Биография
Российский кинематограф, часто клейменный зрителями как глупый и незрелищный, эволюционирует. Сначала стали получаться черные драмы, затем — спортивные биографии. А еще всегда на пике находились психологические фильмы, обнажающие философские мысли. Ярким примером здесь послужат работы Михаила Сегала — режиссера из провинциального города. Раньше он снимал музыкальные клипы для «Би-2» и «Касты», а сейчас с легкостью создаст конкуренцию Федору Бондарчуку и Юрию Быкову.
Детство и юность
Михаил Юрьевич Сегал родился 3 января 1974 года в Орле, провинциальном городе СССР. Сейчас это «сердце» Центрального федерального округа, отдаленное от столицы России на 356 км.
Еще в школьные годы Сегал нащупал у себя творческую жилку. Он ходил в театральный кружок Дворца пионеров и школьников им. Ю. А. Гагарина, сам ставил спектакли и сочинял пьесы. К литературе режиссер стал питать любовь благодаря книгам детского писателя Владислава Крапивина.
В 1994 году Михаил окончил режиссерский факультет Орловского государственного института культуры (ОГИК). А в 1995 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографа (ВГИК) им. С. А. Герасимова, но спустя курс бросил и сосредоточился на практике.
Личная жизнь
В фильмах Сегал изображает женщин недалекими, падкими на материальные ценности. Но о сексизме и женоненавистничестве в данном случае нет речи. Ведь сам режиссер считает наоборот:
«В моих историях — и в кино, и в прозе, — женщины мудрее и умнее мужчин».
Несмотря на это, личной жизни у Михаила нет. И не потому, что не было возможности создать семью — завести жену и детей. В интервью «Снобу» режиссер сказал, что людей своего уровня, с которым можно было бы связать судьбу, «встречал сто раз». И любая из историй могла бы закончиться счастливо.
«Сложность не в том, что этот человек уникален и его сложно найти. Сложность в том, что этим человеком может быть любой. Не в плохом смысле этого слова — «а, да какой попало, с любым буду», — а в хорошем. Ты любого можешь назначить человеком своей жизни, и он таким станет», — отметил Михаил Сегал.
Но не нашлась, видимо, та женщина, которую режиссер захотел бы сделать своей.
Михаил ведет аскетичный образ жизни. В интервью он не дает выйти за рамки обсуждения творчества, у него нет профиля в «Инстаграме». Поэтому новости о премьерах и планах, свежие фотографии можно черпать только из интернета.
Творчество
Творческое восхождение Сегала началось с музыкальных клипов. Впервые о нем заговорили после видеоряда к песне «Дорога в ночь» группы «СерьГа» в 1996 году. Работа за работой — и вот уроженец Орла уже снимает «Мой рок-н-ролл» для «Би-2», «Романс» для «Сплин», «Наши юные смешные голоса» для «Ногу свело!», «Вокруг шум» для «Касты», «Катастрофически» для «Ночных снайперов» и другие культовые видеоклипы.
Со временем Михаил понял, что ему тесно в рамках короткого метра. Так появился дебютный фильм «Франц + Полина» (2006). В его основу легла повесть Алеся Адамовича «Немой» о любви солдата СС и советской девушки. Драму оценили не только в России, но и на международном уровне — в Германии, Португалии, Франции, Белоруссии, Китае.
Вслед за режиссерским триумфом Сегал решил прославиться как прозаик. Дебютную книгу «Молодость» (2010) рекламировали музыканты, для которых он снимал клипы.
В 1,5-минутном ролике Лева Би-2 и Шура Би-2, Владимир Кристовский, Максим Покровский и другие пытаются найти подходящую рифму к слову «молодость». В итоге они зовут на помощь Михаил Сегала. А он, демонстрируя свою книгу, поясняет:
«Все дело в том, что "Молодость" — это проза».
Сборник «Молодость» объединил одноименную повесть и рассказы. Все они были тепло встречены литературными критиками и читателями. Михаил Сегал понял, что раз идеи нравятся, их тоже можно воплощать в кинематографе. Так появилась короткометражка «Мир крепежа» (2011), удостоенная награды на «Кинотавре».
Со временем «Мир крепежа» дополняется другими новеллами — «Круговое движение», «Энергетический кризис» и «Возгорится пламя». Они объединены в самом известном фильме Михаила «Рассказы» (2012).
Кинопремьеру сопроводил релиз 2-й книги режиссера — тоже «Рассказы» (2012), которая объединила всю прозу, в том числе повесть-антиутопию «Новые живые».
Следующей работой в фильмографии Сегала стало «Кино про Алексеева» (2014). Это трогательная мелодрама про старика, который вспоминает о своей молодости. Главную роль исполнил Александр Збруев. Аналогичные ностальгические чувства вызывает и фильм «Слоны могут играть в футбол» (2018). Правда, в эту картину Михаил Сегал добавляет щепотку из «Лолиты» Владимира Набокова.
«Рассказы», «Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол» — совершенно разные и по тематике, и по настроению фильмы. Вначале кинокритики удивлялись: действительно ли Михаил Сегал настолько многоплановый режиссер? Но оказалось, что он порождает контрастные работы именно потому, что ловит себя на повторах. Смотрит — а идея уже где-то была. И переводит сюжет в кардинально иную сферу.
В интервью «Снобу» Сегал объяснил, что в самоповторе нет ничего криминального. Квентина Тарантино знают как автора насильственно-криминальных комедий с длинными остроязычными диалогами, Вуди Аллена — благодаря романтическим мелодрамам с налетом джаза. Благодаря этой зацикленности режиссеры и получают своего зрителя.
Но все же есть точки соприкосновения и у Михаила. Его фильмы — не комедия, а серьезные работы, во время которых часто смешно.
«Общим еще является такой прием, как наглая обескураживающая искренность», — добавляет сам режиссер.
Михаил Сегал сейчас
22 октября 2020 года состоялась премьера противоречивой и скандальной мелодрамы «Глужбе!». В центре сюжета — режиссер, уволенный из «Главного театра страны», которого обстоятельства забрасывают в порноиндустрию. Привыкший к трагизму и психологизму, он заставляет актеров играть по своим правилам: тонко, по-настоящему, как завещал Константин Станиславский.
«Порнография — изначально жанр, лишенный какой бы то ни было психологии и глубины, а как было бы здорово, если бы она там была», — отметил Михаил в интервью «Новой газете».
В невозможности совмещения двух этих понятий — фильмов для взрослых и психологической мотивировки, — и рождается комический элемент, который раскручивает фильм.
До большого проката «Глужбе!» оценили на «Кинотавре». Сегал отметил, что реакция этой публики вовсе ничего не значит. Она смотрит на видеоряд, на актерскую игру и на задумку в целом. А обычные зрители могут пойти в кинотеатр из-за того, что афиша отдаленно напоминает о PornHub.
Главные роли в мелодраме «Глужбе!» исполнили Александр Паль, Любовь Аксенова и Олег Гаас. Также в кадре появляются Игорь Верник, Сергей Бурунов, Антон Лапенко и другие.
Михаил создал своеобразную франшизу: «Глужбе!» продолжает линию «Рассказов», обсуждает примерно те же темы. А еще есть в этих фильмах связующий персонаж — президент России в исполнении Игоря Угольникова. Несмотря на свою приверженность «Единой России» и политике Владимира Путина, актер согласился на рискованный диалог про увольнение. Кстати, именно за эту сцену Сегалу пришлось биться.
Фильмография
- 2006 — «Франц + Полина»
- 2011 — «Мир крепежа»
- 2012 — «Рассказы»
- 2013 — «Овцы»
- 2013 — «Какие наши действия?»
- 2014 — «Кино про Алексеева»
- 2018 — «Слоны могут играть в футбол»
- 2019 — «6 лет без секса»
- 2020 — «Глубже!»
Интересные факты
- Неофициальное название Орла — третья литературная столица России. Здесь родились и выросли Иван Тургенев, Афанасий Фет, Иван Бунин, Леонид Андреев и другие. Классиков население чтит, а вот современников почти не знает. Творческие встречи с Сегалом собирают только истинных поклонников кинематографа, будущих фильммейкеров и театралов. Аналогичная ситуация — с Валерием Бариновым, еще одним уроженцем Орла.
- В молодости Михаил не любил читать. Осиливал только приключенческие романы — «Три мушкетера» Александр Дюма, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона. Классиков и вовсе чурался: ни Николая Гоголя, ни Родиона Щедрина, ни Михаила Зощенко режиссер не считал смешным. «Я понимаю, что это должно быть смешно, но это не смешно», — вспоминал он.
- До «Кино про Алексеева» Александр Збруев не снимался 10 лет.
- Кастинг для фильма «Слоны могут играть в футбол» проводила Татьяна Полосина. Полученный опыт позволил ей самой стать актрисой. Ее серьезный кинодебют состоялся в драме «Двое» (2018).