Биография
Возможно, без Анатолия Мукасея десятки российских фильмов потеряли бы свое очарование. Маститый оператор скромно прячется за камерой, стараясь создавать настоящие шедевры киноискусства. И у него это блестяще получается — все картины, снятые Анатолием Михайловичем, становились хитами, в том числе и благодаря операторскому труду.
Детство и юность
Анатолий Михайлович — сын необычной супружеской четы. Михаил Исаакович Мукасей, еврей по национальности, уроженец Беларуси, и его жена Елизавета Ивановна служили разведчиками-нелегалами и дома появлялись изредка. Анатолий Михайлович в интервью рассказывал, что с сестрой Эллой не видел родителей в общей сложности два десятка лет. Легендарные разведчики приезжали к родным пенатам на неделю, затем снова пропадали, напоминая детям о существовании посылками и записками, передаваемыми через знакомых.
Брат и сестра с раннего детства знали, что не стоит делиться с окружающими подробностями из жизни семьи, и как зеницу ока хранили секреты. Росли под присмотром воспитательницы Тони и так называемых шефов, которые были приставлены к ребятам и часто заглядывали в гости.
В военное время отец, работавший консулом в Лос-Анджелесе, познакомился с Чарли Чаплином и Теодором Драйзером, сам снимал встречи на 16-миллиметровую цветную пленку и привозил детям. С тех пор Анатолий заболел кинематографом, сделав открытие, которое определило его будущее.
Мукасей вдруг понял, что с помощью снятых на пленку историй можно не только увлечь человека. Камера способна остановить время, сохранить его на десятки, если не сотни лет. Анатолий решил поступать во ВГИК, а в 1961 году держал в руках диплом об окончании операторского факультета.
Фильмы
Молодой оператор год отработал на Ленинградской студии кинохроники, после попал на «Мосфильм», где и снял множество гениальных картин, ставших золотым наследием российского кинематографа. Мукасей оттачивал профессиональное мастерство, опираясь на собственную философию.
Анатолий Михайлович всегда считал свое ремесло лучшим из всех направлений в кино, ведь зритель видит происходящее глазами оператора, и сравнивал его с работой живописцев — это те же картины, только в движении. Мукасей говорил, что перед съемкой обязательно просматривал буклеты с трудами художников, а заодно наблюдал за актерами. Он убежден: каждая героиня должна выйти на экране красавицей, даже если роль предполагает образ дурнушки.
Такой подход свел Мукасея с именитыми режиссерами и заполнил фильмографию шедеврами. В 1964 году молодого Анатолия пригласил к сотрудничеству Эльдар Рязанов.
Вместе они сняли лирическую комедию «Дайте жалобную книгу» с Ларисой Голубкиной и Олегом Борисовым в главных ролях. За ней последовала вторая замечательная работа — «Берегись автомобиля», где Рязанов собрал звезд советского кино: Иннокентия Смоктуновского, Олега Ефремова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву.
Удалось Мукасею творить на съемочных площадках в команде с Роланом Быковым. Постановщик доверил оператору запечатлеть на пленку картину для детей «Внимание, черепаха!» (1970) и интерпретацию повести Николая Гоголя «Нос» (1977).
Несколько киноработ оператор создал в дуэте с Алексеем Кореневым. Волна зрительской любви захлестнула в 1972 году авторов фильма «Большая перемена». Комедия собрала весь цвет актеров, начиная от народных и заканчивая выпускниками театральных вузов.
Спустя пять лет Алексей Александрович вновь позвал Мукасея на съемки. На этот раз снимали комедию «По семейным обстоятельствам», поднимающую проблемы отцов и детей. Очередную картину, в которой роли примерили Галина Польских, Анатолий Папанов, Евгений Стеблов и другие любимые зрителями актеры, тоже ждал грандиозный успех. Впрочем, как и следующую работу Коренева и Мукасея «Ловушка для одинокого мужчины». Постановка увидела свет в 1990 году.
Анатолий Михайлович больше всего любит работать над комедиями, потому что сам наслаждается процессом, ведь многие сцены и реплики для таких картин придумываются на съемочной площадке. К примеру, кинооператору принадлежит идея вставить в многосерийную картину «Большая перемена» момент, когда герой Евгения Леонова учит иностранный язык во сне под магнитофон — это была модная в те времена система.
Несколько фильмов, ставших хитами, Мукасей подарил киноманам вместе с супругой Светланой Дружининой. Впервые как оператор и режиссер пара встретилась на производстве музыкальной ленты «Сватовство гусара» (1979). В фантазии на водевиль Николая Некрасова «Петербургский ростовщик» были задействованы Михаил Боярский, Елена Коренева, Андрей Попов.
Плодами талантливого союза этой творческой четы также стали исторические ленты «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины-3» (1992). В начале нового тысячелетия супруги трудились над масштабным проектом «Тайны дворцовых переворотов». Сериал, рассказывающий о нелегкой судьбе российских императриц, интересен тем, что события давно минувших дней идут фоном, а сюжет сосредоточен на личных отношениях героев.
Рассказывая журналистам о моментах творческой биографии, Анатолий Михайлович признается:
«Мне везло на замечательных режиссеров, которые ценили работу оператора, понимали значение изображения. Теперь настали коммерческие времена в кино, и Света порой пытается меня торопить: мол, время — деньги, снимать надо быстрее, но я, пока не выстрою свет, пока не получу тот результат, который нужен для качественного изображения, снимать не начинаю».
Мукасей, кроме операторской работы, примерял и роли в кино. Например, мужчину можно увидеть в образе гусара в «Сватовстве гусара», сержанта в киноальманахе «Мостик» (1987), водителя Соломатина в картине Александра Атанесяна «На измене» (2010).
Талант кинооператора был отмечен значимыми наградами: в 1986 году Анатолий Михайлович удостоился Государственной премии СССР за работу в драме «Чучело». Спустя пять лет он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 2009 году получил звание народного артиста РФ.
В апреле 2018 года Мукасей получил премию имени «бога операторского искусства» Сергея Урусевского «Белый квадрат», которую вручают выдающимся операторам за лучшую работу в полнометражных художественных фильмах.
Незадолго до этого Мария Шукшина побывала с программой «В гости по утрам» в доме Мукасея и Дружининой, где побеседовала с творческой четой о карьере и личной жизни. На тот момент супруги готовились к съемкам четвертой ленты о приключениях гардемаринов и планировали отметить 60-ю годовщину свадьбы.
Режиссер и оператор основательно подготовились к старту. Было сшито 800 костюмов, выбрана натура, сделаны раскадровки. Дали согласие на участие и актеры, среди которых Дмитрий Харатьян, Кристина Орбакайте, Александр Домогаров.
В 2020 году продолжать съемки четвертой картины, посвященной приключениям гардемаринов, оказалось невозможно: помешала разразившаяся пандемия коронавирусной инфекции. Несмотря на то что основная часть была отснята уже в 2020-м, пауза внесла коррективы в планы по выпуску ленты.
Поначалу старт наметили на 2022 год, но режиссер переосмыслила замысел и разделила материал на два полноценных фильма — «Гардемарины 1787. Мир» и «Гардемарины 1787.Война». В 2021 году Правительство РФ выделило на масштабные съемки сумму в 65 млн руб., и работа продолжилась.
Личная жизнь
В 2018 году Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина отметили бриллиантовую свадьбу, в честь чего их фото появились во многих российских СМИ. Будущий оператор и актриса, а по совместительству и режиссер, познакомились еще в студенчестве — учились в одном вузе. Однажды к ногам девушки в раздевалке волейбольной площадки института подкатился мяч. Анатолий Михайлович таким способом нашел повод для знакомства. Это было начало их истории любви длиною в жизнь.
Перед знакомством Анатолия с родителями Светлана так переживала, что после знаменательного дня на пару суток заболела. Впрочем, бояться не стоило — родственники сами предложили наследнику пожениться до окончания института.
Пышная свадьба прошла в роскошном столичном ресторане. Родители Анатолия отправились с молодыми на отдых в Ялту, а затем вручили девушке письмо и снова уехали за границу. В послании чета Мукасеев предупреждала, что с этих пор Светлана лишена права выезда за пределы страны, а все тайны семьи должны остаться в секрете. Так началась совместная жизнь двух творческих людей.
В браке, который в российском шоу-бизнесе сегодня признан одним из самых крепких, родились двое детей. Старший сын, Анатолий Мукасей — младший,выбрал стезю художника, хотя в молодости пробовал силы и в актерстве, и в музыке. Вместе с сыном Георгия Данелии Николаем он организовал рок-группу «Колдунчики». Молодые люди не только эпатажно вели себя на публике, но и в реальной жизни любили удивлять обычных прохожих или пассажиров метро. Иногда шалости выходили за рамки дозволенного.
После неожиданной смерти друга Анатолий задумался о смысле жизни. В 28-летнем возрасте Мукасей побывал в Псково-Печерском монастыре, стал ходить в храм. От возлюбленной Ирины Муравьевой-Моисеенко в 1987 году у него родился единственный наследник Даниил. Но вскоре Анатолий скончался. Для родителей это событие стало страшным ударом. О причинах смерти ни режиссер, ни оператор, никогда не говорили с журналистами.
Ирина Муравьева — в прошлом чемпионка по синхронному плаванию — пережила отца своего сына на несколько лет и тоже погибла при невыясненных обстоятельствах. Внука Даниила взяли под опеку его бабушка с дедушкой. Они постарались дать юноше хорошее образование — он окончил англоязычный колледж, помогал Светлане Сергеевне монтировать ее фильмы, снимался у бабушки в историческом сериале «Тайны дворцовых переворотов». Но состояться в творчестве молодому человеку не удалось: все чаще он попадал в истории, из которых его вытаскивали родственники.
В 2019 году Даниил посетил эфир телешоу «Мужское и женское», где рассказал о занятиях музыкой и жизни в Индии. Молодой человек посетовал на то, что бабушка не дает ему права распоряжаться единственным жильем, которое досталось от матери.
Позднее юноша дал интервью в шоу «Звезды сошлись» на НТВ, где повторил заявление о намерении продать квартиру. По словам Даниила Мукасея, сделать это оказалось проблематично: его родственники перестали выходить с ним на связь. Позднее Даниилу удалось реализовать свои намерения. Полученные средства он вложил в свой проект и инвестировал в открытие балетной школы, но нигде не получил отдачи.
Судьба младшего сына звездной четы, Михаила, сложилась счастливо. Он пошел по стопам отца и окончил операторский факультет. Позднее занялся продюсированием. От первого брака воспитывает двух детей — сына Максима и дочь Елизавету. Второй раз Михаил женился на спортсменке, чемпионки мира по волейболу Екатерине Гамовой. Их первенец — четвертый внук Дружининой и Мукасея — появился на свет в сентябре 2019 года. По словам именитого режиссера, мальчик родился настоящим богатырем — ростом 57 см и весом 4,2 кг.
В 2019 году Анатолия Михайловича госпитализировали с острым холециститом. Медики приняли решения провести срочную операцию, закончившуюся успешно.
Анатолий Мукасей сейчас
Сейчас Мукасею ничего не мешает продолжать участвовать в творческих проектах, особенно бок о бок с супругой Светланой Сергеевной. Весной 2023 года пара посетила прошедший в Калуге IV Международный фестиваль фильмов и программ о космосе «Циолковский», где им выпала честь вручить одну из наград. В городе супруги посетили еще одно торжественное мероприятие — открытие памятника Белому Биму, герою повести Гавриила Троепольского, экранизированной в 1976 году.
Уже в Москве в Следственном комитете РФ состоялся первый закрытый показ «Гардемарины 1787. Война», что стало для всех причастных большим событием.
В начале 2024 года Мукасей получил награду «Золотой орел» за вклад в российский кинематограф.
Фильмография
- 1964 — «Дайте жалобную книгу»
- 1966 — «Берегись автомобиля»
- 1968 — «Первая девушка»
- 1970 — «Внимание, черепаха!»
- 1972 — «Большая перемена»
- 1973 — «Исполнение желаний»
- 1977 — «Нос»
- 1977 — «По семейным обстоятельствам»
- 1979 — «Сватовство гусара»
- 1982 — «Принцесса цирка»
- 1985 — «Чучело»
- 1990 — «Ловушка для одинокого мужчины»
- 1991 — «Виват, гардемарины!»
- 1992 — «Гардемарины 3»
- 2000-2013 — «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый»
- 2002 — «Мишель»
- 2023 — «Гардемарины 1787. Война»
- 2023 — «Гардемарины 1787. Мир»
Интересные факты
- Раннее детство Анатолий Михайлович провел в подмосковной Михайловке. Комнатка настолько плохо отапливалась, что зимой стены покрывались льдом и их завешивали одеялами, чтобы согреться.
- Большинство людей из мира кино на работе временами взаимодействуют с лошадьми. Выпадало это и на долю Мукасея, что сильно его не радовало – у оператора гиппофобия.
- Зрители редко задумываются, что на сложных съемках рисковать приходится не только артистам и каскадерам, но и закадровым работникам. Тем не менее оператору приходилось ставить жизнь на кон ради красивой картинки. Так однажды, снимая, Анатолий Михайлович выпал из летящего самолета. Уцелел он только благодаря страховочному тросу.