Биография
Георгий Малявский был ярко выраженным характерным актером. Интеллигентность, изящество игры, особый профессионализм, выработанный многолетней работой в театре, позволяли ему создавать глубокие психологические образы как на подмостках, так и на экране.
Детство и юность
Георгий Рафаилович Малявский появился на свет в послевоенном 1946 году в Минске. Родители не имели профессионального отношения к творчеству, но он в раннем возрасте осознал, что искусство – это его жизненное призвание.
В 1970-м юноша получил специальное образование в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне Белорусская государственная академия искусств). Он учился на курсе, который вела опытнейшая актриса и режиссер, народная артистка РСФСР Вера Редлих, известная своими работами в классических постановках по произведениям Максима Горького, Антона Чехова, Льва Толстого, Федора Достоевского.
Театр
Георгий Малявский был прежде всего театральным актером. В молодости он по распределению начал служить в Могилевском областном театре драмы и комедии в Бобруйске, где в разное время трудились известные белорусские режиссеры Валерий Лосовский, Татьяна Дорогобед, Георгий Нестер, Франц Пухович.
Роли начинающего актера на провинциальной сцене не остались незамеченными. В 1971 году он был приглашен в труппу Национального академического театра имени Янки Купалы и больше не менял место работы. Именно здесь раскрылся яркий острохарактерный талант Малявского. Под руководством Валерия Раевского, ученика Владимира Маланкина и Юрия Любимова, он сыграл свои лучшие роли.
Режиссер предложил Купаловскому театру совершенно новый стиль, основанный на свободе самовыражения и обогащенный ярким поэтическим языком в сочетании с острой проблематикой спектаклей, поставленных на стыке эксперимента и классических веяний.
Среди многих блестящих работ Малявского можно отметить почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина в комедии «Ревизор» Николая Гоголя, Антонио в пьесе «Буря» Уильяма Шекспира, сержанта Ферчайлда в комедии «Что тот солдат, что этот» («Человек есть человек») Бертольта Брехта, Клеанта в «Тартюфе, или Обманщике» Мольера. Будучи прежде всего характерным актером, он вместе с тем создавал прекрасные современные образы, как, например, министра внутренних дел Тулия Ротунда в пьесе «Ромул Великий» швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта, раввина Ребе в «Поминальной молитве» советского сатирика Григория Горина, АА в «Эмигрантах» польского писателя Славомира Мрожека.
В 1990-м Малявский был удостоен почетного звания заслуженного артиста Белорусской ССР.
Георгий Малявский в кино
В 1980 году Малявский впервые снялся в кино в картине Михаила Беликова «Скрытая работа», разделив площадку с Александром Ануровым, Татьяной Козловой, Ниной Ивашовой. Потом было еще несколько фильмов, но ни один из них не принес актеру известности. В сознании режиссеров он продолжал оставаться опытнейшим театральным артистом с поставленной техникой речи.
Правда, Малявский играл и характерные роли в сериалах «Семейный детектив», «Алхимик. Эликсир Фауста», «Ой, ма-моч-ки!», где его партнерами были Ярослав Бойко, Раиса Рязанова, Дарья Повереннова, Игорь Петренко, Артем Ткаченко, Александр Макогон.
Совершенно по-иному актер раскрылся в первой крупной работе – многосерийном криминальном детективе «Куба». Его обаяние и интеллигентность помогли создать достоверный образ антиквара Ефима Борисовича Добровольского. В числе коллег исполнителя были Алексей Макаров, Екатерина Никитина, Митя Лабуш, Константин Житинев.
Несмотря на популярность, Малявский продолжал считать себя театральным актером, ведь он играл главные роли на купаловской сцене. В последнее десятилетие эти два направления его творческой биографии – театр и кино – как бы совместились, он стал чаще сниматься. Среди заметных работ Георгия Рафаиловича на экране стоит выделить сериалы «Мухтар. Новый след», «Чернобыль», «Дела житейские».
Особые симпатии зрителей вызвало появление заслуженного артиста Белорусской ССР в исторической саге «Отчим», в которой он снимался с Кариной Андоленко, Антоном Хабаровым, Александром Бухаровым, Владимиром Гостюхиным, Василием Бочкаревым, а также в комедии «Повышая градус» с Ольгой Тумайкиной, Анной Уколовой, Катериной Ковальчук.
Последней работой в фильмографии Малявского стала 2-серийная мелодраматическая картина «Вишенка на торте» режиссера Евгения Сологалова. Главные роли исполнили Вероника Пляшкевич и Александр Ильин. Премьера ленты состоялась весной 2024 года.
Личная жизнь
Заслуженный артист Белорусской ССР отличался высокой нравственностью и в личной жизни, которую бережно оберегал от посторонних. Фотографий с семьей в публичном доступе никогда не было. В интервью от 2012 года артист упоминал жену Антонину Георгиевну. Известно также, что у него остался сын Антон Малявский, который стал дизайнером и режиссером.
Смерть Георгия Малявского
Георгий Малявский скончался на 78-м году в последний августовский день 2024 года в Минске. Причина смерти и другие подробности не были обнародованы.
Фильмография
- 1980 — «Скрытая работа»
- 2008 — «Наваждение»
- 2014 — «Алхимик. Эликсир Фауста»
- 2014 — «Доброе имя»
- 2016 — «Любовь без правил»
- 2019 — «Заступники»
- 2019 — «Отчим»
- 2023 — «Дела житейские»
- 2023 — «Повышая градус»
- 2024 — «Вишенка на торте»
Интересные факты
- Актер работал над озвучиванием фильмов. Его голосом говорит Хью Лори в культовой американской медицинской драме Дэвида Шора «Доктор Хаус». Милявский рассказывал, что серьезно подошел к созданию образа Грегори Хауса для белорусских зрителей, постарался не только передать манеру речи, но и максимально убедительно вжиться в знаменитой образ гениального врача-диагноста.