Биография
В феврале 2021-го на Netflix и Amazon Prime Video стал доступен новый фильм «Аферистка», актерский состав которого вызвал единодушное восхищение кинокритиков. Главные роли разделили между собой Розамунд Пайк, убедительно сыгравшая мошенницу, и Дайан Уист, чья героиня оказалась далеко не безобидной пожилой дамой. Однако у картины нашлось немало минусов — от предсказуемого сюжета до отсутствия положительных персонажей.
Детство и юность
28 марта 1948-го в Канзас-Сити у Бернарда Джона Уиста и Энн Стюарт (в девичестве Кедди) родилась дочь Дайан Эвелин. Она не являлась единственным ребенком в семье, а росла в окружении братьев Грега и Дона.
Отец, уроженец Пенсильвании, имевший немецкое и хорватское происхождение, числился психиатрическим соцработником в армии США, а затем занял должность декана колледжа. Мать-медсестра появилась на свет в Шотландии, позднее перебравшись в Америку. Знакомство супругов состоялось в Алжире, а свадебное торжество — в Неаполе. Взрослые с детьми часто переезжали, и у этого были свои плюсы и минусы.
«Это тяжело для ребенка — расставаться с друзьями. Это очень больно. Были, конечно, и преимущества: я видела мир, а на новом месте проходила период адаптации, который, я думаю, хорошо мне помог. Но все же это разительно отличалось от родного города с друзьями, которых знаешь всю жизнь», — говорила актриса в интервью.
Изначально девочка мечтала посвятить свою жизнь балету, но в старших классах Nurnberg American High School внимание школьницы переключилось на театр. В 1969-м девушка окончила Мэрилендский университет в Колледж-Парке со степенью бакалавра искусств и наук, во время учебы отправившись в турне с шекспировской труппой.
Будущая знаменитость участвовала в Нью-Йоркском Шекспировском фестивале (спектакль «Пепел»), выступала в Йельском репертуарном театре в Нью-Йевене, сыграв главную роль в «Гедде Габлер», трудилась дублером как на Бродвее, так и на офф-Бродвее в постановке «С днем рождения, Ванда Джун».
Театр
Уист дебютировала на Бродвее в «Пасьянсе/Двойном пасьянсе» Роберта Андерсона в 1971-м. Следующие 4 года она служила в Arena Stage, блистая в «Нашем городке» Торнтона Уайлдера, «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эдварда Олби, «Диббуке» Семена Ан-ского, «На дне» Максима Горького и «Доме, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. В составе этого театра актриса посетила и Советский Союз.
В 1976-м на Национальной конференции драматургов имени Юджина О'Нила выпускница Мэрилендского университета предстала в «Пиратах» и «Истории американского кино». В Public Theater Джозефа Паппа Дайан вновь оказалась задействована в «Пепле» и «Агамемноне». Творческая биография обогатилась «Агнессой Божьей» в театральном центре в Уотерфорде, «Музеем» и «Искусстве обеда» Тины Хоу. Последний проект принес сразу три премии: Obie Award, Theatre World Award и The Clarence Derwent Award.
На Бродвее американка «засветилась» во «Франкенштейне», «За пределами терапии» с Джоном Литгоу и «Отелло» с Джеймсом Эрлом Джонсом и Кристофером Пламмером. В 80-х она снова играла в «Гедде Габлер» в Йельском репертуарном театре, «Виде Аляски», «Серенаде Луи» и «Охоте на тараканов» в Manhattan Theater Club. В 90-х зрители рукоплескали ей в «Шали» Синтии Озик, «Одной блохе» Наоми Уоллес, в нулевых — в «Саломее», где партнерами выступили Аль Пачино и Мариса Томей, в «Доме памяти» и «Третьем» в Lincoln Center.
Артистка перевоплощалась в «обворожительную пошлячку» в чеховской «Чайке» и в Кейт Келлер во «Всех моих сыновьях» Артура Миллера, деля одну сцену с Патриком Уилсоном и Кэти Холмс. В 2016-м знаменитость примерила на себя образ Винни в «Счастливых днях» в Yale Repertory Theatre's, в 2017-м — в Theatre for a New Audience, в 2019-м — в Mark Taper Forum.
Фильмы
Покорение кинематографа у Уист началось с небольших ролей в «Залмане, или Безумии Бога», «Великом представлении», «Теперь мой ход», «Стене», «Танцую так быстро, как могу», «Дне независимости». В середине 80-х фильмография пополнилась «Свободными» и «Влюбленными», а с «Пурпурной розы Каира» стартовало плодотворное сотрудничество с Вуди Алленом, чьи «Ханна и ее сестры» стали для американки настоящим прорывом и принесли «Оскар» и «Золотой глобус».
После «Дней радио», «Сентября», «Пропащих ребят» и «Ярких огней большого города» она сыграла в «Родителях», удостоившись номинаций на упомянутые премии. Тим Бёртон снял ее в своем «Эдварде Руки-ножницы», а Джоди Фостер — в «Маленьком человеке Тейте».
Черная комедия «Пули над Бродвеем» подарила Дайан и «Оскар», и «Золотой глобус», и «Независимый дух», и награду Гильдии киноактеров США. Первая «Эмми» досталась актрисе за «Дорогу в Эйвонли», а вторая — за «Пациентов».
В нулевых артистка приложила руку к «Десятому королевству», став Злой королевой, «Закону и порядку», «Пассажирам», «Дэну в реальной жизни» и «Нью-Йорку, Нью-Йорку». В 2010-м она работала тет-а-тет с Николь Кидман в «Кроличьей норе», а в 2012-м — с Кевином Клайном и тезкой Дайан Китон в «Самом близком друге».
Позднее знаменитость попала в «Черный список», претерпела «Унижение», провела «Пять ночей в Мэйне», познакомилась с «Наркокурьером» и показала «Жизнь в деталях».
Личная жизнь
В 80-х главным героем личной жизни американской актрисы, внешне чем-то напоминающей коллег Рене Зеллвегер и Джуди Денч, был Сэм Кон, с которым она состояла в длительных романтических отношениях. В списке клиентов «первого суперагента современности», по версии журнала Time, находились Вуди Аллен, Пол Ньюман, Мерил Стрип, Сигурни Уивер, Лайза Миннелли, Вупи Голдберг, Джеки Глисон, Роберт Олтмен.
Влюбленные так и не поженились, но мужчина стал крестным отцом двух приемных дочерей знаменитости Эмили (1987) и Лили (1991). Женщина признавалась в интервью, что старалась быть хорошей матерью своим детям (но те, возможно, расскажут другую историю) и брала их с собой на гастроли. В «Инстаграме» есть немало фан-страниц артистки, где поклонники размещали фотографии любимицы.
Дайан Уист сейчас
Незадолго до наступления нового 2021-го в прокат вышла комедийная драма «Пусть говорят», где, помимо Уист, «засветились» Мерил Стрип, Лукас Хеджес и Кэндис Берген. В интервью Entertainment Weekly они рассказали, что фильм был снят всего за 2 недели на борту круизного лайнера Queen Mary — 2 в августе 2019-го, а большая часть диалогов в нем — чистая импровизация.
«Единственной профессиональной техникой на съемочной площадке было звуковое оборудование. Стивен Содерберг держал камеру в инвалидном кресле и просто катал его. Ни софитов, ни фургонов, ни всего того, что сейчас нужно для создания фильмов, — ничего подобного. Были Стивен и эта его новая камера», — добавила Дайан.
Фильмография
- 1986 — «Ханна и её сёстры»
- 1987 — «Дни радио»
- 1989 — «Родители»
- 1990 — «Эдвард Руки-ножницы»
- 1994 — «Пули над Бродвеем»
- 1996 — «Клетка для пташек»
- 1996 — «Дорога в Эйвонли»
- 1998 — «Заклинатель лошадей»
- 2000 — «Десятое королевство»
- 2008 — «Нью-Йорк, Нью-Йорк»
- 2008-2009 — «Пациенты»
- 2015-2019 — «Жизнь в деталях»
- 2018 — «Наркокурьер»
- 2020 — «Пусть говорят»
- 2021 — «Аферистка»
Интересные факты
- В июне 2014-го в СМИ появилась информация, что звезда сериала «Секс в большом городе» Синтия Никсон решила попробовать себя в качестве театрального режиссера и трудилась над постановкой «Говорит Рашида». Главные роли достались Дайан Уист и Тоне Пинкинс.
- После визита в СССР в 1973-м американке запретили въезд в Советский Союз, потому что та вывезла микрофильм книги запрещенного писателя: «Я отвезла его в Newsweek, и там написали, что молодая актриса провезла микрофильм, и, возможно, вскоре обнаружат нового Солженицына. Меня тут же уволили из театра и сказали, что я никогда не смогу вернуться в Советский Союз. Если поеду, то меня тут же посадят в тюрьму. Когда же рукопись прочитал редактор, то сказал, что это не новый Солженицын, и не напечатал рукопись».
- В 2010-м Вист числилась приглашенным преподавателем в аспирантуре Колумбийского университета, где работала над избранными пьесами Антона Чехова и Артура Миллера.
- Дайан оказалась всего на 9 лет старше Лори Сингер, сыгравшей ее дочь в музыкальной киноленте «Свободные».
- Знаменитость говорила, что хотела примерить образ настоящей хладнокровной серийной убийцы или тех жестоких женщин, в которых перевоплощалась Гленн Клоуз, чтобы показать, что она способна быть не только хрупкой на экране.