Донской монастырь в Москве: история, святыни и другие факты
Факты
18 октября 2022 г. 6:04
Время чтения: 11 минут

Донской монастырь в Москве: история, святыни и другие факты

Донской монастырь построен царем Федором Иоанновичем на южных подступах к Москве. Перед битвой с войском хана Газы Герая набожный правитель молился в походной палатке, а ночью узрел Богородицу, провозвестившую победу русского войска силой Христа и Божьей Матери. Вскоре на месте битвы царь заложил новый храм. Освятил его в честь чудотворной Донской иконы Божьей Матери. Интересные факты о монастыре и его достопримечательностях – в материале 24СМИ.

Создание и становление обители

Дата основания обители – 1591 год. Место – там, где во время битвы стоял передвижной храм Сергия Радонежского (шатер с иконой). Первая церковь была небольшой, увенчанной одним куполом. Строительство завершили в 1593-м. В начале XVI века обитель насчитывала несколько монахов и считалась частью Андронникова монастыря. Позже ее захватили поляки. Святыни вывезли, людей убили. С тех пор территория оставалась заброшенной до начала XVII столетия.

Век XVII ознаменовался возрождением. При царевне Софье построили новый пятиглавый собор. Дата постройки – 1684–1698-й. Внутри оформили шестиярусный иконостас в стиле московского барокко. С тех пор предыдущий собор стали называть «старым» или «малым», а построенный – «новым» или «большим».

Перестроили монастырские стены. Кладку украсили зубчатыми элементами, напоминающими укрепления Новодевичьего монастыря. Создали круглые башни по углам, чтобы облегчить круговую оборону крепости. Башни – цилиндрические сооружения с бойницами и местами для пушек. Их верхняя часть оформлена в виде площадки для панорамного наблюдения за местностью. Промежуточные башни сделали квадратными, чтобы обеспечивать защиту стен от атак неприятеля.

Получение статуса монастыря

Статус монастыря даровала императрица Елизавета Петровна в 1745-м. К этому времени обитель состояла из нескольких церквей на подворье, келий для монахов, трапезной и хозяйственных построек. Монахов и насельников в ней по-прежнему было немного.

Донской монастырь (https://www.flickr.com/photos/162046422@N02/50817354852/in/photolist-2mBzeaP-QEFGzL-26FCcaj-2cMakFe-2bouJ6g-QEFGfh-2bo9CKM-2bo9CUK-2hdyFeK-2hdwYNo-QEFGqh-2hdwYEY-2a1C1NL-8Hvtqy-iuSvHD-fF2nhm-5cDQZR-9zBB8r-6DDmbN-6DDyob-2mEAhM5-TyvGPF-2kqye9y-2kqxNjc-2kqtNSm)
Донской монастырь / Фото: Flickr.com

Чума

В 1771-м Москву охватила эпидемия чумы. Заразу принесли солдаты, возвращавшиеся с Русско-турецкой войны. Первых больных выявили в дальнем монастыре в декабре, но мер по изоляции не приняли. Чиновники предлагали ввести в городе карантин, но войск для этого не хватало. Дворяне и духовенство стали покидать город. Когда ударили январские морозы, эпидемия затихла, однако весной продолжилась. В городе начался хаос, несмотря на объявленный карантин. Для наместника Донского монастыря Амвросия он завершился смертью.

У Варварских ворот Китай-города на стене висела икона Боголюбской Божьей Матери. Один горожанин рассказал, что во сне явилась ему Богородица и пожаловалась, что у ее образа давно не возносят молитвы и не ставят свечи. Господь разгневался на москвичей и надумал уничтожить их каменным дождем, но Дева Мария смягчила наказание, наслав моровую язву. Чтобы она завершилась, нужно всем было отправиться на молебен к Варварским воротам.

Люди поверили. Архиерей Амвросий сначала снял образ Божьей Матери и отнес его в церковь неподалеку, поставив рядом с ящиками со сбором пожертвований. Деньги священник планировал передать на организацию приюта для осиротевших от чумы детей. Разгневанные переносом иконы горожане не дали вынести ящики. Люди посчитали, что батюшка решил ограбить храм. Начался бунт. Монастырь разграбили, а Амвросия убили.

Одним из последствий убийства и чумного бунта стал указ Екатерины II о запрете создания кладбищ в черте города. Хоронить горожан в городе разрешалось только в особых случаях на специально отведенных территориях. Одно из таких кладбищ создали при Донском монастыре. В XVIII веке там хоронили знать, духовенство, представителей купеческих фамилий. Здесь похоронены философ и публицист Петр Чаадаев, отец русского хоррора Владимир Одоевский, писатель Иван Шмелев и другие выдающиеся личности. Князья Голицыны и Зубковы создали на Донском кладбище частные часовни и освятили Александро-Сиверскую и Архангельскую церкви.

Сегодня Донское кладбище продолжает оставаться действующим. На нем хоронят тех, чьи родственники уже есть среди погребенных. Те, у кого нет тут родни, могут запросить разрешение на захоронение в московском департаменте торговли и услуг.

XVIII век

Во второй половине XVIII века начались работы по обновлению главного собора. Роспись его стен поручили итальянскому живописцу Антонио Клаудо. Переделали храмовую кровлю, убрав признаки московского барокко. Под колокольней и трапезной создали место для захоронения настоятелей и святых старцев.

Война с Наполеоном

В 1812-м Москву заняли солдаты Наполеона Бонапарта. Многие монастыри были ограблены, а памятники искусства уничтожены.

В Донском монастыре на постой встали конные французы. Солдаты разместились в кельях монахов вместе с лошадьми. Украшения с иконостаса сняли и вывезли. После отхода французской армии часть зданий оказались разрушены. Средства на восстановление монастырю пожертвовал граф Матвей Платов, атаман Донского казачьего войска. По его заказу создали новый иконостас, нарисовали новые иконы.

Малый собор (https://www.flickr.com/photos/139008476@N04/49713340991/in/album-72157713307527417/)
Малый собор / Фото: Flickr.com

Донской монастырь в XX веке

После Октябрьской революции обитель закрыли. Игумена и монахов преследовали за «антисоветскую деятельность». Здания использовали, чтобы открыть интернат для беспризорников, молочную ферму. Надвратный храм стал жилым домом. В нем разместили общежитие для рабочих завода «Красный пролетарий». В 1926-м часть монастырских зданий стала Историко-культурным музеем. В 1929-м его упразднили, создав новый – Антирелигиозный музей искусств. Через 5 лет он стал частью Музея архитектуры.

В 1922–1925 годах в уже закрытом монастыре содержался патриарх Тихон после ареста. Причиной недовольства властей было осуждение патриархом расстрела Романовых. Жил Тихон в тесной монастырской келье под присмотром красноармейцев. Раз в день выходил на прогулку, чтобы через решетку пообщаться с прихожанами. Когда патриарх отошел в мир иной, его тайно захоронили на территории монастыря. Святитель Тихон якобы описал на смертном одре безрадостную эпоху правления большевиков. Ему приписывают фразу: «Ночь будет темная, долгая. Очень долгая».

Монастырь сегодня

Леонид Брежнев планировал передать монастырь православной церкви. Подписал соответствующий указ, но бумага затерялась, а вскоре генеральный секретарь умер. Московскому патриархату Донской мужской ставропигиальный монастырь передали только в 1991-м. В том же году для богослужений освятили Большой собор.

В 1992-м после пожара нашли место погребения патриарха Тихона. Его мощи сегодня лежат в Большом соборе. В келье, где жил патриарх, планируют создать дом-музей. Пока в ней хранятся личные вещи, документы и фото иеромонахов московских монастырей.

Для паломников на территории обители открыта гостиница. Она рассчитана на группы в количестве до 20–22 человек.

Горельефы с храма Христа Спасителя (https://www.flickr.com/photos/139008476@N04/49716396283/in/album-72157713307527417/)
Горельефы с храма Христа Спасителя / Фото: Flickr.com
Читайте такжеТроице-Сергиева лавра — монастырь, основанный Сергием Радонежским: история создания, достопримечательности и другие факты

Архитектура и достопримечательности

В архитектурный ансамбль входит больше 10 церквей. В основном это храмы, построенные как усыпальницы знатных родов.

Малый собор

Малый собор стал первым зданием, построенным из камня в Донском монастыре. Представляет собой здание квадратной формы с тремя апсидами (полукруглыми выступами). Венчают его три яруса полукруглых элементов – «кокошников». Над ними световой барабан, увенчанный золотым куполом с крестом. Малый собор – яркий пример московского барочного стиля.

Фрески внутри написаны во времена Бориса Годунова. Считается, что внутри был и портрет царя, но он не сохранился. Пол храма не просто архитектурный элемент, а усыпальница. Здесь похоронены фельдмаршал Николай Репнин, дедушка Александра Пушкина, другие исторические личности.

Большой собор

Большой собор построили в 1698-м. Он представляет собой здание лепестковой формы, увенчанное пятью куполами. Купола ориентированы по сторонам света. Внутри храм украшен семиярусным иконостасом, созданным мастерами Оружейной палаты. Иконы выполнены в стиле позднего Ренессанса. С трех сторон созданы три паперти. Ко входу ведут чугунные плиты. Их закупили в 1752 году на пожертвования купца Замятина.

Из собора по лестнице вниз можно попасть в еще один храм – Сретенский. Это родовая усыпальница грузинских царей из рода Багратионов и Дадианов. Здесь нет настенных росписей, но есть таблички с надписями на грузинском языке. Для посетителей Сретенский храм закрыт.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела создана на средства Голицыных. Первоначально на этом месте стояла Архангельская церковь. Со временем она обветшала, и понадобились деньги на реставрацию. Княгиня Анна Голицына пожертвовала их с условием, что новый храм освятят в честь небесного покровителя ее мужа, а в последующем род Голицыных будет использовать церковь как родовую усыпальницу. Для прихожан церковь Михаила Архангела тоже закрыта.

К Большому собору посетитель идет через главные врата с Надвратной церковью. Она представляет собой высокое четырехъярусное сооружение, напоминающее колокольню. Здесь молился патриарх Тихон в годы заточения. Построена Надвратная церковь на средства жены Ивана IV, царицы Прасковьи.

По факту другие церкви на территории комплекса также строились знатью как семейные и использовались для создания родовых усыпальниц. Так, храм Александра Свирского возводили на пожертвования от графа Зубова, а строительство церкви Иоанна Лествичника велось на пожертвования генерал-майора Терещенко.

Святыни

Донская икона Божьей Матери – образец древнерусского искусства XIV века. На ее лицевой стороне изображена Богородица, удерживающая на руках младенца. На изнаночной стороне – изображение Успения Божьей Матери. По легенде, образ получил название «Донская икона» потому, что его вручили князю Дмитрию Донскому донские казаки перед битвой на Куликовом поле как знак того, что будут сражаться рядом с князем. Историки сомневаются в правдивости предания и считают, что икону создавали уже после разгрома Орды. Предположительно, по заказу настоятеля Симонова монастыря.

В монастыре находится одна из старейших икон – мозаичная икона святителя Николая. Создали ее по эскизу Виктора Васнецова. По легенде, когда красноармейцы пришли закрывать монастырь, то один солдат начал стрелять в образ святителя, демонстрируя бесстрашие перед гневом Божьим. Пуля отрикошетила от образа и убила святотатца, а на самом образе до сих пор видны следы от пуль.

Некрополь

Кладбище Донского монастыря представляет собой уникальное собрание надгробий. Первые захоронения здесь возникли в XVI веке. Их делали в монастыре и за стеной обители. Среди первых надгробий встречаются такие знаменитые фамилии, как Трубецкие, Долгорукие, Вяземские. Кладбище постепенно разрасталось. Поэтому самые новые могилы и колумбарии расположены ближе к границам комплекса.

Горельефы (https://www.flickr.com/photos/129608596@N03/16165944892/in/album-72157649646627000/)
Горельефы / Фото: Flickr.com

Кладбищенские скульптуры XVIII века выполнялись такими известными скульпторами, как Иван Витали, Василий Демут-Малиновский, Жан Гудон. Среди статуй встречаются мраморные ангелы, портретные бюсты, сцены из греческих мифов и Библии. Особенно известны скульптурные композиции на могилах поэтов Александра Сумарокова и Михаила Хераскова, историков Михаила Щербатова и Василия Ключевского, царедворца Александра Дмитриева-Мамонтова.

В постсоветское время на Донском кладбище хоронили людей, боровшихся против советской власти. В 2008 году здесь нашел покой писатель Александр Солженицын. В 2007-м из Харбина перевезли останки генерала Владимира Каппеля. Среди других перезахороненных – Антон Деникин, Иван Ильин.

К концу XX века некрополь переполнился. В 2010 году за стенами монастыря под захоронения выделили новый участок. Среди первых могил нового кладбища – место погребения Марии Гартунг, дочери Пушкина, ставшей моделью для написания Львом Толстым романа «Анна Каренина». Мария Гартунг была похоронена в 1919-м.

После революции на территории монастыря тайно хоронили расстрелянных в подвалах Лубянки. При реставрации комплекса было найдено несколько таких захоронений. Их объединили в три общие братские могилы. Считается, что среди расстрелянных есть останки Петра Краснова, Всеволода Мейерхольда, Михаила Тухачевского, Исаака Бабеля. После Битвы за Москву на кладбище хоронили погибших солдат.

Интересные факты об обители

Незадолго до революции при монастыре открыли новый храм, освященный во имя преп. Серафима Саровского. В советское время его переоборудовали под крематорий. В годы репрессий там сжигали останки жертв Лубянки. В этом же здании кремировали всех, кто захоронен в некрополе у Кремлевской стены. До середины 1970-х это был единственный крематорий в Москве.

Кроме братской могилы расстрелянных на Лубянке, Донское кладбище – место последнего приюта коменданта НКВД Василия Блохина, руководившего расстрелами.

Братская могила на кладбище Донского монастыря (https://en.wikipedia.org/wiki/Donskoye_Cemetery#/media/File:Moscow._Common_Grave_Number_1_at_Donskoye_Cemetery.jpg)
Братская могила на кладбище Донского монастыря / Фото: Wikipedia.org

В усыпальнице князей Голицыных среди других членов семьи захоронена княгиня Наталья Голицына, ставшая прототипом пушкинской графини из «Пиковой дамы». Описанная писателем история с тремя картами тоже не вымысел. Среди московской знати ходил слух, что старая княгиня знала карточный секрет, позволявший всегда выигрывать, и передала его своему внуку.

На Донском кладбище захоронена Салтычиха (Дарья Салтыкова). На ее могиле висит цепочка из 140 крестиков. По легенде, Кровавая барыня загубила 140 душ.

Самая «оживленная» могила принадлежит архимандриту Даниилу. При жизни его очень любили и уважали прихожане. После смерти на его могилу приходят люди, чтобы помолиться и получить духовное утешение.

Среди всех скульптур на кладбище чаще всего фотографируют надгробие, похожее на ствол дерева с обрубленными ветвями. Такой знак называют «Гора Голгофа». Купцы и дворяне ставили его на могиле последнего представителя рода как знак, что род угас и родовое дерево навсегда засохло.

Внимание туристов также привлекают барельефы на монастырской стене. После разрушения храма Христа Спасителя их привезли в Донской монастырь и вмонтировали в стену, сохранив для потомков как произведение искусства.

По легенде, в Большом соборе в 1920-х тайно крестили дочь Иосифа Сталина Светлану Аллилуеву. В крещении девочке дали имя Фотиния.

До 2015 года большая часть монастыря была закрыта для посетителей. Сейчас открыта небольшая зона. Пройтись по некрополю можно в выходные. Посещение соборов – без ограничений по дням недели.

Читайте такжеВалаамский монастырь — обитель на 50 островах Ладожского озера: история, памятники архитектуры и святыни

Донской монастырь находится у станции метро «Шаболовская». Путь от метро до монастырских ворот займет 10 минут, но обитель не входит в список самых знаменитых или посещаемых. Сюда едут те, кто увлекается скульптурой или эпохой петровского барокко. Монастырь работает каждый день, но религиозные службы проводят не ежедневно. Паломникам лучше узнавать время богослужений заранее на сайте монастыря.

Читайте также