Биография
Маргарита Касымова — первая женщина-кинорежиссер Таджикистана. Дама, обладавшая мужским характером и становившаяся покладистой только в отношениях с родителями, всю жизнь завидовала белой завистью таким парам, как Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Инна Чурикова и Глеб Панфилов.
Детство и юность
Биография кинематографиста началась 10 апреля 1938 года в Сталинабаде. Сейчас малая родина Касымовой называется Душанбе, население столицы Таджикистана в 15 раз больше, чем в год рождения Маргариты.
Рита, которую в раннем детстве звали Марворид, — плод союза русской женщины Анны Ковалевой и таджика Наима Касимова (Касымова). Предки режиссера по материнской линии — петербуржцы-ленинградцы: дедушку после революции расстреляли, а бабушка пережила не только смену власти, но и блокаду города на Неве.
В сталинабадском дворе, где провела детство Маргарита, было много эвакуированных представителей интеллигенции из Москвы и Ленинграда. В семье Касымовых не было актеров и режиссеров, но Рита занималась классическим балетом и участвовала в художественной самодеятельности. Когда преподаватель танца Нона Владимировна сказала Марворид, что с ее способностями ей не светит станцевать Китри или Одетту, девочка порвала с хореографией и поступила в музыкальную школу по классу фортепиано. В общеобразовательной школе за Касымовой закрепилась слава хулиганки: девочка не желала носить форму, а однажды, испытывая ненависть к рыжеволосому учителю физики, воспользовалась школьным радиоузлом и объявила «Сегодня будет облава на всех рыжих и веснушчатых».
В старших классах Касымова часто ходила в кино. Любимыми картинами девушки были «Большой вальс», «Сестра его дворецкого» и «В 6 часов вечера после войны». После получения аттестата зрелости Маргарита отправилась получать высшее образование в Москву. Мать хотела, чтобы дочка стала студенткой восточного отделения филологического факультета МГУ, но строптивая уроженка Сталинабада поступила на режиссерский факультет ВГИКа.
Ее наставниками в вузе были Александр Довженко и Михаил Чиаурели. В интервью Маргарита Наимовна неоднократно вспоминала, что Александр Петрович, взглянув на нее при поступлении, сказал:
«Такая красивая девушка не пропадет. Если не станет режиссером, пойдет работать диктором на телевидение».
Однокурсниками уроженки Таджикской ССР во время обучения в кузнице кинематографических кадров были Лариса Шепитько и Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая и Виктор Туров, а курсом старше азы организации съемок постигал Василий Шукшин. В одном общежитии с несостоявшейся балериной жили Людмила Гурченко, Лидия Федосеева, Тамара Семина.
Кинокарьера Маргариты Касымовой
Касымова имела шанс закрепиться в Москве, в частности стать актрисой Театра сатиры, но после получения диплома вернулась к маме в Душанбе. Выпускнице ВГИКа некоторое время не давали снимать самостоятельно, используя в качестве второго режиссера, но находчивая Маргарита во время визита в Таджикистан председателя Госкино пожаловалась чиновнику на дискриминацию по половому признаку. Через десять дней ученица Довженко встала у руля съемок драмы «Лето 1943 года». Дебютная полнометражная лента Касымовой, рассказывающая о нравственном выборе подростка Хасана в годы войны, вышла на экраны летом 1968 года.
Школьники различных возрастов и в дальнейшем часто становились персонажами картин Маргариты Наимовны, в которых она часто выступала не только режиссером, но и соавтором сценария. Среди таких лент — экранизация повести Галины Галаховой «Поющий тростник», детский фильм «Жили-были в первом классе…», а также приключенческая драма «Куда вел след динозавра». Из картин Касымовой таджикского периода, адресованных взрослой аудитории, наибольшую популярность приобрела мелодрама «А счастье рядом», в которой центральную женскую роль исполнила Раиса Недашковская.
Самая известная лента в фильмографии ученицы Довженко, драма «Сын за отца», была снята уже после переезда режиссера в Беларусь. В картине снялись такие звезды, как Николай Еременко – старший, Николай Еременко – младший, Владимир Гостюхин и Вера Алентова. Последним фильмом Касымовой стала мелодрама «Соблазн», в которой центральные образы создали Валерия Арланова, Сергей Астахов, Ярослав Бойко и Борис Невзоров.
Личная жизнь
О личной жизни ученицы Александра Довженко известно мало. В студенческой юности уроженка Сталинабада ходила на свидания с французом, снимавшимся в фильме Жана Древиля по сценарию Константина Симонова, Эльзы Триоле и Шарля Спаака «Нормандия — Неман», причем наряды для романтических встреч Рите одалживала Тамара Семина.
Хотя за таджикско-русской красавицей ухаживали многие мужчины, Касымова долго не соглашалась ни с кем идти в загс. Неоднократно на пике романтических отношений выпускнице ВГИКа предлагали новый проект, и женщина, относившаяся к работе как к наркотику, с головой уходила в съемки фильма.
Примерно в сорок лет, в разгар кинематографической карьеры, Касымова вышла замуж, но брак, продлившийся семь лет, оказался неудачным. Супруг Маргариты Наимовны не хотел ни работать, ни становиться отцом.
Вскоре после развода режиссера распался и Советский Союз. В Таджикистане началась гражданская война. Маргариту стали презрительно называть «ду рага» — двукровка. Вскоре после выступления на митинге с речью о необходимости сохранения межнационального мира Касымову сбила машина, дама получила 16 травм, у нее долго не работали рука и нога. Однако последней каплей стало избиение 80-летней мамы Маргариты в очереди.
Таджикская актриса и режиссер, ставшая чужой на родине, обратилась с просьбой о помощи к бывшим однокурсникам. На призыв откликнулись два человека — Туров и Шенгелая. Анна Дмитриевна переезжать в Грузию наотрез отказалась: в закавказском государстве тоже назревали межнациональные конфликты. На решение перебраться в Республику Беларусь повлияли и воспоминания о рассказах покойного отца: Наим Касымов освобождал от фашистских захватчиков Витебск и отзывался о белорусах как об очень душевных людях.
В 1992-м Маргарита Наимовна и Анна Дмитриевна поселились в комнатке общежития Минского тракторного завода. Туров устроил бывшую однокурсницу менеджером коммерческого отдела киностудии. После получения белорусского паспорта жизнь постепенно наладилась В 1993-м Касымова открыла свою белорусскую фильмографию картиной «Аз воздам». Впоследствии первая женщина-режиссер Средней Азии получила в столице Республики Беларусь (в микрорайоне Малиновка) квартиру и вместе с мамой завела персидского кота Кузьму.
Маргарита Наимовна называла своими детьми и фильмы, к созданию которых приложила руку, и студентов курса кинорежиссеров Белорусской государственной академии искусств. Среди учеников Касымовой такие известные постановщики, как Дмитрий Дедок и Андрей Гринько. Как видно на фото, уроженка Сталинабада в пожилом возрасте сохраняла стройную фигуру и обаятельную улыбку.
Смерть Маргариты Касымовой
Маргарита Наимовна скончалась 4 июня 2024 года в Минске. Причины смерти заслуженного деятеля искусств Таджикской ССР озвучены не были.
Фильмография
Актриса:
- 1966 — «Нужный человек»
- 1970 — «Взлётная полоса»
- 1973 — «Четверо из Чорсанга»
- 1977 — «Первая любовь Насреддина»
- 1978 — «Жили-были в первом классе...»
- 1981 — «Преступник и адвокаты»
- 1982 — «Сегодня и всегда»
- 1985 — «Я ей нравлюсь»
- Режиссёр:
- 1967 — «Лето 1943 года»
- 1969 — «Джура Саркор»
- 1970 — «Дороги бывают разные»
- 1973 — «Четверо из Чорсанга»
- 1973 — «Ткачихи»
- 1978 — «А счастье рядом»
- 1978 — «Жили-были в первом классе...»
- 1982 — «Сегодня и всегда»
- 1985 — «Говорящий родник»
- 1987 — «Куда вёл след динозавра»
- 1991 — «Мужчина и две его женщины»
- 1993 — «Аз воздам»
- 1995 — «Сын за отца»
- 1998 — «Маленький боец»
- 2000 — «Зорка Венера»
- 2003 — «Бальное платье»
- 2005 — «Глубокое течение»
- 2006 — «Соблазн»
Интересные факты
- Касымова была ровно на год младше Беллы Ахмадулиной, поэтессы поколения шестидесятников, биография которой оборвалась в 2010 году.
- В дебютной ленте Маргариты как актрисы — комедии Бориса Долинова «Нужный человек» — снялся ее однофамилец Абдульхайр Касымов. Народный артист Таджикской ССР прожил 92 года.
- Картины Касымовой украшала музыка знаменитых композиторов. Так, звуковую дорожку у фильму «Сын за отца» написала Александра Пахмутова, а к «Соблазну» — Евгений Дога.