Жак Одиар

Jacques Audiard
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
72 года
Место рождения
Рост
174
Семейное положение
разведен
Соцсети
    5,0 / 5 (1 голос)

    Биография

    Жак Одиар — французский кинематографист, который совмещает написание сценариев с режиссурой. Большинство его работ обласканы критиками и получили множество наград на родине и за ее пределами.

    Детство и юность

    Жак родился 30 апреля 1952 года в Париже и вырос со старшим братом Франсуа. Их отец Мишель Одиар был сценаристом и писал диалоги для фильмов с Луи де Фюнесом, Жаном Габеном, Брижит Бардо, Аленом Делоном, Жан-Полем Бельмондо и другими звездами. А дядя был продюсером.

    Хотя семья была тесно связана с кинопроизводством, Жак мечтал преподавать, изучал литературу и философию в Сорбонне. Во время университетских каникул его девушка предложила подзаработать на съемках фильмов Романа Полански и Патриса Шеро. Одиар был помощником монтажера и на втором курсе бросил учебу, сосредоточившись на работе.

    Фильмы

    В молодости Жак писал сценарии для театра и кино, регулярно работал в одних проектах с отцом. На заре творчества фильмография Одиара часто включала триллеры, среди которых были картины «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо, «Смертельная поездка» с Изабель Аджани, «Радиочастота убийства» с Катрин Денёв и другие ленты. В начале 1990-х он попробовал себя в роли актера.

    Трейлер криминальной драмы Жака Одиара «Пророк»

    Также сценарист снимал короткометражки и к середине 1990-х собрал деньги на съемки первого полнометражного фильма. Режиссерским дебютом Жака стала криминальная драма «Смотри, как падают люди» о двух бандитах-неудачниках. Картина собрала 3 статуэтки «Сезар».

    С тех пор Одиар стал режиссером, который сам создает сценарии своих фильмов. Отличительная черта его работ — жестокость, которая превращает на экране обычного человека в героя, выстраивает границу между вымыслом и реальностью. Его персонажи зачастую чего-то лишены, в том числе в физическом плане, что дает возможность сделать сюжетную линию интереснее и дает стимул для развития.

    Вторая работа режиссера, комедия «Никому не известный герой» с Матьё Кассовицем, забрала за сценарий приз Каннского кинофестиваля 1996 года. В течение следующих пяти лет Одиар сосредоточился на написании диалогов.

    В 2001-м Жак представил триллер «Читай по губам». В центре сюжета — история любви слабослышащей девушки Карлы (Эммануэль Дево) и мужчины с преступным прошлым по имени Поль (Венсан Кассель). Ленту номинировали на «Сезар» в девяти номинациях, в трех категориях картина победила.

    Окончательно признанной иконой французского кино Одиар стал после выхода ленты «Мое сердце биться перестало», ремейка американского фильма «Пальцы». Действие разворачивается вокруг полукриминального бизнесмена Тома (Ромен Дюрис), который хочет быть пианистом. Картина получила 8 премий «Сезар», BAFTA и «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.

    На волне успеха сценарист основал в 2005-м продюсерскую студию «Страница 114», название которой стало отсылкой к интервью отца. Четырьмя годами позже режиссер презентовал криминальную драму «Пророк» об арабском юноше Малике (Тахар Рахим), оказавшемся во французской тюрьме. И эту работу Жака отметили целым букетом наград, включая BAFTA, Гран-при Каннского кинофестиваля и 9 статуэток «Сезар», а также номинациями на «Оскар» и «Золотой глобус».

    А вот шестая режиссерская работа Одиара, мелодрама «Ржавчина и кость», не добилась такого успеха. Сюжет раскрывает историю любви отца-одиночки Али (Маттиас Схунартс) и девушки-инвалида Стефани (Марион Котийяр). Фильм претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» Канн, но упустил награду, хотя и получил 10-минутные овации на премьере. При этом в прокате картина собрала $ 25 млн, став самой кассовой лентой Жака.

    Желанный приз получил следующий проект кинематографиста, драма «Дипан». В отличие от предыдущих работ, Жак набрал малоизвестных актеров и новичков индустрии. Сюжет раскрывает историю беженца из Шри-Ланки, который после гражданской войны находит убежище во французском пригороде. Идея фильма пришла к создателю на съемках «Пророка» и лучше раскрыла тему жизни иммигрантов в чужой стране.

    Трейлер фильма Жака Одиара «Париж, 13-й округ»

    Первым голливудским фильмом французского кинодела стал вестерн «Братья Систерс» о двух наемниках (Хоакин Феникс и Джон Си Райли), выслеживающих предателей (Риз Ахмед и Джейк Джилленхол) на фоне золотой лихорадки. На Венецианском кинофестивале Одиар получил «Серебряного льва» за свою режиссуру.

    На Каннском кинофестивале 2021 года состоялась премьера девятой картины Жака «Париж, 13-й округ» о любовном треугольнике. Одиар снял ее в черно-белом формате, вдохновившись работами шведского фотографа Андерса Петерсена.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Жака была связана с режиссером Марион Верну. Они познакомились в 1988 году и стали родителями троих детей: сына и двух дочерей. Сейчас супруги в разводе.

    Жак Одиар сейчас

    Жак стал режиссером и сценаристом мюзикла «Эмилия Перес», съемки которого стартовали весной 2023-го. По словам Одиара, идея пришла к нему двумя годами ранее как «либретто оперы в 4 действиях». Сюжет криминальной ленты с элементами комедии раскрывает биографию лидера мексиканского наркокартеля, который мечтает скрыться от правосудия и меняет пол. На главные роли утвердили Зои Салдану и Селену Гомес.

    Фильмография

    • 1994 — «Смотри, как падают люди»
    • 1996 — «Никому не известный герой»
    • 2001 — «Читай по губам»
    • 2005 — «Моё сердце биться перестало»
    • 2009 — «Пророк»
    • 2012 — «Ржавчина и кость»
    • 2015 — «Дипан»
    • 2018 — «Братья Систерс»
    • 2020 — «Бюро легенд»
    • 2021 — «Париж, 13-й округ»

    Интересные факты

    1. Режиссер состоит в «Коллективе 50/50», который содействует равенству мужчин и женщин в кино. Организацию также поддерживают Пьер Деладоншам, Леа Сейду, Джемма Артертон, Лили-Роуз Депп, Клеманс Поэзи и другие знаменитости.
    2. После съемок фильма «Братья Систерс» Жак зарекся работать с лошадьми.
    3. В начале драмы «Читай по губам» показана сцена, как женщины на языке жестов обсуждают политику и решают, что лучше быть глухонемыми, чем слышать такое. Этот эпизод вызвал во Франции небольшой скандал.