Биография
По утверждению Юлии Ауг, в ее жилах нет ни капли русской крови, но актриса называет себя носительницей русской культуры — так она чувствует. Поклонники и кинокритики сравнивают артистку с Натальей Гундаревой и Нонной Мордюковой. Ауг признается, что это ей льстит и в амплуа «простой русской женщины» она чувствует себя органично, но естественна и в роли императриц и княгинь.
Детство и юность
Юлия Артуровна Ауг родилась в июне 1970 года в Ленинграде. Вскоре после появления на свет дочери семья переехала в Эстонию, где поселилась в городе Нарве. Там прошли детские и юношеские годы будущей актрисы. Фамилия Ауг, по словам артистки, тотемная и переводится с эстонского как «щука».
В молодости Ауг вернулась в родной Ленинград и поступила в академию театрального искусства (ЛГИТМиК), где обучалась актерскому мастерству на курсе Андрея Андреева. В 2004 году, переехав в Москву, артистка стала студенткой ГИТИСа, где изучала режиссуру. Второй вуз Юлия окончила с отличием, но и на этом не остановилась: в 2007-м поступила на режиссерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров, где обучалась у Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского.
Театр
Окончив вуз, Юлия получила приглашение трудиться в городском Театре юного зрителя имени А. Брянцева, где прослужила 10 лет. В репертуар Ауг в тот период вошли постановки по классическим произведениям мировой литературы. Артистка блистала на сцене в роли леди Макбет в спектакле по шекспировской пьесе, Клариче в проекте «Любовь к одному апельсину» и других.
В Москве Юлия вошла в число актеров «Гоголь-центра». Одной из ярких работ этого периода стала роль Инги Южиной в постановке «(М)ученик». В последующие годы артистка появлялась на театральной сцене в качестве не только исполнительницы, но и постановщицы. В 2015 году Юлия Ауг получила награду как театральный режиссер. В марте ее выдвинули номинантом на приз «Хрустальная маска» красноярского фестиваля «Театральная весна – 2015» за постановку «Горькие слезы Петры фон Кант».
В июне 2020 года на фестивале «Золотая маска» Ауг представила спектакль «Злачные пажити», в основу которого легли два рассказа Анны Старобинец, поднимавшие философские вопросы бытия. Не менее оригинальным стал проект «Это все она» — социально-психологическая драма, повествующая о попытках матери (в исполнении Юлии) найти общий язык с сыном-подростком после смерти главы семьи. Театральные работы артистки высоко ценятся критиками, в них отмечается высокое актерское мастерство исполнительницы.
Для 11 драматургов в 2021 году Юлия предложила конкурс, по результатам которого выбрала пьесу для будущей постановки. Победителем стала москвичка Марина Крапивина, создавшая драму «Наташа».
Фильмы с Юлией Ауг
Кинематографическая биография Юлии Ауг открывается фантастической картиной Виктора Кобзева «Похищение чародея», где 19-летняя актриса снялась в двойной роли — аспирантки Анны, которая превращается в княжну Магдалену. Премьера картины состоялась в 1989 году. На съемочной площадке фильма Юлия Ауг встретилась с мэтрами сцены Ромуальдасом Раманаускасом, Сергеем Варчуком и Владимиром Гостюхиным.
В следующем году Ауг доверили образ Двойры в фильме-фантазии Владимира Зельдовича, в основе которого лежат рассказы Исаака Бабеля. В 1992-м зрители увидели Ауг в роли великой княжны Марии в картине «Искупительная жертва». В следующем году Юлия снова появилась в костюмированной исторической драме «Конь белый» и опять сыграла великую княжну.
С конца 1990-х до 2005 года Юлия Ауг снималась мало — появилась в эпизодах и ролях второго плана 5-6 фильмов. Вернуться на экраны артистке помог Станислав Говорухин, предложивший ей главную роль в мелодраме «Не хлебом единым». Картина — экранизация одноименного романа Владимира Дудинцева — вышла на экраны в 2005 году.
Первый приз за актерскую работу Юлия Ауг получила в 2007 году, после выхода ленты Алексея Учителя и Марии Можар «Враги». За лучшую женскую роль в этой картине артистку отметили наградой кинофестиваля «Балтийские дебюты». Сюжет рассказывает о периоде фашистской оккупации Беларуси.
Слава и признание пришли к актрисе в 2010 году: зрители увидели драму Алексея Федорченко «Овсянки», показанную в России, а также в 9 странах Европы и в Америке. «Овсянки» представили Россию в конкурсной программе 67-го Венецианского фестиваля, где получили 5 призов.
Тогда восхищение игрой Ауг выразил Квентин Тарантино, а кинокритики написали о картине рецензии в хвалебных тонах. Обозреватель Валерий Кичин назвал фильм «языческой поэмой огромной эмоциональной силы, которая действует гипнотически», и провел параллель между «Овсянками» и картиной Андрея Тарковского «Зеркало».
В 2012 году Юлия Ауг порадовала поклонников появлением в этносказке «Небесные жены луговых мари». Это второй фильм режиссера Алексея Федорченко, принесший славу российскому кинематографу. Мировая премьера картины состоялась зимой 2012 года в Риме. Этой лентой открылся XXIV «Кинотавр» в Сочи, на VII Международном кинофестивале «Зеркало» имени А. Тарковского фильм получил приз зрительских симпатий и попал в три номинации «Ники».
В следующем году вышла эротическая драма «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, где Юлия Ауг и Олеся Судзиловская сыграли главных героинь. За работу в этом фильме актрису наградили призом за лучшую женскую роль на сочинском кинофестивале «Кинотавр» и премией «Белый слон» от Гильдии кинокритиков.
Сериал «Екатерина», стартовавший на экранах в 2014-м, мгновенно завоевал благосклонность зрителей России и стран постсоветского пространства. Юлия появилась в проекте в образе императрицы Елизаветы Петровны. Ее фаворита графа Разумовского сыграл Александр Лазарев — младший. За мастерство и блестящее вхождение в образ артистка получила награды от Ассоциации продюсеров кино и премию «ТЭФИ». Роль царицы Елизаветы стала для Ауг пропуском к массовому зрителю, ведь предыдущие картины — авторское кино.
В 2016 году на экраны вышла российская драма Кирилла Серебренникова «Ученик». Картина удостоилась приза независимой французской прессы имени Франсуа Шале. Права на трансляцию фильма купили европейские страны. За лучшую женскую роль второго плана Юлия получила премию «Ника» и попала в номинацию кинопремии «Золотой орел». Главного героя Вениамина Южина сыграл актер Петр Скворцов. Ауг досталась роль его матери Инги Южиной.
В начале 2019 года на Первом канале стартовал показ детективной драмы «Гадалка», в которой снялись Михаил Пореченков и Екатерина Олькина. В фильме речь пошла о молодой девушке, обладающей даром предвидения, которая начинает сотрудничество со следственным отделом. Юлия Ауг появилась в ленте в образе героини Марты.
В эфире программы «Вечерний Ургант», куда пригласили актрису рассказать о работе над «Гадалкой», Юлия призналась, что в молодости тоже однажды обращалась к эстонскому астрологу. Ауг не поверила туманному предсказанию о том, что вскоре в ее жизни произойдут большие изменения. Но спустя два года она обнаружила, что эстонец был прав.
Одной из ярких в послужном списке Ауг стала роль Клавдии Степановны, директора детского дома, которую за глаза прозвали Упырихой, в многосерийном фильме «Русские горки». Эту роль артистка получила только со второй пробы. В интервью Юлия призналась, что в первый раз еще не чувствовала точно образ и характер героини, не знала, как ее сыграть. Но позже пришло осознание сущности тиранши, после чего Ауг попросила агента добиться повторного кастинга.
Во включенном в 2022-м в основную программу Каннского кинофестиваля фильме Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского» Ауг изобразила юродивую.
После отъезда из России актриса продолжила заниматься творчеством в Эстонии. Ее режиссерским дебютом в драматическом театре Таллина стала постановка «Императорский безумец», основанная на пьесе Михаила Дурненкова. Также она сотрудничала с театрами других стран Балтии.
Однако говорить о полном исчезновении Ауг из российского кино не приходилось. В 2023 году в производстве находилось несколько лент с ее участием, в том числе семейная сказка «Огниво против Волшебной скважины».
Широкую огласку получил спектакль, представленный в Каннах на фестивале «Летят журавли». Это постановка, в которой актрисе досталась главная роль — фанатичной поклонницы Аллы Пугачевой. Драматург Михаил Дурненков написал это произведение на основе реальных событий, затронув тему отъезда Примадонны из России.
В интервью Юлия рассказала, что, к великому сожалению, ей не удалось пообщаться с Аллой Борисовной при подготовке к роли. Но она просмотрела огромное количество клипов и видеозаписей со звездой. Впрочем, актриса всегда была поклонницей Пугачевой и называет ее величайшей артисткой.
Личная жизнь
У Юлии Ауг многотысячная армия поклонников. Артистку любят за талант, актерское мастерство и красоту. У Юлии голубые глаза, от природы рыжеватые локоны и рост 176 см. Она из той категории женщин, которых называют роскошными. Женщина никогда не стыдилась пышных форм, легко раздеваясь перед камерой и на сцене, снимаясь в эротических сценах в фильмах «Овсянки», «Интимные места» и «Небесные жены луговых мари».
Первый брак
Но красота и талант не принесли Юлии счастья в личной жизни. Первый муж Степан Золотухин, в браке с которым родилась единственная дочь Полина Ауг, ушел к лучшей подруге актрисы. Женщина научилась выживать самостоятельно, действовать и отвечать за жизнь свою и дочери. Эти качества помогли Ауг стать режиссером.
Наследница пошла по маминым стопам: поступила в Школу-студию МХАТ, но вскоре перевелась в ГИТИС, где отучилась в мастерской Сергея Голомазова. В 15 лет Полина снялась с матерью в картине «Небесные жены луговых мари».
Юлия Ауг не раз обжигалась о мужскую неверность, болезненно переживала предательство и подлость. В какой-то момент она решила, что счастливое замужество не для нее.
Второй муж Андрей Скулов
В такой период актриса встретила вторую половинку — предпринимателя Андрея Скулова. В интервью Юлия рассказала, что Андрей сравнил ее с большим кораблем, у которого нет ни гавани, ни пристани. Вскоре Скулов стал той тихой и надежной гаванью, к которой Ауг возвращалась каждый день.
В середине декабря 2015 года Андрей Скулов скончался. Вместе супруги прожили 15 лет, общих детей у них не было. Предполагаемой причиной смерти мужа актрисы стал сердечный приступ. Здоровье Андрея подорвали неудачи в бизнесе и огромный кредит, залогом которого стал дом Ауг и Скулова. Мужчина пережил два микроинсульта, врачи диагностировали ишемию головного мозга. Сердце избранника знаменитости остановилось во сне.
Юлия Ауг хваталась за любую работу, занимала деньги, чтобы погасить кредит. Выбраться из долгового рабства женщина смогла в январе 2017 года. Ей помогли друзья и поклонники.
Общественная позиция
Юлия сейчас известна своей активной общественной позицией. Ауг вошла в число тех, кто не остался равнодушным к судьбе Олега Сенцова, отстаивала права Кирилла Серебренникова. В период ведения следствия о растрате государственных средств администрацией «Гоголь-центра» артистка начала вести блог, где делилась с подписчиками мнением по поводу происходящего.
В 2022 году, когда в Украине началась специальная операция России, Юлия осудила эту ситуацию. Многие российские звезды заявляли о необходимости запретить артистке выходить на подмостки государственных театров. А в апреле спектакль «Сад» был отменен «по техническим причинам».
В мае актриса создала новый аккаунт в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) и оповестила подписчиков, что уехала в Эстонию.
Юлия Ауг сейчас
Сейчас Юлия Ауг, проживающая в Эстонии, сосредоточилась на создании театральных постановок, поднимающих животрепещущие вопросы современности, и на русском, и на эстонском языке. Большей частью она ставит спектакли в театральном центре Vaba Lava в Нарве, а в таллиннском Эстонском драмтеатре с успехом идет ее детище «Эйзенштейн» — биографическая драма, раскрывающая актуальную тему взаимоотношений художника и власти.
Не забывает об актрисе и российский зритель. Так, в сентябре 2024-го Первый канал показал ранее представленный на цифровых платформах сериал «Хор». Лента рассказывает историю становления знаменитого детского музыкального коллектива, выступавшего на Центральном телевидении и радио СССР и исполнявшего песни, полюбившиеся всей стране. На пути его создателя и художественного руководителя возникало немало препон. Одну из антагонисток — чиновницу министерства культуры Руфину Капоклипикову, пытающуюся развалить хор, — как раз и сыграла Юлия Ауг.
У картины был непростой путь на телеэкраны. Съемки «Хора» начались еще в 2018-м, но по разным причинам работа затягивалась, и только весной 2023-го фильм увидели зрители онлайн-кинотеатров. Он заслужил немало положительных отзывов и высокие оценки критиков. К сожалению, до премьеры не дожил целый ряд известных актеров, снявшихся в проекте, — в их числе Екатерина Дурова, Геннадий Юхтин и Виктор Проскурин.
Фильмография
- 1989 — «Похищение чародея»
- 2005 — «Мастер и Маргарита»
- 2010 — «Овсянки»
- 2012 — «Небесные жены луговых мари»
- 2013 — «Роковое наследство»
- 2014 — «Екатерина»
- 2015 — «Метод»
- 2016 — «Следователь Тихонов»
- 2017 — «Вурдалаки»
- 2017 — «Отличница»
- 2018 — «Лето»
- 2018 — «Соседи»
- 2019 — «Гадалка»
- 2019-2021 — «Крепостная»
- 2020 — «Зови меня мамой»
- 2020 — «Марафон желаний»
- 2020 — «Проект "Анна Николаевна"»
- 2021 — «Клиника счастья»
- 2021 — «Общага»
- 2021 — «Русские горки»
- 2022 — «Хочу замуж»
- 2023 — «Отчаянная невеста»
- 2023 — «Хор»
Интересные факты
- Актриса удивительно органично перевоплощается в царственных особ: кажется, в ее жилах течет голубая кровь. Подтверждение тому поклонники находят в аккаунте Юлии, где она размещает свои фото, которые сравнивает с изображением царской знати. Оказалось, что у исполнительницы почти стопроцентное сходство с великой княгиней Ольгой Константиновной. А еще у нее есть звездный двойник — Наталья Суркова.
- В интервью Юлия рассказала, что по линии отца в роду были мелкопоместные шведские дворяне Клеттенберги, при этом дед с отцовской стороны был по национальности эстонцем. Бабушка Ауг показала внучке, как делать книксен, и привила любовь к музыке. Кроме того, женщина, которая выросла на славящемся мастерицами-рукодельницами маленьком эстонском острове Муху, научила ее вышивать. Это умение не только помогало артистке преображать свои вещи в эпоху тотального дефицита, но и превратилось со временем в часть ее генокода и помогло осознать свое место в жизни.
- Юлия Ауг сняла множество клипов для российской рэп-группы «25/17».