5 экранизаций "Вия" Гоголя: как менялись Хома, Панночка и Вий
“Вий” — мистическая повесть русского писателя Николая Гоголя, которая была впервые опубликована в его сборнике “Миргород” в 1835 году. Такое название повесть носит в связи с демоническим существом мужского пола, на котором завязан весь сюжет.
Сразу же после выхода повести к ней стали рисовать иллюстрации, а до кинематографа “Вий” дошел в начале ХХ века. В 1909 и 1916 годах вышли две немые картины по одноименной книге Гоголя, однако до нашего времени фильмы не сохранились.
Во второй половине ХХ века вышла полнометражная картина, рассказывающая историю о демоническом существе. С того момента различные режиссеры решались на экранизацию повести на любой лад.
Редакция 24СМИ составила топ экранизаций “Вия” Николая Гоголя, а также представила подборку фото Хомы Брута, Панночки и Вия из этих картин.
“Вий” (1967)
В 1967 году режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачев представили миру картину “Вий”, которая стала одним из лидеров советского кинопроката, в 1968-м ее посмотрели более 32,6 млн человек. Примечательно, что фильм ошибочно считают первым советским ужасом, однако в 1925 году вышла кинолента “Медвежья свадьба”, которой и присваивают этот титул.
Картину снимали в Ивано-Франковской области (Украина), в деревянной казацкой Церкви святого Георгия. Главные роли в “Вие” получили Леонид Куравлев (Хома Брут), Наталья Варлей (Панночка), также в съемках были задействованы Алексей Глазырин, Николай Кутузов, Вадим Захарченко и др. Костюм Вия (Николай Степанов) создавал киносказочник Александр Птушко, хотя изначально Ершов и Кропачев хотели его представить в образе сотника.
Отснятый материал не понравился руководству Мосфильма, работу назвали “слишком реалистичной”. После того, как Птушко внес правки, много материала было вырезано, а ряд идей так и остался не воплощенным.
“Ведьма” (2006)
Режиссер Олег Фесенко в 2006 году представил свою экранизацию повести Николая Васильевича, картина получила название “Ведьма”. Главные роли в фильме исполнили Валерий Николаев (Айван Бергхоф) и Евгения Крюкова (Мэрил). Для участия в съемках также пригласили актеров Лембита Ульфсака, Арниса Литициса, Иту Эвер и Пеэтера Волконского.
Олег Фесенко постарался перенести события “Вия” в наше время, бюджет картины “Ведьма” составил $2,5 млн. За время проката фильм успел окупить себя, сборы составили $4,8 млн, однако кинокритики оставили смешанные отзывы. Зрители также не спешили хвалить “Ведьму”, многие посчитали картину скучной и даже сравнили с экранизацией 1967 года не в пользу Фесенко. Единственное, что по достоинству оценили все, так это игру Валерия Николаева, которому удалось вжиться в роль и отобразить весь ужас главного героя от пребывания в одной церкви с ведьмой.
“Вий” 3D (2014)
Режиссер Олег Степченко приступил к работе над фильмом “Вий” 3D еще в далеком 2005 году, однако картина увидела свет только в 2014-м. Проект стал самым кассовым среди вышедших в том же году, его бюджет составил $26 млн, а в прокате лента собрала более $34 млн и 1 млрд руб.
По ходу того, как писался сценарий, Олег Степченко и Алексей Петрухин решили добавить в историю еще одного персонажа, английского ученого-картографа Джонатана Грина (Джейсон Флеминг). Главных героев, Хому Брута и Панночку, сыграли Алексей Петрухин и Ольга Зайцева. Для съемок также отобрали актеров Алексея Чадова, Агнию Дитковските, Юрия Цурило, Андрея Смолякова, Нину Русланову и Валерия Золотухина, для которого роль Явтуха стала последней.
Фильм “Вий” 3D получил неоднозначные отзывы критиков: его хвалили за красочные декорации и спецэффекты, однако многие отметили, что картина далека от повести Гоголя. Критики не оценили и вторичность ленты, так как даже в положительных рецензиях ее часто сравнивали с “Сонной лощиной”.
“Гоголь. Вий” (2018)
Российский фильм в жанре детектив “Гоголь. Вий” режиссера Егора Баранова вышел на экраны в 2018 году. Картина стала продолжением ленты “Гоголь. Начало” (2017) и вторым из трех фильмов киносериала “Гоголь”. Главные роли исполнили Александр Петров (Гоголь), Евгений Стычкин (Бинх), Таисия Вилкова (Лиза), Юлия Франц (Оксана), Алексей Вертков (Хома) и Ксения Разина (Ульяна “Панночка”).
В прокате фильм “Гоголь. Вий” собрал более $7 млн, гораздо меньше, чем вышеуказанные экранизации, а также получил средние оценки кинокритиков. Многие отмечали, что российским режиссерам удалось удачно освоить жанр хоррора и мистики.
Различие картины и оригинальной повести состоит в том, что Хома Брут возвращается в Диканьку, чтобы вновь сразиться с Вием. Помогает ему в этом сам Николай Васильевич, который, по сюжету, так и не стал писателем, вместо этого открыв в себе талант детектива.
Третья часть истории “Гоголь. Страшная месть” повествует о битве с Темным Всадником. Дата выхода картины — 2018 год.
“Вий 2: Тайна печати дракона” (2019)
“Вий 2: Тайна печати дракона” — первый российско-китайский полнометражный фильм режиссера Олега Степченко. Картина стала сиквелом “Вий” 3D, основной целью которой является демонстрация истории и культуры России и Китая.
Актерский состав первого фильма франшизы “Вий” был усилен российскими, китайскими и американскими актерами: Михаил Мухин, Рутгер Хауэр, Павел Воля, Андрей Мерзликин, Синтхун Яо, Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Алексей Петрухин и др. Общий бюджет картины превысил 2,8 млрд руб., а также вошел в ТОП-10 самых ожидаемых российских премьер.
Планировалось, что лента выйдет на экраны в 2018 году, однако в связи с прохождением цензурного контроля в Китае премьеру перенесли на 2019-й.