Биография
Личная жизнь и переписка актрисы Ангелины Степановой стали предметом научных исследований и журнальных публикаций. Но главным для артистки всегда оставался МХАТ — театр, в труппу которого она влилась 19-летней девушкой и на чью сцену последний раз вышла в 93 года.
Детство и юность
Будущий парторг театра, основанного Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, родилась 23 (10-го по старому стилю) ноября 1905 года в дальневосточном городе Николаевске. Сейчас малая родина Степановой называется Николаевск-на-Амуре, там живет 17,5 тыс. человек.
Лина была первенцем в семье страхового агента Иосифа (Осипа) Петровича Степанова. Кроме нее, родители подарили жизнь еще двум детям. Мать семейства Мария Владимировна в молодости 2 года практиковала в качестве зубного врача, но после замужества сосредоточилась на домашнем хозяйстве.
Когда Ангелине исполнилось 3 года, Степановы переехали в Москву и стали заядлыми театралами. Посетив с родителями Большой театр, девочка влюбилась в балет — дома начала ходить на носочках и показывать танцевальные па.
В 1913-м будущая актриса поступила в частную женскую гимназию Любови Федоровны Ржевской, расположенную на Садовой-Самотечной улице. После революции учебное заведение преобразовали в школу, а бывшую владелицу назначили директором. Лина училась посредственно, особенно тяжело давалась девочке математика. Зато на всех мероприятиях уроженка Николаевска блистала декламацией стихов, в школьных постановках играла главные роли, а на уроках танца, которые вел бывший артист Большого театра Василий Чудинов, была первой ученицей.
В неполные 16 лет Ангелина окончила школу и поступила в III Студию Московского художественного театра (сейчас это театральное училище имени Бориса Щукина). Девушка успела пересечься с основателем кузницы актерских кадров Евгением Вахтанговым и при его жизни дебютировать в крохотной роли в коронном спектакле мэтра «Принцесса Турандот». По воспоминаниям, Евгений Багратионович, присутствовавший на 3-м отборочном туре в студию, сказал о Степановой: «Упрямая девчонка! Не примем мы — примут другие».
На втором курсе Ангелина вместе с однокурсниками начала играть в учебном спектакле «Битва жизни» по одноименной новелле Чарльза Диккенса. Постановка понравилась Станиславскому и с подачи Немировича-Данченко была перенесена на Малую сцену МХТ. Константин Сергеевич пригласил работать в театр и Степанову, и режиссера спектакля Николая Горчакова, ставшего первым мужем Ангелины.
Личная жизнь
Первый супруг актрисы был старше ее на 7 лет и тяготил излишней заботливостью. В 1928 году Ангелина и Николай познакомились с супружеской парой — драматургом Николаем Эрдманом и балериной Диной Воронцовой. Между литератором и Степановой вспыхнул страстный роман, не прервавшийся даже после ареста возлюбленного в 1933 году и нашедший отражение в переписке. Актриса добилась смягчения участи Эрдмана — перевода в Томск — ценой собственной чести. Женщина уступила интимным притязаниям высокопоставленного чиновника.
Когда Ангелина поняла, что в Томск к Николаю приедет законная жена, в отличие от нее, не хлопотавшая об улучшении содержания автора «Мандата», то разорвала отношения с драматургом. В 1936 году у Степановой родился сын Саша. Имя отца ребенка актриса так и не обнародовала. По одной из версий, родителем Александра был Борис Пильняк.
В 1937 году во время гастролей МХАТа в Париже актриса познакомилась с писателем Александром Фадеевым. Литератор влюбился в артистку с ангельским именем, взял замуж и усыновил Сашу. В 1944-м у супругов родился совместный сын Михаил.
Брак с Фадеевым принес Степановой не только статус жены председателя Союза писателей, но и измены и пьянки мужа. За год до Миши у литератора появился незаконнорожденный ребенок — дочь Мария от Маргариты Алигер.
В мае 1956 года, когда Ангелина Иосифовна находилась на зарубежных гастролях, автор «Молодой гвардии» застрелился на даче в поселке Переделкино.
Довелось Ангелине Иосифовне пережить и старшего наследника: Александр умер в 1993 году. По настоянию сына Михаила актриса на похоронах отпрыска не присутствовала.
Театр
В 1928 году уроженка Николаевска впервые перевоплотилась в Аню в спектакле «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова, причем Раневскую, как и в первой постановке, играла Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, а Гаева — Станиславский. В 1958 году Степанова переключилась на роль Шарлотты, а в 1966-м впервые создала на сцене образ Любови Андреевны. Аналогично в постановке «Трех сестер» Ангелина Иосифовна последовательно сыграла Ирину, Ольгу и Машу.
Никакие проблемы и трагедии в личной жизни не могли помешать дочери страхового агента выполнять свое главное предназначение — быть актрисой. Через 2 дня после похорон Александра Фадеева Ангелина Иосифовна вернулась к актерской деятельности и на гастролях в Белграде вышла играть в спектакле «Плоды просвещения», а на следующий день в постановке «Трех сестер», играя Ирину, произнесла «Зачем вспоминать?».
В 1983 году Олег Ефремов, нуждавшийся в поддержке Степановой, пригласил в труппу старшего сына актрисы. Когда между Ефремовым и Татьяной Дорониной начались распри по поводу раздела театра, Ангелина Иосифовна поддержала Олега Николаевича, а Александр Фадеев – младший — Татьяну Васильевну.
Последний раз Ангелина Иосифовна появилась на сцене МХАТа осенью 1998 года на торжествах по поводу столетия театра. Актриса намекала, что собирается отпраздновать на родных подмостках 95-летний юбилей, но планам не было суждено сбыться.
Кино
Будучи преимущественно театральной актрисой, Ангелина Иосифовна создала несколько ярких образов и на экране. Кинодебют Степановой состоялся во втором советском звуковом фильме — картине Василия Федорова «Мертвый дом», рассказывающей о тюремном этапе биографии Федора Достоевского. В писателя перевоплотился будущий главный режиссер МХАТа Николай Хмелев, соавтор сценария Виктор Шкловский сыграл Михаила Петрашевского, а 27-летней Ангелине досталась роль курсистки.
Следующее появление Степановой на экране датируется 1951 годом: в экранизации пьесы Всеволода Вишневского «Незабываемый 1919-й» актриса создала образ Ольги Буткевич. Любопытно, что в этой картине Михаила Чиаурели эпизодические роли сыграли будущий режиссер Георгий Данелия и будущий Бывалый из комедий Леонида Гайдая — Евгений Моргунов.
В середине 60-х годов Ангелина Иосифовна снялась в кинодраме Михаила Калика «До свидания, мальчики» и в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». В первой ленте артистка преобразилась в мать персонажа Евгения Стеблова — Володи Белова, а во второй — в Анну Павловну Шерер.
В еще одном фильме Бондарчука — «Они сражались за Родину» — Степанова перевоплотилась в старую казачку, а в снятом в том же году фантастическом киномюзикле Михайла Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», украшенном музыкой Исаака Шварца, — в одну из центральных героинь, миссис Энн Шамуэй. В картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны», в которой главная женская роль досталась бывшей невестке Ангелины Иосифовны, первой жене сына Александра Людмиле Гурченко, артистка МХАТа сыграла практически саму себя — знаменитую актрису, худрука театра Зинаиду Антоновну.
Лебединой песнью Степановой стал образ коммунистки-блокадницы Марии Ивановны Киреевой в 2-серийном телефильме Павла Чухрая «Запомните меня такой». В финале картины героиня делит между членами семьи 125 граммов блокадного хлеба, которые она хранила 45 лет.
Смерть
Ангелина Иосифовна скончалась во сне в ночь с 17 на 18 мая 2000 года. Причины смерти матриарха мхатовской сцены, родившейся при императоре Николае II и ушедшей из жизни в начале первого президентского срока Владимира Путина, озвучены не были.
Жену Александра Фадеева похоронили на участке № 1 Новодевичьего кладбища, рядом с могилой автора «Молодой гвардии». На том же кладбище в 1958 году нашел последний приют первый супруг Степановой.
Фильмография
- 1964 — «До свидания, мальчики»
- 1965–1967 — «Война и мир»
- 1972 — «День за днём»
- 1975 — «Они сражались за Родину»
- 1975 — «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1976 — «Повесть о неизвестном актёре»
- 1976 — «Двадцать дней без войны»
- 1977 — «Объяснение в любви»
- 1983 — «Скорость»
- 1987 — «Запомните меня такой»
Интересные факты
- В один день и год со Степановой родилась ее коллега Елена Максимова, которая в фильме Александра Довженко «Земля» первой из советских актрис показалась в кадре обнаженной. В картине Сергея Герасимова «Молодая гвардия», снятой по одноименному роману мужа Ангелины Иосифовны Александра Фадеева, Елена Александровна сыграла мать Валерии Борц.
- Третьей женой сына Степановой Александра была внучка Иосифа Сталина — Надежда Васильевна Сталина.
- На память об Ангелине Иосифовне сохранились не только фильмы, радиопостановки с ее участием и фото актрисы, но и ее портрет, написанный Петром Кончаловским в 1933 году.
- Биографии Владимира Устинова и Юрия Чайки начались в том же Николаевске-на-Амуре, что и биография Ангелины Степановой. Оба земляка актрисы впоследствии занимали должность Генерального прокурора Российской Федерации.