Биография
Сказать, что Андрея Мартынова зрители обожали — это не сказать ничего, его носили на руках. Но времена молодости давно позади, на дворе новый век, другие правила. Актер появляется на экране, только если очень попросят — здоровье не то. Тем не менее ученик старой советской киношколы считает, что нынешним коллегам надо держать планку, не халтурить и не пытаться «стричь дивиденды с чужого успеха».
Детство и юность
Андрей — младший из троих детей семьи педагогов, жившей в Иванове, родился осенью 1945 года. Отец имел 1-ю группу инвалидности по зрению, но это не мешало ему читать по Брайлю, работать во Всесоюзном обществе слепых и играть в драматическом кружке. Те спектакли познакомили Мартынова с артистическим миром.
В детском саду мальчик смастерил кукольный театр, в школе выступал в инсценировках. Педагоги, глядя на юного артиста, прочили ему большое будущее на сцене. Как вспоминал актер в студии программы Татьяны Устиновой «Мой герой», читать он научился в 1-м классе, но наизусть знал «Горе от ума» благодаря радио.
В 16 лет Андрей напросился на просмотр к Алексею Грибову, приехавшему с труппой МХАТа на гастроли в Иваново. Мэтр поделился с молодым человеком профессиональными секретами и познакомил с Николаем Алексеевым, еще одной звездой театра.
По возвращении в Москву Алексеев прислал Андрею телеграмму с приглашением попробовать силы на экзаменах. Увы, в Щукинское училище парня, прошедшего все три тура, не взяли, поскольку ему не исполнилось 17 лет.
В молодости Мартынов целый год проработал на стройке и готовился к новым вступительным конкурсам. На этот раз судьба была благосклонна: его зачислили в ГИТИС к Павлу Хомскому. С 2-го курса юношу призвали в армию. Служил Андрей планшетистом в штабе дивизии ПВО в Самарканде. Вуз актер закончил в 1970-м и получил приглашение в труппу Московского ТЮЗа.
Театр и фильмы
Мало кому удается начать творческую биографию с шедевра, однако Мартынов в числе таких счастливчиков. В борьбе за главную роль в фильме «…А зори здесь тихие» начинающий артист обошел Георгия Юматова и Вячеслава Тихонова. Первый не вписался в типаж героя, а второго увела Татьяна Лиознова сниматься в «Семнадцати мгновениях весны».
Кандидатуру Мартынова поначалу не одобрил сам Борис Васильев, который написал легшую в основу фильма одноименную повесть, но последнее слово осталось за постановщиком Станиславом Ростоцким.
На съемочной площадке Андрей Леонидович работал с сокурсницей Ольгой Остроумовой и коллегой по Московскому ТЮЗу Екатериной Марковой, сыгравшей Галю Четвертак. Двухсерийную полнометражную картину сняли за один летний сезон — все работали без выходных. Актер органично вошел в роль, хотя был на 6 лет младше своего экранного персонажа, специально для съемок он отрастил себе пышные усы.
«Зори» имели оглушительный успех, заняли призовое место на Венецианском фестивале, а «Оскар» уступили только картине «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля. В СССР ленту посмотрели 66 млн человек, она стала самой кассовой картиной 1973-го и лучшим фильмом года по версии читателей «Советский экран».
В 1972-м артист перешел из ТЮЗа в Театр на Малой Бронной, но поклонники запомнили его не по театральным ролям, а как киноактера.
Уже в 1973-м новую волну популярности актеру принес образ Кирьяна Инютина в одном из первых советских сериалов «Вечный зов». На этот раз худсовет утвердил Андрея Леонидовича без проб. Съемки проходили в глухих башкирских лесах, и местные хулиганы воспользовались отсутствием связи с цивилизацией — напали на Мартынова в темноте и пытались ограбить. В течение нескольких дней гримерам приходилось старательно прятать следы побоев на его лице.
После премьеры зрители завалили студию письмами с требованием снять продолжение. Немалых усилий стоило артисту сыграть в 2-й части безногого инвалида. Перед сценой собирания милостыни в поезде он даже выпил немного алкоголя, чтобы совладать с эмоциями. Цикл мини-сериалов выходил на телевидении в течение 10 лет и прославил не только Мартынова, но и Тамару Семину, Ивана Лапикова и других актеров.
Ростоцкий предложил Андрею Леонидовичу роль в пронзительной драме «Белый Бим Черное ухо», ставшей еще одним претендентом на «Оскар» в фильмографии артиста. Экранизация одноименной книги соавтора сценария Гавриила Троепольского по опросу журнала «Советский экран» стала лучшей картиной 1978 года.
В 1981-м КГБ СССР вручил Мартынову ведомственную награду за работу в приключенческой ленте «Синдикат-2». В том же году Андрей Леонидович стал актером киностудии имени Максима Горького, и его фильмография начала активно пополняться, но таких громких ролей, как в 70-х, уже не было.
Артист занялся озвучиванием иностранных лент — это стало спасением для него в 90-е, когда кинематограф переживал спад. Голосом Андрея Леонидовича говорят Лиам Нисон, Брайан Кокс, Филипп Нуаре, Робби Колтрейн, Джефф Бриджес и еще десятки звезд Голливуда и европейского кинематографа.
С начала 2000-х Мартынов начал появляться в сериалах — ставшему с возрастом солидным актеру поручали роли министров, генералов, как в «Черной метке», «На углу у Патриарших».
По словам коллег-ровесников, Андрей Леонидович — человек необычайно эрудированный, прекрасно знающий историю, особенно военную. Сам он говорил, что не любит современное российское кино за «бутафорию, невежество, заштампованность и нежелание режиссеров выходить за привычные рамки».
Наверное, поэтому актер соглашается участвовать в проектах, имеющих серьезную литературную или исследовательскую основу. В 2004 году Мартынов снялся в приключенческой картине «Богатство», экранизации романа Валентина Пикуля, с Олегом Табаковым и Сергеем Никоненко в главных ролях.
Спустя 6 лет Андрей Леонидович принял приглашение Виктора Мережко «поиграть лицом» в драме «Сонька. Продолжение легенды». Это 2-я часть сериала о знаменитой воровке Соньке Золотой ручке. Правда, режиссер отметил, что название фильма себя оправдывает. Жизнь женщины по возвращении с каторги, ее отношения со взрослыми дочерьми — выдумка.
Личная жизнь
В личной жизни Мартынов одинок. С бывшей женой Франциской Тун актер познакомился в 1972-м на фестивале в Германии, где представлял картину «…А зори здесь тихие». Дочь немецкого дипломата, учившуюся в МГУ, приставили к советской группе в качестве переводчика. Франциска — первая немка, защитившая диссертацию по творчеству Василия Шукшина.
После свадьбы девушка переехала в Москву. Семья поселилась в маленькой кооперативной квартире, купленной Андреем. Понимая, что любимая привыкла к другому уровню комфорта, Мартынов обратился за помощью к столичному руководству. Лауреату Государственной премии не отказали и выдали сразу две квартиры на одной лестничной площадке.
Коллеги по ТЮЗу организовали психологическую травлю — не простили актеру ни «дармового», как им казалось, жилья, ни жены-иностранки, ни возможности свободно выезжать за границу. Андрей Леонидович, не приемлющий интриг и сплетен, не стал ни с кем разбираться, а просто написал заявление об увольнении.
В Берлине у артиста родился сын Александр. Когда пришло время вести мальчика в школу, решили, что образование он получит в Германии. Мать, конечно, поехала с ребенком. Андрей Леонидович покидать родину не захотел, в интервью для передачи «Раскрывая тайны звезд» он заявил, что жизни вне России не представляет. Глава семьи приезжал навестить близких, но разлука сыграла роковую роль. Развод пара оформила только в 2017-м — брак облегчал артисту выезд за рубеж для общения с сыном.
Сейчас Алекс, театральный художник, воспитывает с женой Моникой трех внуков Мартынова: Макса, Николаса и Элен. Все носят фамилию деда, русским языком не владеют, однако прекрасно осведомлены о том, что предок — знаменитость. Актер регулярно видится с ними, а не довольствуется одними фото. Александр с семьей приезжает к отцу в гости.
Франциска после развода вышла замуж за немецкого профессора. Андрей Леонидович тоже пытался построить отношения, но не сложилось. Связывать себя узами брака мужчина не спешит — опасается молодых охотниц за наследством.
Образ жизни
Соцсетями в силу объективных причин мужчина не пользуется. Как Андрей Леонидович признался Юлии Меньшовой, ведущей программы «Наедине со всеми», он даже собственный номер телефона не запоминает, но в курсе новостей, горестей и радостей близких. Скучать Мартынову не приходится — он любит гулять на Патриарших прудах, посещать выставки, пока позволяло здоровье, путешествовал.
Из 4-комнатных апартаментов в результате замысловатого обмена Андрей переехал в квартиру, принадлежавшую Людмиле Зайцевой. Небольшую, но зато с видом на Белый дом.
Уйдя на пике карьеры, артист ни о чем не жалеет, считает, что заслужил отдых.
«Трудно мне уже сниматься. Не могу долго стоять на ногах, глаза болят от света, да и нервы пошаливают. Хочешь не хочешь, а приходится заниматься своим здоровьем. Сейчас много стариков, которые работают до гробовой доски и выходят на сцену, вызывая жалость. Не хочу им уподобляться».
Андрей Мартынов сейчас
В мае 2023-го в прессе появилась информация об экстренной госпитализации Мартынова. По данным СМИ, 77-летний артист принял 40 таблеток феназепама, также сообщалось, что прибывшие в квартиру медики обнаружили открытый газ.
Соседка Андрея Леонидовича, народная артистка РСФСР Людмила Зайцева, опровергла слухи об отравлении актера снотворным — по ее словам, Мартынов при госпитализации сам передвигался и был в сознании. Также Людмила Васильевна прокомментировала информацию о наличии у артиста онкологического заболевания. Зайцева заявила, что у Мартынова упало зрение, он плохо ходит, но слухи об онкологии безосновательны.
Очередные слухи о госпитализации актера с кровотечением и язвой появились в марте 2024 года. Мартынов подтвердил, что попадал в больницу, но уже был выписан. При этом он рассказал, что проживает один, а уход за ним осуществляет сиделка. В планах у Андрея Леонидовича был переезд в дом престарелых, где ему могли бы своевременно оказывать медицинскую помощь.
Фильмография
- 1972 — «...А зори здесь тихие»
- 1973 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай»
- 1973 — «Вечный зов»
- 1977 — «Белый Бим Черное ухо»
- 1981 — «Гори гори ясно»
- 1982 — «Василий Буслаев»
- 1982 — «Безумный день инженера Баркасова»
- 1984 — «Без права на провал»
- 1985 — «Битва за Москву»
- 1985 — «Внимание! Всем постам…»
- 1991 — «Царь Иван Грозный»
- 1997 — «Царевич Алексей»
- 1998 — «Му-му»
- 2003 — «На углу, у Патриарших – 3»
- 2003 — «Черная метка»
- 2010 — «Сонька. Продолжение легенды»
Интересные факты
- Во время съемок фильма «…А зори здесь тихие» Станислав Ростоцкий учил актера всему, что должен делать деревенский мужик. Андрей Леонидович не умел ни дрова колоть, ни грести, ни стрелять. Коллеги завидовали Мартынову, попавшему, как им казалось, в цветник, и постоянно спрашивали, не завел ли он роман. Но за моральным обликом на площадке режиссер строго следил. Артиста всюду сопровождала помощница Ростоцкого — женщина 63 лет.
- Сцену примирения своего героя с супругой в «Вечном зове» Андрей Леонидович не смог озвучить из-за душивших его слез. В окончательный вариант фильма вошла черновая фонограмма.