Биография
Наталья Суркова — российская театральная и киноактриса, заслуженная артистка России. О таких, как она, говорят: «Настоящий талант!». И это действительно так: в каждом слове и движении Натальи чувствуются профессионализм, любовь к делу и уважение к зрителям.
Детство и юность
Родилась Наталья в Нижнем Новгороде в рабочей семье: отец трудился на заводе, а мать по работе часто уезжала в Москву и Ленинград. По тем временам семья Сурковых считалась благополучной, ведь мама привозила из частых командировок заграничные обновки. Внешнее благополучие вкупе с привлекательностью вызывали зависть и отторжение окружающих и сверстников.
Потребность в общении и самовыражении позволила Наталье рано принять решение стать актрисой. Еще в детстве девочка любила устраивать представления, куда привлекала друзей, а родным и соседям полагалось быть зрителями.
После школы Наталья поступила в Горьковское театральное училище, где ее преподавателями стали Валерий Соколоверов и Рива Левите.
Театр
В молодости сразу после окончания вуза Наталья стала работать в труппе чебоксарского театра. Ее заметил и пригласил на сцену Молодого театра при «Ленконцерте» режиссер Семен Спивак. Суркова до сих пор не понимает, что разглядел в ней Семен Яковлевич.
Творческое сотрудничество режиссера и актрисы начиналось не так оптимистично. Прямо во время репетиций первого спектакля Сурковой «Танго» партнеры предлагали режиссеру снять Наталью с роли. Но у Спивака хватило терпения подождать 3 месяца, когда артистку, по ее словам, «пробило», и она раскрылась во всей красе.
Позже были роли Касатки и Панночки в одноименных постановках, Люсиль в «Мещанине во дворянстве» и графини де Сен Фон в «Маркизе де Саде». Совместная работа актрисы и художественного руководителя оказалась длительной и плодотворной.
Фильмы с Натальей Сурковой
Наталья Суркова впервые попробовала сняться в кино в 1986 году, одновременно с началом работы в Молодом театре. Дебютной работой стала роль в музыкальном фильме «Вот снова этот двор» о жителях Ленинграда. В том же году артистка появилась в эпизоде шпионского детектива «Конец операции “Резидент”», где предстала в образе молоденькой советской продавщицы. Затем последовал 12-летний перерыв.
После пары не оказавших влияния на фильмографию проектов Суркова появилась в картине Тимура Бекмамбетова «Гладиатрикс» — ремейке исторического боевика «Арена» 1974 года. Интересно, что продюсером и более ранней, и более поздней версий выступил один человек — Роджер Корман.
Первой по-настоящему заметной работой в творческой биографии Сурковой стала роль гадалки Жанны в многосерийном фильме «Линии судьбы», который имел большой успех у публики. Партнерами Натальи по кадру стали неподражаемые Валентина Талызина, Ирина Розанова, Сергей Гармаш, Константин Хабенский.
Зрительское признание к Сурковой пришло после роли Анны в военной драме «Свои», снятой режиссером Дмитрием Месхиевым в 2004 году. Эта картина была высоко оценена критиками и получила десятки наград: в пяти номинациях на XXVI ММКФ, «Нику», «Золотой орел», а также премию киноведов и кинокритиков «Золотой овен», где особо отмечалась игра Сурковой.
Чтобы лучше прочувствовать роль, актриса перед началом съемок вместе с дочерью пожила среди деревенских жителей, выполняя всю обычную для них тяжелую работу. Изначально шансов получить роль «русской бабы» у недостаточно дородной Сурковой было немного. Однако Дмитрий Месхиев именно ее видел в роли Анны и потребовал от актрисы набрать не меньше 8 кг. Наталья Станиславовна набрала 24 кг. За работу в фильме «Свои» она получила приз Гильдии актеров американского кино.
В экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», которая была предпринята Владимиром Бортко, исполнительница появилась в образе секретаря Анны Ричардовны. В актерском ансамбле мистического сериала блистали Александр Галибин, Анна Ковальчук, Олег Басилашвили, Сергей Безруков, Владислав Галкин, Александр Абдулов.
Еще одной заметной работой Натальи того времени стала роль Екатерины II в сериале «Фаворит», за нее артистка получила приз кинофестиваля «Виват кино России!» в номинации «За лучшую женскую роль». В фильме речь шла о взаимоотношениях императрицы и Григория Потемкина (Игорь Ботвин), с которым царица решилась на тайный брак.
Знаменитость не боится экспериментов, поэтому в черной комедии «7 кабинок» взялась за характерную роль героини по имени Людок. В фильме собралась звездная актерская компания: Кристина Кузьмина, Алексей Барабаш, Михаил Евланов, Федор Бондарчук и Александр Яценко. Тогда же артистка перенеслась в эпоху правления Николая II, которая была воссоздана в сериале «Столыпин... Невыученные уроки». Наталья воплотила на экране образ исторической личности Ольги Нейдгардт.
Не осталась без внимания критиков и роль матери Шуры в фильме «Одна война». В 2009 году Суркова была награждена за нее призом кинофестиваля «Амурская осень» в Благовещенске.
Заметной работой актрисы стало участие в социальной драме «Дурак» режиссера Юрия Быкова, вышедшей на экраны в 2014 году. Наталья сыграла роль мэра провинциального города. Картина, названная «самым злым и беспощадным фильмом 2014-го», раскрывала всю неприглядность бюрократической машины и человеческого равнодушия. Лента получила призы «Кинотавра», смотра Европейского кино в Гренобле, кинофестиваля в Локарно, премию «Ника», а также «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков за лучшую женскую роль второго плана (Дарья Мороз).
Год для Сурковой оказался урожайным на роли. В сериале «Григорий Р.» актриса сыграла жену Григория Распутина, воплощенного Владимиром Машковым. Режиссер Андрей Малюков приступил к съемкам, только когда получил согласие актера участвовать в проекте. Так как действующие храмы и монастыри отказались содействовать киногруппе, создателям пришлось выбрать локацией недействующий Антониев монастырь, который сейчас работает как музей.
В трагикомедии «Карп отмороженный» артистка исполнила роль сотрудницы загса. Главные роли — престарелой провинциалки и ее сына, работающего в столице в престижной должности, — сыграли Марина Неёлова и Евгений Миронов. В фильме также снялась Алиса Фрейндлих. Картина была номинирована на ряд премий и получила несколько из них, в том числе приз зрительских симпатий на 25-м международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого».
Второстепенная роль обвинителя досталась знаменитости в фантастическом фильме «Лачуга должника», снятом Александром Коттом по мотивам одноименной повести Вадима Шефнера. Затем на экраны вышел биографический фильм «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», в котором актриса сыграла мачеху молодого футболиста. Картина была создана и вышла на экраны благодаря рекомендации президента РФ Владимира Владимировича Путина.
В 2020 году Наталья Суркова предстала героиней сериала «Бомба». Лента была окончена за год до этого, но пандемия коронавируса препятствовала ее своевременному выходу на экраны. В касте были задействованы Евгений Ткачук, Евгения Брик и Александр Лыков. Идею Игорю Копылову посоветовал Валерий Тодоровский. Режиссер проекта особенно ею вдохновился, потому что сериалы, снятые об ученых, — большая редкость на российском телевидении.
В «Угрюм-реке» — экранизации романа Вячеслава Шишкова от постановщика Юрия Мороза — Суркова примерила образ Марьи Кирилловны Громовой. Лента удостоилась смешанных отзывов зрителей — основная часть сочла, что она проигрывает адаптации, созданной Ярополком Лапшиным в 1968 году.
3 года ждал своего часа сценарий драмы «Конец фильма» и наконец был экранизирован автором — Владимиром Коттом — весной 2021 года. Режиссер признался, что мечтал снять кино о собственной работе, и ему это удалось. А помощь в создании оказал прекрасный актерский ансамбль, который составили Валентин Самохин, Егор Бероев и Наталья Суркова.
В Санкт-Петербург времен НЭПа погрузил зрителей исторический детектив «Цыпленок жареный», стартовавший зимой 2022 года. Актриса появилась в картине в роли тещи. Режиссер Елена Николаева была воспитана няней, дочерью последнего адмирала русского флота, и вместо сказок в детстве слушала рассказы о той эпохе. Они и послужили вдохновением для создания картины.
Параллельно Наталья Станиславовна была занята съемками в ряде проектов, один из них — историческая драма «Графиня Аиссе» о дочери черкесского князя Айшет, которая была похищена турками и продана в рабство, а после выкуплена французским послом. Сурковой досталась роль второстепенного персонажа — мадам Болингброк.
В 2023 году фильмография Сурковой пополнилась сериалом Федора Бондарчука «Актрисы». Исполнители главных ролей признавались — играть человека своей же профессии, несмотря на кажущую легкость, было непросто. Однако в этом проекте получилось достоверно отразить закулисье, изнанку этой звездной карьеры, которая, как оказалось, нередко совершенно неприглядна.
Кроме этой ленты, Наталья продолжила работу над 4-м сезоном «Шифра». К сожалению, каст покинул Сергей Пускепалис, который скончался в результате автомобильной аварии. А еще актриса вновь примерила строгую форму полицейской начальницы в продолжении сериала «Анна-медиум».
Наталья Суркова в сериале «Великая»
Наталья Суркова в 2016 году получила приз АПКиТ в категории «Лучшая актриса второго плана» за роль императрицы Елизаветы Петровны в сериале «Великая». Один из самых дорогостоящих проектов в истории российского телевидения и Первого канала вышел на экраны страны в конце 2015-го. Чуть раньше зрителям телеканала «Россия-1» был представлен телевизионный фильм «Екатерина». Роль Елизаветы Петровны в нем исполнила Юлия Ауг, получившая аналогичную премию за год до Сурковой.
Не исключено, что выбор актрис был обусловлен их внешним сходством. Вдвоем артистки могли сняться в «Дураке» — роль помощницы городского главы, которого сыграла Суркова, была предложена именно Ауг. Однако, прочитав сценарий, Юлия порекомендовала не повторять образ градоначальника, и режиссер последовал ее совету.
Картина «Великая», снятая на основе дневников императрицы, несмотря на ряд исторических неточностей, была положительно воспринята зрителями и признана киноведами, завоевав премии в серии номинаций.
Личная жизнь
Знаменитость дважды была замужем. В первом браке с актером Константином Гершовым в 1993 году родилась дочь Аглая. В интервью Наталья Станиславовна признавалась, что профессия не позволяла ей каждый день видеться с дочерью, пока та взрослела. Поэтому она старалась уделять ей максимально много внимания, не ходила на мероприятия, а если и посещала некоторые, то брала с собой ребенка. Девушка пошла по стопам родителей и вступила в труппу петербургского Театра на Литейном.
Вторым мужем Натальи Сурковой также стал ее коллега по театральному цеху Алексей Титков. В этом союзе общих детей у супругов не было.
Фото из профессиональной и личной жизни Наталья Станиславовна публикует на странице в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской).
Наталья Суркова сейчас
Сейчас Наталья Суркова продолжает играть в театре и регулярно сниматься в самых разноплановых проектах. Не прерывается ее многолетнее сотрудничество с режиссером Семеном Спиваком: под его руководством в Молодежном театре на Фонтанке, которому в январе 2025-го исполняется 45 лет, ставится «Бруклинская сказка» по пьесе Вуди Аллена с Сурковой и Александром Строевым в главных ролях.
В начале 2024-го артистку можно было увидеть на телеэкранах в роли матери одного из центральных героев молодежной криминальной драмы «Клипот». В центре сюжета — группа молодых людей, пытающихся самоутвердиться и повлиять на окружающий мир с помощью таких методов, как шантаж и террор.
К роли свекрови одной из главных героинь, Софьи, Суркова вернулась в заключительном, 4-м сезоне детектива «Шифр». Сериал вышел на главном российском телеканале в октябре.
В этом же году Наталья сыграла в еще одной детективно-шпионской драме военного времени — «Почтарь» с Александром Петровым в главной роли. Локации для фильма нашли в Рязани, он создавался при поддержке министерства культуры РФ.
Актриса остается востребована в образах исторических личностей прошлых эпох. В картине «Павел. Первый и последний» она вновь перевоплотилась в Екатерину Великую, а ее сына, императора Павла, сыграл Денис Власенко. Постановщик ленты Александр Котт рассказал, что съемки проходили как в исторических локациях Москвы и Санкт-Петербурга, так и в специально созданных декорациях.
Фильмография
- 1986 — «Вот снова этот двор»
- 1997-1998 — «Улицы разбитых фонарей»
- 2001 — «Гладиатрикс»
- 2004 — «Свои»
- 2005 — «Мастер и Маргарита»
- 2005 — «Фаворит»
- 2007 — «12»
- 2007 — «1814»
- 2009 — «Братья Карамазовы»
- 2010 — «Одна война»
- 2010 — «Утомленные солнцем 2: Предстояние»
- 2014 — «Солнечный удар»
- 2014 — «Григорий Р.»
- 2014 — «Дурак»
- 2015 — «Великая»
- 2017 — «Карп отмороженный»
- 2017 — «Лачуга должника»
- 2018 — «Как я стал русским»
- 2019 — «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»
- 2020 — «Бомба»
- 2020-2021 — «Шифр-2»
- 2021 — «Знахарь. Одержимость»
- 2021 — «ИП Пирогова-4»
- 2021 — «Конец фильма»
- 2021 — «Медиум»
- 2022 — «Графиня Аиссе»
- 2022 — «Шифр-3»
- 2023 — «Актрисы»
- 2023 — «Анна-медиум»
- 2024 — «Клипот»
- 2024 — «Шифр-4»
Интересные факты
- Наталья Станиславовна называет себя человеком, готовым на риск: «Это у меня в характере: когда нужно — нырнуть с головой в омут. Это — я. Причем не просчитывая последствий».
- Актриса — трудоголик и любит свою профессию. Она искренне не понимает, почему «понедельник — тяжелый день» и надо «потерпеть до выходных».
- Знаменитость рассказала, что верит в приметы и суеверия, но только те, которые сулят хорошее, а о плохом предпочитает не думать.
- Суркова признается, что у нее сложный характер. Она требовательна не только к себе, но и к окружающим: «Не пытаюсь быть хорошей для всех, потому что считаю это бессмысленным. Не считаю нужным заискивать перед людьми, лебезить».
- Хобби актрисы — пэчворк (лоскутное шитье). Она с усердием трудится над изделиями в свободное время, а потом дарит их близким.