Биография
Юрий Медведев мог мастерски воплотить любой образ, но его стихией были эпизоды и короткие острохарактерные роли. Он так блестяще обыгрывал даже самую незатейливую ситуацию, что она запоминалась надолго, а многие фразы его маленьких героев становились крылатыми. Неслучайно актера называли королем эпизода. К сожалению, Медведев не достиг славы Михаила Пуговкина и Евгения Леонова, но зато навсегда оставил в советском кинематографе целую галерею ярких комедийных образов.
Детство и юность
Жизненный путь будущего артиста начался в 1920 году в рабочем поселке Пролетарском Московской губернии (ныне город Мытищи Московской области) в семье Николая Дмитриевича и Нины Ивановны Медведевых. Мальчик появился на свет в День смеха, что в некотором роде предопределило его дальнейшую судьбу. С ранних лет маленький Юрий рос удивительно артистичным и обаятельным, имел веселый и живой нрав.
К сожалению, о детстве Медведева почти ничего не известно. За исключением, пожалуй, только той информации, что он рано выбрал свой путь и следовал ему всю жизнь. После получения аттестата зрелости Юрий успешно выдержал вступительные экзамены в Московское городское театральное училище (позже вошло в состав Государственного института театрального искусства, ныне — ГИТИС).
Театр
Медведев выпустился из театрального училища в самый разгар Великой Отечественной войны. Он рвался на передовую, но ему удалось попасть туда только в составе фронтовой актерской бригады. Вместе с коллегами Юрий ездил по разным участкам боевых действий, выступал перед бойцами. Товарищи по фронтовому театру отмечали у него непревзойденный талант комика. Медведев не упускал случая рассмешить зрителей до упаду. Позже артист вспоминал, что нелегкая работа на передовой оказалась настоящей профессиональной школой.
Когда война закончилась, режиссер Андрей Лобанов пригласил Медведева в Московский театр имени М. Н. Ермоловой, в котором работал главным режиссером. С тех пор судьба служителя Мельпомены оказалась надолго связана с этой сценической площадкой, на которой он провел более 40 лет, с 1945 по 1986 год. Этот период стал самым значительным в жизни Юрия Николаевича, когда он раскрылся не только как комедийный, но и как трагический актер.
Известность пришла к лицедею достаточно быстро. Несмотря на то что он играл чаще всего роли второго плана, каждая из них становилась событием. Все это благодаря тому, что Медведев устраивал на сцене поистине запоминающееся зрелище. Его героями становились маленькие люди, которые были либо вероломно хитры, либо трогательно смешны и даже нелепы. Выразительные глаза актера, которые выделялись на фотоснимках, немного глуповатый взгляд исподлобья придавали дополнительный эффект его работам. Так сложилось главное амплуа Медведева: милый и нелепый, но в то же время коварный герой.
В середине 80-х артист перешел в Малый театр СССР, которому оставался верен до конца жизни. С возрастом характеры героев Юрия Николаевича стали еще более психологически глубокими. Одно оставалось неизменным — комедийное амплуа, для которого артист словно был рожден.
Среди театральных ролей Медведева критики единодушно отмечали обедневшего помещика Илью Телегина из пьесы «Дядя Ваня» Антона Чехова, кларнетиста Андрея Сарафанова из «Старшего сына» Александра Вампилова, необразованного дьячка Кутейкина из «Недоросля» Дениса Фонвизина, продажного газетчика Голутвина из комедии «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского.
Последней работой артиста стал Эгингардт фон дер Варт из рыцарской драмы Генриха фон Клейста «Кетхен из Гейльбронна, или Испытание огнем».
Кино
Медведев начал сниматься в кино с 1954 года. Тогда зрители увидели его в фильме «Испытание верности» режиссера Ивана Пырьева. Лента, в основу которой легла пьеса братьев Тур «Семья Лутониных», стала лидером советского кинопроката. Юрий сыграл шофера Федора Ерохина, положив этой работой начало огромному количеству небольших ролей.
Режиссеры охотно использовали комедийный талант Медведева. Даже в коротких эпизодах он мог сыграть так, что его герой оставался в памяти надолго. Гениальный актер полностью выкладывался в любой роли, стремился обогатить ее новыми красками, и зрители чувствовали это. Особенно ему удавались образы героев из народа, которые выходили у него достоверными и убедительными.
Несмотря на то что Медведев играл чаще всего в эпизодах и небольших ролях, которых у него набралось полторы сотни, он оставил в советском кинематографе яркий след своей неповторимой личности. При этом надо сказать, что абсолютно отрицательных героев у него не было. В его исполнении даже отъявленные негодяи вызывали симпатию у зрителей, как, например, Евгений Родионович в киноромане «Дорогой мой человек» режиссера Иосифа Хейфица или собутыльник Шефа (Олег Анофриев) Иван Иванович в сатирической комедии «Хорошо сидим!» Мунида Закирова.
Так же тонко и талантливо Медведев создал и множество других эпизодических ролей: тракториста Василия Зефирова в мелодраме «Дело было в Пенькове» Станислава Ростоцкого, уличного продавца рыбы в фантастической картине «Человек-амфибия» с Владимиром Кореневым и Анастасией Вертинской, дяди Вовы в телевизионном фильме «Берегите женщин» с Андреем Градовым и Мариной Шиманской, пожилого ковбоя Стаффи в комедийном вестерне «Человек с бульвара Капуцинов», собравшем в одном кадре Андрея Миронова, Олега Табакова, Николая Караченцова и Михаила Боярского.
Не менее ярким и естественным получился у характерного актера академик Василий Анистифорович Огонь-Дугановский в научно-фантастической дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», снятой Ричардом Викторовым. На площадке Медведев работал со Львом Дуровым, Владимиром Басовым (младшим), Ольгой Битюковой и Иннокентием Смоктуновским.
Имея ярко выраженный комедийный талант, артист также обладал блестящим даром перевоплощения. Поэтому его появление в драматической роли Иннокентия Груздева в телевизионном фильме Ярополка Лапшина «Угрюм-река» — экранизации одноименного романа Вячеслава Шишкова — оказалось не менее органичным. Критики также отмечали работу Медведева в драме «Плохой хороший человек», снятой Хейфицем по мотивам повести Чехова «Дуэль». В этой картине Юрий Николаевич создал образ Шешковского, разделив площадку со звездами советского кино Анатолием Папановым, Олегом Далем и Владимиром Высоцким.
Весомую часть работ в своей внушительной фильмографии Медведев адресовал самому своенравному зрителю — детям. Актер снимался в юмористическом киножурнале «Ералаш», играл в картинах «Веселые истории», «Грешный ангел», «Меняю собаку на паровоз», «Огненное детство». Юная аудитория оценила и неповторимый голос Медведева, который участвовал в озвучивании старшего царевича в «Сказке о золотом петушке» и разных зверушек в мультфильмах «Кот, который гулял сам по себе», «Краденое солнце», «Клад» и других.
За свои заслуги в развитии советского киноискусства Юрий Николаевич был удостоен звания народного артиста РСФСР.
Личная жизнь
Медведев не любил давать интервью и вообще редко делился фактами биографии с представителями прессы. Поэтому его личная жизнь долгое время была окутана тайной. Лишь годы спустя стало известно, что преданный служитель Мельпомены являлся семейным человеком. Он был однолюбом, с единственной супругой вырастил двоих детей. До конца жизни Юрий Николаевич очень ценил семью и близких людей. Жена часто сопровождала его в киноэкспедициях и как могла поддерживала во время тяжелых съемок.
Смерть
Юрий Медведев оставался актером до самого последнего дня жизни. Он и умер во время съемок, как оказалось, своего последнего фильма — комедии «Семь дней с русской красавицей». В июле 1991 года народный артист РСФСР находился в Гомеле. На площадке исполнитель роли носильщика почувствовал, что у него колет в груди, после чего потерял сознание. Актера экстренно госпитализировали, но спасти не успели. Причиной смерти мастера эпизода стал инфаркт — известно, что у него давно имелись серьезные проблемы с сердцем.
Медведева похоронили на Троекуровском кладбище в Москве. Свое последнее пристанище он обрел рядом с могилами родителей.
Фильмография
- 1957 — «Дело было в Пенькове»
- 1958 — «Дорогой мой человек»
- 1961 — «Человек-амфибия»
- 1964 — «Ко мне, Мухтар!»
- 1971 — «12 стульев»
- 1974 — «Москва – Кассиопея»
- 1975 — «Отроки во Вселенной»
- 1977 — «12 стульев»
- 1977 — «Три весёлые смены»
- 1982 — «Там, на неведомых дорожках...»
- 1983 — «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
- 1983 — «Спокойствие отменяется»
- 1985 — «После дождичка в четверг»
- 1987 — «Человек с бульвара Капуцинов»
- 1991 — «Воспоминание о "Коровьем марше"»
Интересные факты
- Двоюродная сестра Медведева Ирина Лаврова была последней женой актера Михаила Пуговкина.
- Юрий Николаевич снимался в обеих экранизациях романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». У Леонида Гайдая он сыграл театрала, у Марка Захарова — председателя тиражной комиссии. Вместе с ним в обоих фильмах появились Савелий Крамаров, Павел Винник, Георгий Вицин, Эдуард Бредун, Вячеслав Войнаровский, Григорий Шпигель, Анатолий Обухов и Анатолий Калабулин.