Джон Толкин — создатель Средиземья и отец фэнтези
- Отец жанра фэнтези
- Лингвистическая карьера писателя
- Скандинавский эпос и расы из мира Толкина
- Собственные расы писателя
- Толкин и Шекспир
- Наука и произведения Толкина
- Краткие факты из биографии
- Первая мировая война во «Властелине колец»
- Вторая мировая война и расовый вопрос
- Неполученная Нобелевская премия
- Секрет успеха Толкина
Автор двух из пяти самых продаваемых книг в мире – Джон Толкин. Его повесть «Хоббит, или Туда и обратно» и эпопея «Властелин колец» выпущены тиражом более 150 млн экземпляров каждая и переведены на 69 языков мира. Их автора посвятила в рыцари Британской империи королева Елизавета II, а Оксфордский университет сделал почетным профессором. Подробнее о творчестве писателя и его героях – в материале 24СМИ.
Отец жанра фэнтези
Отцом литературного жанра считается тот, кто создал, или тот, кто усовершенствовал уже имеющееся. Толкин относится ко второй группе. Истоки фэнтези лежат в волшебных сказках и мифах народов мира. Писатели нередко использовали фольклор. Сначала создавали литературные версии народных сказок, как братья Гримм и Шарль Перро. Затем писали новые сказки, непохожие на другие, такие как «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
Среди первых фэнтези-произведений – труды Уильяма Морриса:
- книга стихов «Защита Гвиневры» (1857), основанная на легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола;
- поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867), пересказывающая миф о Ясоне и золотом руне;
- «История сияющей равнины» (1890), написанная по мотивам древнегерманской мифологии.
Глядя на произведения Морриса, становится понятным, что предшественники отца фэнтези отталкивались от уже существовавших легенд.
Вклад Джона Толкина в развитие жанра включает 3 пункта:
- создал уникальный мир;
- детально проработал его элементы;
- указал новое направление для творчества и активировал термин «фэнтези».
В мире Средиземья:
- больше 3,5 тысяч персонажей;
- 14 языков с диалектами, включая 3 самых известных – квенья, синдарин, кхуздул;
- около 100 баллад, песен и стихов, отражающих мифологию и космологию мира;
- больше 10 народов, каждый из которых получил собственную культуру, религию, искусство и ремесла.
У толкиновского мира есть история, собственная природа Средиземья и даже климатология. Здесь живут эльфы, но они непохожи на персонажей из фольклора. Именно толкиновские, а не фольклорные эльфы перекочевали в другие книги, фильмы и компьютерные игры. То же произошло с остальными персонажами: орками, троллями. Повторить создание мира с подобными параметрами пока не смог никто.
Востребованность персонажей проистекает из подробной детализации выдуманной вселенной. На ее фоне мир мифов Древней Греции выглядит как незавершенный. Легко перенести греческого бога войны Ареса в новую книгу, но невозможно узнать, как развивались отношения героев за пределами мифа или как они относились к персонажам из соседнего мифа, если это не вписывается в устойчивый стереотип. Поэтому фэнтези, до Джона Толкина представлявшее собой пересказ древних легенд, не пользовалось чрезмерной любовью читателей. Толкин – первый, кто доказал, что герои волшебных миров не менее интересны читателям, чем персонажи приключенческого романа.
Термин «фэнтези» тоже не относился к ходовым. Печатавшиеся книги относились к сказкам, легендам или фантастике. Толкин стал тем, кто систематизировал направление, выделив его в отдельный жанр со своими правилами.
Лингвистическая карьера писателя
Литературное творчество Джона Толкина неотделимо от его любви к языку. В университете он специализировался на английской филологии. Изучал древнескандинавский. Читал лекции по его истории и филологии, работал над Оксфордским словарем английского языка.
Скандинавский эпос и расы из мира Толкина
Большинство рас мира Толкина – это модифицированные персонажи скандинавской мифологии. Но есть отличия.
Эльфы из Прозаической Эдды Снорри Стурлусона, делятся на темных (Dökkálfar) и светлых (Ljósálfar). Темные живут в земле, а светлые – в Альвхейме. Ряд исследователей считает, что светлые – более позднее изобретение, нужное, чтобы подчеркнуть разделение на доброе и злое начала.
Древнеанглийские эльфы – это небольшие озорные создания с зеленой кожей, живущие в холмах. Способные к магии, но скорее озорничающие, чем созидающие. В Средние века верили, что эльфы могут становиться помощниками ведьм и вместе с ним разносить по деревням чуму и другие болезни. Встреча с эльфом заканчивалась бедой для человека.
Эльфы Толкина – это, по сути, люди, совершенные и свободные от пороков. Спокойные, серьезные и рассудительные. Мудрейший народ Средиземья. Элронд – целитель. Эльфы из скандинавских легенд не умели исцелять. Леголас и Трандуил – воины, что не свойственно древнеанглийским эльфам. Следовательно, толкиновские эльфы получили от автора новую внешность, новые способности и свойства. Это не считая языка, баллад, городов и прочего.
Среди эльфов выделяются нолдор. Самая одаренная и технологически развитая из эльфийских рас. Высокие, красивые, темноволосые, светлокожие и бессмертные. Мудрые, но страдающие от гордыни. Они живут под землей или в уединенных крепостях. Любят драгоценные камни.
Скандинавские гномы – озорные домашние духи, похожие на славянских домовых. Они напоминают маленьких старичков с длинной белой бородой. По поверьям, первый домашний гном образовался из предка, стремившегося опекать потомков и после смерти. Исследователи считают, что долгие и темные скандинавские зимы способствовали появлению в фольклоре персонажей, которые помогают человеку скоротать время вынужденной изоляции в помещении.
Гномы Толкина – это не хулиганистые духи, а созданная из камня раса коренастых и широкоплечих крепышей. Ее представители отличаются нечеловеческой силой и выносливостью, ведь среди целей их создания было в том числе и противостояние главному антагонисту вселенной — Мелькору-Морготу. Характеризуются не только как великолепные бойцы, но и как исключительные знатоки руд, лучшие ювелиры, мастера кузнечного дела и специалисты-камнерезы. Обитать предпочитают в горах, в недрах которых ими высечены величественные дворцы и галереи.
Собственные расы писателя
Собственные расы Толкина относятся к оспариваемым. Так, считается, что Джон Толкин не изобретал орков потому, что в латинском языке есть слово Orcus, означающее подземный мир теней. Также одним из имен древнеримского бога подземного мира Плутона было Орк. Но это ничего не дает читателю. Римская империя, завоевывая территории, вбирала в себя культуру покоренных народов. Поэтому римские боги обрастали новыми именами и дополнительными функциями, иногда противоречащими друг другу. Сегодня уже никто не знает, от какого народа Плутону досталось имя Орк, как выглядел тот бог и какие функции выполнял.
В саге о Беовульфе это слово встречается во множественном числе «оркнеас» и обозначает злых духов. Им приписывается злоба, жестокость, убийства других существ и поедание людей. Сам автор писал, что на создание его орков повлияли гоблины из книги Джорджа Макдональда «Принцесса и гоблин». Орки Толкина – уродливые существа ростом с человека, клыкастые и кривоногие, боящиеся солнечного света. Урук-хаи – крупные и могущественные создания. Они тоже поедают мясо и могут заниматься каннибализмом.
Хоббиты – интереснейшее изобретение автора. Крошечные человечки высотой до 4 футов с волосатыми ногами, живущие в норах. Оксфордский словарь пытается объяснить, что их истоком является книга J. Hardy's 1895.The Denham Tracts, Volume 2, из которой приводится фраза: «Вся земля была наводнена призраками, богглами ... хоббитами». На это главный исследователь Толкина Том Шиппи возражает, что в указанном источнике перечисляются бестелесные существа, ничем не напоминающие толкиновского хоббита. Другие исследователи пытались ассоциировать хоббитов с маленькими человечками из фольклора других народов или низкорослыми представителями земных рас, такими как африканские пигмеи, но Толкин отрицал это.
Интересные факты:
- Для создания орков Питер Джексон использовал маски, чтобы сделать персонажей более отталкивающими. Однако ему приходилось много спорить с продюсером Харви Вайнштейном. В результате разозленный Джексон сделал одну из масок похожей на самого Вайнштейна и показал ее крупным планом.
- Первоначально, орки создавались, как простенькие персонажи, необходимые для одной цели – обеспечить Средиземье постоянным запасом врагов, которых можно убивать без зазрения совести. Но в итоге получились самые сложные и противоречивые персонажи. Так, в «Сильмариллионе» орки – это восточные эльфы (авари), порабощенные Морготом. В «Падении Гондолина» это существа, созданные из «тепла и слизи земли». В одних произведениях они злые и неразумные. В других у орков есть мораль и чувства, как у людей.
- Часть персонажей Средиземья зарегистрированы компанией Saul Zaentz Company (SZC, ранее Tolkien Enterprises) в качестве товарных знаков в 1976 году. «Хоббит» – один из таких знаков. Поэтому время от времени SZC выигрывает очередной иск и требует от ответчика сменить название (ресторана, магазина, домена), убрав из него слово «хоббит».
Психологи утверждают, что раса хоббитов интересна людям не просто так. Человек по отношению к масштабам планеты Земля тоже в некотором роде хоббит. Он восхищается свершениями Фродо и Сэма (маленьких существ, решающих большие проблемы) так же, как если бы это были его собственные достижения.
Толкин и Шекспир
Когда Джон Толкин был 11-летним школьником, то изучал в школе творчество Уильяма Шекспира. Ему не нравились эти уроки, и позже автор «Сильмариллиона» писал, что чувствовал неприязнь к поэту. Особенно его разочаровала сцена из «Макбета», где ведьмы пророчествовали, как против узурпатора восстанут деревья. На деле оказалось, что армия Малкольма использовала ветви деревьев, чтобы замаскировать продвижение. Толкин был удручен такой убогой развязкой. Поэтому, создавая собственную вселенную, он придумал энтов. Его лес действительно живой. Он вылезает из земли и готов сражаться с врагами.
Наука и произведения Толкина
По умолчанию считается, что фэнтези и наука несовместимы. Но это не совсем так.
Ученые из Новой Зеландии нашли и описали в 2013 году новый род ос, который назвали Shireplitis – по названию Шира, вымышленного дома хоббитов. Длина ос от 1,8 до 2,4 мм. Они отличаются от родственных видов более короткими и толстыми ножками. Внутри рода выделили 6 видов, которым дали имена героев «Хоббита»: S. bilboi, S. frodoi, S. meriadoci, S. peregrini, S. samwisei и S. tolkieni.
Сам же Джон Толкин взял имена гномов из древней скандинавской поэмы «Прорицание вёльвы», кроме троих. Балин – рыцарь из цикла легенд о короле Артуре, а Двалин и Оин – из мифов скандинавского эпоса.
В 2014 году палеонтологи назвали 900-килограммового древнего крокодила Anthracosuchus balrogus в честь Балрога из «Властелина колец». Он жил одновременно с титанобоа, гигантской древней змеей, достигавшей длины 13 метров. Ассоциация с Балрогом пришла к палеонтологам потому, что скелет крокодила извлекли из глубокой расщелины в скалах, где он оказался 60 млн лет назад. Двумя годами ранее, в 2012-м, нашли кости аллозавроида, которого назвали в честь Ока Саурона – Sauroniops pachytholus.
Учитывая страсть Толкина к классификации объектов, не отстают и другие науки. Именем Саурона назван спектрограф, предназначенный для изучения галактик. Он поставляется в комплексе с компьютерной системой обработки данных с названием «Палантир». По слухам, в ЦРУ тоже есть программное обеспечение с таким же названием – Palantir.
Мир Толкина стал объектом научных исследований. В Журнале междисциплинарных научных тем в марте 2015 года опубликовали статью, посвящённую анализу содержания кислорода в атмосфере Средиземья. За основу взяли тот факт, что люди Средиземья аналогичны людям Земли. Выяснили, что для того, чтобы Арагорн всю ночь неутомимо дрался с орками в битве при Хельмовой Пади, уровень кислорода в атмосфере должен быть выше земного. Той же формулой расчета количества кислорода объяснили, почему паучиха Шелоб достигла гигантских размеров.
Среди других вопросов, на которые исследователи попытались найти научный ответ, были:
- Действительно ли Бильбо способен убежать от Голлума, живущего в темной пещере, учитывая дефицит витамина D и параметры физического тела Голлума (Ответ: способен).
- Мог ли Фродо, одетый в мифриловую броню, выдержать удар ножом пещерного тролля, если свойства, придуманного автором мифрила схожи со свойствами титана (Ответ: выдержать – да, но грудина оказалась бы повреждена, следовательно, он бы не выжил).
- Климатологи Бристольского университета создали климатическую модель Средиземья. Согласно их исследованию, в Шире климат такой же, как в Лестершире в Великобритании, в Мордоре – как в западном Техасе.
Человек по своей природе стремится к познанию мира. Когда созданная вселенная содержит так много логически связанных и научно обоснованных деталей, то это звучит как вызов полученным знаниям. Поэтому представители разных наук увлеченно его принимают. Так мир Толкина из простого фэнтези-произведения превращается в отдельный пласт культуры.
Краткие факты из биографии
Джон Толкин родился в Блумфонтейне (провинция в ЮАР) 3 января 1892 года. Полное имя – Джон Рональд Руэл Толкин. Переехал в Англию с матерью после смерти отца, скончавшегося в 1896-м. В молодости получил образование в школе короля Эдуарда и уже тогда интересовался филологией. Всю жизнь жил в Англии, где женился на Эдит Бретт и откуда ушел на фронт Первой мировой войны. Там он заболел окопной лихорадкой и после госпиталей вновь оказался дома. Умер писатель 2 сентября 1973-го, через 2 года после смерти супруги.
Первая мировая война во «Властелине колец»
Внук писателя, Саймон Толкин, написал воспоминания о детстве и личности деда. Он отметил, что всегда хотел написать о Первой мировой, в которой тот участвовал. О солдатах, покинувших собственные дома в 1914 году только для того, чтобы навсегда остаться на полях по ту сторону Ла-Манша. О том, что, в отличие от сражения с Наполеоном при Ватерлоо, война изменилась. Осколочно-фугасные снаряды и пулемётные очереди сделали неважной личность человека. Масштаб убийства вышел на новый, практически промышленный уровень.
Перечитывая «Властелина колец», Саймон Толкин внезапно понял, что зло Средиземья – это и есть изображение ужасов войны – битвы металла против плоти и разума. Фродо и Сэм – те же британские солдаты, закаленные и устойчивые перед лицом невзгод. Они бредут куда-то к высшей цели. Когда война заканчивается, Фродо разделяет судьбу ветеранов. Он возвращается домой уставшей тенью самого себя. И даже несмотря на поражение Саурона, самым важным остается то, что мир Фродо изменился навсегда.
Вторая мировая война и расовый вопрос
Перед Второй мировой войной Толкин выражал несогласие с Адольфом Гитлером и нацистским режимом. В 1938 году издательство Rütten & Loening, готовившее перевод «Хоббита» на немецкий язык, отправило автору письмо с вопросом, является ли тот арийцем, для того, чтобы они могли напечатать произведение.
Возмущенный Толкин написал издателю два варианта ответа для отправки в Германию. В том, которое не было отправлено, он указал на неправильное использование нацистами термина «арийцы». Арийская – это индоиранская культура, происходящая из Индии и с Ближнего Востока. Также отметил, что если требуется узнать, не еврей ли он по происхождению, то нет, так как его прапрадед уехал из Германии в Англию в XVIII веке. Следовательно, большая часть его предков английского происхождения. Тем не менее он гордится собственной немецкой фамилией, но если ему и дальше будут задавать подобные вопросы, то немецкая фамилия перестанет быть предметом гордости.
После окончания военного конфликта Толкин возражал против описания Средиземья как нордического мира. Возражал именно из-за попыток объяснять его детищем расистские теории. По воспоминаниям внука, Джон Толкин никогда не говорил о войне. Кроме того, он был верующим католиком, написавшим сыну Майклу: «В Святых Таинствах ... вы найдете романтику, славу, честь, верность и истинный путь всей вашей любви на земле».
Для него тема противостояния сил добра и зла, ангелов и демонов – высшая категория. Мордор – высшее проявление зла. Отождествление чего-то с Мордором или человека с Сауроном – попытка уравнять возможности насекомого в саду с ударом от падения метеорита, уничтожившего жизнь во времена динозавров. Параллели возможны, но нередко они становятся только отражением стереотипов того, кто их придумал.
Неполученная Нобелевская премия
Иногда в биографии того или другого автора пишут, что он лауреат Нобелевской премии по литературе. Возникает вопрос: если Толкин – «отец фэнтези», то почему не получил премию? Секрет кроется в размытых критериях оценки.
Альфред Нобель оставил завещание, согласно которому премия присуждается тому, кто принес наибольшую пользу человечеству в определенной сфере. В литературе награждают за произведение в «идеалистическом направлении». Первое награждение состоялось в 1901 году. Однако трактовать это «идеалистическое» можно по-разному. Поэтому Шведскую академию, которая отвечает за присуждение, неоднократно ругают за субъективность даже внутри самой Швеции.
Так, большинство из 119 лауреатов (по состоянию на 2022 год) – европейцы. Из них из одной Швеции – 8 человек. В то же время представителей Латинской Америки или стран Азии там только по 7 человек. По статистике, шведы присудили себе больше премий, чем авторам из любой другой страны мира.
Если посмотреть на цитаты из торжественных речей о причинах награждения, то легко понять, что не так с Нобелевской премией. В 1974 году ее получают шведы Харри Мартинсон и Эйвинд Джонсон. Первый – «за произведения, ловящие каплю росы и отражающие космос» (For writings that catch the dewdrop and reflect the cosmos). Поэтому некоторые из премированных авторов уже давно забыты, а некоторых из тех, кто номинировался, но премию не получал, читают до сих пор.
Данные о составе списка на соискание премии рассекречиваются через 50 лет. В 2012-м оказалось, что Джон Толкин подавался в 1961 году, но был отвергнут жюри как «второсортный писатель», чей результат не соответствует пониманию высочайшего качества. Премия 1961 года была присуждена югославскому автору Иво Андричу.
Секрет успеха Толкина
Толкин начинал писать произведения, основываясь не на сюжете или персонажах. Он тратил сотни часов на рисование карт, сочинение фольклора, легенд — большинство из рабочих материалов не вошли в книгу. Вскоре обнаружил, что персонажи, придуманные при проработке мира, и сюжетные линии начинали естественным образом переплетаться в его голове. Так появлялась необходимая для произведения глубина. Он создавал языки Средиземья еще до того, как написал «Хоббита» или «Властелина колец». Поэтому первый секрет успеха состоит в том, чтобы создать больше, чем автору понадобится для одной книги.
Книжные персонажи Толкина вдохновлены реальными людьми. В одном из писем он говорит о старике-соседе, который любил поболтать о погоде и посплетничать. Чтобы развлечь детей, автор называл персонажа Гаффер Гэмджи. Имя закрепилось в семейном предании и с тех пор применялось ко всем похожим людям. Так, семья хоббита Сэма из Шира получила фамилию Гэмджи.
Следовательно, второй секрет успеха заключается в том, чтобы оставаться внимательным к окружению. Потому что неизвестно, когда рядом с будущим успешным автором появится его знаменитый персонаж. Кроме того, Джон Толкин рекомендовал прислушиваться к критикам. Ему пришлось переписать любимую сцену о противостоянии Гэндальфа и Сарумана, учитывая совет друга Клайва Льюиса, автора «Нарнии». В итоге произведение только выиграло.
Глядя на черновик «Властелина колец», состоящий из 600 000 слов, Толкин сказал: «Я смотрю на это, и масштабы бедствия очевидны. Работа вышла из-под контроля. Я создал чудовище: длинный, сложный роман, совершенно не подходящий для детей». Его редактор согласился с тем, что люди не склонны покупать то, что невозможно вынести из магазина. Так вместо одной книги появилась трилогия («Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля»), которая разошлась по миру тиражом более 150 млн экземпляров.
Джон Толкин был писателем с неограниченным воображением и большим трудолюбием. Издание Forbes объявило его третьей по величине умершей мировой знаменитостью после Майкла Джексона и Элвиса Пресли.