Биография
Мария Полицеймако относилась к тем актрисам, которые привлекали внимание как своей внешностью, так и яркими гротескными образами, созданными в театре и кино. Творческая судьба продолжательницы знаменитой династии сложилась благополучно, хотя ей так и не удалось покорить кинематограф. Зато любимая актриса Юрия Любимова блистала на театральных подмостках, навсегда оставшись в памяти зрителей как талантливая исполнительница острохарактерных ролей.
Детство и юность
Урожденная Марина Витальевна Полицеймако появилась на свет 10 мая 1938 года в Ленинграде в артистической семье.
«На самом деле, Марина – это мое официальное имя; так назвал меня папа. При этом он никогда не обращался ко мне по имени: звал меня либо Машей, либо Макой. Открывал окошко и кричал: “Мака, домой!” Из-за этого меня во дворе дразнили “Макой-Какой”. “Папа, ты что, с ума сошел? Не зови меня так!” – обижалась я. Так что официально я Марина Витальевна. Тем не менее все зовут меня Машей. У меня два имени», – объясняла происхождение сценического псевдонима актриса.
Отец Виталий Полицеймако (настоящая фамилия – Полицеймакос), грек по происхождению, всю жизнь прослужил в Большом драматическом театре в Ленинграде под руководством Георгия Товстоногова, возглавившего БТД в 1956 году, получил новый творческий импульс, сыграв свои самые значительные роли, такие как Василий Редозубов в спектакле «Варвары» Максима Горького, Петр Фердыщенко в «Идиоте» Федора Достоевского, Павел Фамусов в «Горе от ума» Александра Грибоедова. Мать Евгения Фиш, по национальности еврейка, происходила из семьи банкира Михаила Фиша, жившего то в Берлине, то в Кировограде. Она служила в Новом театре в Ленинграде, во время войны работала медсестрой, потом выступала на эстраде, была первой партнершей Александра Менакера.
Родители познакомились в Москве, в 1931 году скромно расписались, поскольку денег на торжество у них не было. В семейном архиве Полицеймако хранится фотография с подписью:
«Свадьба, которой не было».
Брак оказался счастливым, супруги очень любили друг друга и прожили вместе всю жизнь, и, хотя на их долю выпало немало испытаний, они сумели сберечь чувства. Мать, удивительно яркая женщина, была человеком очень культурным и образованным, отец отличался строгим нравом, но обожал дочь, которой желал другой судьбы, поскольку считал, что актерская профессия слишком трудна.
Детство Марии пришлось на военные годы. Новый театр, в котором работала мать, был эвакуирован на Дальний Восток, отец в то время уехал с гастролями в Среднюю Азию. Дочь актеров жила с бабушкой в Ленинграде.
«Мама пришла к художественному руководителю с просьбой отпустить ее к семье. В результате ее выгнали из театра, и она на попутках (и это во время войны!) добралась до Ленинграда. Папа в это время был на гастролях в Средней Азии. Когда мама приехала в Ленинград, папа срочно с ней связался и посоветовал уехать вместе со мной на его родину, в Сталинград. Когда мы туда приехали, к городу уже подходили немцы. Мама металась по городу – это было так страшно. Там она встретила известных кинематографистов – братьев Васильевых. Надо сказать, что в то же время до нее дошли слухи, что папа якобы в Ленинграде погиб. Он вышел из театра, и его взрывной волной бросило в Неву. Из реки мертвецов выгребали и сжигали. Когда папу тронули, он пошевелился. Оказалось, живой», – вспоминала Мария Витальевна.
Решив, что муж погиб, Евгения Михайловна поседела за одну ночь. Продав все, что имела, она увезла дочку и смертельно больную мать в Киров. По дороге с маленькой Макой случилось несчастье: она упала с верхней полки поезда и сильно обожглась кипятком. Измученная страданиями, обессиленная артистка шла по городу, держа на руках завернутую в простыню дочь, когда вдруг услышала:
«Женя!»
Это был Виталий Полицеймако, который волею судеб оказался с БДТ в Кирове. Произошло счастливое воссоединение супругов. Больше они не расставались, после войны вместе с дочерью вернулись в Ленинград.
Выросшая за театральными кулисами Полицеймако даже не задумывалась о выборе профессии. В детстве она была безумно влюблена в коллегу отца по БДТ Владислава Стржельчика, который казался ей невероятно харизматичным и талантливым. Мака мечтала быть похожей на мать, красивую, сильную и смелую женщину, которая до конца жизни оставалась для нее главным примером для подражания. Правда, отец совсем не хотел, чтобы дочь становилась артисткой, и Полицеймако наперекор ему пошла работать на электроламповый завод, хотя выдержала вступительные испытания в театральное училище в Ленинграде. Уже потом она все-таки поступила в Театральное училище имени Б. В. Щукина в Москве, решив, вопреки всему, пойти по стопам прославленных родителей.
Театр
Путь Полицеймако в искусство можно назвать традиционным. После окончания училища в 1965 году она пришла в Театр драмы и комедии на Таганке и проработала в нем до конца жизни. Мария не затерялась среди молодых талантливых артистов, с которыми режиссер Юрий Любимов начинал необычный для тех времен публицистический театр.
«Приверженность чему-либо – это вообще свойство моего характера. Мне было очень интересно в театре, в частности с Юрием Петровичем Любимовым, он мой учитель», – делилась уроженка Ленинграда.
Несмотря на то, что Полицеймако сначала исполняла эпизодические роли, зрители сразу же приметили талантливую дебютантку. Скоро она вошла в число ведущих артисток Таганки.
Игру Марии Витальевны отличал острый гротесковый рисунок. Даже свою внешность она использовала как своеобразный инструментарий, исполняя преимущественно характерные и комедийные роли. Героини актрисы обладали незаурядным нравом, одни – эксцентричные и своенравные, другие – глупые и несчастные. Причем в ней было прекрасно развито трагедийное начало, ей с блеском удавалось воплощать на сцене драматические, исторические, социальные типажи.
Среди работ в театральной биографии Марии Полицеймако стоит выделить «Тартюфа» Мольера, «Трех сестер» Антона Чехова, «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева.
«Знаете, я люблю свои маленькие роли. И вообще, люблю всех своих героинь – и отрицательных, и положительных. Интересны все, просто отрицательные ярче. Понимаешь, в человеке все есть – и хорошее, и плохое, – надо только уметь это вытащить. Важно вынуть эту ниточку, потянуть за нее. Вокруг нас много интересных людей, надо к ним присматриваться. И вообще, актер должен больше смотреть, чем говорить. Это очень важно», – говорила артистка.
Кино
Кинокарьера Полицеймако не стала такой же насыщенной интересными ролями. Она начала сниматься в 1972 году и сразу дебютировала в главной роли Гликерии Капитоновны Жулевой в музыкальной комедии Игоря Усова «Табачный капитан». В числе коллег молодой актрисы были Наталья Фатеева, Георгий Вицин, Людмила Гурченко, Сергей Филиппов.
Мария Витальевна была прежде всего театральной актрисой. Она очень любила выходить на сцену, а чтобы ярко засиять на экране, ей, по ее собственному признанию, не хватало бойцовских качеств. Но при этом актриса сыграла более 50 ролей в кино. Созданные ею кинообразы были весьма различны. Это и проститутка, и сплетница, и учительница, и подсудимая, и фиктивная жена. Но все они были сыграны с одинаковым блеском и профессионализмом.
Интересной стала работа Полицеймако в фильме «Михайло Ломоносов», где она с присущим ей лиризмом и эксцентричностью создала образ императрицы Анны Иоанновны. Партнерами актрисы были Александр Михайлов, Игорь Волков, Виктор Степанов, Анатолий Васильев. Не менее удачными оказались и другие роли, как, например, в картинах «Клуб женщин», «Успех», «Московские окна», «Сыщик Самоваров».
Последней работой в фильмографии Полицеймако стала мелодрама «Песнь песней» Евы Нейман, в которой она исполнила эпизодическую роль, разделив площадку с Евгением Коганом, Миленой Цибульской, Арсением Семеновым.
Личная жизнь Марии Полицеймако
Первая попытка Полицеймако устроить личную жизнь, предпринятая в молодости, была неудачной. В этом браке родился сын Юрий, который стал инженером-экологом, сейчас живет с семьей в Южной Африке. Свою настоящую любовь, творческого партнера и единомышленника Семена Фараду, актриса встретила в 1973 году в стенах «Таганки». Это знакомство стало судьбоносным.
«Как только Сеня появился у нас в коллективе, я сразу обратила на него внимание. Не сделать этого было невозможно. Он был непохож на всех остальных актеров. Очень собранный, серьезный. Сеня был закрытым, молчаливым, с необыкновенным чувством юмора, которое дается только от Бога. Когда мы встретились, я была замужем, но Сеню это не могло остановить. Он действовал очень настойчиво, сразу стал за мной ухаживать. Это было замечательное время. Сеня читал мне стихи, заваливал огромными букетами роз, дарил какие-то безделицы. Полностью завладел моим вниманием. Говорил, что безумно влюблен и просто сойдет с ума, если я не отвечу ему взаимностью. Ну разве я могла устоять! Бросила мужа, мы сыграли скромную свадьбу, и через какое-то время у нас родился сын Михаил. Не могу сказать, что жизнь наша была усыпана розами. Сеня очень не любил, когда я уезжала на съемки. Для него идеальным вариантом было, чтобы я находилась дома, ухаживала за сыном, готовила ему. Но я не могла существовать без театра, поэтому приходилось разрываться между работой и семьей. Мы не могли существовать друг без друга», – говорила актриса.
С Семеном Фарадой Мария Витальевна прожила счастливо до его смерти в 2009 году. Актерская семья считалась образцовой. Единственный сын супругов Михаил Полицеймако пошел по стопам родителей.
Муж знаменитости последние годы жизни тяжело болел. Сначала его разбил инсульт, потом он сломал шейку бедра, затем повторно перенес острое нарушение мозгового кровообращения. Мария Витальевна вместе с сыном ухаживали на Семеном Львовичем на протяжении всех девяти лет. Потеря любимого мужа стала для Полицеймако тяжелым ударом, даже годы спустя после его смерти она с трудом говорила о нем в интервью. Отдушиной стали для нее внуки, которых у нее было семеро – четверо от старшего сына и трое от младшего.
Смерть Марии Полицеймако
Старейшая актриса Театра на Таганке скончалась 10 сентября 2024 года в Москве в возрасте 86 лет. Причина смерти Марии Витальевны Полицеймако не была обнародована.
Церемония прощания с артисткой состоялась 12 сентября в Театре на Таганке. После этого ее похоронили на Троекуровском кладбище.
Спектакли
- 1964 — «Добрый человек из Сезуана»
- 1965 — «Павшие и живые»
- 1967 — «Пугачёв»
- 1971 — «А зори здесь тихие»
- 1981 — «Три сестры»
- 1996 — «Подросток»
- 2000 — «Хроники»
- 2009 — «Сказки»
- 2012 — «Калека с Инишмана»
Фильмография
- 1972 — «Табачный капитан»
- 1984 — «Успех»
- 1986 — «Михайло Ломоносов»
- 1990 — «Система «Ниппель»
- 1999 — «Женщин обижать не рекомендуется»
- 1999-2003 — «Простые истины»
- 2001 — «Дальнобойщики»
- 2002 — «Дом дураков»
- 2005 — «Даша Васильева. Любительница частного сыска-4»
- 2007 — «Глянец»
- 2008 — «И всё-таки я люблю…»
- 2010 — «Сыщик Самоваров»
- 2011 — «Мой папа Барышников»
- 2015 — «Песнь песней»
Интересные факты
- Корни актрисы берут начало от чумаков, переселенных Екатериной II из Полтавской в Астраханскую губернию.