История фигурного катания в России и мире: от появления коньков до наших дней
Существует вид спорта, граничащий с искусством. Когда спортсмены катаются на льду, выполняя те или иные элементы, это не только сложно с физической точки зрения, но и красиво. Откуда берет начало история фигурного катания, как дисциплина развивалась и что представляет собой сегодня — в материале 24СМИ.
Из истории коньков
Если не углубиться в историю коньков как центрального атрибута спортивного вида, нет смысла вести речь о фигурном катании. Изучающие античность историки утверждают: древнейшими пользователями коньков были киммерийцы. Народ жил на землях северного Причерноморья. Там, в окрестностях Одессы, и обнаружены самые первые коньки.
Но похожие находки обнаружены в ряде иных стран Европы. Например, в швейцарском Берне хранятся коньки, датируемые II тысячелетием до н. э. Сохранились костяные изделия, найденные на территориях Норвегии и Англии. Установлено, что коньки из кости применялись столетиями. В европейских летописях эти атрибуты упоминаются применительно к людям, жившим в XII веке.
Следующее XIII столетие ознаменовано тем, что вместо костей животных для изготовления коньков начали применять бруски из дерева. К ним крепили отточенные полоски металла, что уже ближе к сегодняшним конькам. Позже вместо деревянных брусков стали использовать металлические трубки.
Фигурное катание — первые шаги
История фигурного катания как спортивной дисциплины начинается с того периода, когда в XII–XIV веках голландские ремесленники догадались применить железо. Впрочем, известно, что в тот период коньки с острыми металлическими лезвиями стали появляться и в ряде других стран. Соответственно, некоторые исследователи сомневаются в первенстве Голландии. Однако именно там нашлись гравюры 1498 года, где изображены конькобежцы.
Сначала у коньков было по 2 ребра. Это позволило заниматься фигурным катанием. Но тогда оно лишь отдаленно напоминало современное. Стало очевидно, что металлические изделия скользят лучше костяных и оставляют на ледяной поверхности характерные следы. Заметили, что так получится создавать узоры на льду. В итоге первые катания были связаны с умением вычерчивать фигуры, сохраняя эстетичное положение тела.
Установлено, что первые подобные турниры стихийного характера проходили в Голландии в XVI столетии. От участников требовалось изобразить на льду те или иные узоры, не упав и двигаясь грациозно. По правилам никто не ждал быстроты, прыжков или вращений.
Рост популярности
В XVIII столетии в Эдинбурге зародились первые клубы. 1742 год входит в списки основных дат для вида спорта. Стали разрабатывать требования к соревнованиям по рисованию фигур. Тогда же составили перечень главных фигур, известных и сегодня.
История фигурного катания постепенно продолжалась. Из Старого Света оно перекочевало в США и Канаду, где стало крайне популярным. В странах открылись десятки клубов, спортсмены-энтузиасты придумывали новые конфигурации коньков, вырабатывали собственную школу. Фигуристы соревновались, показывая неповторимый стиль движений, они разнообразили изначальные европейские приемы. В 1850-х годах устоялись почти все доступные сегодня элементы. Также сформировалось большинство приемов и маневров.
Эволюция Джексона Хейнза
Когда фигурное катание проникло в США, в числе прочих новаторов оказался американец по имени Джексон Хейнз. Он занимался танцами и конькобежным спортом. В итоге решил объединить эти 2 направления, до того момента никак не связанные. Так Хейнзу удалось сформировать новый стиль — с танцевальными движениями и разнообразными вращениями под музыкальное сопровождение.
Но Джексон тут же столкнулся с техническим осложнением. Коньки, которые тогда фиксировались на обуви с помощью ремешков, уже не выдерживали повышенных нагрузок. И тогда Хейнз додумался прикрутить лезвия намертво к подошвам.
Так мир увидел прототип нынешних коньков. С ними Хейнз отправился в 1860 году гастролировать по европейским странам, где имел успех. Но главная его заслуга заключается не в создании цельных коньков, а именно в появлении и развитии новой манеры катания.
Имея превосходный художественный вкус, он понимал, что эстетика необходима, но не должна подавить спортивно-технический нюанс. Наряду с грациозностью, естественностью и изяществом, Хейнз уделял внимание уверенности, точности и быстроте. И в результате оказался прав — именно такой подход сделал катание заражающим зрителя, наполненным эмоциями.
Официальное признание
В 1871 году был организован конгресс конькобежцев. На нем решили, что отныне фигурное катание будет официальным спортивным видом. А в 1882-м в столице Австрии стартовали пилотные соревнования официального уровня. Впрочем, участвовало только несколько человек.
Позже, в 1890 году, в Петербурге отмечалось 25-летие ледового катка, расположенного в Юсуповском саду. Туда пригласили наиболее заметных фигуристов в мире. И тогда переменилось всеобщее отношение к дисциплине. Теперь это воспринималось как чемпионат, хотя пока неофициально.
Чемпионат Европы, считающийся первым официальным, прошел на год позже. В Гамбурге состязались исключительно мужчины-одиночники. Первым оказался Оскар Улиг из Германии. Еще спустя год открылся союз конькобежцев. Теперь он принялся заниматься международными встречами. В 1896 году в Петербурге организовали первый чемпионат мира, где 1-е место досталось немцу Гилберту Фуксу.
Женщины присоединились к чемпионатам спустя 10 лет. Впрочем, еще в 1901 году недовольная общественность добилась того, чтобы вместе с мужчинами на площадку вышла одна женщина — в качестве исключения к катанию допустили Медж Сайерс из Англии.
История фигурного катания в России до XX века
Как и ряд иных видов спорта, в России фигурное катание внедрил Петр I. Отдельные источники даже утверждают, что после привоза снаряжения из Голландии он сам догадался крепить лезвия к сапогам и тем самым опередил упомянутого выше Джексона Хейнза. Но это не факт.
Зато доподлинно установлено, что русскоязычное название «коньки» пошло из тех времен — на изделиях спереди крепили маленькие декоративные головы лошадей.
В 1838 году в Петербурге издали учебник, посвященный фигурному катанию. Вслед за описанными выше катаниями в 1877 году в столице основали сообщество, объединившее приверженцев катания на коньках. В дальнейшем оно во многом улучшило положение спортсменов и помогло развитию дисциплины.
Эпоха расцвета
Впервые женщины-одиночницы соревновались официально в Давосе на чемпионате 1906 года. Применялись такие же приемы, что и у мужчин. Но женское произвольное катание отличилось особой художественностью. А парное катание зафиксировано еще раньше — в 1897-м. Однако в качестве спортивной дисциплины его признали только на турнире 1908 года.
В довоенный период лучшей фигуристкой признавали норвежку Соню Хени. Она сумела изменить и усовершенствовать свой спорт. Никому не удавалось повторить ее сложные балетные движения из прокатов. Соня 10 раз выигрывала титул чемпионки мира и трижды оказывалась первой на Олимпиадах. В катании среди мужчин в тот период блистал австриец Карл Шефер.
В 1930-х годах в парном катании развернулась борьба среди приверженцев и противников трюков. В первом случае атлеты показывали эффектные, но простые элементы, для исполнения которых умение кататься от дам, по сути, не требовалось. Противники трюков, напротив, делали упор на слаженную парную езду обоих атлетов, что и стало доминировать.
Прыжки в те времена считались высшим проявлением мастерства, поэтому давались не всем. Но в 1948 году атлет Дик Баттон показал программу с массой прыжков. Это была революция, после которой каждый фигурист включал в свой прокат прыжки.
Начало спортивных танцев положено в 1930-х годах в Британии. Позже подвид разошелся по планете и вошел в 1952 году в регламент мировых и европейских чемпионатов. А с 1976-го присоединился к олимпийским видам.
В танцах тоже отметились собственные революционеры. Чехи Павел и Ева Романовы выступали под зажигательные латиноамериканские композиции. Тогда это выглядело вызывающе, но спортсменам удалось отвоевать смелые взгляды и добиться чемпионского титула 4 раза.
Любопытно, что история фигурного катания обновилась с распространением телевидения. Выяснилось, что ряд обязательных фигур по телевизору смотрится скучно, телевизионщики старались транслировать более зрелищные произвольные программы. Получалось, что любимцы публики с яркими произвольными программами чаще проигрывали соперникам, которые в таком же выходе смотрелись невзрачно, зато на обязательных элементах уходили вперед.
С 1968 году решили понизить цену обязательных элементов при начислении очков. А в 1972-м внедрили новую короткую программу. По состоянию на 1990 год произвольную программу оценивали в 50 очков, а еще 50 распределяли между двумя остальными. Наконец, в 1991 году и вовсе отменили обязательные элементы.
Стремительно возрастала и сложность программ. Появлялись новые варианты комбинаций прыжков, тодеса, выбросов и пр. А в 1988 году впервые засчитали четверной прыжок под названием «тулуп». Так продолжается и сегодня. Спортсмены демонстрируют новые достижения, усложняя фигурное катание.
Современные тенденции
После игр в Солт-Лейк-Сити изменилась ситуация с судейством. На этой Олимпиаде произошло раскрытие сговора между судьями, из-за чего и раньше окончательные решения вызывали море дискуссий. С этого момента образовалась судейская система, благодаря которой пропали подсечки через всю площадку, спортсмены стали стараться избегать пресных перебежек. Но теперь выступления атлетов утратили налет театральности, стали схожими. Спортсмены начали делать упор на более дорогие по очкам фигуры вместо прежних красивых и нестандартных.
В разное время среди мужчин первыми становились Бриан Жубер, Стефан Ламбьель или россиянин Евгений Плющенко. Среди женщин блистали Мики Андо или Ирина Слуцкая. А среди пар яркий след оставили такие участники, как россияне Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин или китайцы Пан Цин и Тун Цзянь. Среди танцевальных пар к титулованным относятся Тесса Вертью и Скотт Мойр.
Любопытно, что новая система судейства запрещает вход на Олимпиады и чемпионаты профессионалам. Так, в 2010 году Евгения Плющенко дисквалифицировали как раз за профессионализм.
С 2010 года среди спортсменов распространилось освоение четверных прыжков, даже пытались совершить четверной аксель. А российской юниорке Александре Трусовой среди женщин впервые покорились 2 четверных прыжка.
Синхронное катание считается новейшей из разновидностей. Оно возникло в нынешнем виде в США в 1960-х годах. Правда, замысел зародился задолго до этого. В России коньковые командные прокаты в составе 2, 4 или 8 участников практиковались еще в 1920-х годах. Правда, популярности тогда не нашли. А в США такие выходы сначала просто шли в перерывах между периодами в хоккее. Но оказалось, что они ярки и увлекательны.
В 1976 году в США зафиксированы состязания по синхронному катанию, первые в истории. А с 1994 года разновидность признана официальной, пятой по счету, дисциплиной.
Сегодняшний фигурист вправе перейти из юниоров во взрослое катание в 15 лет, если он достигает этого возраста до 1 июля. Но с начала 2020-х годов обсуждаются предложения о повышении возрастного ценза до 17 лет. Считается, что это благотворно повлияет на ментальное и физическое здоровье атлетов.
Периодически спортсмены подвергаются нападкам из-за допинговых скандалов. Так, на Олимпиаде в Пекине 2022 года из-за драматической истории до пьедестала не добралась Камила Валиева.
Лучшие фигуристы и ярчайшие номера в истории
История фигурного катания помнит не один десяток ярких спортсменов и рекордсменов. Например, к числу лучших фигуристов принадлежит итальянец по имени Брайан Бойтано. Он четырежды становился чемпионом США, дважды зарабатывал титул чемпиона мира, победил в Олимпиаде 1988 года.
Россиянин Артур Дмитриев увозил олимпийское золото дважды, а на чемпионатах Европы три раза становился первым. Уже упомянутый Плющенко дважды выигрывал Олимпиады, получал 2 серебряные олимпийских медали, трижды побеждал на чемпионатах мира, 7 раз на европейских чемпионатах. Кроме того, он 10-кратный чемпион России и 4-кратный победитель Гран-при.
Не менее выдающимися признаны результаты пары Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова. Они 2 раза восходили на высшую ступень олимпийского пьедестала, 4 раза побеждали на чемпионатах мира.
Из советской эпохи нельзя забыть победы Ирины Родниной. Она добивалась успеха в парном катании. На ее счету 2 золота на Олимпийских играх, 10 побед на мировых чемпионатах, 11 — на европейских. Примечательно, что Ирина Константиновна в течение 11 лет не проигрывала ни единого первенства, в котором была участницей.
В 1976 году советская пара Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, воспитанная в СССР, совершила прорыв в танцах. Эксперты утверждают, что благодаря им эта дисциплина стала олимпийской. Пара также выигрывала чемпионаты Европы и мира.
Запоминающийся номер показывал в свое время Игорь Бобрин. Представление называлось «Спящий ковбой» — удивительно живое и ироничное выступление, вошедшее в списки ярчайших.
А в 2002 году отличился атлет из России Алексей Ягудин. Его прокат также навсегда причислен к лучшим выступлениям в истории. До сих пор никому еще не удалось повторить то, что сделал Алексей. Каждый жест Ягудина в постановке Татьяны Тарасовой — это средоточие величия и невероятной легкости. Запомнившаяся дорожка шагов, пролетные прыжки — и все это при максимальном контроле зрительских эмоций.
На сочинской Олимпиаде ярчайшей фигуристкой оказалась россиянка Юлия Липницкая. Хрупкая девочка, выйдя на лед, перевернула с ног на голову все тогдашние представления о катании. Юлия сводила зрителей с ума выходами, а произвольная программа в одночасье превратилась в классическую. Музыка из «Списка Шиндлера» усилила и без того шикарную постановку Ильи Авербуха, в которую не закралось ни одного случайного движения.
Фигурное катание — зрелищный и чуть ли не красивейший из видов спорта. Порой выступления захватывают настолько, что невозможно оторвать глаз от экрана, не говоря уже о просмотре прокатов вживую на стадионе. История фигурного катания доказывает, что это не только спорт, но и истинное искусство.