Советский Новый год: история, традиции и другие факты
Современные традиции празднования Нового года многое почерпнули из СССР. По-прежнему запах мандаринов и шипение шампанского в бокалах под бой курантов являются частью праздника и вызывают ностальгию. Новогодние традиции современной России проделали сложный и витиеватый путь, который начался в древнерусские времена. Важным отрезком для их формирования стала и советская эпоха. Именно в этот период появились многие атрибуты праздника, без которых торжество не обходится в XXI веке. Подробнее о том, как создавался советский Новый год, – в материале 24СМИ.
Новогодние праздники в дореволюционной России
У древних славян понятие нового года сильно отличалось от современных ценностей праздника. Исследователи предполагают, что в дохристианские времена на Руси начало нового года приходилось на весну. Крестьяне после зимнего перерыва выходили на работу в поле и при этом соблюдали особые ритуалы для богатого урожая.
С 25 декабря по 6 января у славян была череда обрядов и праздников, связанных с зимним солнцестоянием. Характер торжества напоминал отмечание Ивана Купалы летом. В центре поселения разжигали огромный костер, вокруг которого собирались люди, – аналог современной елки. Славяне верили, что в этот период граница между земным и потусторонним мирами стерта, поэтому злые духи могут навредить смертному.
После принятия христианства за Новым годом постепенно закрепилась дата 1 марта. Но гуляния с 25 декабря по 6 января сохранились. До 1348 года два праздника сосуществовали практически на официальном уровне. Но церковь попыталась перерубить связь с языческими временами и укрепить преемственность византийских традиций. Дату празднования Нового года перенесли на 1 сентября, а великий князь Иван III позже закрепил этот обычай.
Народ 200 лет отмечал праздник в начале осени. Петр I с опорой на европейскую традицию назвал 1 января Новым годом в России. Массовые гуляния были и до петровских времен, но на эпоху царя-реформатора пришлась популяризация елей, сосны и можжевельника в качестве главных символов праздника. Так началась 200-летняя история дореволюционного Нового года в России.
Главные улицы городов и дома с 1 по 7 января были украшены ветвями хвойных деревьев. На площадях устраивали праздничный фейерверк. При Петре появились новогодние игрушки, в образе которых был зарыт глубокий смысл. Например, белка, грызущая орех, с надписью «Без труда не получишь». Игрушка напоминала об упорстве русской армии при взятии крепости Нётеборг (Орешек) и возвращении ее в лоно Русского государства.
Петр Великий заложил основы современных корпоративов. Увеселительные встречи и новогодние балы называли ассамблеями. Суть мероприятий не изменилась и через 300 лет: питье, танцы, веселье, шутки, розыгрыши и женщины в платьях с декольте. В петровские и последующие времена Новый год в России отмечали с большим размахом, но ситуация изменилась в год Октябрьской революции.
История советского Нового года
После событий октября 1917-го смысл торжества в России сильно изменился. Праздник приобрел новые ценности, а комсомольско-новогодние гуляния приурочивали к годовщине революции.
Отмена праздника
После прихода большевиков к власти празднование Нового года в традиционном ключе отменили по двум причинам. Новое руководство страны стремилось разорвать связь с буржуазными традициями. До революции праздник отмечали с размахом, шампанское лилось рекой, а столы ломились от угощений. Кроме того, Новый год тесно связан с Рождеством. Владимир Ленин взял курс на построение атеистического государства, поэтому и в этом случае торжество противоречило коммунистической идеологии.
Возникли понятия «комсомольская елка» и «комсомольские святки». В 1922–1924 годах новогоднее дерево украшали чучелами «врагов народа»: Николая Юденича, Антона Деникина, Нестора Махно, обезличенными фигурками буржуев и попов. Наряжали елку в годовщину Октябрьской революции, проводили мероприятия, на которых ставили антирелигиозные спектакли и читали сатирические стихи. Появилась кампания против Деда Мороза, которого называли «поповским дедом» и «истребителем лесов». В 1929-м ввели полный запрет на празднование Нового года и Рождества.
Буржуазно-религиозный праздник большевики призывали заменить полезным занятием для здоровья и духа, например, катанием на лыжах или коньках. Города украшали антирождественские плакаты, активисты уничтожали новогодние игрушки.
Возвращение праздника
Но Новый год недолго пребывал в забвении. Попытка государства вычеркнуть праздник, который отмечали не одно столетие, провалилась. 28 декабря 1935 года в главной газете страны «Правда» опубликовали заметку Павла Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Автор сетовал, что дети рабочих в царские времена могли увидеть огни новогоднего дерева только в окнах дома буржуазной семьи. Постышев писал, что советская ребятня заслуживает возвращения праздника.
Заметку советского деятеля опубликовали с одобрения Иосифа Сталина, который, как предполагается, и был главным инициатором. Незадолго до этого вождь советского народа произнес фразу, ставшую знаменитой: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Сталин не хотел быть голословным, поэтому вернул людям праздник. Но, в отличие от дореволюционного, советский Новый год стал настоящим торжеством для большинства населения.
«В лесу родилась елочка»
Почти 20 лет в России не праздновали Новый год в привычном формате. Но накануне 1936-го с образа Деда Мороза сняли клеймо «истребителя леса». Новогодний персонаж со Снегурочкой впервые заглянули в детские сады, где организовали первые утренники, а вся страна дружно запела главный хит «В лесу родилась елочка».
Песня не была новой для России – она появилась в начале XX века, при царе. Мелодию придумал биолог и музыкант-любитель Леонид Бекман, а слова сочинила учительница Раиса Кудашева. Когда Максим Горький узнал, кто автор текста популярной песни, то сразу пригласил поэтессу в Союз советских писателей.
Дети и молодежь до 20–25 лет смутно представляли празднование Нового года, поэтому старшее поколение выступило в роли наставников. Карнавальных костюмов для утренников не было, поэтому советские граждане включили воображение и смекалку. Для создания праздничного наряда ребенку в садик или школу использовали вату, меховые хвостики, проволоку и все, что попадалось дома под руку.
Основу утренников составлял творческий актив классов, которые участвовали в самодеятельных драматических кружках. В новогодние дни они перевоплощались в сказочных персонажей и выступали в домах культуры, клубах и кинотеатрах перед началом сеанса.
Выходной день
1 января в Советском Союзе работали до 1947 года как обычно. 23 декабря, перед встречей 1948-го, вышел указ, согласно которому первый день после Нового года стал выходным. Тогда взрослые могли засидеться до утра, а некоторые и выпить больше обычного.
Утомленные алкоголем и яствами советские граждане отправлялись спать, а утром просыпались от радостных возгласов детей, обнаруживших подарки под елкой. Взрослые неохотно открывали глаза, а затем с облегчением вспоминали, что 1 января – выходной. Но 2-го числа все выходили на работу. В этот период стартовал период детских елок, из которых первенство престижности удерживала Кремлевская.
Кремлевская елка
29 декабря, на следующий день после заметки Постышева, на рынках Москвы и других городов появились елочные базары, возле которых толпились покупатели. За новогоднее дерево продавцы брали по рублю. В ход шли даже неказистые елки, которые с одной стороны были без иголок. Их связывали с другим деревом и получали превосходный новогодний символ.
Подставок для лесной красавицы не было, поэтому народ проявлял фантазию: мастерили крестовину из досок, ставили в ведро с песком или кастрюлю с водой, прикрепленную к табуретке.
Накануне Нового 1938 года в Колонном зале Дома Союзов установили 15-метровую елку, которую нарядили 10 тыс. украшений и игрушек. С тех пор появилось понятие главного новогоднего дерева страны. Перед 1954-м большую елку впервые установили в Кремлевском дворце. Леонид Брежнев в 1976-м закрепил ежегодную традицию.
Елочные игрушки и украшения
Новогодние украшения в СССР на ранних этапах представляли собой елочные шары, на которых были изображены портреты Ленина, Сталина и прочих деятелей. Но советскому человеку показалось кощунством «вешать вождей» на новогоднее дерево. После ряда писем «куда надо» игрушки с Лениным и Сталиным убрали.
Советские власти называли производство новогодних игрушек делом государственной важности. По тому, как менялись украшения, можно изучать историю СССР и суть каждой пятилетки. Так, освоение Севера ознаменовалось выпуском фигурок полярников. Легендарный полет Юрия Гагарина породил производство елочных украшений на тему космоса. «Кукурузная эпопея» Никиты Хрущева тоже отразилась в новогодних игрушках.
Лыжники, конькобежцы, дирижабли, зайцы, часы, персонажи сказок и десятки других советских елочных украшений, которые в современной России представляют ценность для коллекционеров. Цена на некоторые редкие экземпляры в антикварном мире достигает 500 тыс. руб.
Украшали елку не только заводские игрушки, но и изделия ручной работы. Дети мастерили фонари, снежинки, звезды. В магазинах продавали специальные формы на толстых листах. Украшения нужно было вырезать, склеить и найти самое лучшее место на елке.
Открытки
Иллюстрированные карточки обрели популярность в Европе в XIX столетии. Вскоре купцы привезли первые открытки в Российскую империю, где на них существовал большой спрос. Но цена на карточки кусалась, поэтому они были доступны далеко не всем. По этой причине большевики отнесли открытки к категории «буржуазные предметы» и запретили.
Реанимировали производство в 1950-х. Советские власти издали указ о выпуске идеологически соответствующих открыток, большинство которых касалось Нового года. Деда Мороза превратили в образцового гражданина и трудовика-ударника: рабочий на БАМе, космонавт, металлург, оператор ЭВМ, почтальон. На советских открытках реже всего Деда Мороза изображали с мешком подарков.
В качестве печати СССР уступал западным странам, но мастерство художников позволяло с лихвой обходить иностранных конкурентов. Популярностью пользовались работы Владимира Зарубина, который превратил открытки в настоящее искусство. Карточки изображали лесных зверей, Кремль, елку, украшенную игрушками, детей, водящих хороводы.
Дед Мороз и его внучка
Образ главных новогодних персонажей неразрывно связан с языческими богами и фольклором. Из представлений о седом старике, который повелевает холодом и морозом, родился дед, дарящий подарки и наказывающий непослушных детей. У многих народов есть свои персонажи, с которыми связаны Новый год и Рождество. Например, западный Санта-Клаус чуть ли не брат-близнец русскому Деду Морозу.
Путь Снегурочки тоже начался давно. Александр Островский написал пьесу «Снегурочка», премьера которой прошла без внимания публики. Но опера Николая Римского-Корсакова, поставленная по пьесе Островского в 1882 году, навсегда закрепила образ дочери Деда Мороза. Со временем Снегурочка стала внучкой начальника Нового года. В дореволюционную эпоху спутницу Деда Мороза не выделяли в категорию ведущих персонажей. Например, на праздничных мероприятиях в царской России был один Дед Мороз и несколько Снегурочек.
Окончательно тандем оформился после возрождения Нового года в 1935 году. Ни одно новогоднее мероприятие в советский период не проходило без Деда Мороза и Снегурочки, в которых облачались студенты театральных училищ или кто-то из родителей. За рассказанный стишок или спетую песню дети получали сладкие подарки.
Утренники устраивали не только в садах и школах, но и в Кремлевском дворце, где роль первого всесоюзного Деда Мороза исполнил актер Михаил Гаркави. Детям тогда раздавали подарочные наборы, состоявшие из двух больших конфет, вафель, яблок, апельсинов и мандаринов. Участие в главной елке страны, подарок и фото с Дедом Морозом и Снегурочкой – мечта любого советского ребенка, которому была не чужда магия праздника.
От кино до стола — советские новогодние традиции
Новогоднее застолье в 1930-х отличалось от позднесоветского. Отмечали в семейном кругу или приглашали друзей и соседей. Из салатов готовили только винегрет. На стол ставили соленья, селедку с луком, вареную картошку, пряники, водку. Интеллигенция дополняла банкет шампанским и фруктами. Еще в 1928 году Сталин задумался о производстве игристого вина в СССР, но дело не двигалось до 2-й половины 1930-х. За работу взялся Анастас Микоян, который посетил завод спиртных напитков в США и закупил оборудование в Европе.
В 1937 году с конвейера сошла первая бутылка «Советского шампанского», без которого в последующем не обходился ни один советский Новый год. Стоимость напитка, который дегустировал Сталин, составляла 4,17 руб. Почти одновременно с шампанским на советском праздничном столе появилась колбаса «Докторская».
Особая атмосфера царила 31 декабря после завершения Великой Отечественной войны. Тогда появилась традиция вешать на елку «мерзавчики» (бутылки объемом 0,125 л) водки. На новогоднее дерево цепляли количество емкостей по числу гостей. Под бой курантов люди подходили к елке, срывали «мерзавчик» и выпивали «за Победу».
Новые традиции в празднование Нового года принесло кино. В 1956-м вышел фильм «Карнавальная ночь», который возглавил советский прокат и стал одним из символов торжества. В 1950-х появилась традиция отмечать Новый год не только в семейном кругу, но и собираться на праздничных «огоньках» – предшественниках современных корпоративов. Моду на них заложил Хрущев, который любил собирать коллег в Кремле 31 декабря. Кто оставался дома, вкладывал фантазию в украшение квартиры – теперь не только елка говорила о предстоящем празднике.
Хозяйки в предновогодний период стремились продемонстрировать кулинарное мастерство, поэтому из года в год праздничное меню дополняли новые блюда. Майонез «Провансаль» не пользовался большой популярностью в 1930-х, но все изменилось через 30 лет. Историки кулинарии полагают, что в 1960-х на новогодних столах советских граждан массово стали появляться холодец, салаты оливье, «Мимоза», «Столичный», «Селедка под шубой».
Важной задачей стояла закупка продуктов. Самые предусмотрительные начинали запасаться ингредиентами для салатов с ноября: приобретались консервированный горошек, рыба, красная икра, сладости. В декабре в продажу поступали мандарины из Абхазии, Грузии и Марокко, за которыми люди вели отдельную охоту. Не менее ответственной задачей было не съесть купленные продукты до Нового года и следить за тем, чтобы это не сделал кто-либо из домочадцев. Последней покупали «синюю» курицу, про которую сложено немало анекдотов.
Кто работал с иностранными компаниями или занимал высокие должности, мог достать к празднику нечто невиданное для среднестатистического советского человека. Датская ветчина DAK в продолговатой банке, к которой прилагался ключ-открывалка, была доступна единицам. Детские сладкие подарки в таких семьях дополняли «Киндер-сюрпризы».
Развитие телевидения вдохновило Брежнева на запись новогоднего обращения к гражданам СССР. Первое поздравление генсека прозвучало с экранов телевизоров 31 декабря 1970-го в 23:50. За час до этого отдавали дань другой традиции – прощались с уходящим старым годом, поднимая рюмку. Под бой курантов отмечающие пили шампанское, приветствуя Новый год. Телевизор со временем превратился в атрибут праздника, создававший иллюзию не тихого семейного торжества, а всенародного гуляния.
Когда куранты объявили о наступлении Нового года, ночь отмечающих скрашивал телевизионный концерт «Голубой огонек». Граждане слушали, танцевали и подпевали хитам Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, «Песняров». В первый день 1976-го по телевизору впервые показали киноленту «Ирония судьбы, или С легким паром!», с которой теперь неизменно ассоциируется Новый год.
В 1970–1980-х советский праздник приобрел ключевые атрибуты и традиции. К тому моменту список доступных продуктов стал разнообразнее, возник интерес к зарубежным обычаям, таким как китайский Новый год и восточный календарь животных. Привычное меню дополняли новые блюда, например, мясо по-французски. Выросло количество выпиваемого спиртного: в 1930-х до состояния Жени Лукашина из фильма Эльдара Рязанова напивались единицы. Нарастающий дефицит и антиалкогольная кампания внесли корректировки, но не помешали советским гражданам отмечать любимый праздник.
Традицию телеобращения Брежнева изменил Михаил Горбачев. В 1985-м после Юрия Андропова и Константина Черненко, которые не выступали с поздравлениями, на экранах появился последний генсек СССР. Горбачев поразил тем, что не читал заготовленный текст с бумажки, а излагал собственные мысли на ходу. Еще большее удивление было, когда через год жителей Советского Союза поздравил американский президент Рональд Рейган. Советский лидер в ответ желал здоровья и счастья жителям США. Традиция, призванная сблизить страны, находившиеся в состоянии холодной войны, просуществовала почти до распада СССР.
Новый год после распада Советского Союза
СССР родился накануне 1923 года – 29 декабря. Просуществовавшая без малого 69 лет страна распалась в последний месяц 1991-го. Отмечание нового 1992-го оказалось для бывших советских граждан самым странным. Поздравлял жителей России не президент, а Михаил Задорнов, который так увлекся, что бой курантов запустили на минуту позже намеченного. Борис Ельцин выступал перед гражданами новой России 30 декабря. Но речь политика больше касалась предстоящих реформ.
Вскоре 2 января сделали выходным днем. В последующие годы Ельцин записывал обращения к гражданам, но некоторые каналы не транслировали их. Например, в 1994-м НТВ показывал речь основателя финансовой пирамиды «МММ» Сергея Мавроди. В 1998 году зрители увидели резинового двойника президента, который обратился к россиянам с Аллой Пугачевой.
Запомнилось жителям РФ поздравление 1999-го, когда к ним на исходе тысячелетия обратились и Борис Ельцин, и Владимир Путин. Первый произнес знаменитую фразу: «Я ухожу. Я сделал все, что мог». Путин сказал, что хотел встретить Новый год дома, но его срочно вызвали в Кремль. Тогда поздравления звучали из кремлевского кабинета. Начиная с 2000 года глава государства поздравлял граждан на свежем воздухе.
В 2004 году появились пятидневные новогодние каникулы, которые с Рождеством дали затяжные январские выходные. Традиции прошлых лет сохранились и в 2000-х, и в 2020-х: речь президента, бой курантов, оливье, мандарины, шампанское, советские комедии и мультфильмы. Многие традиции приобрели современные черты, видоизменились рецепты, а фрукты перестали быть редкостью. Но старшее поколение по-прежнему с ностальгией вспоминает советский Новый год, времена беззаботной молодости и поздравления Брежнева или Горбачева.