Биография
Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. Он искренне называет себя среднеодаренным человеком, которому в жизни повезло с гениальными учителями. Сейчас мастер остается верен профессии: работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и изредка появляется на экране как актер.
Детство и юность
Александр Адабашьян родился в послевоенной Москве 10 августа 1945 года. Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк.
Александр занимался в спецшколе с углубленным изучением французского языка. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. То же образовательное учреждение окончила и актриса Татьяна Друбич, с которой впоследствии художник несколько раз пересекался на рабочей площадке.
В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке, но главной страстью мальчика было рисование. Александр четко знал, что после окончания школы будет поступать в Строгановское училище.
С первого раза поступить не получилось, и Адабашьян устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной — парня приняли на факультет художественной обработки металлов.
Летнюю практику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. Во многом благодаря влиянию своего друга Адабашьян и начал работать в кино.
Режиссер и сценарист Александр Адабашьян
В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них «Пять вечеров» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».
Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав с режиссерской работой во Франции. Художник назвал первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но тот получился далеким от романа-источника, созданного Симоной Арес.
На уточняющие вопросы драматург отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар».
В 1997 году Адабашьян поставил в Мариинском театре оперу «Борис Годунов», с которой потом объехал 4 континента. По его словам, эта постановка тоже была авантюрой. На работу отводилось всего 2 недели, но результат оправдал все ожидания. Позднее Александр Артемович перенес спектакль «Хованщина» из петербургского театра в итальянский Ла Скала.
В начале нового века зрители увидели детектив Бориса Акунина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера — из длинного перечня фамилий он остановился на Адабашьяне. Но поскольку у Александра Артемовича возник конфликт с руководством Первого канала, он настоял, чтобы его имя убрали из титров.
Яркой совместной работой с Никитой Михалковым периода десятых стал фильм «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа Ивана Бунина и его же повести «Окаянные дни». Сперва режиссер пригласил к работе над сценарием Владимира Моисеенко, однако после трагического ухода последнего продолжил создание сценария уже в соавторстве с Адабашьяном. Сценарист также предстал в картине в эпизодической роли, сыграв фотографа.
В 2017 году мастер стал причастен к режиссерскому дебюту Константина Хабенского, который взялся за экранизацию книги Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие», основанной на реальных событиях. Александр Артемович был одним из авторов сценария.
Позднее Адабашьян продолжил сотрудничество с режиссером Анной Чернаковой, с которой уже выпустил 2 фильма для детей. В 2019 году началась работа над новой картиной «Про Лёлю и Миньку» по мотивам детских рассказов Михаила Зощенко.
В интервью мастер признался, что делать картины на детскую и подростковую тематику сейчас — коммерчески невыгодный ход, так как прокатчики неохотно берут такие ленты. Но сам он не теряет надежды, что его детские фильмы найдут своего зрителя.
В соавторстве с Чернаковой Адабашьян в 2021-м закончил сценарий проекта «Катя-Катя» о жизни двух юных Катерин. Действия разворачиваются в военные годы и в современном мире. Но найти финансирование для съемок фильма оказалось непросто, их пришлось отложить.
Актерская карьера
Актерская карьера Александра стартовала в 1974 году. Работая над картиной Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в качестве декоратора, Адабашьян попал в кадр, когда понадобился исполнитель для эпизодической роли. Благодаря счастливой случайности партнерами художника по экрану стали Юрий Богатырев, Константин Райкин, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков.
В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но даже они благодаря таланту Александра Артемовича стали запоминающимися. Например, дворецкий Джон Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса с его культовой фразой:
«Овсянка, сэр!».
На съемках серий о собаке Баскервилей происходило немало забавных историй. В частности, по признанию Адабашьяна, ассистентка, ответственная за приготовление «каши английских аристократов», готовила блюдо настолько вкусно, что тарелки с овсянкой оказывались пустыми до того, как произносилась команда «Мотор!».
Позднее сценарист успел сняться во многих кинопроектах, продолжая оставаться актером второго плана. В экранизации «Мастера и Маргариты» Александр Артемович виртуозно исполнил роль Михаила Берлиоза. Следующими лентами в фильмографии стали «9 месяцев» и «12».
Участие в кино для детей — еще одна важная составляющая творческой жизни знаменитости. Адабашьян объясняет свой интерес к проектам такой тематики тем, что в его семье подрастают уже семеро внуков, которые ничего, кроме американских лент, смотреть не хотят. Сам мастер неоднократно говорил об Америке в негативном ключе. Роли в детских фильмах «Собачий рай», «Жили-были мы» артист считает своим вкладом в воспитание подрастающего поколения.
В 2019 году после небольшого перерыва в актерской карьере Адабашьян приступил к съемкам новых проектов. Он сыграл героя Стасика — молодящегося пожилого человека — в комедии «Дипломат». Роль второго плана досталась Александру Артемовичу в трагикомедии «Оппозиционер».
Далее он снова пропал с экранов. В 2022 году Адабашьян вернулся в главной роли в трагикомедии «Родители строгого режима», где его жену сыграла Алиса Фрейндлих. Интересно, что режиссером фильма стал ее внук Никита Владимиров. О нем, как и о своей партнерше по площадке, Александр Артемович отзывался тепло.
Личная жизнь
Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Их отношения зародились в ранней молодости. Влюбленные поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной смерти жены от заражения крови. Когда избранница умерла, Адабашьяна не было рядом — художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместные фото пары в открытом доступе не сохранились.
Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя состоявшимся отцом — у Адабашьяна две взрослые дочери, Екатерина и Александра.
Художник ненавидит тусовки. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке, которую любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.
Александр Адабашьян сейчас
В 2023 году фильмографию знаменитого артиста пополнил сериал «Король и Шут», где он снова появился в небольшой, но заметной роли. Успел Александр Артемович сняться и в драме «Невидимый мой». Его коллегами по площадке стали Дарья Екамасова, Владимир Селезнев, Михаил Тройник.
Осенью Адабашьян порадовал преданных поклонников появлением на телевидении. На канале ТВЦ вышел выпуск программы «Мой герой» с его участием. В студии сценарист поделился историей о том, как в детстве встретился в школьном коридоре с королевой Елизаветой Бельгийской.
Фильмография
- 1974 — «Свой среди чужих, чужой среди своих»
- 1975 — «Раба любви»
- 1981 — «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей»
- 1981 — «Родня»
- 1995 — «Московские каникулы»
- 2005 — «Мастер и Маргарита»
- 2010 — «Утомленные солнцем – 2. Предстояние»
- 2014 — «Солнечный удар»
- 2016 — «Жили-были мы»
- 2016 — «Бедные люди»
- 2019 — «Дипломат»
- 2019 — «Оппозиционер»
- 2019 — «Про Лёлю и Миньку»
- 2022 — «Родители строгого режима»
- 2023 — «Король и Шут»
- 2023 — «Невидимый мой»
Постановки
- «Борис Годунов»
- «Хованщина»
Интересные факты
- Будучи талантливым рисовальщиком, Адабашьян занимался дизайном интерьеров, оформил для Антона Табакова рестораны «Обломов», «Антонио», «Грибоедов».
- В шоу «Форт Боярд», вышедшем в 2004 году, Александр Артемович перевоплотился в звездочета Фура.
- Знаменитость занимается преподаванием, читает лекции на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
- В 2022 году артист стал гостем программы «Судьба человека», где рассказал, как однажды оказался между жизнью и смертью. У него случился разрыв аорты, и, если бы не вмешательство Леонида Ярмольника, который подключил все свои связи и смог быстро договориться об операции с опытным специалистом, Александра Артемовича могли и не спасти.
- Поклонники считают, что у режиссера есть внешнее сходство с Александром Панкратовым-Черным.