Биография
Наталья Аринбасарова — советская и российская актриса с удивительной творческой судьбой. Бывшая балерина оказалась востребована в проектах выдающихся режиссеров своего времени, а многие ее работы вошли в золотой фонд отечественного кино. Сейчас зрители с удовольствием сморят как старые, так и новые фильмы с ее участием.
Детство и юность
Родители будущей актрисы познакомились в Москве. Ее отец Утевле Туремуратович был казахом по национальности, он приехал в Россию, чтобы учиться в столичной военной академии. Мама Мария Константиновна происходила из семьи поляков, которые покинули родину в период Первой мировой войны.
В браке родились 5 детей: две дочери и трое сыновей. Наталья Утевлевна Аринбасарова появилась на свет в сентябре 1946 года в столичном роддоме. Вскоре отца отправили служить в Туркмению, где и прошел ранний период биографии будущей артистки. Позднее семья осела в Казахстане, но девочка не переставала тосковать по Москве, которую считала родным городом.
В детстве Наталья хотела стать балериной. Она поступила в хореографическую школу в Алма-Ате, а год спустя сбылась ее давняя мечта: талантливую танцовщицу пригласили в училище при Большом театре, расположенное в российской столице. Покинув родительский дом, Аринбасарова жила в интернате, о котором у нее остались только положительные воспоминания.
В училище Наталья была в числе лучших учеников: на государственном экзамене комиссия во главе с Галиной Улановой поставила юной балерине пятерку. Но девушка, готовясь к дипломному выступлению, уже знала — балетной карьеры не видать. В 15 лет, когда ей удаляли гланды, врачи обнаружили порок сердца. Тогда она решила, что станет драматической актрисой. Об этом звезда рассказала в программе «Судьба человека».
Фильмы
Первая роль была для Аринбасаровой подарком свыше. Она училась на последнем курсе училища, когда ее пригласили на прослушивание для дипломного фильма молодого режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского. Интересно, что изначально кинематографист присмотрел среди студенток другую девушку, но возникла путаница, и прислали Наталью. Отказывать в прослушивании ей не стали.
Подготовка к пробам была изнурительной: актрисе намеренно испортили волосы и нанесли сложный грим, чтобы сделать образ чумазым и неряшливым. Но куда труднее оказалась сцена, во время работы над которой экранная партнерша избивала Наталью несколько дублей подряд.
Аринбасарова стойко выдержала все испытания, после чего ее утвердили, а затем последовал вердикт режиссера: надо похудеть. Для юной танцовщицы, весившей около 45 кг при росте 165 см, это было шоком. Однако Кончаловский настаивал, что ее лицо едва помещается в кадр. Причина выяснилась спустя годы: из-за сердечной недостаточности в горах, где проходили съемки, тело Натальи отекало, и она казалась больше. Но тогда пришлось придерживаться строгой диеты.
Подписывая контакт, Аринбасарова, воспитанная в восточных традициях, настояла, что не станет сниматься обнаженной. Для сцены, в которой ее героиня предстает без одежды, выписали натурщицу, а когда с ней не сложилось, выбрали девушку из массовки. Позднее, когда Наталья рассказывала об этом журналистам, те быстро теряли к ней интерес.
Но мучения исполнительницы не были напрасными. Когда на экраны вышла картина «Первый учитель», где Аринбасарова сыграла юную Алтынай, на нее обратили внимание и зрители, и критики. В 1966 году ей, непрофессиональной актрисе, вручили главный приз фестиваля в Венеции — золотой Кубок Вольпи. Конкуренткой была Джейн Фонда, сыгравшая в мелодраме Роже Вадима «Добыча».
В молодости у Натальи от предложений сниматься не было отбоя, а еще талантливую артистку позвали учиться во ВГИКе. Там она оказалась на несколько лет старше своих однокурсников, среди которых были Наталья Белохвостикова, Николай Еременко и Сергей Никоненко. Но возраст и слава давали привилегии — Аринбасарова была единственной в группе, кому позволяли сниматься.
В 1969 году на экраны вышел ее следующий фильм «Джамиля», в котором исполнительнице вновь досталась главная роль. Чтобы подготовиться к съемкам, Наталья брала уроки верховой езды и многие трюки выполняла самостоятельно.
Затем последовала премьера картины «У озера», которую снял ее мастер Сергей Герасимов. Работая над сценарием, он написал роль Кати Олзоевой специально для артистки, чтобы она могла продемонстрировать балетные навыки. С этим образом еще долго ассоциировали исполнительницу.
Не менее яркой и запоминающейся получилась ее Маншук Маметова из военной драмы «Песнь о Маншук». Сценарий ленты Кончаловский написал специально для нее, поэтому Аринбасарова так гармонично вжилась в роль храброй пулеметчицы. Эту работу исполнительница считает одной из самых любимых. Удался ей и образ Айжан из приключенческого боевика «Транссибирский экспресс».
В последующие годы звезда продолжала блистать на экранах, даря зрителям незабываемые эмоции. 1990-е начались для Натальи Утевлевны комедией «Система “Ниппель”» Александра Панкратова-Черного. Там она снялась в необычной для нее роли пьяницы и сумела сделать это правдоподобно.
Переход от образов молодых воинственных красавиц к более характерным и возрастным дался артистке безболезненно. По ее признанию, она гармонично чувствует себя, играя матерей и бойких бабушек. В 2011 году Аринбасарова снялась в картине «Небо моего детства», где воплотила пожилую мать Нурсултана Назарбаева.
Затем последовали ленты «Холодное сердце» и «Сильная слабая женщина». В 2021 году актриса вернулась на экраны после небольшого перерыва. Она появилась в картине «Хозяйка горы», снятой ее дочерью Екатериной Двигубской. В проекте Аринбасаровой досталась одна из главных ролей, а ее коллегами стали Анна Снаткина, Виктория Толстоганова и Сергей Перегудов.
Позднее с участием исполнительницы состоялась премьера комедии «Мой папа — вождь!» Егора Кончаловского. Наталья Утевлевна сыграла небольшую роль и осталась довольна совместной работой с Дмитрием Нагиевым, отметив его профессионализм.
Личная жизнь Натальи Аринбасаровой
Первым мужем Натальи стал Андрей Михалков-Кончаловский, роман с которым разгорелся на съемках «Первого учителя». Режиссер был старше актрисы почти на 10 лет и не казался ей привлекательным внешне, но он был прекрасным собеседником и сумел покорить ее интеллектом. Они поженились втайне от родителей Аринбасаровой, которые были против такого союза, но со временем приняли выбор дочери.
В браке родился наследник Егор Кончаловский, за которым с радостью присматривала свекровь Натальи Утевлевны. Она обожала невестку и сохранила с ней теплые отношения, даже когда грянул развод по причине того, что супруг мечтал работать за границей. Продолжилось общение и с бывшей супругой брата Андрея Сергеевича, Никиты Михалкова, Анастасией Вертинской. В 2021 году сын Аринбасаровой поделился фото артисток в микроблоге.
После развода с Андреем Кончаловским
Расставшись с супругом, исполнительница больше не собиралась выходить замуж. Но затем в ее жизни появился художник Николай Двигубский, который долго ухаживал за Натальей и в итоге сумел покорить ее сердце. Свадьбу сыграли всего за 2 дня до появления их дочери Екатерины Двигубской, ведь звезда боялась, что девочку признают незаконнорожденной.
Второй муж, как и первый, развелся с актрисой из-за желания работать за границей. Наталья Утевлевна не собиралась покидать Россию, ведь знала, что только на родине будет востребованной. Ради карьеры она готова была пожертвовать личной жизнью, о чем никогда не жалела.
Позднее Аринбасарова познакомилась с режиссером Эльдором Уразбаевым, с которым прожила 16 лет, но уже не стала официально оформлять отношения. Мужчина легко нашел общий язык с детьми артистки и охотно снимал ее в кино, но в 90-е их отношения испортились, и они решили мирно расстаться.
Сейчас Наталья Утевлевна сосредоточена на воспитании внуков, их у нее пятеро: Мария, Тимур, Анастасия, Марат и Тимофей. Сын и дочь Аринбасаровой связали судьбы с кинематографом, снимают фильмы, в которые часто приглашают мать. Они считают ее талисманом.
Наталья Аринбасарова сейчас
Знаменитая актриса и мать Егора Кончаловского продолжает вести активную жизнь. В 2023 году она побывала на фестивале «Алые паруса» в «Артеке», где представила ленту «Мой папа — вождь». На телевидении состоялась премьера документальной ленты «Актерские судьбы. Восток — дело тонкое», героиней которого стала Аринбасарова. К выходу планировался сериал «Выдра».
А в марте 2024 года зрители увидели Наталью Утевлевну в программе Татьяны Устиновой «Мой герой». Они поговорили о ярких моментах в творческой биографии Аринбасаровой и ее личной жизни.
В сентябре артистку госпитализировали в Подмосковье. Перед этим она упала и сильно ударилась животом, находясь на даче. Наталья Утевлевна проходила комплексное обследование.
Фильмография
- 1965 — «Первый учитель»
- 1968 — «Ташкент — город хлебный»
- 1969 — «У озера»
- 1970 — «Спокойный день в конце войны»
- 1971 — «Ночь на 14-й параллели»
- 1977 — «Транссибирский экспресс»
- 1979 — «Вкус хлеба»
- 1981 — «Провинциальный роман»
- 1984 — «Первая конная»
- 1987 — «Визит к Минотавру»
- 1990 — «Система «Ниппель»
- 2005 — «Сага древних булгар»
- 2009 — «Правосудие волков»
- 2010 — «Возвращение в «А»
- 2013 — «До смерти красива»
- 2016 — «Муж с доставкой на дом»
- 2018 — «А.Л.Ж.И.Р.»
- 2019 — «Сильная слабая женщина»
- 2021 — «Хозяйка горы»
- 2022 — «Мой папа — вождь»
- 2023 — «Выдра»
Интересные факты
- В 1999 году Наталья Утевлевна выпустила мемуары «Лунная дорога», которые написала вместе с дочерью.
- Благодаря превосходному вкусу и врожденному чувству прекрасного Аринбасарова неоднократно помогала улучшить картины, в которых снималась. Так, для «Джамили» она предложила пошить героине платье из парусной ткани, чтобы оно красиво развевалось во время бега. А образ Айжан из «Транссибирского экспресса» вышел более воздушным за счет наряда из шифона.
- Фильм «Ташкент — город хлебный» был снят по мотивам повести Александра Неверова. В ней не было девушки по имени Сауле, она была вписана в сценарий специально для исполнительницы.