось после 1917 года. В советские времена Дивеево закрыли, а мощи святого перенесли в Музей истории религии и атеизма, который создали в Казанском соборе. Саров, где преподобный демонстрировал чудеса веры, стал засекреченным населенным пунктом. Он превратился в «ядерный щит» СССР, где выросли центры разработки ЯО. Восторжествовал новый мир, где балом правили атеизм, технологии и вера в коммунизм.
Второе обретение
Если настоящий год рождения Саровского 1754-й, то он появился на свет, когда умер епископ Иоасаф Белгородский: один святой покинул мир, а второй пришел. Но в эпоху торжества «исторического материализма» их мощам пришлось лежать рядом. И не в храме, где их память могли почтить толпы верующих, а в хозяйственном помещении Казанского собора в Ленинграде.
Второе обретение мощей Саровского произошло в 1991 году. Это был праздник для россиян, которые за 70 лет насаждения атеизма не отреклись от веры. Люди со слезами на глазах выходили встречать мощи святого, которые вернули в Дивеевский монастырь.
В XXI веке сбылась часть предсказаний преподобного. После забвения Серафим Саровский вновь стал почитаем и любим православными верующими, а в России началось возрождение православия.