Биография
Людмила Дмитриева — советская и российская актриса театра и кино. Людмила Борисовна обладает широким сценическим диапазоном и с успехом играет как драматические, так и комедийные роли. Она рано поняла, что ее амплуа не героини, а характерные персонажи, что позволило ей создать яркие запоминающиеся образы и на экране, и на театральных подмостках.
Детство и юность
Людмила Борисовна Дмитриева родилась в Литве 9 августа 1947 года в семье военного. Уже в следующем году ее отец Борис Михайлович был убит в перестрелке с «лесными братьями» в Прибалтике. Мать Валентина Лаврентьевна с маленькой дочерью переехали в Москву, где растить девочку помогали бабушки.
Все детство Люда мечтала о сцене. В выпускном классе она поделилась с матерью планами о поступлении в театральный вуз, на что мама без обиняков заявила:
«Сначала получи нормальную профессию, а уж потом иди куда угодно — хоть в артистки!»
Ослушаться Дмитриева не посмела. Получив школьный аттестат, поступила на вечернее отделение химфака текстильного института. Днем девушка трудилась в проектном НИИ, а вечером спешила на занятия в институт.
Людмила так мечтала об актерстве, что судьба услышала ее и дала шанс. При вузе работала театральная студия. Руководил ею артист Леонид Персиянинов, служивший в Театре Советской армии. На третьем курсе студентка решилась заглянуть «на огонек». Леонид Николаевич предложил девушке прочитать отрывок на свой выбор. Дмитриева так проникновенно прочла монолог Катерины из пьесы «Гроза», что расплакалась. Персиянинов сказал: «Верю!» — и пригласил начинающую артистку на занятия.
Людмила Дмитриева, как и хотела мать, окончила текстильный вуз и с третьего раза поступила в Школу-студию МХАТ. Подготовиться к экзаменам девушке помог будущий муж Борис Ардов — актер театра, в котором служил вместе с Персияниновым, и брат Алексея Баталова. Он снабжал понравившуюся девушку учебниками, подбирал отрывки, учил декламировать басни.
В 1975-м Дмитриева получила диплом о высшем театральном образовании. В том же году Людмилу приняли в мхатовскую труппу, куда начинающая актриса получила приглашение за год до окончания Школы-студии.
Театр
Творческая биография Людмилы Дмитриевой началась на предпоследнем курсе театрального вуза. На сцену МХАТа Людмилу позвал художественный руководитель Олег Ефремов, предложив главную роль в своем спектакле.
До 1990 года артистка сыграла на подмостках театра больше двадцати ролей. В постановке «Последние» по роману Максима Горького перевоплотилась в Любу, а в спектакле «Тамада» режиссера Камы Гинкаса сыграла невесту. Роман Виктюк поставил на сцене МХАТа спектакль «Муж и жена снимут комнату», позвав Людмилу Дмитриеву на роль Гали.
Есть в копилке артистки и главная роль в постановке Ефремова «Нина». Каждая театральная работа Людмилы Борисовны запомнилась критикам и зрителям авторским прочтением и мастерством перевоплощения. Жанровая актриса Дмитриева органична во всех амплуа: одухотворенной Тиль-Тиль в постановке «Синяя птица», легкомысленной горничной Саши в «Дачниках» и коварной Софи Карамзиной в «Медной бабушке».
В звездной труппе МХТ имени А. П. Чехова, образованного после разделения МХАТа, Людмила Дмитриева заняла достойное место, но из-за непростых отношений с Ефремовым покинула театр после 13 лет работы.
Спустя два года артистку пригласили в труппу Et Cetera, созданную Александром Калягиным. С 1993-го Людмила Борисовна — ведущая актриса театра. У Калягина Дмитриева сыграла в спектакле «Дядя Ваня», отлично справившись с возрастной ролью Марии Войницкой. По словам актрисы, на премьере побывал Ефремов, одобрительно оценивший ее работу в постановке.
Затем Людмила Борисовна появилась на подмостках в спектаклях «Лекарь поневоле», «Старый друг лучше новых двух» и «Тайна тетушки Мэлкин». Яркие и характерные образы в пьесах Уильяма Шекспира, Александра Вампилова и Александра Островского вынесли артистку на вершину успеха: в 1998 году Дмитриевой присвоили звание заслуженной артистки РФ, а в 2011-м она стала народной.
Некоторые спектакли, в которых задействована Людмила Дмитриева, идут на сцене Et Cetera годами. «Конкурс» по пьесе Александра Галина, где у Дмитриевой главная роль, держался в репертуаре театра десять лет, сопровождался аншлагами и принес актрисе премию газеты «Московский комсомолец».
Успех сопутствовал спектаклю «Люсьет Готье, или Стреляй сразу!», поставленному на подмостках театра Калягина по комедии Жоржа Фейдо. Дмитриевой предложили перевоплотиться в баронессу Дюверже. Театралы и критики отметили легкость и эксцентрику, с которой играла актриса. Ей рукоплескали за образ Мавруши в трагифарсе «Смерть Тарелкина» и роль дожа в постановке режиссера Роберта Стуруа «Шейлок».
Легкость перевоплощения и точное попадание в образы, драматизм и трагикомичность, которые демонстрирует Людмила Дмитриева, превратили ее в приму Et Cetera.
Фильмы
На съемочной площадке актрисе комфортно не менее, чем на театральной сцене, но в шкале приоритетов Людмилы Борисовны лидирует театр. Однако такова уж магия телеэкрана, что широкая известность приходит после появления «в телевизоре».
Фильмография актрисы открылась психологической драмой режиссера Ильи Авербаха «Чужие письма», вышедшей на экраны в 1975 году.
Следом зрители увидели «Сентиментальный роман», где главные роли достались Елене Прокловой и Елене Кореневой. Звездным оказался и «второй состав» картины: роли второго плана сыграли Людмила Гурченко, Владимир Басов, Николай Караченцов и Олег Янковский, в чью блистательную компанию попала и Дмитриева. Режиссер и автор сценария Игорь Масленников получил спецприз жюри на МКФ в Западном Берлине.
Слава пришла к артистке в 1982 году вместе с ролью Сюзанны Бриссар в детективной комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину». Сурикова никак не могла найти актрису, подходящую на типаж «церковной крысы», тогда как основной состав фильма был подобран. Людмила Дмитриева оказалась находкой для режиссера. Она отлично вписалась в звездную команду Елены Соловей, Александра Абдулова, Леонида Куравлева и Софико Чиаурели.
Актриса так волновалась, что при первом просмотре ленты киногруппой начала рыдать, как только ее героиня появилась в кадре, и проплакала до финальных титров от стыда за собственную работу. После выхода комедии и без того известные актеры проснулись мегазвездами. Дмитриевой казалось, что она провалила роль и сыграла хуже всех. Но вскоре Людмила поняла, что эксцентричная Сюзанна Бриссар останется ее визиткой на десятилетия.
По словам артистки, после выхода фильма Суриковой «праздник закончился»: казалось, о Людмиле Дмитриевой режиссеры напрочь забыли. До конца 1990-х она появлялась на экранах в сериалах и сыграла главную роль в одной из первых многосерийных драм «Горячев и другие» режиссера Юрия Беленького. Проект не принес артистке такой славы, которая обрушилась на Игоря Бочкина и Алексея Гуськова, но заставил киномир вспомнить о Дмитриевой.
В 1996-м Беленький задействовал Людмилу Борисовну в еще одном проекте — он позвал ее, Галину Польских, Александра Демьяненко и Марию Аронову в один из первых российский ситкомов «Кафе “Клубничка”». Комедийный сериал оказался глотком воздуха для актеров, переживающих не лучшие времена в кинематографе.
В 2000-х фильмографию артистки пополнили такие проекты, как «Кремлевские курсанты», «Воронины», «Тайны института благородных девиц».
Личная жизнь
Знакомство с актером Борисом Ардовым в театральной студии текстильного института в молодости переросло в любовный роман, а он увенчался браком. О наличии бывшей жены и двух дочерей, Анны и Нины, Борис Викторович рассказал Людмиле на первом свидании. Мира Ардова вышла замуж за Игоря Старыгина, но поддерживала дружеские отношения с бывшим мужем и его семьей. Дмитриева быстро подружилась с первой супругой Бориса.
Людмила в самых смелых мечтах не предполагала, что будет жить в центре столицы, на Ордынке, в квартире, где останавливались Анна Ахматова и Фаина Раневская, любившие гостить у свекров Дмитриевой — драматурга Виктора Ардова и дизайнера Нины Ольшевской. Частым гостем на Ордынке был единоутробный брат мужа Алексей Баталов с женой Гитаной.
Замуж Людмила выходила в белом костюме, купленном себе Мирой (или Микой, как ее звали домашние). Дочь Марию Дмитриеву убедила родить тоже Мика Ардова. Когда девочке было три года, у Ардова случился серьезный роман с Ольгой Розовской. Полтора года неверный муж жил на две семьи, после чего пара развелась. Для артистки это было огромное потрясение, настолько, что в отчаянии она бросилась под машину, к счастью, транспорт успел затормозить.
Спустя годы Дмитриева рассказала в интервью, что «звоночки» о неверности мужа появились гораздо раньше: она находила фото девушек со страстными признаниями, а муж часто задерживался на работе. Коллеги знали о любвеобильности Ардова и его скоротечных романах, только влюбленная Людмила не замечала ничего.
Позже Людмила Борисовна устроила личную жизнь с художником-декоратором Юрием Сенчишиным. В 41 год актриса родила сына Алексея — первым, кому она сообщила о рождении мальчика, стал бывший муж Ардов. Супруга Дмитриевой не стало в 2020-м, но она не одинока: дети подарили актрисе четверых внуков, которых она обожает.
Людмила Дмитриева сейчас
Народная артистка и сейчас в строю. В 2023-м она отметила 30-летний юбилей в театре Et Cetera и 50 лет творческой биографии.
Людмила Борисовна сосредоточилась на сценической карьере — в театре Александра Калягина она играет в спектаклях «Быть!», «Земля Эльзы», «Комедия ошибок» и других. Возраст артистки уже перешагнул за 75, но на пенсию Дмитриева не собирается:
«Театр дает кров, зритель — энергию, роли — смысл».
Фильмография
- 1975 — «Чужие письма»
- 1976 — «Сентиментальный роман»
- 1977 — «Кольца Альманзора»
- 1979 — «Возьми меня с собой»
- 1982 — «Ищите женщину»
- 1983 — «Взятка»
- 1985 — «Искренне Ваш»
- 1992-94 — «Горячев и другие»
- 1996 — «Кафе “Клубничка”»
- 2003 — «Адвокат»
- 2003 — «Участковый»
- 2009-2010 — «Кремлевские курсанты»
- 2009-2015 — «Воронины»
- 2011 — «Метод Лавровой»
- 2012-2013 — «Тайны института благородных девиц»
- 2017 — «Мой лучший друг»
- 2018 — «Грааль Магдалины Егоровой»
Интересные факты
- Именно Дмитриева придумала для своей героини Сюзанны Бриссар заметный элемент образа — огромные очки в толстой оправе. Людмила Борисовна считала, что все француженки, как ее героиня, обязательно ходят с кудрями на голове, и сделала химию, но в итоге ее персонаж появился на экране с короткой стрижкой.
- По словам актрисы, она отказалась от романа с Олегом Ефремовым, что сломало ее театральную карьеру. Худрук мстительно перестал давать ей роли в МХАТе и при этом не разрешал артистке участвовать в других проектах, что вынудило ее покинуть театр.